Внедрение в учреждениях высшего образования объективной оценки знаний студентов (на примере Удмуртской Республики)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рябая С. А., Замостьянова Т. В., Кручинская М. В. Внедрение в учреждениях высшего образования объективной оценки знаний студентов (на примере Удмуртской Республики) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 546–550. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970124.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу объективной оценки знаний студентов, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Показаны этапы эксперимента по объективной оценке знаний студентов и результаты участия вузов Удмуртской Республики. Авторами статьи на примере Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова поднимается вопрос о возможностях и перспективах развития образовательной модели, стимулирующей и студентов, и преподавателей к качественному обучению.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Замостьянова Тамар Владимировна,Кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой «История российской государственности» ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М. Т. Калашникова», г. Ижевскtamarazamos@mail.ru

Кручинская Марина Владимировна,Кандидат исторических наук, доцент кафедры «История российской государственности» ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М. Т. Калашникова», г. Ижевскistuhist@gmail.com

Рябая Светлана Анатольевна, Кандидат исторических наук, доцент кафедры «История российской государственности» ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М. Т. Калашникова», г. Ижевскsaryaba@mail.ru

Внедрение в учреждениях высшего образованияобъективной оценки знаний студентов (на примере Удмуртской Республики)

Аннотация.Статья посвящена анализу объективной оценкизнаний студентов, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Показаны этапы эксперимента по объективной оценке знаний студентов и результаты участия вузов Удмуртской Республики. Авторами статьи на примере Ижевского государственного технического университета имениМ. Т. Калашникова поднимается вопрос о возможностях и перспективах развития образовательной модели, стимулирующей и студентов, и преподавателей к качественному обучению.Ключевые слова: информационная открытость, прозрачность образовательной деятельности,образовательное пространство, университет, оценка знаний студентов.

Система высшего профессионального образования России переживает сегодня период качественных изменений. Одним из важнейших показателей успешности работы высшего учебного заведения является ранжирование на основе выстраивания вузовских рейтингов.Рейтинги высших учебных заведений являются одним из современных инструментов управления в сфере образования, позволяющим оценить качество профессиональной подготовки, не только студентов, но и профессорскопреподавательского корпуса. Поскольку вузы работают одновременно на рынке образовательных услуг и на рынке труда, то современное образовательное пространство предполагает учет работодателями результатов рейтинговых показателей вуза. Одним из критериев объективной оценки конкурентоспособностисубъектов оказания образовательных услуг выступает рейтинг прозрачности высших учебных заведений. Прозрачность становится основополагающим принципом и одновременно механизмом независимой оценки работы вуза.В 2015 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее ‬Рособрнадзор) инициировала проведение эксперимента по независимой оценке знаний студентов, обучающихся в высших образовательных учреждениях. Началом данного эксперимента явилось поручение Президента Российской Федерации по повышению качества высшего образования через внедрение в деятельность вузов механизмов независимой оценки знаний студентов во время проведения промежуточной аттестации[1].Цель данного эксперимента ‬объективная инезависимая оценка знаний студентов. Гарантией качества подготовки выпускников является использование объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников и информирование общественности о результатах своей деятельности.Объективность эксперимента обеспечивается привлечением для его проведения преподавателей соответствующего профиля, не состоящих в трудовых отношениях с организацией, в которой проводится эксперимент, и аккредитованных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки экспертов и представителей экспертных организаций, а также представителей общественных организаций.В 20152016 гг. вузы России прошли три этапа данного эксперимента, в ходе которых были определены индикаторы, а также учебнометодические и организационные процедуры. Обозначилась тенденция расширения количества участников среди высших учебных заведений и студенческого сообщества (табл.).Таблица1Качественные и количественные характеристики эксперимента по объективной оценке знаний студентов

Этапы экспериментаКоличество вузовучастниковКоличество студентовучастников, чел.Количество дисциплинIэтап зимняя сессия 20152015 гг.637210 (Теория государства и права, история, математика, социология, профессиональная этика юриста, конституционное право, римское право, история России, экономическая теория, физика).IIэтаплетняя сессия 20142015 гг.29около 150060 дисциплин, в т.ч. адвокатура, основы журналистики, химия элементов и соединений, управление персоналом, математический анализ, системы движения и навигации космических аппаратов, формы логической работы, философия, оптика…IIIэтаплетняя сессия 20152016 гг.102около 5000240 дисциплин, в т.ч. история, философия, механика, информатика, иностранный язык, теория электрической связи, экономическая теория, оптика….

