Поддержка и развитие одарённых детей на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тихонова Л. М. Поддержка и развитие одарённых детей на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 846–850. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970184.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости создания условий, которые направлены на формирование системы поддержки и развития одаренных детей. Автор определяет, что историко-обществоведческое образование является важным средством развития интеллектуальных способностей учащихся. Важной задачей федеральной программы развития образования является системный подход в решении различных проблем обучения и воспитания. Системный подход необходим и в работе с одарёнными детьми. В статье раскрывается необходимость интегрального подхода к решению проблем организации обучения и педагогической поддержки одарённых детей. Успешному решению задач в работе с одарёнными детьми способствует использование в образовательной деятельности профильного подхода в обучении. Дифференциация и индивидуализация обучения на уровне среднего общего образования не только расширяют и углубляют знания по выбранным предметам, но и развивают индивидуальные способности учащихся. В педагогической практике учитель разрабатывает и использует авторские элективные курсы. Обучение истории и обществознания на профильном уровне помогает выпускникам успешно проходить итоговую аттестацию. Об этом свидетельствуют высокие баллы, полученные выпускниками на Едином государственном экзамене. Во внеурочной деятельности для поддержки и развития одарённых детей учитель привлекает учащихся к научно-исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах и конкурсах. Накопленный опыт работы с одарёнными детьми автор широко распространяет в педагогическом профессиональном сообществе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тихонова Людмила Михайловна, учитель истории и обществознания МБУ «Гимназия №38»,г.о. Тольятти Tihonowa50@yandex.ru

Поддержка и развитие одарённых детей на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

Аннотация.В статье рассматривается вопрос о необходимости созданияусловий, которые направлены на формированиесистемыподдержки и развития одаренных детей. Автор определяет, что историкообществоведческое образование являетсяважным средством развития интеллектуальных способностей учащихся. Важнойзадачейфедеральной программы развития образования является системный подход в решении различных проблем обучения и воспитания. Системный подход необходими в работе с одарёнными детьми. В статье раскрывается необходимость интегрального подхода к решению проблем организации обучения и педагогической поддержки одарённых детей. Успешному решению задач в работе с одарёнными детьми способствует использование в образовательной деятельностипрофильногоподхода в обучении. Дифференциация и индивидуализация обучения на уровне среднего общего образования не только расширяюти углубляютзнания по выбранным предметам, но и развивают индивидуальные способности учащихся. В педагогической практике учитель разрабатывает и использует авторские элективные курсы. Обучение истории и обществознания на профильном уровнепомогает выпускникам успешно проходить итоговую аттестацию. Об этом свидетельствуют высокие баллы, полученные выпускниками на едином государственном экзамене. Во внеурочной деятельности для поддержки и развития одарённых детей учитель привлекает учащихся к научноисследовательской деятельности, к участию в олимпиадах и конкурсах. Накопленный опыт работы с одарёнными детьми авторшироко распространяетв педагогическом профессиональном сообществе.

Ключевые слова:одарённые дети,историкообществоведческое образование,профильное обучение, научноисследовательская деятельность,школьный музей, олимпиада.

Одним из важныхнаправлений развития современногообразования является развитие системы поддержки талантливыхдетей.Целенаправленная работа с одаренными детьми и талантливоймолодежьюобусловлена кардинальными переменами, которые происходят в социальноэкономическом развитии нашей страны. Обществу необходимы люди, способные нестандартно решать новые проблемы. Вусловияхмодернизациироссийскогообразования усиливается роль дисциплин, которые обеспечиваютуспешнуюсоциализациюличности. Кним,в первуюочередь,относятсяисторияиобществознание,ихценностьнеоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, чтопозволяетемуправильнооцениватьсовременныесоциальныеи политическиепроцессы. Изучение общественных наук развивает критическое мышление, социальнопсихологический потенциал личности и интеллектуальные способностиребёнка.

В педагогической практике и теории уделяется большое внимание анализу проблем одарённости и практике работы с одарёнными детьми. Огромный вклад в развитие теории одарённости, определение принципов практической работы внеслиБ.Г. Ананьев[1],С.Л. Рубинштейн[2],В.А.Крутецкий[3],Б.М. Теплов[4],А.М. Матюшкин[5] и др. Впедагогической практике основной вопрос обращён к поиску условий, педагогических технологий и средств поддержки и сопровождения одарённых детей.

В работе с одаренными детьмиставлю цель:создание комплекса условий и средств, которые направленына совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности.

