Полный текст статьи
Печать

В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический и методический процессы по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет процесс образования: разработка различных вариантов его содержания; использование возможностей современной науки в повышении эффективности образовательных и методических структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Актуальность проблемы использования различных вариантов образовательных структур и их практическое внедрение  объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических  технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами с другой.

Термин «технология» (греч. – «мастерство», «наука») пришло в педагогику из производственной сферы и становится вполне правомерным, применительно к процессу обучения и воспитания в целом.  Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве. Доктор педагогических наук, профессор Т.В. Машарова понимает технологию обучения как построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения, что является актуальным для нашего исследования.

Педагогическая технология – это направление, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств.
В настоящее время педагогическую технологию понимают как «последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса».

Характеризуя трудовую деятельность учителя, обычно употребляют понятия «профессионализм», «компетентность», «квалификация». Путь профессионального развития студента, будущего учителя – это постепенное сложное восхождение от студента до учителя и до истинного творца, автора собственной методической системы. Профессионализм, безусловно, не просто приходит с опытом, он зависит еще и от многого другого: мотивации учителя, содержания индивидуальной и общешкольной методической работы, интереса к делу, личных способностей и личностных качеств. Надо заметить, что в становлении педагога-профессионала немаловажную роль играет целенаправленное, оптимально организованное методическое обучение в студенчестве, затем в школе. Методическое обучение будущего педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.

В начале профессиональной деятельности у молодого учителя сильнее выражена роль предметника, так как в период профессионального становления идет освоение содержания обучения. Затем все больше внимания начинает уделять процессу обучения, методам и формам его совершенствования. Вместе с мастерством появляется потребность в осмыслении и анализе своей деятельности, более глубокой педагогической оценке результатов обучения учащихся, работе по составлению индивидуального плана саморазвития. Особую роль в процессе профессионального саморазвития учителя играет его готовность к инновационной деятельности. Слово «инновация» происходит от латинского in- и  novus – новое и в переводе означает: обновление, новинка, изменение. Инновационный процесс – это  формирование и развитие содержания и организация нового.

Одним из развивающихся общеобразовательных учреждений города Якутска Республики Саха (Якутия), работающим в поисковом режиме, значительно отличающееся от традиционных школ республики, является  Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Саха  политехнический лицей» городского округа «город Якутск». Это учреждение было создано распоряжением Окружной администрации города Якутска 04 февраля 2013 года на базе «Средней общеобразовательной школы № 14 имени М.П. Бубякиной (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск».

«Саха политехнический лицей», благодаря педагогическому мастерству руководства школы и  умелому использованию новейших педагогических технологий и инноваций педагогическим коллективом, активно внедряет Программу развития «Политехническое образование в условиях городской общеобразовательной школы», цель которой подготовка учащихся к осознанному выбору своей будущей профессии.  Основными направлениями школы являются:

- политехническое образование  в условиях городской общеобразовательной школы;

- профессиональная подготовка обучающихся;

- реализация  программы  «Культурное наследие республики и г.Якутска»;

- подготовка  учебного пособия по математике с 1 по 6 классы  на родном якутском языке.

В 2006 году  подписаны договора с ведущими ВУЗами страны (МГТУ Н.Э. Баумана, Томским научно-исследовательским политехническим университетом, СВФУ им. М.К.Аммосова. С 2008 года в школе ведется профессиональная подготовка по специальностям «Столяр», «Ювелир», «Резчик по дереву и бересте», «Швея», «Водитель категории «А» и «В», «Парикмахер».

Достижения школы:

  • 2006 год -Дипломант второго Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления общественных учреждений;
  • 2007 год - Грант Президента РФ в конкурсе ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы;
  • 2009 год - Номинация «Школа профессионального роста» на республиканской научно-практической конференции (2009 год);
  • 2009 год - Ресурсный центр Института развития образования и повышения квалификации работников образования МО РС(Я) им. С.Н.Донского-II;
  • 2010 год - Координационный  Центр Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» (г. Москва);
  • 2011 год - Создано республиканское некоммерческое Партнерство «Развитие образовательных учреждений с политехнической направленностью»;
  • 2013 год - Республиканская инновационная площадка по теме «Интегрированный образовательный проект по отраслям промышленности как условие реализации политехнического образования»( 2013 год);
  • Школа стала автономным образовательным учреждением;
  • Школа реорганизована в «Саха политехнический лицей»;
  • 2014 год- школа стала экспериментальной площадкой Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации  по программе «Деятельностно-ценностные задачи ТОГИС: организация образовательной деятельности и управление развитием учащихся»

Таким образом, образовательные учреждения, при умелом руководстве и личностно-ориентированной технологии обучения, могут организовать и проводить учебный процесс с безусловным обеспечением комфортных условий и для учащихся, и для учителей. Эффективность учебно-методической деятельности, применяемых педагогических технологий «Саха политехнического лицея», свидетельствуют о возможности достижения позитивных запланированных результатов.