Полный текст статьи
Печать

Для достижения целей, поставленных перед современным образованием, нельзя обойтись без современных педагогических технологий. Самой распространённой сегодня является новые информационные технологии, которые разрабатываются как широкое применение на уроках и во внеурочной деятельности современных технических средств (компьютер и набор его программ), при этом совершенно упускается ключевое слово «информация». Огромные объёмы информации, увеличивающиеся с большой скоростью, обрушиваются на современных детей. Как правило, необходимо, начиная с 5 класса, обучать детей обрабатывать, осваивать, применять информацию. Учителя должны помочь сформировать у детей информационную культуру личности, «которая (по словам профессора Н.И. Гендиной) является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе». [1]

 Информационная культура личности – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по удовлетворению индивидуальных информационных потребностей. Основой для информационной культуры личности является овладение учащимися информационной грамотностью. Это предполагает выработку умения определить, какая информация необходима для решения проблемы. Умения найти нужную информацию, оценить её полноту, актуальность. Я думаю очень важно умение оценить значимость полученной информации для решения задачи.

В помощь учителю для формирования информационной культуры существует много различных источников информации:   Интернет - ресурсы, онлайн – словари, презентации, тренажёры,  интерактивные тесты, энциклопедии.  Их эффективному применению способствует использование на уроках различных методов и приёмов.

1)  Метод проектов, позволяющий учащимся заниматься поиском информации, её анализом, созданием продукта исследования.

2)  Использование Интернет - ресурсов, онлайн – словарей, презентаций, тренажёров, интерактивные тестов, энциклопедий. Учащиеся имеют возможность самостоятельно получать знания, закреплять необходимые умения.

3)  Проведение нетрадиционных форм уроков с использованием ИКТ, что повышает эффективность занятий.

4)  Использование таблиц, схем, алгоритмов в презентации, выполненной в программе PowerPoint, на уроках и обучение самостоятельному составлению презентаций.  Их применение учащимися возможно, как использование иллюстративного материала к сообщениям, докладам, как форма итоговой работы при выполнение проекта и т.д.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению становления информационной личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей к работе с информацией, представленной в разных формах. Это помогает формировать умение и желание учиться. И создаёт условия для усвоения в полном объеме знаний и умений.

              На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволяет нам проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.              Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и само коррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Информация храниться в различных источниках текстовые документы, карты, статистические материалы и т.д. Как осваивать такие огромные объёмы разнообразной информации? Для начала необходимо на уроках начиная с 5 класса научить детей работать пошагово по плану или другими словами по алгоритму, причём для каждого вида информации свой алгоритм. В современной практике популярна «идея опор», причём в самой различной форме. Я предлагаю сборник памяток в котором собраны планы описания различных элементов характеристики природы и населения по картам, обучения различным приёмам работы с источниками географической информации, использования приёмов умственной деятельности (сравнение и т.д.) Они представляют последовательность выполнения умственных и практических действий.

Сборник выдаётся каждому ребёнку перед началом урока. Учащиеся могут пользоваться им в любое время. Это позволяет запоминать приёмы умственной деятельности не только на слух, но и зрительно. Многие ребята постепенно прекращают обращаться к сборнику приёмов и действуют самостоятельно. А для многих недостаточно одноразового применения знаний и поэтому такой пошаговый помощник является залогом успешности на уроке, а это повышает интерес к изучаемому предмету и качество усвоения материала урока.

На первых же уроках в пятом классе я знакомлю детей с памяткой: «Как понять язык карты». В результате работы с памяткой ребята знакомятся с первой географической картой полушарий. В соответствии со своими возрастными особенностями пятиклассникам нравится быстро получать осязаемый результат своего труда, в данном случае—изучения нового предмета. Этим результатом становится контурная карта «Планета Земля», которая последовательно заполняется на уроках темы «Введение», также с использованием памятки: «Как работать в контурной карте». Цель её создания: закрепить элементарные знания о материках и океанах; закрепить знания о географических открытиях Х.Колумба и Ф.Магеллана; самое, на мой взгляд, важное начать работу по формированию практических умений по оформлению контурной карты. Изучение географической карты в шестом классе углубляет умение работы с картой и опять на помощь приходят памятки: «Как определять географические координаты», «Классификация карт по типам».

Как и любом предмете в географии много работы проводится с новой подчас очень объёмной информацией. Я начиная с пятого класса обучаю работать ребят с текстом и мне на помощь опять приходит сборник пошаговых инструкций. «Как работать с текстом», «Как составить учебный рассказ», «Как составить план» и самым высшим проявлением обработки получаемой информации является умение увидеть в тексте логическую схему или таблицу, чему тоже помогают обучать пошаговые инструкции.

Я думаю, что такое наглядное пособие сборник пошаговых инструкций «НОТ школьника» не только экономит время на уроке, исключая постоянное повторение инструкций, а также повышает интерес к изучаемому предмету и развивает информационную культуру личности школьника.