Полный текст статьи
Печать

Современная школа призвана сформировать у обучающихся целостную картину мира, основанную на понимании широты связей всех явлений и процессов, происходящих в мире. «Школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика), телах (физика), веществах (химия)» [1]. Требование ФГОС общего образования к достижению школьниками метапредметных результатов образовательной деятельности является новой дидактической проблемой для современной школы, решение которой предполагается посредством реализации метапредметного подхода в образовательной практике.

Мы полагаем, что сущность метапредметного подхода заключается в выделении компонентов и уровней метапредметности. К компонентам метапредметности мы относим метазнания, метаумения, ценности, которыми должны овладеть школьники. Данные компоненты, по нашему мнению, должны реализоваться на следующих уровнях: внутрипредметном, межпредметном и надпредметном. «Восхождение к метапредметности должно осуществляться поэтапно посредством перехода с одного уровня на другой» [2], каждый уровень имеет свои методические решения. Так, например, надпредметный уровень предполагает решение общих задач предметов гуманитарно-эстетического, общественно-исторического и естественно-научного циклов. Методически этот уровень можно реализовать через метапредметные уроки, факультативы, учебные метапредметы.

Рассмотрим деятельность учителя по реализации метапредметного подхода на примере метапредметного урока в 10-м классе по теме «Симметрия», разработанного и проведенного учителем математики МКОУ СОШ пгт Подосиновец Кировской области Татьяной Геннадьевной Чебыкиной.

Общедидактической целью урока является создание условий для формирования у обучающихся представления о многообразных проявлениях симметрии в окружающем мире, рассмотрение понятия симметрии как метапонятия. Образовательный аспект урока заключается в повторении понятия осевой, центральной, зеркальной симметрий; изучении поворотной, переносной, винтовой симметрий; проведении поиска  явлений симметрии в искусстве, биологии, музыке, архитектуре, литературе, технике, математике. Развивающий аспект урока предполагает развитие логического мышления, творческой активности, познавательного интереса школьников; рассмотрения метапредметного понятия «симметрия». Воспитательный аспект направлен на  формирование умения работать в коллективе.

Метапредметные результаты урока отражают способы работы со знанием: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение,  измерение,  опыт); сравнение, сопоставление, классификация предметов и объектов по одному или нескольким предложенным критериям;  приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности; оценивание своих учебных достижений.

Отличительной особенностью метапредметного урока является отсутствие предметной темы. На этапе целеполагания и мотивации задача учитель создает условия для осознания школьниками цели деятельности как неотъемлемого элемента самостоятельного познания мира. Цели урока выходят за рамки одного предмета. Учитель напомнила притчу о буридановом осле, который погиб рядом с едой от голода, не решившись сделать выбор. Смысл этой притчи школьникам оказался не совсем понятен, что вызвало у них интеллектуальное затруднение и интерес к теме урока. Для того, чтобы подвести учащихся к теме урока, им было предложено ответить на следующие вопросы: почему шарик неподвижен на столе, почему по проводу не идёт ток, почему туча застыла на небе. После ответов школьников на вопросы учитель обращает их внимание на слова в рабочем листе (соразмерность, пропорциональность, закономерность, упорядоченность, повторяемость, структурность, неизменность, стабильность, совершенство, порядок, красота, гармония) и спрашивает о том, какое геометрическое понятие можно охарактеризовать этими словами? После того, как школьники назвали понятие симметрии, учитель организовала их на формулировку темы урока и определение целей (уметь различать различные виды симметрии; учиться видеть явления симметрии в окружающей  действительности).

С целью мотивации предстоящей деятельности школьникам было предложено из набора карточек с фотографиями и рисунками живой и неживой природы, орнаментами, памятниками архитектуры, стихами выделить группы объектов по признаку одинакового расположения относительно точки, прямой или другого способа. Данное задание позволило вспомнить такие понятия, как «центральная», «осевая», «зеркальная», а также ввести новые - «поворотная» и «переносная симметрия», посмотреть, как часто эти виды симметрии встречаются в окружающем нас мире.

