Приоритеты и направления деятельности Ресурсного центра педагогического образования Московской области в подготовке современного педагога

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Телина И. А. Приоритеты и направления деятельности Ресурсного центра педагогического образования Московской области в подготовке современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 831–835. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970181.htm.
Аннотация. В представленной статье раскрываются назначение и содержание деятельности Ресурсного центра педагогического образования Московской области. Акцентируется внимание на основных приоритетах и направлениях деятельности центра в решении стратегических задач, направленных на развитие системы образования в регионе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Телина Ирина Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики, ГОУ ВО «Государственный гуманитарнотехнологический университет», г.о.ОреховоЗуевоirinaleto79@bk.ru

Приоритеты и направления деятельности ресурсного центра педагогического образования Московской области в подготовке современного педагога

Аннотация.Впредставленной статье раскрываются назначение и содержание деятельности Ресурсного центра педагогического образования Московской области.Акцентируется внимание на основных приоритетах и направлениях деятельности центра в решении стратегических задач, направленных на развитие системы образования в регионе.Ключевые слова:педагогическое образование; модернизация образования; ресурсный центр; лаборатории.

Современные тенденции развития российского государства требуют пересмотра политики во всех важнейших сферах его жизнедеятельности. Первостепенное место в становлении нового государства и общества справедливо отводится именно системе образования. В настоящее время Московская область является одним из ключевых и динамически развивающихся регионов Российской Федерации с точки зрения экономического потенциала. Выгодное географическое положение и наличие емкого рынка сбыта обусловили важную роль Московской области в экономике нашей страны и стимулировали значительный приток инвестиций в регион. В Московской области продолжает формироваться и реализовываться комплекс стратегических задач, направленных на развитие системы образования. В 2015 г. завершилось формирование региональной системы непрерывного педагогического образования (колледжвуз), что привело к созданию на базе трех старейших вузов области (МГОУ(г. Москва), ГСГУ (г. Коломна), ГГТУ (г. ОреховоЗуево) крупных региональных центров подготовки педагогов, реализующих программы среднего, высшего и дополнительного образования. В настоящее время подготовку педагогических кадров для системы образования Московской области осуществляют 5 образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Московской области: 1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный областной университет –ГОУ ВПО МГОУ, имеющий филиал в г. Ногинске, реализующий программы СПО.2. Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социальногуманитарный университет» ГОУ ВО МО ГСГУ, имеющий филиалы в городе Егорьевске «Колледж педагогики и искусства»,в г. Зарайске –Зарайский педагогический колледж. 3. Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарнотехнологический университет» –ГОУ ВО МО ГГТУ, имеющий филиал в г. Истре Истринский профессиональный колледж и Гуманитарнопедагогический колледж ГГТУ в г. ОреховоЗуево.4. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления»,приступившая к подготовке педагоговв 2015г.–ГБОУ ВО МО АСОУ.

5. Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Губернский профессиональный колледж» –ГАОУ СПО МО «ГПК».В соответствии с потребностями регионального рынка образовательные организации расширяют спектр образовательных программ подготовки педагогов. В 20152016гг. произошло существенное обновление содержания основных профессиональных образовательных программ с учетом внедрения ФГОС ДОО, ООО и профессионального стандарта «Педагог». Так, вводятся дисциплины учебных курсов подготовки студентов к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде. К примеру,«Этнокультурное воспитание младших школьников», «Межкультурные взаимодействия в современном мире» и др.Акцент в подготовке педагогов делается на развитие практикоориентированного подхода к обучению. С этой цельюна базе школ и дошкольных образовательных организаций созданыспециализированные кафедры и профильные педагогические классы. Новой формой организации производственной практики студентовпедагогов стала деятельность стажировочных площадок университетов на базе школ (ГСГУ –5 площадок, МГОУ –2, ГГТУ –1). С целью консолидации усилий профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования Московской области, ведущих подготовку педагогических кадров, по развитию системы педагогического образования и повышению качества подготовки педагогических кадров в регионе, а также содействие профессиональному становлению педагогических работников профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Московской области, по профилю деятельностина базе ГОУ ВО «Государственный гуманитарнотехнологический университет»(г.о.ОреховоЗуево)был создан Ресурсный центр педагогического образования Московской области.Ресурсный центр был создан 01.03.2014 г. в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в соответствие с приказом министра образования Московской области от 03.02.2014 г. №346. В соответствии с поставленной целью, Ресурсный центр педагогического образования Московской области участвует в решении следующих комплексных задач:

