Полный текст статьи
Печать

Проблема необходимости помощи людям с нарушениями интеллекта всегда была очень актуальна, несмотря на то, что общественное отношение к лицам с такими отклонениями постоянно изменялось и в основном определялось уровнем развития общества. Принятие обществом аномальных людей прошло большой исторический путь от банального убийства детей, не соответствующих рамкам культа здорового тела в Древней Спарте и Риме, до тщательного исследования этиологии нарушений интеллекта, обеспечения необходимых условий для их лечения, проживания, обучения, воспитания, социализации.

В настоящее время в мире увеличивается количество детей с нарушениями интеллекта, о чем свидетельствуют статистические данные о частоте и видах нарушений развития, приведенные международными общественными организациями (ЮНЕСКО, ВОЗ). Большинство стран также ведет свой статистический учет в соответствии с принятой в стране терминологией и определенными признаками ограниченными возможностями здоровья.  Люди с нарушениями интеллекта составляют сейчас 1-3 % всего населения [1].

Обратимся к статистике специальной педагогики. По степени распространенности различных отклонений в пределах детской возрастной группы во всем мире второе место по численности занимают дети с нарушениями интеллекта (около 20 %). По данным Министерства образования и науки РФ, в настоящее время 1,7 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5 % всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. К системе школьного специального образования относят 1461 школу для детей с нарушениями интеллекта, где обучаются 207836 детей [2].

Согласно статистике, 15 % случаев нарушений интеллекта присущи детям с тяжелыми формами умственной отсталости. К сожалению, до окончания второй мировой войны такая категория детей считалась необучаемой. Они оставались вне образовательного пространства, несмотря на то, что уже доказано, что при систематической и правильной коррекционно-педагогической работе дети способны к социализации. Сейчас в большинстве своем эта группа детей находится в закрытых интернатных учреждениях социальной защиты, где они получают уход. Сегодня в нашей стране примерно 32 тыс. таких детей [3]. Стоит сказать, что в систему специального образования также включены и специальные классы, предназначенные для разных категорий учащихся, но преимущественно для детей с нарушениями интеллекта. В специальных классах сейчас обучаются 200 тыс. человек. Примерно 34 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются или на дому, или в школах индивидуального (надомного) образования.

Детей с ограниченными возможностями здоровья нужно социализировать, делать полноценными членами общества, обучать навыкам самообслуживания, поведению. Для этого нужны усилия и поддержка не только со стороны семьи, но и со стороны государства. С сентября 2016 года вступил в силу ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями [2].

Согласно последнему социализация признается как «процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе» [2]. Решение проблемы социализации тесно связано с удовлетворением особых образовательных потребностей обучающихся.

В настоящее время понятие «социализация» имеет множество определений. Впервые термин «социализация» употребил американский социолог Франклин Г. Гиддингс, который в 1897 году в книге «Теория цивилизации» обозначил ее как «развитие социальной природы или характера индивида». С точки зрения педагогики, он имеет немного иное значение. Например, И.С.Кон определяет понятие социализации как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». А Л.С.Выготский считает, что в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т.е. происходит социализация. В то же время человек приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, то есть происходит индивидуализация. По М. А. Галагузовой, социализация – это 1) приобщение человека к социальной жизни; 2) это процесс вхождения ребенка в общество, приобретение им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок).

Итак, социализацию можно охарактеризовать как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Проблемой социализации личности с ограниченными возможностями здоровья в контексте модернизации отечественного образования занимаются Королева Ю.А., Мудрик А.В., Радина Н.К. и др. [4, 5]. Для обеспечения преемственности организации освоения социального опыта детьми с умственной отсталостью в образовательных организациях актуальным остается изучение опыта социализации обучающихся в прошлом.

К концу XVII столетия успешное индивидуальное обучение глухонемых становится рядовым явлением городской жизни ряда европейских стран. Однако не получают доступа к образованию слепые дети, так как даже обучение грамоте казалось большинству образованных людей бесполезным и ненужным. А умственно отсталые дети вообще остаются вне поля зрения европейцев. До тех пор, пока школьное образование не станет всеобщим, государство не задумается об организации специального обучения. Но в то же время философы-просветители и педагоги-гуманисты с конца XVII века начинают выдвигать идеи о праве «ненормальных» детей на обычное образование, также впервые выдвигается идея об обучении умственно отсталых [6].

И только в XIX веке одной из первых стран, которая занялась душевнобольными людьми, в том числе и людьми с умственной отсталостью, стала Франция. Одним из первых врачей, который посвятил свои труды изучению идиотии был Жан-Этьен-Доминик Эскироль. Он указал на то, что идиотия – не болезнь, а определенное состояние, при котором умственные способности никогда не проявлялись или не развились в течение жизни. Он ввел симптоматическую классификацию. Другой выдающийся врач, занимавшийся умственно отсталыми, был Жан Итар. Он обучал, развивал, воспитывал мальчика-маугли, найденного в 1799 году в лесах Айверона.  Это был первый опыт обучения ребенка с умственной отсталостью [7].

