Полный текст статьи
Печать

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), в соответствии с содержанием которого организуется деятельность начального звена общей школы, отражены требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования по предметам. Так одним из результатов освоения учащимися математики  должно стать «приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач» [1].

Важнейшую роль в математике играет решение задач. Однако при решении задач учащиеся начальных классов нередко испытывают затруднения. Это вызвано тем, что тема достаточно обширна, содержит большое количество материала и  требует определенных базовых знаний и умений учащихся, которые они должны умело применять в практической деятельности. Для того, чтобы сделать процесс обучения младших школьников решению задач максимально эффективным, учитель должен иметь высокий уровень теоретических знаний о задачах и их видах, а также достаточный уровень практических умений построения процесса обучения решению задач. Рассмотрим теоретический аспект этой проблемы.

Изучив методическую и научную литературу, можно сделать вывод, что задача — это специальный текст, описывающий жизненную ситуацию, который содержит математические данные и требующий выполнения арифметических вычислений для решения. Текстовые задачи представляют собой задачи на нахождение искомого и направлены на вычисление неизвестного значения некоторой величины.

Исследователи отмечают, что решение задач в начальном звене общеобразовательной школы преследует две цели: научить решать текстовые задачи различных видов; обеспечить использование текстовых задач в качестве  средства обучения, воспитания и развития младших школьников. Итак, решение задач имеет большое значение для формирования у детей необходимых знаний по математике, определяемых учебной программой [2]. Обучение решению задач в начальных классах способствует формированию, углублению и обобщению математических знаний и умений, усвоению учащимися основных математических положений, которые используются в практике, а умение решать задачи позволяет детям использовать умения и навыки в различных жизненных ситуациях [3].

Решение задач − сложный процесс. Для грамотного овладения умением решать задачи следует строить работу, согласно основным этапам решения задачи в определенной последовательности. Проанализировав исследования Н.Б. Истоминой и др., можно сделать вывод, что работа над задачами ведется по следующим этапам:

1. Подготовительная работа к введению задач конкретного вида.

2. Обучение решению задач конкретного вида:

А) работа над содержанием задачи;

Б) поиск путей решения задачи;

В) решение задачи;

Г) проверка решения.

3. Закрепление и отработка умения решать задачи конкретного вида [4].

В третьем классе дети повторяют решение простых задач и, в большей степени, решают составные задачи. Составные задачи − это такие задачи, решение которых требует установления системы связей между данными и искомым, и выбора подходящих для решения арифметических действий.

Проанализировав учебники математики из различных учебно-методических комплектов (УМК), можно сделать вывод, что в третьем классе во всех программах учащиеся знакомятся со следующими видами задач:

1. Задачи на кратное сравнение;

2. Задачи на увеличение/ уменьшение числа в несколько раз;

3. Задачи на нахождение четвертого пропорционального;

4. Задачи на нахождение площади;

5. Задачи на нахождение длины.

Поскольку обучение решению задач − серьезный и сложный процесс, возникает необходимость поиска таких способов и содержание обучения, которые будут способствовать повышению уровня обученности и развитию познавательного интереса учащихся. В частности использование сведений о природе родного края способно помочь максимально упростить процесс обучения решению задач для учащихся, а также сделать его более интересным, познавательным. Использование сведений о природе Вятского края в тексте изучаемых задач будет способствовать не только активизации познавательной деятельности третьеклассников, но и поможет интегрировать предметные области математики, окружающего мира и краеведения.

Проанализировав учебники окружающего мира различных УМК, было выявлено, что в третьем классе во всех УМК изучаются следующие темы:

1) флора;

2) фауна;

3) грибы;

4) водные ресурсы;

5) климат.

Стоит заметить, что данные темы раскрываются на общетеоретическом уровне без привлечения краеведческого материала. Следовательно, изучение природы родного края происходит в малом количестве и объеме. Учитель может дополнять основной материал учебника, предназначенный для изучения, дополнительным [5]. По нашему мнению, использование данных о природе родного Вятского края на уроках в третьем классе будет способствовать гармоничному развитию личности учащихся, расширит знания третьеклассников о своей «малой Родине».

Далее мы предлагаем специально разработанные задачи различных видов, изучаемых в третьем классе. Общей спецификой этих задач является использование в их содержании материалов о природе Вятского края.

1. Задачи на кратное сравнение.

1) Известно более 240 видов съедобных грибов. Из них на территории Вятского края произрастает 30 видов. Во сколько раз видов съедобных грибов, растущих в Вятском крае, меньше, чем существующих видов съедобных грибов всего?