организация сетевого взаимодействия образовательных организаций;

организация сетевого взаимодействия отраслевых Ресурсных центров, созданных на базе профессиональных образовательных организаций, в части повышения квалификации педагогических кадров;

содействие освоению дополнительного профессионального образования попедагогической специальности (переподготовки), программ повышения квалификации по психологопедагогическому профилю (для работников предприятий реального сектора экономики в соответствии с их запросамиза счет средств работодателей);

содействие в развитии и популяризации национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills Russia по педагогическим компетенциям;

популяризация системы педагогического образования Московской области через создание и поддержку информационных ресурсов. При реализации поставленных задач, Ресурсный центр педагогического образования Московской области осуществляет:

1) организационнометодическое обеспечение деятельности образовательной организации, а именно:

координацию действий по внедрению Программы развития педагогического образования Московской области с учетом проекта Концепции поддержки развития педагогического образования в Российской Федерации;

организацию стажировок научнопедагогических работников образовательных организаций высшего образования на базе ведущих российских и зарубежных учебных и научных центров;

организацию и координацию деятельности по повышению квалификации педагогических работников в соответствии с профилем профессиональных образовательных организаций(в том числе на базе отраслевых Ресурсных центров);

организацию стажировок педагогических работников образовательных организаций на предприятиях и в Ресурсных центрах;

научнометодическое сопровождение профессионального развития педагогов образовательных организаций;

организацию освоения дополнительного профессионального образования по педагогической специальности (переподготовки), программ повышения квалификации по педагогическому профилю;

организацию и проведение совместно с образовательными организациями мероприятий просветительского и информационноучебного назначения(семинары, международные и всероссийские научнопрактические конференции, круглые столы, мастерклассы, вебинары, постоянно действующие выставки учебнометодических материалов по вопросам развития педагогического образованияи др.);

организациюи проведение совместно с образовательными организациями областных профессиональных конкурсов студентовпедагогических специальностей и направлений подготовки, в том числе в рамках национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills Russiaпо педагогическим компетенциям;

координацию деятельности образовательных организаций по разработке сетевых программ поддержки молодых педагогов в регионе;

проведение консультирования руководителей, педагогических и научнопедагогических работников образования по вопросам развития педагогического образования в Московской областии др. 2) информационноаналитическоеобеспечение деятельности образовательной организации, а именно:

сбор информации, ее анализ и подготовкугодового отчета о деятельности образовательных организаций для предоставления в Министерство образования Московской области;

сбор информации, ее анализ и подготовкугодового отчета о прохождении стажировок научнопедагогическими работниками образовательных организаций высшего образования на базе ведущих российских и зарубежных учебных и научных центров;

создание и поддержкуэлектронного портала «Педагогическое образованиеМосковской области»;

формирование банка научнометодических, аналитических ресурсов, направленных на решение задач развития педагогического образования в регионе;