Следующий этап – этап осознания школьниками недостаточности имеющихся знаний и умений, – предполагал подбор учителем вопросов, среди которых есть такие, на которые ученики не могут ответить сразу. Важно, чтобы ответы на некоторые из поставленных вопросов не содержались ни в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации. Школьники должны осознать, что вопрос – движущая сила познания. Это позволяет им приобрести умение задавать вопросы, вычленять противоречия, выделять причинно-следственные связи, удивляться новым фактам. Учитель предложила рабочие листы со следующими вопросами: «Верите ли вы, что есть общее между кленовым листом и снежинкой, кружевной салфеткой и буквами русского алфавита, музыкой и резными наличниками, красотой и математикой? Верите ли вы, что принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, физике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке? Верите ли вы, что мир существует благодаря единству симметрии и асимметрии? Верите ли вы, что при преобразовании симметрия относительно точки фигура сохраняет свои размеры? Верите ли вы, что при преобразовании симметрия относительно прямой фигура изменяет свою форму? Верите вы ли, что в психологии и морали понятие симметрии представлены как покой и уравновешенность? Верите ли вы, что смена дня и ночи – это проявление симметрии? Верите ли вы, что точки К и М симметричны относительно прямой в, если прямая в пересекает отрезок МК в его середине под углом, отличным от прямого? Верите ли вы, что музыка, исполняемая на музыкальных инструментах или воспроизводимая человеческим голосом, полна симметрии?» Школьникам было предложено сравнить ответы с ответами соседа справа и соседа напротив. После этого учитель сообщает о том, что к этим вопросам школьники вернутся в конце урока.

На этапе изучения нового материала, организованного в форме групповой работы, учителю удалось привести школьников к осознанию того, что человек по предназначению творец, он имеет право реализовать своё творческое начало в любой области; человек имеет право на свой взгляд на мир, если он не ущемляет при этом прав других людей; люди приходят к истине разными путями, могут существовать разные точки зрения на один вопрос.

После организации работы с понятием «симметрия» школьникам предложено поработать с определениями понятия «симметрия» из разных словарей,  с цитатой Аристотеля («Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного»), гравюрой Мариуса Эшера «Силы гравитации». В ходе обсуждения школьники сделали вывод о том, что в каждом из нас живёт врождённое чувство прекрасного.

Далееучитель организовал работу в группах с целью исследования понятия симметрии в следующих областях знаний: биологии, архитектуре, живописи. литературе, музыке, математике. План работы групп следующий: записать цитату, характеризующую тему исследования; прочитать текст; определить область, в которой проводится исследование; занести в таблицу виды симметрии и примеры. Каждая группа презентовала результаты работы, а представители других групп задавали вопросы; учитель комментировала ответы и иллюстрировала выступления с помощью презентации, которая была составлена в соответствии с содержанием в раздаточном материале. Учителю удачно удалось привлечь школьников к обсуждению того, во всём ли в жизни должна быть симметрия.В процессе обсуждения выяснилось, что мир не может быть абсолютно симметричным (ничто бы не изменялось, не было бы никаких различий, в таком мире ничего бы не наблюдалось – никаких явлений); не может существовать абсолютно асимметричный мир (это был бы мир без каких-либо законов, где ничто не сохраняется, где нет каких-либо причинных связей); реальный мир – это мир, основывающийся на диалектике симметрии и асимметрии.

При подведении итогов учитель предложила школьникам вернуться к вопросам, на которые они отвечали в начале урока и сравнить свои ответы в начале и конце урока. На этапе самопроверки и взаимопроверки учитель создал условия для понимания школьниками того, что анализ результатов является одним из способов познания мира.

Главная цель метапредметного урока – это создание образа мира школьником. Поэтому в конце урока учитель сделал вывод о том, что симметрия — это есть равенство в широком смысле этого слова; сведение красоты только к симметрии ограничивало бы богатство ее внутреннего содержания; истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей, поэтому единство симметрии и асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в искусстве; симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность; симметрия противостоит хаосу, беспорядку, она есть в нашей жизни буквально во всем, добавляя в нее мир, спокойствие и состояние умиротворения.

На этапе рефлексии задача учителя заключалась в том, чтобы ученик осознал то, чему научился и каким способом действовал.

Таким образом, для проведения метапредметного урока учителю важно направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая  окружение школьника, а исследование должно стать неотъемлемой частью познания.