2) Вятский край расположен в зоне смешанных лесов. Однако здесь можно увидеть большое разнообразие и более мелких растений. Так на территории Кировской области произрастает 48 видов осоки, 16 видов лютиков и 8 видов щавеля. Во сколько раз видов осоки больше, чем видов лютиков? Во сколько раз видов щавеля меньше, чем видов лютиков?

3) Климат Вятского края умеренно-континентальный. Для него характерно достаточное увлажнение. Осадки в нашем крае выпадают в среднем каждый второй день в году. В Кировской области в среднем в сентябре выпадает 64 мм осадков, в январе – 32 мм осадков. Во сколько раз количество осадков в январе меньше, чем количество осадков в сентябре?

2. Задачи на увеличение/ уменьшение числа в несколько раз.

1) В городе Кирове 3 особо охраняемые природные зоны, а в Кировской области – в 66 раз больше. Сколько особо охраняемых природных зон в Кировской области?

2) На территории заповедника «Нургуш» обитает 6 видов пресмыкающихся, видов рыб – в 2 раза больше, чем видов пресмыкающихся. Видов земноводных – на 2 больше, чем пресмыкающихся, а видов птиц − в 22 раза больше, чем видов земноводных. Сколько видов рыб, земноводных и птиц обитает в заповеднике?

3) Вятский край имеет густую речную сеть. На территории края есть множество рек различных по длине. В пределах Вятского края длина реки Немда – 84 км, длина реки Белая Холуница – в 2 раза больше, чем длина Немды, а длина реки Суна – в 3 раза меньше , чем длина Белой Холуницы. Чему равна длина рек Белая Холуница и Суна?

3. Задачи на нахождение четвертого пропорционального.

1) В Кировской области есть уникальное карстовое озеро – озеро Шайтан. В этом озере периодически происходят выбросы воды на поверхность, которые за 10 лет можно наблюдать 2 раза. Сколько должно пройти лет, чтобы это явление произошло 8 раз?

2) На территории Вятского края обитает несколько видов животных, занесенных в Красную книгу России. К их числу относится выхухоль. Выхухоль за 4 года способна принести потомство – 20 детенышей. Сколько детенышей способна принести выхухоль за 7 лет?

3) В водоемах Вятского края обитает европейский хариус. Европейский хариус – рыба, занесенная в Красную книгу России. Плодовитость 8 европейских хариусов составляет 8408 икринок. Какова плодовитость 5 европейских хариусов?

4. Задачи на нахождение площади.

1) На территории Вятского края находится чуть больше 100 озер. Площадь озера Шайтан – 2 га, площадь Орловского озера – в 17 раз больше площади озера Шайтан. Чему равна площадь Орловского озера?

2) На территории Кировской области можно разместить Данию (44000 км²), Нидерланды (35000 км²) и Швейцарию (41000 км²) вместе взятые. Найдите площадь Кировской области.

3) К числу особо охраняемых природных зон Кировской области относится заповедник «Нургуш». Заповедник включает в себя 2 участка: участок «Нургуш» в Котельническом районе и участок «Тулашор» в Нагорском районе. Площадь участка «Нургуш» − 5634 га, площадь участка «Тулашор» − на 12181 га больше. Чему равна площадь участка «Тулашор»? Чему равна площадь всего заповедника «Нургуш»?

5. Задачи на нахождение длины.

1) В Кировской области протекает множество рек. В пределах области длина реки Вятка – 1314 км, длина реки Быстрица – на 1148 км меньше длины реки Вятка, а длина реки Воя – на 8 км больше длины реки Быстрица. Какова длина рек Быстрица и Воя?

2) В Вятском крае обитает несколько видов змей. Наиболее распространенные виды: гадюка обыкновенная и уж обыкновенный. Длина тела взрослой особи гадюки обычно составляет 80 см, а длина тела взрослой особи ужа больше на 65 см. Какова длина тела взрослой особи ужа?

3) Кировская область – одна из крупнейших по площади. Ее протяженность с севера на юг – 570 км, а с запада на восток – на 130 км меньше. Чему равна протяженность области с запада на восток?

Таким образом, использование сведений о природе Вятского края при обучении третьеклассников решению задач будет способствовать эффективному формированию навыков решения составных текстовых задач у учащихся, расширять кругозор младших школьников, углублять их знания о природе родного Вятского края, активизировать их познавательную активность, следовательно, будет способствовать и развитию учеников в целом.