организациюи проведениемониторинговых исследований (в части развития системы педагогического образования Московской области, включая мониторинг профессионального роста педагогов, в том числе молодых), анализ их результатов с целью корректировки содержания и мероприятий Программы развития педагогического образования Московской областии др.Несомненно, основным преимуществом и перспективой развития Ресурсного центра педагогического образования Московской области является объединение усилий региона в лице отдельных образовательных организаций для решения задач модернизации системы образования. Центр призван создать горизонтальные связи в образовательной среде области на уровне профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, чтопозволит оптимизировать сбор и обработку информации о состоянии системы образования, выявление и поиск возможных путей решения проблем и задач, стоящих перед ними в современных условияхи др. Деятельность Ресурсного центра связана с созданием и поддержкой системы сетевого взаимодействия образовательных организаций Московской области с целью аккумуляции и обмена передовым опытом реализации задач, заложенных в программу развития образования. Поэтому одним из важных способов достижения планируемых результатов работы Ресурсного центра является использование Интернетпространства для популяризации педагогического образования и освещения мероприятий, проводимых в области с этой целью. В состав Ресурсного центра включены специализированные лаборатории, оснащенные современным оборудованием (целевые субсидии Министерства образования Московской области) длясозданияусловий непрерывной подготовки педагогическихкадров, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога и запросам регионального рынка труда:1. Лаборатория «Педагогического мастерства» осуществляет комплексную учебнометодическую, организационнометодическую и информационнокоммуникационную поддержку развития системы педагогического образования в Московской области, в том числе в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов; внедрение современных интерактивных и компьютерных технологий в учебный процесс подготовки будущих педагогов, развитие информационнокоммуникационной компетенции.Особое внимание уделено подготовке учителей начальных классов. Интерактивный стол Activtable предназначен, прежде всего, для обучения детей навыкам групповой работы и сотрудничества при решении учебных задач. Цифровые лаборатории «Наураша в стране Наурандии» позволяют изучать в интерактивной форме образовательные компоненты естественнонаучного цикла. Лаборатория педагогического мастерства оснащена видеокамерами, что позволяет транслировать мероприятия в формате вебинара в любые удаленные точки как Московской области, так и страны. Также видеозаписи могут использоваться в процессе обучения студентовпедагогов навыкам педагогического мастерства. Все это дало возможность использовалась лабораторию как площадку для регионального отборочного чемпионата WorldSkills Russia2016 по компетенции «Преподавание в младших классах».2. Лаборатория «Перспективная начальная школа» осуществляет комплексное учебнометодическое, организационнометодическое и информационнокоммуникационное сопровождение введения ФГОС начального общего образования в образовательных учреждениях Восточного региона Московской области.3. Лаборатория «Проектирование развивающей игровой среды современной дошкольной образовательной организации» реализует комплексный подход в учебнометодическом сопровождении педагогов для совершенствования работы в системе дошкольного образования по проектированию предметнопространственной среды ДОО с максимальным использованием содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.В лаборатории проходят занятия со студентами по использованию двухэкранного панельного устройство PoketEdGe (миникомпьютер, адаптированный для работы детей дошкольного возраста). Также лаборатория используется для подготовки участников чемпионата WorldSkillsRussiaпо компетенции «Дошкольное образование».4. Лаборатория «Психологической диагностики» выполняет разные виды психодиагностических работ, проводит изучение динамики психических состояний субъектов образовательного процесса, что позволяет более объективно оценивать психологические особенности студентов, обоснованно определять профилактические мероприятия и оптимальным образом организовывать учебную, эмоциональную нагрузку. 5. Лаборатория «Психологической коррекционноразвивающей и консультационной работы» осуществляет разные виды работ по психологическому консультированию ипсихологической коррекции, проводит психологическое консультирование и психологическую коррекцию субъектов образовательного процесса, что позволяет оптимизировать образовательный процесс студентов, положительно влиять на развитие их личностных качеств, способствовать профессиональному становлению и росту. Лаборатория оборудована различными световыми и сенсорными панелями для занятий по психокоррекции детей, а также зоной для проведения различного рода тестирований, тренингов и консультаций.6. Лаборатория «Физического развития и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста» создана для развития и совершенствования профессиональных компетенций педагогов системы дошкольного и начального общего образования Московской области в области физическогоразвития и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (в том числе детей с ОВЗ). Оборудование лаборатории позволяет проводить со студентами практические занятия, имитирующими работу по физическому воспитанию и коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.7. Лаборатория «Робототехники» используется для обучения студентовинформатиков навыкам программирования и создания различных 3Dмоделей и роботов. Также в лаборатория оснащена конструкторами Lego, которые используются в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста навыкам конструирования интерактивных моделей.Ресурсный центр оснащен новейшим современным оборудованием, которое может быть использовано для подготовки и переподготовки учителей всех основных профилей педагогического направления, дает возможность проведения различных мероприятий, направленных на обмен и трансляцию передового педагогического опыта: конференций, вебинаров, мастерклассов, обучающих семинаров, тренингов и т.п. Мы открыты для сотрудничества по ключевым направлениям развития системы педагогического образования. Ресурсный центр педагогического образования Московской области (http://pedagogmo.ru) готов выступить региональным оператором по распространениюпередового международного и российского опыта в сфере подготовки педагогов.

Ссылки на источники1.Бухаренкова, О.Ю. Перспективные направления развития педагогического образования в Московской области/ О.Ю. Бухаренкова, И.А. Телина, Т.В. Тимохина // Образование и эпоха (актуальная научная парадигма): монография / [Л.А. Адрахманова, Н.Б. Андренов, Д.И. Бекижева и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. –Книга 8. –Воронеж: ВГПУ; М.: Наука: информ, 2016. –243 с. –С. 7587.