Особенности аутизма

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Барнаш А. В., Плотникова О. А. Особенности аутизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1226–1230. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970260.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные специфические черты аутизма. Психика аутиста имеет свои особенности. Сегодня в научной литературе они хорошо описаны. Однако для понимания проблемы аутизма в статье представлены особенности мышления и психического устройства аутиста. Авторы рассматривают отличие аутистического мышления от других форм мышления на основе анализа проведенных и описанных в научной литературе исследований. А попытка понять причину появления аутизма как особого мышления ставит больше вопросов, чем дает конкретные ответы. Тем не менее размышления о проблеме аутизма расширяют диалоговое поле среди исследователей и практиков и способствуют привлечению специалистов к данной теме.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Плотникова Ольга Анатольевна,кандидат философских наук, доцент кафедры психологии и педагогики Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентукиolya.4369437@ya.ru

БарнашАнна Владимировна,кандидат историческихнаук, доцент кафедры психологии и педагогики Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентукиannbarnash@yandex.ru

Особенности аутизма

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные специфические черты аутизма. Психика аутиста имеет свои особенности. Сегодня в научной литературе они хорошо описаны. Однако для понимания проблемы аутизма в статьепредставлены особенности мышления и психического устройствааутиста. Авторы рассматривают отличие аутистического мышления от других форм мышления,на основе анализа проведенных и описанных в научной литературе исследований. А попытка понять причину появления аутизма как особого мышления,ставит больше вопросов, чем дает конкретные ответы.Тем не менее, размышления о проблеме аутизма расширяет диалоговое поле среди исследователей и практиков и способствует привлечению специалистов к данной теме. Ключевые слова:аутизм, аутистическое мышление, реалистическое мышление, ирреалистическое мышление, артистическое мышление, психоанализ.

Мать: «Ты ведь хочешь выглядеть нормальным человеком, правда?», на что тот отвечал: «Да». Но однажды матери пришло в голову спроситьсына: «А ты знаешь, что означает слово «нормальный»?» Сын снова ответил: «Да», что очень порадовало мать. Но когда она попыталась добиться от него определения этого слова, он сказал: «Это вторая кнопка слева на стиральной машине». (Donnellan, 1988)

В современном мире проблема аутизма все чаще заявляет о себе.В современных исследованиях еще нет точного понимания специфики аутизма. Существует описание различных форм аутизма, в которых сложно выделить «чистый» аутизм от расстройства развития,где аутистические формы поведения приобретаются как психические защиты в условиях жизни и устройствасеменных отношений. В российской практике аутизм редко отделяют от шизофрении и соответственно применяют весь спектр лечения, предназначенный для тяжело психически больных людей. Как следствие такого подхода аутизм перетекаетв типичную шизофрению1. Попробуем еще раз взглянуть на проблему аутизма и понять его особенности.В 1970 году исследователи Б.Гермелин и Н.О.Коннорв книге «Психологические эксперименты с аутичными детьми»2поведали о своих важных открытиях в исследованииаутизма. Они пытались выделить характеристики «чистого» аутизма, отобрав группу детейаутистов, и группы детей с сопутствующиминарушениями 1Р. Золотовицкий Больные аутизмом: право на диагноз. [Электронный ресурс]

// Российское агентство правовойи судебной информации (РАПСИ). URL:http://rapsinews.ru/legislation_publication/20121221/265866280.html2КHermelin, B. and O‱Connor, N. (1970). Psychological Experiments with Autistic Children. Oxford: Pergamon Press. –URL: https://www.abebooks.co.uk/servlet/BookDetails...психики. Сравнивая результаты у детей одного возраста, они обнаружили, что с некоторыми заданиями аутисты справляться не могут, а в параллельной группе дети выполнили.Ученые пришли к заключению, что аутизм –это не просто замедленное развитие, а это совершенно иное развитие, глубокоотличающееся от других психических форм по качественным основаниям. Психические нарушения настолько глубоки при аутизме, что затрагиваются все стороны функционирования от соматических до интеллектуальных. Аутизм по своим характеристикам не подходит ник классификации заболеваний, ни к психозам. И эти характеристики неизменны на протяжении всейжизни. Психиатр Лео Каннерисследовал и описалаутизм в 1943 году, на основе наблюдений за одиннадцатьюдетьми, которые отличались особойзамкнутостьюв себе. Они избегали любого даже зрительного контактас другими людьми, совершено не понимали социальной стороны жизни и не испытывали к ней никакого интереса. Овладениеречью либо отсутствовало, либо претерпевало большие трудности. У этих детей наблюдались стереотипные движения и маниакальнаянастойчивость, в воспроизведенииопределенныхритуалов.Родители утверждали, что они ведут себя постоянно так, будто никого нет рядом3.Это явление Каннер свел к названию «ранний инфантильный аутизм».Сегодня описание аутистических особенностей представлено довольно подробно в научнойлитературе. В детской патопсихологии4это нарушение выделяется рядом свойственных ему дескриптивных сведений, главным образом в рамках медицинских направлениях исследованийи позитивной традиции.Таблица 1Аутистическиеособенностипо Э. Мэш и Д. Вольфу5.

