Сколоты: нравы и обычаи народа Скифского царства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юдин Т. М., Гумелёв В. Ю., Постников А. А. Сколоты: нравы и обычаи народа Скифского царства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 766–770. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970168.htm.
Аннотация. На основе трактата «История» Геродота Галикарнасского (V век до Р. Х.) и трудов современных археологов рассмотрены нравы и обычаи скифов-сколотов, проживавших в I тысячелетии до Р. Х. в степях северного Причерноморья. Также кратко разобраны верования скифов-сколотов и административное устройство Скифского царства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
.Юдин Тимофей Михайлович, доцент, начальник отдела организации научной работы и подготовки педагогических кадров ФГКВОУ ВО «Рязанское высшее воздушнодесантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова», г. Рязаньutmvdv@yandex.ru

Гумелёв Василий Юрьевич, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры эксплуатации вооружения и военной техники ФГКВОУ ВО «Рязанское высшее воздушнодесантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова», г. Рязань gumelevvu@mail.ru

Постников Александр Александрович, адъюнкт ФГКВОУ ВО «Рязанское высшее воздушнодесантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова», г. Рязаньaapostnikov@mail.ru

Сколоты: нравы и обычаинародаСкифского царства

Аннотация. На основе трактата «История» Геродота Галикарнасского (Vвек до Р.Х.) и трудов современных археологов рассмотрены нравы и обычаи скифовсколотов, проживавших в Iтысячелетии до Р.Х. в степях северного Причерноморья. Также кратко разобраны верования скифовсколотови административное устройство Скифского царства.Ключевые слова:войны, обычаи,нравы,скифы, жертвоприношение, святилище, обряд, меч, прорицатель, царь.

Народ, умеющий и любящий воевать, а именно такими были скифысколоты, должен был отличаться и суровым нравом. Сколоты ‬самоназвание скифов Северного Причерноморья [1].Но применять к скифским обычаям и нравам слово «суровые»было бы в корненеправильно. Встреча со скифами никому ничего хорошего не обещала. Даже если Геродот Галикарнасский гдето сильно и преувеличил («ужастики» про ближних и дальних соседей были популярны во все времена), то даже в Vвеке до Р.Х. многие скифские обычаи,так сказать во всем их многообразии и по совокупности,особенно связанные с ведением войн,просто наводили ужас на другие народы. Впрочем, когда в VIIвеке до Р.Х. причерноморские скифы разоряли Передний Восток[2, I, 106],тоу них былоу кого поучиться нечеловеческой жестокостии перенять, если допустимо так сказать, «передовой опыт». Например, у ассирийцев‬признанных мастеров заплечных дел(рисунок 1).Прекрасные ребята, умевшие быстро и легко содрать кожу с еще живого человека [3, с. 374375] и старательно передававшие это мастерство своим молодым бойцам.О скифских обычаях и нравах судите сами. Хотя, в принципе, они во многомсоответствовали тем нравам, которые царили в государствах, находящихся на одной ступени общественного развития с державой скифовсколотов [4].Всех своих рабов скифы на всякий случай, чтобы в дальнейшем они не создавали никаких проблем своим хозяевам, ослепляли [2, IV, 2] (рисунок 2). Естественно, самым варварским методом ‬как и положено в те времена ‬без всякого обезболивания.

.

Рис.1.Ассирийцы казнят пленных‬сажают их на кол. Барельеф из Ниневии. Британский музей, Лондон, Великобритания

Рис.2.Иллюстрации к Геродоту. Доение кобылиц ослепленными рабами. Художник В.А. Бахтин

Скифы поклонялись следующим богам: Табити ‬женское божество, похожее на греческую богиню Гетию, Папай был похож на Зевса эллинов, Апи соответствовала Гее, Гойтосир ‬Апполону, Аргимпаса ‬Афродите, Фагимасад ‬Посейдону. Своим богам сколоты, кроме бога войны, не ставили кумирни и храмы [2, IV, 59]. Имя верховного скифского бога Папая(рисунок 3)‬Небесного отца ‬для очень многих народов до сих пор перевода не требует. Папа ‬он и есть папа, даже если назовешь его Папаем.Бог Папай окружен хищными птицами (рисунок 3, а), возможно, это соколы. Эта птица, вполне вероятно, являлась тотемическим животным скифов (или их правящего клана), священным земным воплощением верховного мужского божества. Значит, .скифы были детьми Папая, то есть детьми сокола, «соколятами» [1]. Славянское слово «соколята» великий грек из Галикарнаса записал на своем языке как слышал и как мог ‬вот и получились из «соколят» сколоты.