Ведущие идеи:

рассмотрение системы исторического и обществоведческого образования как образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка, его самоопределению, самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни;

рассмотрениеличностного развития одаренных детей.При этом отборсодержания и форм работы с одаренными детьми должен производиться на основе принциповиндивидуализации и дифференциации,учитывающие индивидуальныеособенности учащихся;

обеспечение взаимодействия субъектов системы, ведущие к созданию целостности системы работы с одаренными детьми в гимназии и оптимизации процесса управления ею;

поддержка традиционных эффективных методови разработка новых форм работы, которые позволяютсоздать новый опыт работы с одаренными детьми.Задачи:

изучить и применить эффективные инновационные формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности по предмету, ориентированные на развитие интеллектуальнотворческого и социальнопсихологического потенциала личности ребёнка;

увеличить число обучающихся, занятых в выполнении творческих и исследовательских работ; увеличить число обучающихся, участвующих впредметныхолимпиадах и творческих конкурсах различного уровня;

повысить уровень индивидуальных достижений обучающихся в области общественных дисциплин;

развивать творческие иинтеллектуальные способности учащихся через научноисследовательскую деятельность;

совершенствовать систему профильного обучения как средствадифференциации и развития индивидуальных способностей и интересов обучающихся;

систематизировать, обобщить и распространить инновационный опытработыс одаренными детьми.Сегодня на первый план логично и неизбежно выходит необходимость реализации потенциальных возможностейшкольниковс учётом их индивидуальных различий. Профильное обучение в форме индивидуальной образовательной траектории науровнесреднего общего образованияобеспечивает условия, которые позволяют реализовывать дифференциацию содержания обучения старшеклассников с учётом их индивидуальных особенностей [6]. С 2008 года в гимназии реализуются принципыконцепции профильного обучения [7]. Профильная модель историкообществоведческого образования направлена на более глубокое ознакомление историичеловечества, знакомство смировоззренческими системами, ролью России во всемирноисторическом процессе.Новое содержание образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся. В своей педагогической практике использую методы активного обучения (дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, практические семинары, философские столы, решение познавательныхзадачи др.) Тематика таких занятий самая разнообразная: «Внешняя политика современной России», «Глобальный мир: тенденции развития», «История войны в судьбе моей семьи», «Социальная политика в Российской Федерации», «Россия как хранительница традиционных ценностей»и др.При этом важным аспектом профильного изучения истории и обществознания является работа с источниками, ресурсами Интернета, иханализ и критическая оценка.При оценке знаний по предмету применяю систему индивидуальных заданий (самостоятельная работа учащихся,зачёты, контрольные работы, рефераты, доклады, разноуровневое тестирование, презентации по темам). Углубленное изучение истории и обществознания позволяет на более высоком уровне развивать умения и навыки, удовлетворять познавательный интерес обучающихся к общественным наукам, раскрыватьих творческий и интеллектуальный потенциал. Авторские программы элективных курсов тоже, как правило,учитывают интересы и обеспечивают образовательную поддержкуодарённых детей [8].Элективные курсы «Вопросы права в курсе обществознания» и «Современная экономика» направлены на повышение качества овладения содержанием обществоведческого образования в области права и экономики, навыработку у учащихся навыков системнонаучного подхода к изучению правовых и экономических вопросов.Формами занятий при изучении тем курсов являются: лекция, проблемная лекция, эвристическая беседа, семинар, урокипрактикумы.Во время проведения учебныхзанятий могут быть использованы различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, используется метод сравнительного анализа, работа с источниками, документами, периодической печатью.Ежегодно старшеклассники выбирают данные курсы,которые имеют социальную и личностную значимость, обладают значительным развивающим потенциалом, обеспечивают планируемые результаты обучения. Такая система организации образовательного процесса направлена не только на удовлетворение образовательных запросов обучающихся и родителей, но на повышение качества образования. Анализ результатов учебной деятельности по истории и обществознаниюв преподаваемых мною классахза последние три года показывает стабильно высокое качество знаний от 90% до 100%. Важнымпоказателем эффективности изучения истории и обществознания на профильном уровне являются результаты ЕГЭ по этим предметам.

Таблица 1

ГодпредметтерриториальныйрегиональныйРезультат учителя Тихоновой Л.М.