Но наибольший вклад в воспитание и обучение умственно отсталых внес врач-педагог Эдуард Сеген (1812-1880). Большую часть своей жизни он отдал неутомимому служению идее общественного воспитания этих детей. Двенадцать лет напряженной работы при самых неблагоприятных условиях во Франции и тридцать лет широкой деятельности в США доставили Сегену непревзойденную славу специалиста, впервые сумевшего практически разрешить сложную проблему воспитания умственно отсталых детей.

Он начал свою педагогическую работу с умственно отсталыми детьми в 1837 году. В 1839 году вышла совместная работа Эдуарда Сегена и Жана-Этьена Доминика Эскироля «Резюме нашей четырнадцатимесячной работы», описывающая достигнутые ими успехи в развитии интеллекта слабоумных детей, находившихся в психиатрической лечебнице в Биссетре.

Анализ научной литературы убеждает нас в том, что Сеген пытался улучшить условия жизни слабоумных, предпринимал попытки отделить их от душевнобольных, но его современники негативно отнеслись к его стремлениям [7, С. 82-88].

В 1841 году он самостоятельно организовал в Париже частную школу для слабоумных.

В 1846 году в Париже увидел свет труд Сегена под названием «Traitement moral, hygiene et education des Idiots et des autres enfants arrieres». Позже несколько дополненная, уже на английском языке выходит его новая книга «Idiocy and its treatement by the physiological method». Русский перевод труда Сегена долгое время был интересен отечественным олигофренопедагогам.

Сеген сумел проанализировать, обобщить и оформить в виде целостной медико-педагогической системы собственную практику воспитания слабоумных [7].

Он считал целью обучения и воспитания слабоумных – поставить их в связь с окружающим миром, развить способности, дать навыки производительного труда, что мы сейчас и можем назвать социализацией.

По глубокому убеждению Сегена, современная ему школа не лишена недостатков. Он выступил против традиционно-схоластического режима, культивирующего лишь механическую память детей и игнорирующий идею единства физического, интеллектуального и нравственного воспитания. Он был преисполнен стремлениями создать новые основы обучения и воспитания детей в духе увлекавших его идей сенсимонизма и сенсуалистической философии.

Рассуждая о природе идиотиии, Сеген отмечал, что у идиота «нет умения  свободно прилагать свои способности к явлениям нравственного и отвлеченного характера; ему недостает той свободы, из которой рождается нравственная воля» [8].

Подчеркивая, что «идиот, предоставленный своим инстинктам, своей инертности, отданный во власть своих нервных расстройств, своих грязных, отталкивающих и вредных привычек, быстро старится и умирает обыкновенно раньше достижения тридцатилетнего возраста; а разве не наибольшее ухудшение болезни есть то ухудшение, которое разрушает молодость и быстро ведет, при целой массе болезненных явлений» [8], Сеген выражал убежденность в ответственности за судьбу несчастного не только его семьи, но и общества в целом.

Сеген создал «триаду» принципов воспитания. Он говорил, что сначала должно осуществляться воспитание деятельности, активности, затем можно приступать к воспитанию мышления, а потом и к воспитанию воли, что само по себе соответствует нравственному воспитанию. «Человек двигается и ощущает раньше, чем знает, и знает много раньше, чем сознает нравственное значение своих действий и своих мыслей», - говорил Сеген [8, с.53].

Стоит отметить, что большое значение он уделял физическому развитию, что способствовало не только укреплению здоровья, но и выводило детей из  состояния инактивности. Сеген подобрал специальные упражнения, разработал различные виды гимнастических снарядов и приспособлений с учетом индивидуальных особенностей, состояния и потребностей [9, с.248]. «Для одного нужна лестница с очень низкими и широкими ступенями, чтобы он начал всходить и сходить; затем одна или две других лестницы, ступени которых приближаются к ступеням наших жилищ. Другому нужно давать в руки тела тяжелые, но тонкие, чтобы его рука ... привыкла к схватыванию. Третьему нужны попеременные упражнения в схватывании и бросании...» [8, с.68]

Сеген выстроил последовательность развития чувств слабоумных детей: осязание, зрение, слух и речь, вкус, обоняние. Постепенное и обособленное развитие этих чувств способствовало большей адаптации к окружающему миру.

Нравственное развитие умствнно отсталых, безусловно, имело большое значение в социализации таких детей. «Нравственное лечение идиотии состоит в разумном применении всех средств, пригодных для развития и регулирования деятельности, мышления и страстей ... с целью содействовать переходу идиота из того исключительного состояния, в которое он погружен, к обычному ... социальному состоянию» [8, с.255].

