Использование страноведческого материала на уроках иностранного языка для поддержания интереса к изучению предмета

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ершова Т. Н., Клещева М. А. Использование страноведческого материала на уроках иностранного языка для поддержания интереса к изучению предмета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 316–320. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970078.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования страноведческого материала в обучении иностранным языкам. Изучение жизни интересных людей, исторических событий, музыкальных произведений, архитектурных построек поможет лучше понять то или иное событие, проанализировать его и дать реальную оценку. Интегрированные занятия покажут обучающимся, что изучение языков не оторвано от реального мира и необходимо в разных сферах жизнедеятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ершова Татьяна Николаевна,учитель иностранного языка МКОУ СОШ село Пасегово КировоЧепецкого района Кировской области, почетный работник общего образования, с. Пасеговоtanya_ershova_71@mail.ru

Клещева Марина Александровна,учитель иностранного языка МКОУ "Лицей г. Малмыжа" Кировской области, г. Малмыжlianamarina43@mail.ru

Использование страноведческого материала на уроках иностранного языка для поддержания интереса к изучению предмета

Аннотация.Статья посвящена вопросам использования страноведческого материала в обучении иностраннымязыкам. Изучение жизни интересных людей, исторических событий, музыкальных произведений, архитектурных построек поможет лучше понять то или иное событие, проанализировать его и дать реальную оценку. Интегрированные занятия покажут обучающимся, что изучение языков не оторвано от реального мира и применятся в разных сферах жизнедеятельности.Ключевые слова:страноведческая информация, метапредметность, интегрированные занятия, исторические и культурные события, внеурочная деятельность, проектная деятельность, планирование.

Для успешного овладения иностранным языком всегда необходимо привлечение материала о культуре и истории страны изучаемого языка. Данный аспект стал особенноактуален при введении ФГОС второго поколения. Использование страноведческого материала помогает поддерживать интерес к изучению иностранного языка на всех этапахего изучения. Обучающимся кажется, что они попадают в новый мир,и,иностранный язык служит средством, чтобы понять его.Страноведение тесно связано с метапредметностью. Знания, полученные на уроках географии, истории, музыки, литературы обучающиеся могутсмело применять на уроках иностранного языка. Интегрированные занятия помогут понять ученикам, что изучение языков не оторвано от реального мира и можетприменяться в разных сферах жизнедеятельности. Сравнение исторических и культурных событий разныхстан дает полную картинутогоили иногособытия, помогает проанализировать его и дать обдуманнуюоценку.Недостатком современных образовательных программ является отсутствие в школьных учебниках системно представленного описания истории государства, подкрепленного наиболее полным страноведческим материалом. Недооценка вовлечений подобного материала в процесс образования ведет к упущению возможности более глубинного познания картины мира. Данная проблема находит определённое решение в виде проведения занятий с использованием страноведческого материала на различные тематики, чтоведет к создания и поддержания интереса к изучению иностранных языков.Рассмотрим несколько примеров использования страноведческого материала на уроках иностранного языка.

Список можноначать с известного короля Артура (легендарного вождябриттовV—VI века) и РобинаГуда (популярногогероясредневековыханглийских народных баллад). Читая о жизни этих героев, можно не только изучить легендарное прошлое Великобритании, но и подчерпнуть многое для воспитания современного поколения: хорошаяфизическая подготовка, желание помочь тем, кто нуждается в помощи, стремление защитить свою страну. Легенды служили сплочению и единению для достижения высокойцели. Стихии художественные фильмы делаютзанятия интереснее и насыщеннее. Возможно проведение параллели между героями Отечества и персонажами, изученными на уроке,для того чтобы показать, что в каждой стране в любое время появляются те, кто становится легендами на долгие годы.Изучитьпрошлое Великобританиипоможет история жизни царицыиценовБоудикки(приблизительно3060 год 20 века). В телепрограммах часто встречаются фильмы и мультфильмы о доблестном короле Артуре и рыцарях круглого стола; о приключениях

Робин Гуда и его друзей в Шервурдском лесу. История жизни царицы Боудикки мало известна, но очень интересна для изучения. Обучающиеся узнают о её жизни с большим интересом, смотрят фильм и слушают музыку, посвященную ей(Enya «Boadicea»), рассматривают фотографии скульптурной группы «Боадицеяи её дочери» (Вестминстер, Лондон, автор Томас Торникрофт). Страноведческую тему урока можно перенести и во внеурочную деятельность или дать частично на самостоятельное изучение.Уильям Уоллес (1270