а ба ‬скифское божество (возможно, Папай). Золотая пластина из кургана Соболева могила, Украина, Днепропетровская область, Vвек до Р.Х.; б ‬Иллюстрации к Геродоту. Скифский бог Папай. Художник В.А. Бахтин

Рис.3.Скифский бог Папай

Обряд жертвоприношения всем богам, за исключением бога войны,у сколотов заключался в том, что животное, опрокинутое на землю, жрец душил веревочной петлей [2, IV, 60, 61] (рисунок 4). После этого жертвенное животное разделывали, его мясо варили в котлах, а затем начинался пир.Богу войны в жертву приносились, кромескота, еще и военнопленные [2, IV, 62]. По одному с каждой сотни. Но когда воины и народ благодарят божественные силы за помощь в страшном ратном деле, за победу над врагом, то грешно скупиться на жертвы, тем более, что богу войны жертвуют воинов противника. Человеческие жертвы приносились в специальных святилищах, которые устанавливались в каждом округе каждой областиСкифского царства. То есть у скифов капищ богу войны было много.Языческий храм представлял собой круглую каменную площадку (рисунок 5) [5], сверху на нее насыпали больше сотни возов хвороста [2, IV, 62]. Верхнюю часть кучи хвороста скифы разравнивали и там, на алтаре, устанавливали воткнутый железный меч.

.

Рис.4.Иллюстрации к Геродоту. Ритуал жертвоприношения. Художник В.А. Бахтин

а

ба ‬святилище бога войны, выложенное из камня. Диаметр святилища около пятисот метров; б ‬алтарь языческого храма

Рис. 5.Капище скифов, посвященное богу войны, IV век до Р.Х. Село Кременевка, Никопольский район, Донецкой области, Украина

Обряджертвоприношения был жесток и прост ‬людей закалывалимечом, их кровь собирали в специальный священный сосуд, а затем этой кровью окропляли священный меч на алтаре капища. Заколотым жертвам обрубали правые руки и бросали их отдельно от тел. Затем приносили в жертву животных..Военные обычаи суровых скифских воинов также были очень далеки от самых примитивных понятий гуманизма[2, IV, 6466](рисунок 6):

Рис.6.Иллюстрации к Геродоту. Военные ритуалы скифов. Художник В.А. Бахтин

добычу между своими воинами скифы делили в зависимости от количества убитых ими врагов. Бойцу на слово не верили. Контроль эффективности воина в бою был очень прост ‬только отрубленная голова врага, предъявленная царю, давала право на участие в дележе награбленного. Чем больше вражеских голов, тем больше доля;

затем с головы убитого врага скифы снимали скальп, кожу особым образом обрабатывали, затем прикрепляли скальп к конской уздечке «и гордо щеголяли»им пред сородичами (этот рассказ Геродота полностью подтвержден археологическими находками на Алтае, где тоже проживали скифские народы). Кроме того, вражеский скальп победителем использовался еще и в качестве полотенца;

вообще, кожу, снятую с врагов, скифы научились мастерски выделывать и шили из нее плащи, делали чехлы для колчанов (для этой цели использовалась снятая чулком вместе с ногтями кожа правой руки убитого), и, наконец, кожу убитого противника натягивали на доски и в виде чучела на коне возили за собой. Были, видимо, и другие поделки из человеческой кожи, неизвестные Геродоту. Ведь полет творческой фантазии художника не знает пределов;

из черепов своих самых доблестных или лютых врагов скифы делали пиршественные чаши и угощали из них самых уважаемых гостей. Скифы хорошо владели мастерством живодеров и относились к этому ремеслу с любовью … ;

раз в год правитель каждого скифского округа организовывал пир. Тем, кто за год не убил ни одного врага, пить вино не полагалось. Они считались опозоренными. Отличившиеся воины с несколькими новыми скальпами на конской уздечке пили сразу из двух чаш.О скифских жрецах (прорицателях) Геродот сообщает следующее [2, IV, 6769]:.