2009история51,45268обществознание59,560,2

65

2013история59,760,173,5обществознание6458,672,52015обществознание61,860,072,5

В 2013 году был получен результатпо историив 100 баллов.Свыше 80 баллов получили12выпускников.Эти результаты выше региональных и городских показателей.Внеурочная работа по истории и обществознанию является продолжением учебной деятельности, развивает творческие способности. Олимпиадное движение, конкурсы‬это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине ‬это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины.При планировании занятий и заданий на этапе подготовки к олимпиадам я руководствуюсь принципами деятельностногоподхода‬процесс подготовки к олимпиаде должен быть ориентирован не столько на передачу знаний учителем, сколько на самостоятельный поиск, отбор ианализ учащимися информации, на создание условий для выражения ими своих взглядов, идей, суждений. Конкретныминаправлениями освоения деятельностного подхода является приобретение учащимися опыта работы сразными видами источников информации, критического и творческого отношения к знаниям[9].При подготовкек олимпиадампо истории и обществознаниюочень важен школьный этап олимпиады.Затем учащиеся выполняют задания повешенной сложности, знакомятся с дополнительной литературой. С помощью психолога изучаются особенности памяти восприятия ребёнка. Научноисследовательская деятельность развивает исследовательские способности учащихся, формирует умение самостоятельно работать с литературой, знакомит с состоянием проблемы в науке. Подготовка учебноисследовательских работформирует навыкиабстрактнологического мышления (анализ, синтез, сравнение),развивает умениетворчески осмыслить проблему, самостоятельно найти пути решения,воспитываетосознанное отношение к культурноисторическим ценностям.Ежегодно мои ученики становятся участниками, победителямии призерамиокружного (городского) и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников, городских, региональных,российских, международных конкурсов и научнопрактических конференций по истории и обществознанию.Одним из главных направлений привлечения учащихся к учебному исследованию является изучение местныхархивов, составление родословной и написание истории родного края. А через исследование истории родного краядостигается цель повышения интереса к истории России и включения в серьезную исследовательскую деятельность. В 2014 году моя ученица принимала участие в региональном конкурсе «Герои Самарской области» и стала победителем в номинации «Мы знаем о войне лишь понаслышке…». На конкурс, который был организован Всероссийской политической партией «Единая Россия», была представлена работа «Мой прадед ‬мой герой».В 2015 году на VIобластной фестиваль «Пасхальная капель» был представлен видеоролик «С любовью к родному краю». Итог участия ‬3 место, Диплом лауреата.

Школьный краеведческий музей ‬центр вовлеченияучащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Музейная образовательная среда выполняет очень важные воспитательные функции [10].При исследованииэкспонатовмузея у ребят формируютсяпрактические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивается инициатива, общественная активность, музей предоставляет возможности для организации самостоятельной и творческойработы учащихся.В МБУ «Гимназия№ 38»работает школьный краеведческиймузей «Хранитель времени» [11].В настоящее время музейная экспозиция состоит их трех разделов: «История школы», «История города», «Культура и быт прошлого века». Стали традиционными музейные уроки, историкокраеведческие экскурсии. Мною был разработан экскурсионный маршрут по городу. Эта экскурсия предполагает изучение учащимися истории города, связанного со строительством Волжского Автозаводаи Автозаводского района. Очень часто экспонаты нашего музея становятсяпредметами научного исследования. Ребятами был собрануникальный материал и написаны работы:«История трудовой книжки», «Орден Петра Великого», «Копия справки о реабилитации». Эти работы были представлены на региональный конкурс «Документв современном мире».

Среди моих учеников ‬победителиМеждународной олимпиады по основам наук, всероссийской олимпиады «Высшаяпроба», международной научнопрактической конференции «Наука и творчество: взгляд молодых профессионалов», региональной научнопрактической конференции молодёжи и школьников «Наука. Творческое мышление. Развитие»,всероссийской научнопрактической конференции«IntheWorldofLinguistics»в рамкахнациональной образовательной программы «Интеллектуальнотворческий потенциал России»,обладатели премии мэра городского округа Тольятти, премии губернатора Самарской области, золотые и серебряные медалисты.Научноисследовательские работы моих учеников опубликованы всборнике научныхстатей студентов вузови учащихся общеобразовательных учреждений «Наука глазами молодёжи»,в сборникеIIМеждународной Панорамы исследовательских проектов[12].

Анализируя результативность работы с одаренными школьниками, можно сделатьвывод, что данная работа:

способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории и обществознанию;

вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс ксаморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

развиваетинтеллектуальные способности учащихся.

Таким образом, сочетая урочную и внеурочную деятельность учащихся, вовлекая их в разнообразную исследовательскую работу, отслеживая результативность участия в различных конкурсах и олимпиадах можно выстроить планомерную и эффективную работу с одарёнными детьми. Опыт работы с одарёнными детьми был представлен мною на VМеждународной научнопрактической конференции «Образование: традиции и инновации» 2014 г.[13].Тема выступления: «Инновационные формы работы с одарёнными детьми». На IIIВсероссийском конкурсе инновационных образовательных технологий «Современная школа‬2014 г.»стала призёром в номинации«Современные технологии поддержки одарённых детей». В 2013 г.на региональной научнопрактической конференции «Педагогисследователь» выступила с докладом: «Модернизация системы работы с одарёнными детьми через реализацию педагогического проекта» [14].В2016 г. на региональной научнопрактической конференции «Проблема развития одарённости детей и молодёжи в условиях модернизации системы образования» с докладом «Историкообществоведческое образование как средство развития интеллектуальных способностей учащихся».Победители олимпиад,конкурсов,научнопрактических конференций.Таблица 2ТематикаУровеньРезультатВсероссийская олимпиада школьников.История. Обществознание.

