Формирование гражданской идентичности младших школьников посредством проекта «Имя школы»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фофанова М. И. Формирование гражданской идентичности младших школьников посредством проекта «Имя школы» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 906–910. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970196.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к понятию «гражданская идентичность» применительно к младшему школьному возрасту, показаны возможности урочной, внеурочной деятельности, метода проекта в формировании гражданской идентичности младших школьников, представлены результаты экспериментальной работы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Фофанова Мария Игоревна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП №62 им. А.Я. Опарина, г. Кировmari.fofanova@mail.ru

Формирование гражданской идентичности младших школьников посредством проекта «Имя школы»

Аннотация.В статье рассматриваются подходы к понятию «гражданская идентичность» применительно к младшему школьному возрасту, показаны возможности урочной,внеурочной деятельности, метода проектав формировании гражданской идентичности младших школьников, представлены результаты экспериментальной работы.Ключевые слова:младший школьник, самоопределение, формирование, гражданскаяидентичность, направления воспитания, проект.

В сложившихся условиях всё острее встаёт вопрос об особенностях и рисках формирования гражданской идентичности в новыхсоциальнополитических условиях. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Как показывает опыт развития мировой цивилизации, в ХХIвеке время монологических культур сменилось временем диалога культур, когда встреча разных культурных миров, несмотря на различия и особенности, способствует их взаимному обогащению и этнической консолидации. Диалогизм в современном мире выступает как решающий фактор сближения национальностей, народов и стран, радикального углубления интегрирующих оснований межкультурного взаимодействия, превращающего планету в общее пространство, в единое сообщество. [1].Исследованиями в области гражданской идентичности занимались такие учёные, как А.Г. Асмолов,Т.В. Водолажская, Л.М. Дробижева,А.Н.Иоффе,А.А. Логинова и многие другие. В дискуссию об идентичности вовлечены представители практически всех гуманитарных наук. Общее количество публикаций по данной тематике с трудом поддается количественной оценке. Очевидно, что это одна из наиболее актуальных и острых тем отечественной науки. Согласно современным исследованиям, идентичность–трансформирующаяся структура, она развивается на протяжении всей жизни, проходит черезпреодоление кризисов, может изменяться в прогрессивном или регрессивном направлениях, то есть быть «успешной» (позитивной) или «негативной» (индивид отклоняет любые взаимодействия). Ученые едины во мнении, что идентичность социальна по происхождению, так как формируется в результате взаимодействия людей и усвоения каждым выработанного в процессе коммуникации языка, а изменения идентичности обусловлены социальными изменениями. Анализ показывает, что определением этого понятия занимаются представители разных отраслей социальногуманитарного знания, и поэтому внимание акцентируется на тех или иных проявлениях идентичности. Существующие в науке концепты и интерпретационные модели удивляют своим разнообразием. Изучая идентичность, каждая научная дисциплина опирается на свое видение этого феномена, свою методологию и методику. В рамках психологического подхода акцент ставится на психических свойствах личности, которые включены в процесс самоопределения личности. Социологи обращают внимание на социокультурные особенности идентичности. Социология сферой своих научных интересов предлагает изучение самоопределения социальных групп и анализ механизмов идентификации индивидов в сообществах. Социальноантропологическое изучение идентичности формируется в контексте этнической проблематики идентичности. Культурологи при определении сущности идентичности стремятся увязывать ее содержание с особенностями национальной культуры. Философы трактуют идентичность в терминах принадлежности к социальной группе, обязательной включенности в определенную социокультурную категорию. Философскоантропологический подход опирается на анализ социокультурных типов идентичности в контексте существования и взаимодействия человека, культуры и социальной общности. В рамках политологического подходав центре внимания –гражданская идентичность.По мнению Л.В. Байбородовой, гражданская идентичность это национальное самосознание личности, разделяемые со всеми гражданами представления о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и ее народу. Основу национального самосознания (идентичности) составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба. Базовые национальные ценности четко определены в концепции духовнонравственного развития и воспитания гражданина России.По мнению А.А. Логиновой, гражданская идентичность школьника —это такой процесс соотнесения себя с гражданской общностью, ее ценностями и нормами, который выводит учащегося на осознание себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, на осознание своей принадлежности к гражданской общности, на понимание своих прав и обязанностей, реализуемых, в процессе участия в жизни гражданского общества, общественнополитические события которой оцениваются им по критерию ценностей гражданского общества, становящиеся мотивами его поведения и деятельности [2].B некоторых исследованиях выделяют три основных составляющих гражданской идентичности младших школьников:

когнитивный компонент (система усвоенных гражданских знаний и понятий);

ценностноэмоциональный компонент (направленность личности, отношение к обществу, самому себе; мотивы, цели, потребности, ценностные установки; наличие интереса к гражданской деятельности);

деятельностный компонент (поступки, которые характеризуются соблюдением нравственноправовых норм, выполнением обязанностей в соответствии со своей гражданской позицией);Когнитивный компонент предполагает наличие знания о государстве, правовой организации общества, государственной символике, общественнополитических событиях, о выборах, политических лидерах, ориентации в их функциях и целях; ценностноэмоциональный компонент представляет собой рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения, желание и готовность участвовать в общественнополитической жизни города и школы; деятельностный компонент предусматривает участие в общественной жизни образовательного учреждения, в общественнополитической жизни города, самостоятельность в выборе решений, способность противостоять ассоциальным поступкам и действиям, ответственность за принятие решения [3].