прорицателей у скифов много, чтобы предсказать будущее они гадают на ивовых прутьях (как персы и мидяне) или при помощи липового мочала;

причиной болезни царя скифы считали ложную клятву коголибо из их сородичейбогами царского очага. Негодяя, наведшего порчу на царя, определяли три наиболее уважаемых прорицателя. Преступнику отрубали голову, а его имущество доставалось прорицателям;

если обвиняемый смог доказать свою невиновность с помощью других прорицателей, то первую тройку лжепророков сжигали живьем, уложив на повозку с хворостом, запряженную быками(рисунок 7), казнят также и всех сыновей опальных прорицателей;

прорицателей сжигают и во многих других случаях, если их пророчества окажутся ложными.

Рис.7.Иллюстрации к Геродоту. Наказание лжепророков. Художник В.А. Бахтин

Скифысколоты обряду погребениясвоихумерших придавали огромное сакральное значение [2, IV, 7172]. Особенно сложным был обряд погребения царя.Труп умершего царя скифы бальзамировали и затем тело царя провозилипо всем областям царства(рисунки 8, 9). Сколоты выражали свою скорбь, расцарапывая себе лица, протыкая левую руку стрелой и пр. После прощания народа с правителем труп царя привозили к месту погребения скифских правителей (по Геродоту эта область под названием Герры находилась в нижнем течении реки Днепр).

.

Рис. 8.Иллюстрации к Геродоту. Похороны скифского царя. Художник В.А. Бахтин

Рис.9.Царская погребальная повозка из Александропольского

кургана (IIIвек до Р.Х.), село Александрополь, Солонянский район, Днепропетровская область, Украина. Реконструкция. Художник Е. Край.

Также, как и их азиатские сородичи[6], сколоты хоронили царей в курганах (рисунок 10). Некоторые курганы были огромными и представляли собой достаточно сложное и трудоемкое сооружение. Например, высота Александропольского кургана свыше 20 метров при его диаметре около 100 метров.

Рис.10.Скифский курган. Художник Е. Край

Царейхоронили главным образом в погребениях срубного типа (рисунок 11)вместе с принесенными в жертву наложницами, слугами, конями, другими животными, оружием, богатыми золотыми и серебряными украшениями, одеждой и т.п. Через год на могиле царя вновь совершались погребальные обряды, в ходе которых убивали пятьдесят юношей из свободных скифов и пятьдесят коней. Мертвых всадников на мертвых конях закрепляли на специальных кольях вокруг царского кургана (рисунок 12). Мертвыми они продолжали служить своему господину и охраняли его вечный покой в загробном царстве. Со временем вместо мертвых стражей вокруг кургана устанавливались каменные фигуры.Рядовых скифов хоронили не только в срубных погребениях, устроенных, естественно, во много раз проще и гораздо беднее, но также и в ямных и в катакомбных [7, с.172]. Перед погребением тело усопшего возили по округе на повозке сорок дней. Друзья умершего встречали людей, сопровождающих покойного, и устраивали поминки, на которых все обильно угощались различными яствами.

.

Рис.11.Скифский курган в разрезе. Художник Е. Край

Рис.12.Иллюстрации к Геродоту. Ритуал поминовения скифского царя. Художник В.А. Бахтин

После похорон скифысколоты проводили обряд очищения [165, IV, 7374]. Он заключался в том, что на кольях растягивался в виде юрты войлок,и под ним устраивалась паровая баня‬на раскаленные камни плескали горячую воду и бросали семена конопли (рисунок 13). Люди впадали в наркотическое опьянение и «громко кричали от удовольствия»..

Рис.13.Иллюстрации к Геродоту. Скифская баня.Художник В.А. Бахтин

Согласно Геродоту [2, IV, 7680] скифысколоты крайне ревностно соблюдали свои обычаи, а также веру и религиозные традиции. Вероотступников ожидала смерть, даже несмотря на их принадлежность к царскому роду.Вышерассмотренный материал, а также результаты археологических исследований [7, 8, 9,10]позволяют сделать следующие выводы:

царство скифовсколотов было многонациональным государством, в котором, судя по названию титульного народа, славяне занимали далеко не последнее место;

скифское государство имело четкое административное деление на области, которые, в свою очередь, делились на округа. Во главе каждой административной единицы стоял воинский начальник, отвечающий за вверенные ему территорию и войска;

Скифское царство имело жесткую вертикаль власти в форме деспотии, власть царя была практически не ограничена ничем, кроме традиций. Царь также стоял и во главе скифского войска ‬был его верховным командующим;