Он добивался создания благоприятных условий жизни слабоумных людей в специальных учреждениях, он также четко определил требования к жилищу, одежде, питанию, режиму дня.

Последний, по мнению Сегена, должен основываться не только на общепринятых положениях гигиены, но и на тех специальных предписаниях, которые наиболее благоприятствуют развитию детей с умственной отсталостью [8].

Педагог подчеркивал, что расположение жилища для умственно отсталых детей имеет огромное значение как гигиеническое, так и воспитательное. Лучше, если жилище располагается не в городе, а вблизи города, в сельской местности, чтобы «дети могли видеть все создания роскоши, искусства и промышленности». Важно окружение дома (деревья, цветы, огород, сад, поля, луга). «Тут же должны содержаться домашние животные; кругом должна быть вода, леса и горы. Если последнее недостижимо, около дома необходимо устроить место для прогулок детей, где они могут проводить большую часть дня в играх, доступных их возрасту и состоянию здоровья… Они должны иметь возможность заниматься земледелием, ходить за домашними животными, перерабатывать сырые материалы, приготовляя хлеб, вино, пиво, различные кушанья и так далее» [8]. Иными словами, Э.Сеген определил идею о значении практического труда для достойного вхождения в жизнь детей с умственной отсталостью.

Жилище – особая постройка (это ни старинный барский дом, ни монастырские постройки, ни ветхая ферма). Оно должно быть обращено «фасадом к югу, с большими окнами, с различными приспособлениями для защиты от холода и жары» [8].

«Привычка — вторая натура», - писал Э.Сеген. Одним из основополагающих методов работы с детьми с умственной отсталостью педагог считал упражнения, направленные на развитие моторики, органов чувств, интеллекта и воли.

Он также обращал пристальное внимание на личность воспитателя, его собственную волю и умения работать с такими детьми. «Если привычки, которые ему прививают, внушены равнодушием, отвращением, глупым состраданием, слепой любовью — чувствами, равносильными по их результатам, — то идиот погиб; но он спасен, если ему постарались привить привычки, руководствуясь твердой волей и разумной привязанностью» [8].

Заслуга Сегена также состоит и в том, что он создал первую в мире систему воспитания умственно отсталых детей, сочетающую педагогические и медицинские средства воздействия на воспитанника.

«Задача воспитания идиотов заключается не в том, чтобы заменить несуществующие способы восприятия какими-либо новыми: она просто состоит в возможности регулировать пользование чувствами, в возможности умножить понятия, оплодотворить идеи, желания, страсти тех жалких существ, которые, будучи предоставлены самим себе, остались бы без связи, без сношений с внешним миром, остались бы идиотами; это задача жизненной динамики» [8].

Сегеном были созданы особые школы для слабоумных – «физиологические школы Сегена». Он по-настоящему сделал процесс обучения и воспитания индивидуализированным. Дети были под постоянным присмотром воспитателей, обучались чтению, письму, арифметике, гигиеническим навыкам,  приобщались к музыке, ручному труду, рисованию, часто выезжали на прогулки в город. Вышедшая на английском языке в свет книга Сегена «Idiocy and its treatement by the physiological method» содержит много случаев описания его положительного опыта освоения социального опыта его воспитанниками, результаты процесса их социализации.

Разработанные Э. Сегеном (1866 г.) «Доски форм» до сих пор популярны при обследовании умственно отсталых детей, они относятся к числу тестов действия, или невербальных тестов интеллекта.

Эдуард Сеген обрел многих последователей по всему миру. Его идеи воплощали и Мария Монтессори, и Фридрих Фребель, и французский педагог Ваней. В Европе идеи Сегена получили развитие благодаря Марии Монтессори, которая разрабатывала свою дидактическую систему для обучения умственно отсталых детей. Во Франции система Сегена была основательно забыта до конца XIX века, затем ее возродил психиатр Бурневиль, считавший эту систему классической. Его взгляды, принципы и методы работы с умственно отсталыми детьми использовались и в России,  в том числе А. Н. Граборовым.

Идея исследования физических и умственных способностей методом тестов нашла свое развитие в трудах американского психолога Дж.М.Кэттелла (1860–1944).

Подводя итоги вышесказанному, можем сказать, что и сегодня актуальны идеи социализации, предложенные Эдуардом Сегеном, который справедливо занимает одно из выдающихся мест среди крупнейших деятелей в области воспитания и обучения детей с умственной отсталостью. Его труды полны целеустремленности, научного оптимизма, идейно насыщены. Могут быть полезны современным дефектологам в период модернизации отечественного образования.