1305) шотландскийрыцарь, один из военачальников в войне за независимость от Англии. Упоминанияоб этом героеединичныв учебниках английского языка, хотя он сыграл значительную роль в истории Шотландии.Почитается в Шотландиикак патриоти народный герой.Ему и его подвигам посвящены многочисленные музыкальные произведения. Есть несколько компьютерных игр, например «Highland Warriors». Известный фильм «Храброе сердце» (1995) раскроет тайны непростыхсобытий того времени.Историю народного героя лучше изучать на старшей ступени обучения, сравнивая его с героями своей страны, выделяя отличительные черты его характера и примеряя их

на себя. Можно составить список разных музыкальных произведений разных стран, посвященных людям, совершающим подвиги во имя идеи.Многие исторические здания англоговорящих стран хранят в себе тайны. Иногда изучая историю здания, изучаешьисторию страны. На первом место по своей важности в обученииможно поставить Тауэр (дата основания 1066).Как писал герцог Эдинбургскийв своей книге, посвященной 900летию Тауэра, «за свою историю Лондонский Тауэр был крепостью, дворцом, хранилищем королевских драгоценностей, арсеналом,монетным двором, тюрьмой, обсерваторией, зоопарком, местом, привлекающим туристов». Обучающимся нравится читать и смотретьматериалыо Тауэре, который менялся год за годом вместе с историей страны. Они верят в легенды и призраки крепости, любят читать о тех, кто был узниками, добавляя рассказ учителя той информацией, которую получили на уроках истории. Тауэр –одно из важнейших исторических зданий Лондона. Таких архитектурных построек много и не только в Лондоне, а и в других англоговорящих городах истранах.Страноведческий материал сделает обычное изучение иностранного языка интереснее, а интеграция с другими предметами более глубоким.Музыкаразных стран играет особую роль в обучении иностранному языку. Это и разные молодежные течения, исторические и политические события стран, музыкальные произведения, посвященные историческим личностям, развитие музыкальных течений, становление музыкальных групп. Самый простой пример применения: на многие грамматические правила можно подобрать музыкальный отрывок (degreeofcomparisonorpresentperfect). При изучении многих тем музыка несет в себе и психологический аспект, помогает снять напряжение или лучше понять новую тему или событие.Пример применения страноведческого материала на практике.Таблица 1Технологическая карта урока

Предмет:иностранный языкКласс:8 классТема урока:«Страницы Британской истории»Общедидактическая цель:создать условия для осознания и осмысления нового страноведческого материала, применение его в знакомой и новой учебных ситуациях;Обучающая:развитие навыков изучающего чтения на страноведческомматериале;Развивающая:формирование коммуникативной, социокультурной и социолингвистической компетенции;Воспитательная:воспитание интереса к культуре страны изучаемого языка с привлечением дополнительного страноведческого материала;УДД:интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры;развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоций;Тип урока:комбинированный урокПрактические задачи урока:1. Совершенствование навыков ознакомительного и изучающего чтения

2. Расширение объема знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языкаМетоды обучения: репродуктивные, метод проблемного изложенияФорма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальнаяСредства обучения: раздаточный материал с заданиями, доска, проектор, компьютер, презентация по темеТехнологии: технология развития критического мышления при обучении чтения и письму

Основныеэтапы урока.1.орг.момент;2.целеполагание и мотивация;3.актуализация знаний и умений;4.первичное усвоение, осознание и осмысление учебного материала;5.систематизация знаний и умений;6.применение знаний и умений;7.проверка уровня усвоения знаний и умений;8.рефлексия.

13. Орг.момент. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний и уменийWhathaveyouheardaboutBoadicea?(Прием «Корзина» идей, понятий, имен…)1.Haveyoueverheard this name?2.What did she do for her country?3.Where and When did she live?4.Первичное усвоение, осознание и осмысление учебного материала

