Развитие образовательных стратегий современных вузов в условиях глобализации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Клименко Е. А. Развитие образовательных стратегий современных вузов в условиях глобализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1036–1040. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970222.htm.
Аннотация. В статье дается оценка государственной политике в сфере высшего образования, сформированы задачи приоритетности образования, определены элементы деятельности вузов по предоставлению качественного образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Клименко Елена Александровна,преподавателькафедры экономики и управления ФГБОУ ВО "Орловский государственный институт культуры", г.Орёл.19alenka_91@mail.ru

Развитие образовательных стратегий современных вузов в условиях глобализации

Аннотация.В статьедается оценка государственной политике в сфере высшего образования, сформированы задачи приоритетности образования, определены элементы деятельности вузов по предоставлению качественного образования.Ключевые слова:государственнаяполитикав сфере высшего образования, задачи образовательной системывуза.

Современное высшее учебное заведение как элемент системыобразования призван сформировать новое поколение российскойинтеллигенции, которая активно участвует в развитиинезависимогогосударства. Поэтому генеральной целью учебновоспитательногопроцесса в высших учебных заведениях должно стать формированиеу студентов интеллигентности, которая определяется уровнем общейкультуры, куда входят как профессиональная, так и духовная, политическая, правовая, эстетичная, экологическая, физическая культура,культура поведения и быта.К характерным признакам высшего образования в ХХІ веке относят:–демократизацию, то есть общедоступность высшего образования, его непрерывность в цепи «школа –техникум –вуз –организация»;соучастие педагога и ученика, студента в образовательном процессе;–диверсификацию, под которой понимается многовариантная посодержанию, методам, формам, срокам и траекториям личностноориентированная система разноуровневых учебных заведений;–интернационализацию, то есть академическую мобильностьстудентов и преподавателей; международное признание документов обобразовании, ученых степеней и званий;–прогрессивность, то есть превращение образования в ключевойкомпонент всей деятельности по развитию научнотехническогопрогресса, экономического роста и обеспеченности занятости населения.Наконец, важным признаком развития образования являетсяинформатизация, которая знаменует собой отход от традиционнойшколы, трансформацию содержания и методов на основе широкоговнедрения новых образовательных и информационных технологий.Высшей школе на сегодняшний день отведена нелегкая и ответственная роль –быть «архитектором» образования будущего, ведьименно из стен высших учебных заведений выходят новыеидеи,научные разработки, открытия, новые дидактичные материалы, а главное –специалисты, которые будут нести все это в жизнь: на производство,в школы, в научноисследовательские лаборатории и тому подобное.Поэтому так остро сегодня стоит вопрос о целеустремленной государственной политике в сфере высшего образования, политике, котораяотвечала бы современной ситуации, поскольку в период таких глобальных изменений в обществе образование, как социальный институт, онадолжна не просто отображать эти изменения или идти за ними, а опережать, предусматривать их, поскольку общество само через образованиедолжно готовиться к восприятию и реализации новых идей, подходов,форм жизни.Современное высшее учебное заведение должно быть ведущимнаучным и культурным центром, в той мере, в которой он сумеет сделатьтворческой и фундаментальной всестороннюю подготовку специалиста.Поэтому одной из первоочередных задач, стоящих перед высшейшколой, является задача срастания новой концепции образованияс гуманитарной компонентой, как одного из приоритетных направленийразвития высшей школы на современном этапе.Задача заключается в обеспечении реальной, а не декларируемойприоритетности образования. Образование нужно модернизироватьв контексте требований и возможностей ХХІ века, а именно:1) обеспечить высокую функциональность человека в условиях, когдаидеи и технологии меняются быстрее, чем поколения людей;2) отыскать рациональные схемы соотношения между развитиемзнаний, технологий и способностью людей их творчески усвоить;3) обеспечить оптимальный баланс между локальным и глобальным,чтобы человек как патриот своей страны осознавал реалии глобализирующегося мира, нес ответственность за него, то есть был и гражданином страны, гражданином мира;4) сформировать на общественном и индивидуальном уровнепонимание человека как наивысшей ценности, которая имеет правобыть сама собой, а это позволит обеспечить действительный демократизм общества;5) развивать коммуникативные способности людей в глобализирующемся, информационно насыщенном обществе;6) минимизировать асимметрию между материальными и духовнымиустремлениями, культивировать в каждой личности высокие духовныеидеалы на основе конструктивизма как жизненной позиции;7) утверждать культуру толерантности, восприятия представителейиных культур в категориях «других», а не «худших».Все эти вызовы ХХІ века требуют пересмотра привычных характеристик и норм образовательной деятельности.«Постиндустриальное общество» предполагает формирование новойорганизационной структуры по типу сетевой модели, которая можетобеспечивать содержательность (культурную событийность) образовательной траектории развития и обучения индивида. При такой формеобразования события субъектности, ситуации самоопределения,самопроектирования и самоорганизации становятся не случайным,а проектируемым эффектом системного образования.

