Полный текст статьи
Печать

Дистанционная форма обучения рассматривается нами как одна из разновидностей системы непрерывного образования. Эта система обучения, как и любая другая, имеет свои цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Заочная форма обучения предполагает явку студента в стены учебного заведения, посещение пар (пусть не весь семестр, а только два раза в год, по 21-му дню).

 Обучаясь дистанционно, студент занимается дома через сеть Интернет. Ему не нужно тратить время и деньги на поездку до университета. Общение с преподавателем совершается на виртуальной платформе. Занятия проходят в удобное для студента время, программа индивидуальна, сроки выполнения домашних работ обговариваются с преподавателем.

Дистанционное обучение  – это самостоятельная форма обучения. Педагог здесь исполняет роль помощника (дистанционного репетитора). Курс обучения проходит по индивидуальным срокам. Удобство – один из важных критериев. Не нужно никуда торопиться, есть возможность разобраться в непонятных вопросах, остановиться на них подробнее, а более легкую тему пройти быстрее. Плюс дистанционного обучения еще и в том, что педагог развивает творческое мышление, воспитывает в обучаемом самостоятельность.

Проблема организации дистанционного обучения, в первую очередь, связана с неподготовленностью части студентов-заочников к работе в режиме дистанционного обучения, недоступностью для некоторых из них к Интернет-ресурсам.

В связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения и в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя вуза в учебном процессе, его основных функциях. В качестве первостепенных можно отметить следующие изменения: усложнение деятельности по разработке курсов; необходимость наличия специальных навыков и приемов разработки учебных курсов; усиление требований к качеству учебных материалов; возрастание роли обучаемого в учебном процессе; усиление функции поддержки студента-заочника; возможность обратной связи преподавателя с каждым студентом-заочником.

Если в традиционном обучении преподаватель большую часть времени уделяет проведению занятий, то в основанном на новых информационных технологиях системе обучения во многом меняется содержание его деятельности. Преподаватель теперь должен, во-первых, разрабатывать содержание курса на новой технологической основе; во-вторых, помогать обучаемому сориентироваться в обширной и разнообразной учебной информации и найти подходящую именно ему образовательную траекторию; в-третьих, обеспечить активное взаимодействие обучаемого как с ним, преподавателем, так и с другими обучаемыми в ходе обсуждения вопросов курса.

Для каждого из этих основных видов преподавательской деятельности характерны специфические проблемы:

  1. Методы обучения. Введение нового материала, его закрепление, воспроизведение, применение, оценка результатов.
  2. Организационные формы обучения. Требуется более гибкий график работы.
  3. Средства обучения. Использование информационных технологий, но не забывая о значимости традиционных средствах (учебники, раздаточные материалы, таблицы, слайды и т.п.)
  4. Дидактические условия обучения. Обучение «на расстоянии» студентов достаточно существенно, поскольку оно происходит между существующими и взаимодействующими партнерами.

          Так, разработка курсов на базе новых технологий требует не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных информационных технологий. Это же касается и помощи преподавателя при освоении обучаемыми обширных образовательных ресурсов. Взаимодействие в ходе учебного процесса, осуществляемого на базе современных коммуникационных технологий, также требует специальных не только педагогических, но и технологических навыков, опыта работы с современными техническими средствами.

В целях выявления ключевой проблемы исследования нами были поставлены следующие задачи исследования:

  1. составить и провести анкетирование среди заочников педагогического института СВФУ;
  2. сделать выводы по данным, полученным в ходе анкетирования;
  3. выделить продуктивные противоречия между существующими подходами и желаемыми;
  4. сформулировать ключевую проблему исследования на основе сопоставления выделенных противоречий;
  5. провести анализ литературы по проверке гипотезы;
  6. выбрать автора (авторов) по технологиям дистанционного обучения.

Проводимое нами исследование будет направлено на решение указанных выше задач.

Результаты анкетирования среди студентов-заочников (32 респондента) и преподавателей педагогического института СВФУ (5) показали, что все респонденты придерживаются единого мнения по следующим вопросам:

- по варианту А «Можно обучаться без отрыва от работы» первого вопроса «Какое преимущество дистанционного обучения Вы считаете главным?»;

- по варианту А «Отсутствие живого общения с преподавателями и однокурсниками» второго вопроса «Какой недостаток дистанционного обучения Вы считаете главным?»;

- по варианту А «Проблемы, связанные с подключением к Интернету» третьего вопроса «Какая проблема может помешать организации дистанционного обучения?».

По четвертому вопросу «Какой график дистанционного обучения наиболее приемлем?» студенты-заочники выбрали вариант В «С одной очной сессией в году», а преподаватели – вариант А «Все семестры и сессии дистанционно и с выездной защитой дипломной работы».

По пятому вопросу «Какого Вы мнения о качестве заочного обучения?» студенты-заочники считают, что качество зависит от самого заочника (вариант В), а у преподавателей нет однозначного ответа («Качество низкое», «Качество зависит от самого заочника» и «Для повышения качества нужно создавать все необходимые условия»).

По шестому вопросу «Каковы перспективы заочного обучения?» студенты-заочники выбрали вариант В «Заочная форма обучения станет полностью платным», а среди преподавателей никто не выбрал вариант А «Заочная форма обучения постепенно исчезнет» и 3 из 5 респондентов выбрали вариант С «Заочная форма обучения сольется с дистанционным».

По седьмому вопросу «Принятие какой меры смогло бы повысить качество заочного обучения?» студенты-заочники выбирают ответы между вариантами В («Предварительная выдача заданий на следующую сессию») и С («Расширение практических занятий»), а преподаватели однозначно все – вариант В.

По восьмому вопросу «Какие виды аудиторных занятий наиболее эффективны?» большинство студентов-заочников выбирают вариант С «Выполнение практических (лабораторных) работ», а среди преподавателей отсутствует выбор варианта А «Запись лекций» (0%), большее предпочтение отдается варианту В «Участие в работе семинаров».

Данные результаты указывают на необходимость постановки исследовательских задач по организации дистанционного обучения. В ходе начального этапа исследования составлен план примерных действий организации дистанционного обучения студентов заочного отделения педагогического института СВФУ:

  1. Для первокурсников провести установочные лекции в начале учебного года;
  2. Ознакомить каждого студента-заочника с учебным планом по направлениям;
  3. Показать работу сайта университета (https://s-vfu.ru/), его функции;
  4. Собрать данные студентов (электронные адреса, присвоить номера зачетных книжек);
  5. Зарегистрировать студентов на сайте http://yagu.s-vfu.ru/.

Важно начать с первых курсов, чтобы в дальнейшем дистанционное обучение раз в год было доступно для всех. Но второй раз студент-заочник обязан приезжать на сессию в университет, чтобы контакт с преподавателями не был утерян. Думаю, современное общество постепенно внедряется в новые информационные технологии, тем самым дистанционное обучение является актуальным и нужным для всех возрастов. Нужно и важно учиться использовать IT-технологиями.