Полный текст статьи
Печать

В разные годы на ежегодной кафедральной научно-практической конференции обсуждались и могли обсуждаться самые разные идеи, гипотезы и даже предположения. Приведем в качестве примера некоторые из них, стараясь придерживаться некоторой хронологии.

1. В российской теории и практике педагогики и психологии существует преемственность идей (научных школ):

- А.У.Зеленко (1906; университет имени Альфонса Леоновича Шанявского, 1911-17) – С.Т.Шацкий (1905) – М.Н.Скаткин – М.П.Щетинин (В.К.Дьяченко);

- Л.С.Выготский – С.Л.Рубинштейн – Ю.М.Лотман – Г.П.Щедровицкий;

- М.Н.Скаткин (обобщенные политехнические умения) – П.Р.Атутов (функциональная сущность политехнического знания) – П.П.Кондратьев (программа «Сатабыл») [1].

«Сатабыл» осмысливался как:

- функции деятельности, обобщенные функции деятельности;

- национально-региональный компонент образовательной области «Технология»;

- единое и цельное технологическое пространство;

- ключевые компетенции;

- дуальное образование;

- продуктивная технология в процессном образовании.

2. В РС(Я) сохраняются, передаются из поколения в поколение педагогические «линии» улусов.

3. Внедрение метода проектов, формирование проектной культуры осуществляются в основном в следующем алгоритме: 1) осознание проблемы, 2) постановка проектных задач, 3) сбор информации по проблеме, их анализ, составление дизайн-спецификации, 4). выработка идей, 5). выбор лучшей идеи, 6). планирование, 7). практическая реализация (изготовление), 8) контроль, 9) вынесение выводов, оценок и заключений, 10) рефлексия обучающегося.

4. Как показывает практика педагогической деятельности ряда образовательных организаций, создание школы (мастерской, студии, цеха) мастера «Уhуйаан» предполагает:

- структурирование содержания дизайн-образования можно строить посредством интеграции технологических дисциплин на основе углубленного изучения изобразительного искусства;

- существует предельность выполнения упражнений в формировании проектной деятельности и использовании метода проектов.

5. Еще не потеряла своей актуальности идея подготовки учителя широкого профиля (тьютора) на базе направления подготовки «Педагогическое образование» по профилю «Технология» для отдаленных, малочисленных и малокомплектных сельских школ как носителя проектной культуры.

6. В системе непрерывного профессионального образования существуют операционный, функциональный и структурный подходы в подготовке кадров.

7. В сфере трудового обучения можно вести семиотические исследования.

8. Возможна самоорганизация (синергетика) процесса трудового обучения:

- принцип необратимости как механизм создания «порядка из хаоса»;

- формирование новой структуры начинается не с непонятной «невидимой точки», а с максимальной (реально существующей) энтропии (хаоса, неопределенности) и «конец» не всегда означает «начало»;

- в процессе перехода сложной системы из неупорядоченного состояния в упорядоченное вскрываются такие связи между элементами этой системы, когда их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности;

- за извлечение энергии «демон Максвелла» вносит свою энергетическую плату, которая превышает извлеченную энергетическую прибыль;

- согласование частей целого;

- чередование двух исключающих друг друга процессов;

- выделение нечто общего, взаимоподобного в процессах развития сложных систем;

- в динамике самоорганизации и саморазвития любом контуре «внешнее» так же формирует «внутреннее», как и «внутреннее» – «внешнее»;

- не дихотомическое противостояние, а тройственное взаимодействие «объекта-субъекта-процесса» (В.И.Редюхин) [2].

9. Организация дуального обучения возможна только на основе индивидуализации обучения. Мы еще не в состоянии преодолеть массовый, обезличенный подход и в системе образования, и в системе здравоохранения, культуры и т.д. Индивидуальный подход ограничивается подготовкой отдельного участника олимпиады, потенциального победителя спортивного соревнования, лауреата конкурса и пр.

10. Нужна интеграция технологии и информатики и разработка метапредметного технологического профиля учебных дисциплин «Технология» и «Информатика».