Образование становится сетевым не только в смысле созданияинформационных баз и информационных потоков и обеспечения доступак ним через систему «мировой информационной паутины», но и в смыслеоткрытости и доступности различных культурных практик для разныхпотребителей и субъектов образования.Формируется пространство, в котором конкретный человек каксубъект образования является его организатором, меняя свою профессиональную и культурную идентичность.Основными задачами образовательной системыВУЗастановятся:–воспроизводство социокультурной практики;–порождение и трансляция социальных и культурных форми образцов;–создание ситуации самоопределения и развития индивида;–формирование системности мышления.Согласно концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 2020 годы, следует реализовать именно такой парадигмальныйпересмотр.Первое. Нужно четко определить объем фундаментальных знанийи избегать избыточной информационной насыщенности. Необходимобольше познавать именно человека, его психофизиологические и жизнедеятельностные особенности, создавать условия для индивидуальногосамопознания. Активизируется задача сквозь призму многих учебныхдисциплин обеспечить целостное видение мира и органическоевключение в него собственной деятельности.Второе. Чтобы человек не терял конкурентоспособности и оставался функционально дееспособным, нужно добиться пониманиянеобходимости и умения учиться в течение всей жизни, постоянноповышать квалификацию.Третье. Поскольку знания в информационном обществе выступаюткак непосредственная производительная сила, нужно осуществитьпереход от квалификации к компетенции, которая даст возможностьнаходить решения в любых профессиональных и жизненных ситуациях.Такой человек, овладев технологией принятия решений, свободойвыбора, будет способен успешно адаптироваться в условиях постоянных изменений.Четвертое. Необходимо быстрее сделать все возможное длязамены авторитарной педагогики педагогикой толерантности, объектсубъектных отношений между преподавателем и студентом –субъектсубъектными, чтобы специалисты были самодостаточными личностями, способными брать на себя ответственность и быть эффективнымив рыночной экономике.Пятое. Важно развивать творческое критическое мышление. Всеобразование и воспитание специалиста нужно строить на основе егоестественных способностей, основными стимулами считать потребность в познании и самопознании и развитии студента.Шестое. Нужно научить сосуществовать с другими людьмии социальными структурами, регулировать разные психологические,социальные, политические, межнациональные конфликты в руслеплюрализма подходов.Седьмое. В условиях глобализации не уменьшается, а, наоборот,актуализируется задача укрепления национальных, гражданских связей,патриотического единения нации. В условиях глобализации толькоконсолидированная нация может осознать свой собственный национальный интерес и наиболее эффективно его отстаивать в общениис другими государствами. Нужно учиться общаться с миром, обеспечить свободное владение родным языком и несколькими иностранными.Восьмое. Образование должно приобрести инновационный характер,чтобы выпускники учебных заведений были способны восприниматьизменения как естественную норму и находиться в динамическомразвитии. Вместе с тем восприятие постоянных запросов невозможнобез удовлетворения определенных образовательных потребностейв течение жизни –поэтому необходимо построить эффективную системунепрерывного образования, включающую и дистанционное образование,и телевидение, и привлечение общественных организаций и т. п.Девятое. Необходима высокая педагогическая культура, чтобы недопускать перечеркивания результата кропотливой работы по формированию личности, системы ее ценностей. Преподаватель долженотвечать интегративному критерию «педагогическое мастерство +искусство коммуникативности + новейшие технологии». Каждыйпреподаватель должен рассматривать любое общественнополитическое, социальноэкономическое действие с учетом их педагогическихпоследствий. В ХХI веке важно применять инновационные педагогические технологии, которые базируются на фундаментальных эпистемологических и герменевтических аспектах педагогики и дидактики,связанных с искусством понимания и высокой коммуникативнойкультурой («кейсстади» –учеба в конкретных ситуациях, тренингтехнологии –тренинг деловой коммуникации, личного развитиякоммуникативных умений и т. п.).Таким образом, учитывая задачи творческой и фундаментальнойподготовки специалиста, современная парадигма образованияориентирует на развитие в системе высшего образования такихкомпетенций, которые позволят специалисту коренным образомперестраивать, переоборудовать наработанное согласно новымпринципам и развивать лучшее из приобретенного, повышаяэффективность и производительность.В связи с необходимостью формирования нового типа работника,способного эффективно действовать в условиях постоянных системныхтрансформаций, происходит изменение вектора просветительскойдеятельности и духовноморального самоопределения специалиста.Благодаря гуманизации, фундаментализации, индивидуализации и технологизации культуротворческого процесса в высшей школе среди задачобразования доминирует нацеленность на формирование успециалистаспособности к ответственной реконструкции социальных объектовв интересах современного общества. Принципы непрерывности образования и его опережающего развития позволяют корректировать направление на прогнозирование образовательных технологий,на развитиеорганизационных, структурных, управленческих и дидактическихнововведений.На основе интеграции имеющихся подходов к анализу образования,с учетом особенностей глобализационного и постмодернизационноговлияний на просветительскую деятельность,представляется методологически оправданным и практически значимым приложение реконструкционистского подхода к образованию, нацеливающего на выработкуу специалиста компетенций к коренной перестройке, переоборудованиючеголибо по новым принципам или возобновление чегото. Акцентируяименно моменты усовершенствования, обновления, существенногопреобразования, реконструкционистский подход предусматриваетумения специалиста внедрить комплекс мероприятий, позволяющихповышать эффективность, производительность или увеличивать объемыпродукции, или осваивать выпуск новый, осуществлять перевод на новуютехнологию, рост производства и тому подобное. Благодаря реконструкции идет наращивание потенциала путем внедрения новыхтехнологий, модернизации и замены устаревшего, причем все этопроисходит с меньшими затратами в более короткие сроки. Все этиперестройки в соответствии с новыми принципами обусловливаютсясовременными трансформациями и являются ответом на вызовысовременности.Отмечая в целом переориентацию образовательной парадигмы науглубленную мотивацию получения знаний, прагматичное устремлениесамостоятельно их добывать и эффективно использовать для реализации карьерных целей, мы отмечаем «нерыночное» в целом отношениек специальности, недостаточное акцентирование выработки методологии профессионального реконструирования по новым принципам.Однако именно выделение среди важнейших функций образования таких,как социальностатусная, профессиональная, прагматическая, социокультурная, понимание их диалектического взаимовлияния даетвозможность формировать специалиста, способного взять на себяответственность за решение проблем.