армия скифов представляласобой главным образом конное войско, состоящее из легкой кавалерии, вооруженной луками. Искусное применение в войнах крупных и мелких отрядов кавалерии позволяло скифамуспешно вести боевые действия,как в дальних походах, так и на своей территории;

религия и традиции в жизни скифов играли огромную роль. Сложность и трудоемкость погребальных обрядов умерших скифских царей, сопровождаемых многочисленными человеческими жертвоприношениями, позволяет предположить, что цари также выполнял функции и верховногожреца;

государство скифов, видимо, имело жесткую сословную структуру и состояло из трех основных каст ‬воинов, жрецов, а также земледельцев, скотоводов и ремесленников. Каста воинов занимала высшую ступень в скифском обществе;

на территории Скифии было много городов и селений. Жители занимались выращиванием пшеницы, в том числе и на экспорт, отгонным скотоводством и металлургией, также Скифское царство чеканило свои деньги;

по территорииСкифского царства проходили многочисленные транзитные торговыепути[11]. Торговля способствовала обогащению правящей верхушки, чтоидоказывает золото, найденное вскифских курганах; .

развитая государственность предполагает наличие письменности у скифов. Для того, чтобы государство могло содержать войско и царскийдвор,необходимо было собирать с населения налоги. С этой целью просто необходимой становилась перепись населения и его имущества. Без учета и контроля, а письменность для этого просто необходима, сбор любых налогов превращается, практически, в грабеж собственного населения,атакжев государственевозможна и прибыльная торговля.В середине IIIвека до Р.Х. царство скифов разгромили сарматы, близко родственный сколотам народ, входящий в скифский суперэтнос. От Скифии осталось только Нижнее Поднепровье, Центральный Крым[12, с. 1617]и так называемая Малая Скифия.

ДЛЯ СПРАВКИ.Малая Скифия ‬это территория вдоль западного побережья Черного моря на правом берегу реки Дунай. В более поздние времена эта историческая область называлась Добруджа. В наше время Добруджа поделена междудвумя странами:Румынией и Болгарией.

Больше никогда царство скифовсколотов в мировой геополитике существенной роли не играло.

Ссылки наисточники1.Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Постников А.А. The Cimmerians and the ScythiansSkolots // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/78918 (дата обращения: 11.03.2017).2.Сайт «Античная литература». Геродот. История в девяти книгах. Издательство «Наука», Ленинград, 1972. Перевод и примечанияГ.А.Стратановского, подобщей редакциейС.Л.Утченко. РедакторпереводаН.А.Мещерский [Электронный ресурс]. URL:http://ancientrome.ru/antlitr/herodot/index.htm

3.Авдеев, В.И. История Древнего Востока [Текст] / В.И Авдеев ‬М.: Высшая школа, 1970. ‬608 с.4.Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Постников А.А. О создании и предназначении человека // Политика, государство и право. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/03/3784 (дата обращения: 17.03.2017).

5.Полин, С.В. Скифский курган IV в. до н.э. у села Кременевка в СевероВосточном Приазовье [Текст] /С.В. Полин, Е.Г. Карнаух // Археология, этнография и антропология Евразии. ‬Новосибирск, 2012. ‬№4 (52) ‬С. 116 ‬128.6.Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Постников А.А. Скифы азиатские // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/19845 (дата обращения: 14.02.2017).7.Граков, Б.Н. Каменское городище на Днепре [Текст] / Б.Н. Граков ‬М.: Издательство АН СССР, 1954. ‬240 с.8.Высотская, Т.Н. Скифские городища [Текст] / Т.Н. Высотская ‬Симферополь: Таврия, 1989. ‬96 с.9.Шрамко, Б.А.Бельское городище скифской эпохи (город Гелон)[Текст] / Б.А. Шрамко ‬К.: Наукова думка, 1987. ‬182 с.10.Сайт «Археология». И.Б. Брашинский. В поисках скифских сокровищ. Ленинград. Издательство «Наука»: 1979. 144 с. [Электронный ресурс]. URL:http://arheologija.ru/ibbrashinskiyvpoiskahskifskihsokrovishh/

11.Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Постников А.А. Торговые пути древней Евразии // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/11/17067 (дата обращения: 20.02.2017).12.Полин, С.В. От Скифии к Сарматии [Текст] /С.В. Полин ‬К.: АН Украины, 1992. ‬201 с.