Формирование гражданской идентичности младшего школьника –многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность педагогов и школьников по формированию у учащихся свойств, присущих гражданину, патриоту своей страны: умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность в соответствии со своими способностями и потребностями; способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми; готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию; неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью; любовь к своей Родине, стремление быть полезным своей семье, обществу, государству, школе [4].Педагог, профессионально занимающийся воспитанием младших школьников, должен обладать нравственными чертами, присущими гражданской личности: 1) осознавать себя гражданином российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;2) быть носителем гражданского патриотизма;3) принимать ведущие ценности национальной культуры, культуры своей малой Родины;4) быть готовым к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий;5) проявлять толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир.«Выстраивание» гражданской идентичности младших школьников проходит постепенно и требует внимательного, педагогически грамотного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их малого социальнонравственного опыта, противоречивых, иногда негативных впечатлений и влияний, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. Гражданская идентичность личности, прежде чем достигнуть зрелости, проходит ряд ступенeй социального развития». В практике начальной школы успешно реализуется метод проектов. Обосновывая целесообразность использования метода проектов в работе с младшими школьниками, Л.Л. Тимофеева приводит следующие аргументы: «Вопервых, метод проектов позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем. Не секрет, что в школе иногда пытаются сделать детей энциклопедистами. Запастись знаниями впрок никому не удаётся. Главное –научить пользоваться источниками информации. Вовторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и педагогов в совместной деятельности, что помогает младшему школьнику социализироваться в новых для него условиях. Одним из продуктивных методов формирования гражданской идентичности признан метод проектов[5].Для выявления уровня сформированности гражданской идентичности был проведён эксперимент в МБОУ СОШ с УИОП №62 им. А.Я. Опарина города Кирова. В экспериментальную группу вошли учащиеся вторых классов в количестве 100 человек. Были использованы следующие методики: 1) М.Кун, Т.Маклартленд «Кто Я», 2) «Гражданская принадлежность» (адаптация методики Дж. Винни, выполненная М.В. Шакуровой), 3) «Школьный опросник» О.Л. Романовой.В результате мы выявили, что лишь 30% процентов младших школьников обладают высоким уровнем сформированностигражданской идентичности, а 70% второклассников имеют средний и низкий уровень сформированности гражданской идентичности. На основе данных показаний мы разработали проект «Имя школы». Цель данного проекта разработка, внедрение и реализация комплекса мероприятий, направленных на ознакомление младших школьников с личностью А.Я. Опарина, чьё имя носит МБОУ СОШ с УИОП №62 г. Кирова. Фазы жизненного цикла проекта:

1.Разработка мероприятий, направленных на ознакомление младших школьников с личностью А.Я.Опарина (Выявление первичных представлений о личности А.Я.Опарина, подготовка вводного классного часа, организация встречи с родственниками А.Я. Опарина, разработка внеклассного мероприятия "Я помню, я горжусь", разработка конкурса проектов "А.Я. Опарин", подготовка сценария фильма о личности А.Я. Опарина)2. Реализация разработанных мероприятий, направленных на ознакомление младших школьников с личностью А.Я.Опарина (Проведение классного часа, проведение встречи младших школьников с родственниками А.Я. Опарина, проведение конкурса проектов "А.Я. Опарин", съёмки фильма о личности А.Я. Опарина, проведение мероприятия "Я помню, я горжусь")3. Последействие (Проведение повторного тестирования, проведение повторной беседы, интерпретация результатов)Сроки реализации проекта: 01.12.2016 г. –31. 05. 2017 г. Ожидаемые результаты проекта: повышение уровня сформированности гражданской идентичности младших школьников.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.2.Логинова А.А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернетпроектов[Электронный ресурс]//: dissercat.com [сайт] –(дата обращения: 10.01. 2016)3.Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников /Е.Н. Землянская. –М.: Издательство Юрайт, 2015. –507 с.4.Гаврилычева, Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы /Г.Ф. Гаврилычева //Воспитание школьников. –2010. –№ 3. –С. 3 –7.5.Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества //Вопросыобразования. —2008. —№1. —С. 65 –86.