Полный текст статьи
Печать

В современных условиях актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные процессы, при этом приоритетной становится задача проектирования пространства индивидуально-ориентированного образования для максимального раскрытия творческого потенциала и самореализации личности. В связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Создаваемая школой основная ООО ООП (образовательная программа основного общего образования) способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей подростка, которые не всегда удаётся полностью рассмотреть на уроке, развивает у него интерес к различным видам деятельности. Создаваемая модель внеурочной деятельности в основной школе должна решать следующие задачи: 1) Выявление и развитие склонностей и способностей, обучающихся к различным видам деятельности; 2) Разностороннее раскрытие индивидуальных способностей подростка» 3) Создание условий для детского творчества в области искусства, науки и техники; 4) Создание практического дополнения к школьным предметным курсам; 5) Организация досуга и отдыха обучающихся во внеурочное время.

Психологическая служба школы своевременно подключилась на этапе внедрения проекта в жизнь. Возникла необходимость осуществить преемственность программ ВД для начальной и средней ступени, определить запросы нашего времени в работе, действовать в рамках единого конструкта. Администрация и педагоги школы понимают, что ориентация на обеспечение реализации индивидуальных образовательных траекторий для всех учащихся в условиях реализации углубленных программ предметов естественно-математического цикла трудно выполнимая. Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Мы выделили уровни ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут), приоритеты в реализации ИОМ, траектории ИОМ, которые возможны при реализации ВД.

Приоритеты в реализации ИОМ: 1. Исследовательский подход в обучении. Главные особенности исследовательского подхода – это активизация обучения, придание ему исследовательского творческого характера и таким образом передача учащемуся инициативы в организации своей познавательной деятельности. 2. Компетентностный подход (формирование и развитие интеллектуальных и социальных компетенций, необходимых как для успешного обучения в школе, так и после ее окончания). 3. Обеспечение мотивации к обучению за счет использования современных интерактивных и информационных технологий. 4. Высокий уровень профессионализма преподавательского состава, готовность к постоянному саморазвитию в соответствии с обновляющимися требованиями к квалификации педагогов. 5.Ориентация на создание и обеспечение реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Траектории ИОМ. Индивидуальное сопровождение учащихся в проектной и научно-исследовательской деятельности (личный образовательный проект). Индивидуальный образовательный маршрут в предмете (углубленное изучение предметов), межсетевое взаимодействие образовательных учреждений. Социально-психологическая и методическая работа по созданию единых баз данных одаренных детей, мониторинга условий для реализации и проявлений одаренности. Сопровождение учащихся в выборе вариативности и оптимальности занятий в рамках внеурочной деятельности. Создание условий для работы с потенциально одаренными обучающимися – тьюторское и психолого-педагогическое сопровождения педагогов. Создание условий для работы с потенциально одаренными обучающимися – социально-психологическое сопровождение родителей. С целью качественного выполнения перспективного плана внеурочной деятельности в основной школе были решены следующие задачи. 1. Разработана нормативно-правовая база для внедрения внеурочной деятельности в основной школе. 2. Обучены педагоги основной школы основам проведения занятий по внеурочной деятельности. 3. Создана основа учебно-материальной базы для проведения внеурочных занятий в соответствии с ФГОС. 4. Создан и апробирован проект мониторинга удовлетворенности внеурочной деятельностью различными участниками образовательного процесса. 5. Создаваемая модель школьной внеурочной деятельности на данный момент имеет ресурсы и перспективы для дальнейшего развития. Внеурочные занятия должны направлять деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Обобщая все вышесказанное, эффективность данного проекта может быть признана высокой.

1.Психологическая служба и творческая группа педагогов достигли следующих положительных результатов за несколько лет внедрения проекта в жизнь школы. Получены первичные показатели в личностных результатах, обучающихся от эффективной реализации внеурочной деятельности, интеграции предметных и метапредметных связей: 261 учащихся из классов с углубленным изучением математики, химии, биологии занимались внеурочной деятельностью. Именно из этих учащихся (в основном) учителя отбирали участников для олимпиад, конкурсов на разных уровнях. Среди образовательных учреждений города Ярославля, имеющие наибольшее количество победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников этом году наша школа заняла почетное II место. 2. Созданы условия для проведения занятий: удобный график работы, наличие помещений, инвентаря и оборудования. Привлечены кадры из учреждений дополнительного образования (заключены договоры). 3. Включены в работу учителей–предметников (разработаны интересные курсы и программы, которые были отмечены на городских и областных конкурсах). Материально простимулированы педагоги для активизации их ресурсов в освоении инновационной деятельности. 4. Разработана и апробирована система мониторинга эффективности внеурочной деятельности: система анализа, сбора информации и информирования всех участников образовательной деятельности о ресурсах и возможностях.

 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-06-10823а)