IIIэтап эксперимента проводился в 51 субъекте Российской Федерации. В число участников вошло 65 вузов, подведомственных Минобрнауки России, 19 вузов ‬Минздраву России, 6 частных вузов, 5 вузов ‬Минсельхозу России и других учредителей. Наибольшее количество вузов и студентов представлено из Москвы (10 вузов, 550 студентов) и СанктПетербурга (7 вузов, 307 студентов).Среди участников были заявлены 215 студентов 4 вузов Удмуртской Республики ‬Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г.Короленко, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова, Удмуртский государственный университет.Организация независимой оценки осуществлялась через привлечение независимых экспертов со стороны других образовательных учреждений Удмуртской Республики. Итоговый контроль осуществлялся преподавателем, не принимающим непосредственного участия в учебном процессе экзаменуемых групп. В ИжГТУ имени М. Т. Калашникова оценка качества образовательного процесса проходила в период летней экзаменационной сессии 2016 г. по направлениям подготовки студентов «Строительство» и «Радиотехника». В качестве экзаменуемых дисциплин были выбраны «История», «Информатика», «Электрические машины».Специалистами Управления качеством ИжГТУ была организована прямая трансляция проводимого процесса в НИТУ «МИСиС», осуществляющего мониторинг по заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ.Проводимый эксперимент, в первую очередь, по курсу «История» актуализировал наиболее острые вопросы преподавания предмета в высшей школе. Среди них вопрос о том какими должны быть «главные темы» (проблемы) дисциплины «история» в вузе? Вопрос не праздный, ибо сегодня современный мир не отличается стабильностью и доброжелательностью в отношении нашей страны. Результаты постперестроечного периода реформирования России вынуждают вести разговор и анализировать по существу содержание этого процесса, а именно содержание истории либеральной модели и перспективы ее дальнейшего развития.Следовательно, понимание проблем современной России невозможно без знания и понимания не только ее ранних этаповразвития, но и более детального изучения и анализа общественнополитического устройства, политики развития страны, ответственности государственных институтов и национальной элиты, ее качества, механизмов обновления, ментальности российского общества во второй половине XX‬начале XXIвеков.Становится совершенно очевидной необходимость изменения контента курса «История» в высшей школе. Сегодня вузовский курс «История» предполагает изучение истории России с древности до наших дней в контексте мировой истории. Метод «обзорных» лекций и перенесение центра тяжести на самостоятельную работу студентов не дает положительного результата, он не продуктивен. Необходима дискуссия на уровне преподавателей истории высшей школы по вопросам содержаниякурса,совершенствования форм реализации фондов оценочных средств, привлечения современных технических средств в образовательный процесс, а, следовательно, обеспечение качества преподавания, его прозрачности и информационной открытости.Оценивая результаты эксперимента в ИжГТУ в целом, и по курсу «История», в частности следует обратить внимание на показатель соотнесения оценок, выставленных экзаменатором и независимым экспертом. По данному показателю ИжГТУ имеет отклонение «0,08», в соотношении средняя оценка вуза и средняя оценка эксперта[2], в сравнении с другими вузами Удмуртской Республики (см. табл.2).Таблица 2Результаты 3 этапа эксперимента Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в разрезе образовательных организаций Удмуртской Республики

№ п/пНазвание вузаСредняя оценка вуза (по ведомости вуза)Средняя оценка эксперта (по ведомости эксперта)Отклонение оценок вуза и эксперта1Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко4,474,410,062Ижевская государственная сельскохозяйственная академия4,34,30,003Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова3,673,590,084Удмуртский государственный университет3,893,890,00

Очевидно, что участие вузовв подобном эксперименте позволяет продемонстрировать информационную открытость, прозрачность и эффективность образовательного процесса, способствует формированию модели, стимулирующей и студентов, и преподавателей к качественному обучению. В тоже время способствует критической оценке возможностей преподавания отдельного курса в условиях ограничения аудиторной нагрузки, заданноститребований к результатам освоения дисциплины, выраженных в форме компетенций, актуализирует поиск новых организационных форм образовательной деятельности и ее объективной оценки.

Ссылки на источники1.Перечень поручений по вопросам повышения качества высшего образования. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/21112 (дата обращения: 14.02.2017).2.Результаты эксперимента Рособрнадзора по независимой оценке знаний студентов. Официальный сайт СанктПетербургского политехнического университета Петра Великого. URL: http://www.spbstu.ru/media/news/education/resultsexperimentindependentevaluationknowledgestudents/ (дата обращения: 14.02.2017).3.Справка о проведении 3 этапа эксперимента по объективной оценке знаний студентов (МООС). URL: http://bashgmu.ru/info/spravkaoprovedenii3etapaeksperimentapoobektivnoyotsenkeznaniystudentovmoos/ (дата обращения: 15.02.2017).