Проблема оптимизации процесса обучения школьников с целью предупреждения неуспеваемости впервые была поднята Ю.К. Бабанским в 70-х годах прошлого столетия. Тогда педагогические коллективы школ бывшего Советского Союза массово изучали данный опыт работы и успешно применяли его в своей практической работе. Какой смысл вкладывает автор в понятие «оптимизация»? Для чего он применил термин «оптимизация», если можно использовать обычный термин «повышение эффективности»?
По определению Ю.К. Бабанского «повышение эффективности может быть достигнуто разными способами: путем бурной интенсификации труда, а также путем увеличения времени на решение какой-то задачи… Оптимизация же предлагает повышение эффективности труда не любыми средствами, а наиболее выгодными для конкретных условий». Так можно оптимизировать программы, учебники. Далее оптимизация может идти по пути внедрения новых форм и методов обучения. Оптимальным должен быть объем даваемой для воспитания информации. Требуют оптимального решения вопросы распределения часов на изучение отдельныхпредметов. Наряду с этим требуют решения задачи прохождения оптимальных вариантов проектирования и оборудования школьных зданий, систем наглядных пособий в соответствии с современными требованиями. В оптимальном решении нуждается подготовка и повышение квалификации учительских кадров и это все может стать задачей глобального подхода к оптимизации системы народного образования.
Вместе с тем на сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности школьников путем увеличения объема знаний, а интенсивный путь основывается на формирование субъективной, личностно-ориентированной позиции учащегося и это предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификацию методов и приемов обучения и воспитания школьников. В современном понятии концепция интенсивного обучения и воспитания школьников тесно связана со словом «активизация». Активизация – это процесс, направленный на достижение активности личности и сохранение этого состояния. Слово «интенсивное» означает напряжение, т.е. активность человека в единицу времени. В этом случае интенсивное обучение и воспитание учащихся соответствует нашей концепции – динамизм, активность во взаимодействии педагога и учебной группы, учащихся между собой. Именно состояние активности учителя и ученика обеспечивает высокий уровень интенсивности учебно-воспитательного процесса.
Вместе с тем, как разъясняет Ю.К. Бабанский, оптимальность, а равно и интенсивность, выявляются лишь в сравнении, а не в абсолютном плане, так как они предполагают выбор из ряда возможных систем и путей наиболее выгодных для данных условий с точки зрения полученного результата, включая активность объекта обучения и воспитания во взаимодействии с педагогом. Программа может быть названа «Программа оптимизации и интенсификации содержания, форм и методов трудового обучения и воспитания школьников с ОВЗ», что соответствует содержании, но, на наш взгляд, название «OPTIMUM - INTENSUS» лаконичнее и современнее.
Кратко рассмотрим содержание предлагаемого ориентира, связанного с общешкольной проблемой организации адекватного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и воспитания социально-адаптированной личности.
Основная цель программы заключается в стремлении подбора оптимальных и интенсивных форм и методов учебно-воспитательной работы и обеспечение их оптимального функционирования путем активизации во взаимодействии учителя с учащимися. Так, требует оптимального решения развитие трудовых умений и актуализация полученных знаний и умений в практической жизни. Важно найти оптимальные и интенсивные методы и формы накопления и применения положительного опыта школьниками. Оптимальной работы требует формирование у школьников мотивации к труду и другим предметам. Также необходимо оптимальными и интенсивными приемами и методами формировать самостоятельность школьников в трудовой деятельности и самообслуживании. Нужно оптимально организовывать производительный труд школьников для закрепления трудовых умений и навыков, для воспитания выносливости в труде. Оптимального подхода требует воспитание учащихся хозяйственной жилке, предприимчивости. Оптимальных шагов от учителя требует работа по формированию притязаний школьников на адекватные профессии. В комплексе все эти задачи отражают современное представление о трудовой воспитанности и компетенциях школьников с ОВЗ.
Поскольку ориентир «OPTIMUM - INTENSUS» своей целью ставит имплементацию общих задач педагогического коллектива школы, то вокруг себя может и должен консолидировать не только учителей технологий, но и весь коллектив. Более того, он может стать началом исследовательской и экспериментальной деятельности, новаторского движения педагогов, что, несомненно, способствует модернизации специального образования. Концепция программ «OPTIMUM - INTENSUS» по своей сути подводит каждого педагога к размышлению о том, каким образом эффективно можно создавать педагогические условия по социализации школьников с ОВЗ.
Примерная тематика программ социально-трудовой адаптации школьников с ОВЗ:
1. Я все делаю сам (сама) 11. Я – повар (кондитер, пекарь).
2. Труд кормит меня 12. Наблюдатель за профессиями
3. Я животновод 13. Мое хобби
4. Я – птицевод 14. Братья мои меньшие
5. Я – хозяйка дома 15. Сам себе парикмахер
6. Уход за больным 16. Мои друзья
7. Мой вечерний наряд 17. Роскошь общения.
8. Вторая жизнь устаревшим вещам 18. Я – проектирую.
9. Я – огородник 19. Кукольный театр.
10. Я – хозяин двора
Этот перечень можно продолжить в зависимости от профессиональных компетенций каждого учителя и возможностей школьников с ОВЗ.
Таким образом, ориентир – программа «OPTIMUM - INTENSUS» рассматривается как комплекс самых разных эффективных наработанных педагогами подпрограмм, проектов, технологий, педагогических условий, отвечающих целям, задачам социализации школьников с ОВЗ, доказавших оптимальность и интенсивность в учебно-воспитательной работе. Такой подход к отбору эффективных средств обучения и воспитания непременно способствует ускорению процессов социально-трудовой адаптации школьников с ОВЗ. Более того, он нацеливает педагога на конкретизацию целей и задач предпринимаемых действий, на творческий подход к своей педагогической деятельности. Это дает повод, шанс каждому педагогу быть успешным, профессионально компетентным. Вместе с тем он дает возможность сфокусировать внимание на результативность проводимой работы.
При оценке результатов своей работы учитель должен отталкиваться от нового образовательного результата, заключающегося в следующем:
- приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
- развитие умений работать с информацией;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- развитие навыков самостоятельного изучения материала;
- развитие навыков оценки результатов своей деятельности;
- развитие умений и навыков принимать решения в нестандартных ситуациях;
- формирование навыков работы в группе;
- развитие толерантности как поиск постоянных компромиссов и необходимость поиска общих решений.