11. Большинство авторов начинают с идеи моделирования (ситуации, кружка, студии, образовательного учреждения, школы), но затем моделирование идеи (И) перерастает до внедрения технологии (Т) обучения (авторской организации образовательного процесса), а эта технология обучения, в свою очередь, может превратится в стремление, например, снова смоделировать, но уже образовательную среду (С), особый уклад жизни школы. Обнаруживается закономерность, которую можно выразить следующим образом: И – Т – С, где:

- И – идея моделирования (ситуации, кружка, студии, образовательного учреждения),

- Т – внедрение технологии (Т) обучения (авторской организации образовательного процесса),

- С – формирование образовательной среды (особого уклада жизни школы).

12. Сформулировано (Н.И.Бугаевым и др.) определение, что трансформация традиционных технологий в современные технологические процессы, которая лежит в основе трансформационных процессов в эволюционном развитии ремесел и, тем самым, определяет роль ремесел в развитии культуры в целом. Выделены следующие виды трансформаций: материала; формы; стиля (этническая мода, одежда с декором, но не изделие декоративно-прикладного искусства); функции.

Нужно соглашаться и с вечностью трансформации философской категории «противоречие» в понятие «учебная проблема» (М.И.Махмутов); ценностных ориентаций; педагогических идей и т.д.

13. Творчество А.Н.Филипповой [3] подсказывает, что:

13.1. природа рождения будущих образцов приходит из прошлого, рождаясь в прошлом:

- Олонхо (стройность и слаженность стихотворного содержания выражаются музыкально-крылатыми словами, вызывающими в воображении фантастические видения);

- каждый автор проходит через мистический мир, который уводит его далеко в неведомый мир, обогащая, уже теперь, его мир свободной фантазии;

- у каждого автора Лира звучит по-разному (картины прекрасных образов в одежде);

- но, они еще не являются модной одеждой, образы трансформируются подсказкой духовных эмоций, переживаний.

13.2. поэтому нужны творческие поиски, нужно приближаться к укладу (стилю) современной жизни;

13.3. одежда обрамляет человеческий образ каждый раз индивидуально, как театральная декорация, когда человек, – актер в этом театре, – каждый человек одевается согласно собственной внутренней подсказке, а модели являются носителями идеи;

13.4. автор создает, чтобы человек обогащался духовной энергией, радуясь красоте. Автор творит, исполняя миссию созидателя и распространяя прекрасное. За ними «остается», фиксируется будущее, становясь еще прекрасней благодаря красоте, основанной творениями прошлых поколений;

13.5. у народа саха огромную символическую роль несет в себе лирообразный орнамент «Ко5уор ойуу-оhуор».

14. Учебный процесс является частным случаем технологического процесса, и поэтому ему свойственны такие же методы анализа, какие приняты для технологических процессов (включая производственные).

15. Нужно найти ответ – мы должны вести урок или занятие?:

- урок связан в целом с образованием, как с процессами обучения, воспитания и развития, воздействуя, главным образом, на разум, задавая определенный набор знаний, умений и навыков (универсальных учебных действий, результатов освоения основной образовательной программы, компетенций);

- а занятие связано в целом с культурой, с ее знаками, символами и образами (мифами), формируя духовное (дух), Веру в себя.

ФГОС, при этом, «застревает» между уроком и занятием.

16. Необходимо изучать опыт Центрального института труда (ЦИТ) (1921/24-1939/40):

- метод ЦИТ был основан на обучении определенным, наиболее рациональным трудовым приемам изготовления продукции на основе расчленения операций на приемы и движения, изучения их и отбора наиболее рациональных;

- разрабатывались эталоны трудовых движений – у обучающихся эталоны формировались с помощью тренажеров;

- проводилась тренировка трудовых движений с доведение их до совершенства;

- сосредоточивали внимание на отдельном рабочем месте и на строго ограниченных операциях – вели так называемое исследование на узкой базе;

- вели письменный инструктаж, внедряли трудовой метод, анализировали трудовые движения обучающегося с помощью фото- и видеосъемки.