Региональный.

Городской

2011 год Победитель2013 год ‬2 призёра2012 год ‬4 призёра2013 год 1 призёр2015 год ‬1 призёрРоссийская научнопрактическая конференция национальной образовательной программы «Интеллектуальнотворческий потенциал России». «IntheWorldofLinguistics» Тема: «Лингвоисторический аспект происхождения английского языка».РоссийскийДиплом IIIстепениРегиональный конкурс исследовательских работ «Документ в современном мире». 2012 г.РегиональныйПризёры 3«Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» НИУ ВШЭ 2013г.

МежрегиональныйИсториядиплом IIстепени.Обществознаниедиплом IIстепениМеждународная олимпиада по основам наук. С 20102015г.МеждународныйЗолотая медаль12Бронзовая медаль1

Ссылки на источники1.Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность.‬Москва: ДиректМедиа, 2008.2.Крутецкий В.Н. Психология.‬Москва: Просвещение, 1986.3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.‬СПБ: 1998.4.Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранное.‬МПСИ: 2009.5.МатюшкинА.М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей.// Психология. Журнал Высшей школы экономики.‬2007.‬Т. 4.‬№ 4. ‬С. 161‬164.6.Профильное обучение. Сборник нормативных документов.‬Москва.2006.

7.Тихонова Л.М. Профильное обучение наоснове индивидуальных образовательных траекторий. Справочник заместителя директора.‬МЦФЭР. Ресурсы образования.‬№ 1.‬2011.‬С.3349.

8.ТихоноваЛ.М.Методы управления развитием современного образовательного учреждения. Организация профильного обучения. Электронный журнал «Концепт».‬2013. www.covenok.ru/koncept

9.ВяземскийЕ.Е.Школьное историческое образование: опыт и проблемы. // Новая и Новейшая история.‬№1. ‬2000.

10.Столяров Б. А. Музейная педагогика: история,теория, практика.‬Высшая школа.2004.11.ТихоноваЛ.М. Роль школьного краеведческого музея в патриотическом воспитании школьников. Семья в XXIвеке;Международные образовательные Рождественские чтения.‬МоскваСамара: ГОУ СИПКРО.2009.‬С. 131138.

12.ЗайцеваА.И., ЕвсееваО.П.. Военные фильмы о событиях 19411945 годов: взгляд современников. Фундаментуспеха: Материалы IIМеждународной Панорамы исследовательских проектов. 22 мая 2014. ‬Чебоксары:Образовательный центр INCEPTUM.‬С. 7982.

13.ТихоноваЛ.М.Инновационные формы работы с одарёнными детьми. Образование: традиции и инновации: материалы VМеждународной научнопрактической конференции (22 апреля 2014).‬Прага, Чешская республика:ИздательствоWORDPRESS.‬С. 435437.

14.ТихоноваЛ.М.Модернизация системы работы с одарёнными детьми через реализацию педагогического проекта. Материалы областной научнопрактической конференции «Педагогисследователь».‬Самара.2013.‬С. 282285.

15.Тихонова Л.М. Педагогический проект "Инновационные формы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии" // Научнометодический электронный журнал «Концепт». ‬2014.‬Т.‬12.‬С. 416‬420. ‬URL: http://ekoncept.ru/2014/54195.htm.

Серебряная медаль1Диплом Iстепени 16Областной фестиваль детского июношеского творчества. 2015г.Видеоролик «Образ Иисуса Христа в мировой живописи».Видеоролик «С любовью к родному краю».Видеоролик «Любовь и преданность Отчизне». 2014г.РегиональныйДиплом лауреата (3 место)Диплом лауреата (3 место)Диплом лауреата (3 место)Конкурс «Мы знаем о войне лишь понаслышке…». Работа «Мойпрадед ‬мой герой».2014 г.РегиональныйДиплом победителяГородские Пасхальные образовательные чтения. 2014 г. Работа: «Сталинградская битва: историческая память и художественное наследие»Городской2 местоНаучнопрактическая конференция «Наука и творчество: взгляд молодых профессионалов». ПВГУС. 2014 г.Работа: «Военные фильмы о событиях 19411945 годов: взгляд современников»МеждународнаяДиплом IстепениНаучнопрактическая конференция «Наука и творчество: взгляд молодых профессионалов» ПВГУС. 2015 г. Работа: «Боевая техника Великой Отечественной войны: легендарный советский танк КВ». МеждународнаяДиплом IIстепениОлимпиада «Выбери успех» СГЭУ. 2015 г. РегиональныйДиплом IIстепени Научнопрактическая конференция «Наука. Творческое мышление. Развитие».2016г., 2017г.Региональный3 место, 1 место