(Приём чтение с остановками)Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ») An army of 40,000 Roman soldiers landed in Britain (Kent), Britain became a part of a huge Roman Empire, many Britons had to accept the Roman way of life, though some of them tried to resist the enemies. The Romans won many victories, and it was clear that nothing could stop them.Did the Romans meet any resistance in Britain? But, in AD 60, the Iceni tribe led by their queen, Boadicea, revolted . Boadicea was a queen of the Iceni tribe who led an uprising of the tribes against the occupying forces of the RomanEmpire. Boadicea was chosen as their leader. How did she look like?Boadicea was described as a woman of great intelligence. She was tall, had long red hair down to her hips, a harsh voice and a piercing glare, and habitually wore a large golden necklace , a manycoloured tunic, and a thick cloak fastened by a brooch.Why did Boadicea's men have some success at first? Of course the Roman soldiers were much better equipped than Boadicea's men, and they were much better trained too. But she led her soldiers into the battle herself, and when the military situation was almost hopeless she encouraged her men to fight.Why did the Romans want to catch Boadicea ?She had a lot of success at first. Her army burned some Roman cities. They destroyed an entire legion. Other tribes joined Boadicea and soon she had a huge army of 100,000 soldiers. The Romans wanted to catch her, because she led the resistance to their conquest of England.In the end the Roman army was too strong for her rather wild and ragged band of men. They were surrounded, and had to give in. According to one report almost eighty thousand Britons fell" compared with only four hundred Romans. Was Boadicea a great war leader?Queen Boadicea had to face the prospect of becoming a prisoner of the Romans. She was abrave woman, and a great war leader, and she didn't like the prospect at all. She also had two daughters who had been with her during the fighting, and she knew they couldn't expect much mercy from the Roman soldiers when they were caught.She decided that death would be better for her and her daughters than the dishonour and bad treatment. The history books tell us that first she gave them poison and then took it herself, and when the Roman soldiers reached her, she was dead. There is a monument to queen Boadicea in London.

Listen and read a poem about the queen BoadiceaWilliam CowperBoadicea: An Ode[Written 1780.

Published 1782.]Sage beneath a spreading oakSat the Druid, hoary chief;Ev'ry burning word he spokeFull of rage, and full of grief.

Princess! if our aged eyes



Weep upon thy matchless wrongs,‰Tis because resentment ties



All the terrors of our tongues."Rome shall perish—write that word

In the blood that she has spilt;Perish, hopeless and abhorr'd,

Deep in ruin as in guilt.5.Систематизациязнанийиумений

Make sentences in orderto make a story1.She had a lot of success at first.2.The war Boadicea fought was against the Romans.3.The Roman armies were held by her army and even driven back4.In the end the Roman army surrounded Boadicea's army.5.Boadicea gave poison to her daughters and then took it herself.6.She led her soldiers into the battle herself. 7.She knew she couldn't expect much mercy from the Roman soldiers.8.Her army burned some Roman cities and even London.9.Other tribes joined Boadicea.6.Применение знаний и уменийCrossword «Do you remember?»

11a

L1



22

i



33



22



44







55







r







66





77







88





s

Across1.Where did she lead her soldiers? (Battle)2.What tribe was Boadicea from?(Iceni)3.Who did she fight against? (Romans)4.What is the name of the main heroine?(Boadicea)5.What was she?(Queen)6.What did they burn?(Cities)7.What is there to queen Boadicea in London(Monument)8.Who joined Boadicea?(Tribes)Down1.What was she chosen?(Leader)2.Who did she fight with?(Daughters)7.Проверка уровня усвоения знаний и уменийTry to continue…











8.РефлексияПрием «Написание синквейна»На первой строчке записывается одно слово –существительное. Это и есть тема синквейна.На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого выражается отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или фраза в контексте с темой.Последняя строчка –это словорезюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

При планировании надо строго обобрать страноведческий материал, подходящий для учебного года. Его не должно быть слишком много и он должен пресекаться с темами рабочей программы. Эффективноиспользовать страноведческий материал систематически, например, после окончания темы. Можно связать дополнительную информацию с проектной деятельностью учащихся и интегрировать задание с другими учебными предметами или взять одну страноведческую тему на годи постепенно её расширять. Результат работы со страноведческой темой показать на предметной неделе. Особенность страноведческого материала такова, что его можно использовать на любой ступени обучении(Робин Гуд –средняя ступень обучения, президенты США –старшая ступень обучения), на любом этапе освоения темы(можно брать страноведческий материал даже на введении и тренировке нового грамматического материала)и на любом этапе урока(фонетическая зарядка, рефлексия и так далее).Главными помощниками учителя станут интернет ресурсы, учителя предметники (проведение интегрированных занятий, консультации) и работники библиотеки(использование редких изданий и новинок).Нельзя отказываться от бумажных носителей информации. Печатные издания англоговорящих странстанут помощниками учителя в достижении поставленных целей.

Ссылки на источники1.Кауфман, К.И., Кауфман, М.Ю. «Страницы британской истории»/ К.И. Кауфман. М.Ю. Кауфман. Книга для чтения по английскому языку в 711 классах общеобразовательной школы.Титул.,2002.2.Эрлихман,В. В.Король Артур/ В.В.Эрлихман.

М.: «Молодая гвардия»,2009.

3.URL:[13centuryru.livejournal.com/46957.html] датаобращения: 25.12.20164.URL:zagadkiistorii.ru/artefakt31.htmlдатаобращения: 03.01.20175.URL:http://www.interactiveenglish.ru/prezentatsii/128greatbritainvelikobritaniyaangliya/дата обращения: 07.01.2017