Ссылки на источники1.Амеличкин А.В. Педагогический потенциал социальнокультурных учреждений по развитию организационноуправленческих способностей молодежи на основе деятельностного подхода //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016.№3(72). С. 253256.2.Колесниченко С.И., Рудакова О.В. Показатели экономической эффективности в современных информационных системах //Вестник ОрелГИЭТ. 2010.№2(12). С. 11a17.3.Михайлина А.В. Бренд в системе образования: теоретический аспект //Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образованияМатериалы международной научнопрактической конференции. Орловский государственный институт искусств и культуры; редакционная коллегия: Н.А. Паршиков (главный редактор), И.А. Ивашова (научный редактор и составитель), В.М. Гапоненко, Н.А. Меркурьева, Г.Н. Харитонова. 2014. С. 3942.4.Митин Д.В. Влияние кросскультурного фактора на современную систему маркетинга организации //Результаты научных исследований. 2016.С. 107110.5.Петрище В.И. Активизация роста ВВП средствами предпринимательского ресурса // Среднерусский вестник общественныхнаук. 2007.№4. С. 2631.6.Петрище В.И. Инновационность экономики региона как функция общественной потребности развития //Регион: системы, экономика, управление. 2012.№3(18). С. 8793.7.Петрище В.И. Инструменты информационного обеспечения региональной инновационной системы // Среднерусский вестник общественных наук. 2012.№3. С. 238245.8.Петрище В.И. Интеграционное взаимодействие региональных систем в условиях глобализации //Вестник ОрелГИЭТ. 2011.№2(16). С. 7982.9.Петрище В.И. Формирование инновационной модели управления высшим учебным заведением // Вестник государственного и муниципального управления. 2014.№4. С. 3239.10.Рейнбах Е.Ю. Сущность и формы реализации региональной культурной политики //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015.№5. С. 361364.11.Соловьева И.А. Информационные технологии в преподавании экономических дисциплин //Развитие системы высшего образования в сфере культуры: научный и образовательный опытматериалы Международной научнопрактической конференции. главный редактор: Н.А. Паршиков; научный редактор и составитель: И.А. Ивашова. 2015. С. 193197.