Полный текст статьи
Печать

Поступление ребенка в первый класс является стрессом не только для самого первоклассника, но и испытанием для его родителей. Та новая социальная роль, в которой оказывается первоклассник, требует от него не только изменения привычного образа жизни, но выдвигает новые требования к самому ребенку, оказавшемуся в этой новой роли. Если он не справляется с предъявленными к нему требованиями или результаты его социализации не соответствует ожиданиям родителей, то  возникает проблема дезадаптации: понижается самооценка ребенка, меняется его поведение, общее нервозное состояние и др. Эти и другие проблемы ведут к развитию более глубоких проблем, если вовремя не оказать первокласснику квалифицированную помощь.

Проблема дезадаптации первоклассников не является новой проблемой, хотя сам термин «школьная дезадаптация» появился сравнительно недавно. Сам феномен дезадаптации исследуется в междисциплинарном контексте и является объектом исследования в педагогике, психологии и социальной психологии. Но необходимо отметить тот факт, что однозначной трактовки в понимании данного феномена нет.

С.А. Беличева говорит о том, что «школьная дезадаптация – это совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или ,в крайнем случае, невозможным» [2].

М.Ш. Вроно под «школьной дезадаптацией» понимает нарушения приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими-либо патогенными факторами [2].

Если подробно рассматривать причины школьной дезадаптации первоклассников, то следует отметить наиболее существенные такие как: общий уровень физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья и развитие его психофизиологических функций; по психофизиологическим характеристикам ребенок может быть не готов к обучению в школе; особенности семейного воспитания; интенсивность учебных нагрузок и сложность образовательных программ; самооценка младшего школьника и стиль взаимоотношений с близкими людьми.

Основными факторами школьной дезадаптации являются:

– несформированность навыков учебной деятельности. Основными причинами чаще всего могут являться: педагогическая запущенность, недостаточное интеллектуальное развитие ребенка; отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей;

– слабое развитие школьной мотивации; направленность на нешкольные виды деятельности. Основными причинами могут являться: стремление родителей «инфантилизировать» ребенка; психологическая неготовность ребенка, разрушение такой мотивации под воздействием неблагоприятных факторов семьи;

– школьный невроз или «боязнь школы». Основные причины связаны с семейным воспитанием: ребенку не позволяют выйти за границы семейной общности;

– неумение приспособиться к темпу учебной жизни. Основные причины связаны с неправильным воспитанием или игнорированием взрослыми индивидуальных особенностей детей.

В статье рассмотрим влияние семейного воспитания на дезадаптацию первоклассников. Взаимосвязь формирования личности ребенка дошкольного возраста со стилями воспитания родителей очевидна и подробно рассмотрена как психологами так и педагогами. Современная_ семья остается для ребенка дошкольного возраста первым институтом социализации. Именно семья определяет_дальнейшее развитие ребенка как личности и закладывает все базовые ее компоненты. Большинство исследователей сегодня подтверждают мысль о том, что именно семья передает необходимые общечеловеческие ценности  и семейные традиции подрастающему поколению и сами родители_оказывают влияниемна формирование_иерархии ценностей у детей и как эмоционально близкие люди, и как взрослые, с которыми дети идентифицируются, особенно,ев период дошкольного  детства.

Деятельность семьи_по развитию, преобразованию_и передаче определенных_ ценностей является_ ведущей деятельностью на протяжении_всего периода становления детской_личности. Кроме того,_ценности определяют динамику_семьи в целом и родительского отношения к детям, в частности. Родительское отношение – это многомерное образование, в структуре которого выделяют принятие или отвержение_ ребенка, межличностную дистанцию, контролирование, социальную желательность_ поведения.

Педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи – создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать, что ребенок сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оце­нивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений выделены на основании анализа взаимодействия родителей и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество или псевдосотрудничество, изоляция, соперничество [4].

Сотрудничество в семейном воспитании предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество в семейном воспитании может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого или доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения принимаются за счет по­спешного согласия одного из партнеров взаимодействия в семье, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции в семье полностью отсутствует кооперация и объединение усилий родителей и ребенка, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

Для стиля соперничества между родителями и ребенком характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера взаимодействия.

Ученый подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности и ведет к успешной адаптации ребенка к обучению в школе [4].

А. Болдуин в своих трудах определил два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий [3]. При этом под стилем воспитания он понимал не только определенную стратегию воспитания в семье, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, и стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль родительского воспитания предполагает существенные ограничения в поведении ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

Демократический стиль родительского воспитания опирается на потребности ребёнка в положительных эмоциях и притязании на признание, при доброжелательности и любви к ребёнку родители используют внушение и убеждение. Данный стиль воздействия наиболее эффективный для воспитания первоклассника.

Во многих исследованиях подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать-дитя» является основным патогенетическим факто­ром, обусловливающим возникновение неврозов и дезадаптации к школе у первоклассников. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями [5].

Гипопротекция (гипоопека) в семье характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений в семье ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

Доминирующая гиперпротекция в семейном воспитании предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.

Эмоциональное отвержение при воспитании ребенка в семье проявляется в его неприятии во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно и скрыто – в виде издевок, иронии, высмеивания со стороны родителей. Жестокие взаимоотношения могут проявляться также и явно: в виде побоев – или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности.

Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи особенностей семейного воспитания и дальнейшей успешной социализации первоклассника и его адаптации к новым условиям школьной жизни.

Изучая данную проблему, мы пришли к выводу о том, какими профилактическими мерами можно помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям в школе. В первую очередь следует определить причины дезадаптированности учащихся. Для этого современные психологи предлагают различные диагностические методики по определению уровня дезадаптации первоклассников. На наш взгляд, одним из объектиных и интересных опросников является методика Л.М. Ковалевой и Н.Н. Тарасенко, адресованная учителям начальной школы. Данная диагностическая методика поможет им систематизировать представления о первоклассниках по определенным показателям дезадаптации конкретного ученика.

Таблица 1.

Опросник по методике Л. М. Ковалёвой,Н. Н. Тарасенко



Показатель


Критерии


1


Родительское отношение


РО

1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.

 


2


Неготовность к школе


НГШ

2. При поступлении в школу ребёнок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т.д.).

3. Ученик не знает многое из того, что известно большинству из его сверстников (дни недели, времена года, сказки и т.д.).

4. У первоклассника плохо развита мелкая моторика, он испытывает трудности при письме, у него получаются неравномерные буквы и т.д.


3


Леворукость


Л

5. Ученик пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.

6. Первоклассник пишет левой рукой.


4


Невротические симптомы


НС

7. Часто ученик бесцельно двигает руками.

8. Первоклассник часто моргает.

9. Ученик сосёт палец или ручку.

10. Ученик иногда заикается.

11. Первоклассник грызёт ногти.


5


Инфетилизм


И

12. У ребёнка хрупкое телосложение, маленький рост.

13. Ребёнок «явно домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.

14. Ученик очень любит играть, играет даже на уроках.

15. Такое впечатление, что ребёнок младше других детей, хотя по возрасту он им сверстник.

16. Речь бедна, напоминает речь 4-5-летного ребёнка.


6


Гиперкинетический синдромом (чрезмерная расторможенность)


ГС

17. Ученик чрезмерно беспокоен на уроках.

18. Ребёнок быстро примиряется с неудачами.

19. Первоклассник любит шумные, подвижные игры на переменах.

20. Ученик долго не может сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.

21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьёзную работу.


7


Инертность нервной системы


ИНС

22. Ученик долго переживает неудачи.

23. При неожиданном вопросе учителя ребёнок часто теряется. Если дать время на обдумывание, то он может ответить хорошо.

24. Первоклассник очень долго выполняет любое задание.

25. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных работ (разница очень существенна по отношению к другим детям).

26. Ученик долго перестраивается с одной деятельности на другую.


8


Недостаточная произвольность психики


НП

27. Ребёнок часто не может повторить самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идёт об интересующих его вещах (знает марки машин, но не может повторить простое правило)

28. Требует постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения: «Пиши».

29. Ученик допускает много ошибок при списывании.

30. Чтобы отвлечь его от выполнения задания достаточно малейшей причины (скрипнула дверь, что-то упало...).


9


Низкая мотивация


НМ

31. Приносит в школу игрушки и играет на уроке.

32. Никогда ничего не сделает сверх положенного: не стремится узнать что-то, рассказать.

33. Родители жалуются, что с трудом усаживают дома за задания.

34. Такое впечатление, что на уроках ребёнку плохо, он оживает только на перемене.

35. К выполнению заданий не любит прилагать никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий (болит рука, живот, голова).


10


Астенический синдром


АС

36. У ребёнка не совсем здоровый вид (худой, бледный).

37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.

38. Если что-то не получается, ребёнок раздражается, плачет.

39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если поторопить, может совсем отключиться, бросить работу.

40. Часто жалуется на усталость, головную боль. 


11


Нарушения интеллектуальной деятельности


НИД

41. Никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно и требует сообразительности.

42. Ответы становятся лучше, если есть какая-то опора на внешние объекты (считает по пальцам).

43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.

44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, умения при объяснении нового.

45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.

46. Такое впечатление, что ученику трудно понять объяснение, т.к. основные учебные навыки не сформированы.

 

Педагогу в ключе данного процесса в первую очередь требуется:

– знание социальной ситуации развития и жизнедеятельности ребенка;

– учет факторов, которые выступают как условие провоцирования, дополнительного углубления или сдерживания процесса школьной дезадаптации;

– своевременное выявление и коррекция причин.

По нашему мнению, определив детей с трудностями в адаптации к обучению в школе, учитель начальных классов должен обязательно подключить к социально-педагогической деятельности родителей и психологов. В работе с родителями следует посоветовать:

– соблюдать контроль за усвоением учебного материала, важно недопустить отставания ребенка в его освоении, так как психологическая дезадаптация может проявляться именно в этом;

– уделять ребенку больше внимания, играть с ним, советовать ему и помогать преодолевать трудности.

Немаловажным при профилактических мерах дезадаптации первоклассников является первичная диагностика при поступлении ребенка в школу, которая должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента и потенциальные возможности каждого ребенка.

Таким образом, можно говорить о том, что адаптация ребенка к школе процесс сложный и многоплановый. Если адаптация успешная, то происходит безболезненный переход одной ведущей деятельности игровой в новый ведущий вид деятельности – учебный. Если у ребенка проблемы с адаптацией и педагог замечает индивидуальные адаптационные отклонения или дезадаптацию первоклассника, то необходимы совместные усилия педагогов, психологов и родителей. Особе внимание, по нашему мнению, необходимо уделить родителям и работе с семьей таких первоклассников.