КритерийОписание обнаруженных характеристик12Генетические влияния:предрасположенность к аутизму передается по наследству более чем в 90% случаев;определенген, который, возможно, является геном предрасположенности к аутизму;согласноклиническим данным, среди ведущих функцийголовного мозгапри аутизмевыделяютзадержку в созреваниилобных долей.В поведении:аутизм проявляется спервыхлетжизни ребенка;наблюдаются стереотипные интересы и паттерны поведенияв концентрациивсеговниманияна мельчайших деталях окружения, не воспринимая целостной картины явлений;поведениеотмечают как странное, непривычное, непонятное, проявляются нетипичные интересы и формы поведения;отмечается нарушениесоциальных функций, общения и речи.

Спектр проявлений аутизма:считаетсяспектральным расстройством(т.е.типичные симптомы можнонаблюдатьвмногообразныхкомбинациях и различатьсяразнообразнойстепенью тяжести).Главные характеристики аутизма:нарушения социального взаимодействия–иные способыпереработки социальной информациии отсутствием обмена, отличаютсобственных родителей от других людей, однако обнаруживаетсясвоеобразная привязанность;нарушение процессов коммуникации пользуются протоимперативными жестами(сообщение о потребности), отсуствуют протодекларативные жесты(привлечение внимания);вречи эхолалия, реверсия местоимений, речевая персеверация(бессмысленное повторение), общениепримитивное, неадекватное говорение;повторяющиеся телодвижения и паттерны поведения, навязчивые рутинные 3Leo Kanner.Autistic Disturbances of Affective Contact. Library of the History of Autism Research, Behaviorism & Psychiatry. http://www.neurodiversity.com/library_kanner_1943.html 4Эрик Мэш, Дэвид Вольф. Детская патопсихология. –URL: http://www.koob.pro/mash_wolf/5Эрик Мэш, Дэвид Вольф. Детская патопсихология. –URL: http://www.koob.pro/mash_wolf/занятия, патологическаясосредоточенность на ритуалахи полное неприятие каких либо перемен.Ассоциированные характеристики аутизма:от умственной отсталости до сверхспособностей

приблизительно 80% детей, вместес аутизмомимеютумственную отсталость; около половина из них имеет коэффициент интеллекта ниже50ти баллов, и около 30% этих детей —от 50 до 70 баллов;всего 20% детей имеюткоэффициент интеллекта средний или даже выше среднего;сенсорные и перцептивные расстройства избирательное внимание и нарушения переключения внимания между различными сенсорными сигналами, нестерпимостьприкосновений со стороны человека,сенсорная доминантность и маниакальнаяизбирательность при восприятии стимулов;дефицит когнитивных навыков общий дефицит в процессах регуляции поведения и многоуровневого планирования;дефицит навыков переработки социально значимой (эмоциональной) информации.Распространенность аутизма:Не менее45 из 10 000 детей;среди мальчиков в 34 раза чаще, чем среди девочек.Причины аутизма:не выяснены.

Сам термин «аутизм» ввёл Эйген Блейлершвейцарский психиатр, как «преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира»6. Это не совсем точное понимание аутизма, т.к. на самом деле эта внутренняя жизнь никогда и не присутствовала во внешнем мирекак представленностьв мышлении. Блейлер, практиковавший психоанализ в своей клинике, описал особенности мышления аутиста. Аутистическое мышление согласно ученому, соответствует аффекту, тому, что приятно. Задачей этого мышления является не поиск истины,как это происходит в реалистическом мышлении, астремлениеудерживать представления, основанные на аффекте и вытеснять то, что не соответствует удовольствию. Аутистическое удовлетворение противоположно реалистическому, которое ищет способы для реализации своих действий, иужечерез нихудовлетворяются потребности.Это же особое мышление, которое реализует свои устремления без использования логики и, не считаясь с действительностью. Оно может носить сознательный и бессознательный характер. Аутистическое мышление не является примитивным(чисто генетическим), оно получает свое развитие,опираясь на прирожденные механизмы, ине используетрезультаты опыта, отраженного в памяти.Блейлер назвал аутистическое мышление ирреалистическим, сравнивая его с реалистическим, рациональным мышлением. Выготский Л.С.,рассматривая аутистическое мышление,так же определяет его отличие от примитивного или предшествующего другим формам мышления7, в отличие от Пиаже. На первых порах рассмотрения и понимания аутистического мышления возникает версия о примитивной форме мышления, затем рассматривается эгоцентрическая речь и мышление как промежуточная форма по пути к логическим конструкциям социальногомышления. В первых и в современных исследованиях аутизма сохраняется попытка свести проблему к генетическим, биологическим факторам, обуславливающим закономерности в психологическом развитии ребенка. Однако при рассмотрении сточки зрения биологической эволюции за поведением младенца, можно обнаружить, что нет такого существа, которое мыслило бы сначала чисто аутистически, а затем приобрело реалистическое мышление. 6Э. Блейлер. Аутистическое мышление. Вопросы теории и практики психоанализа. Перевод с немецкого и предисловие дра Я. М. Когана. Одесса, 1927 год. –URL: http://psychoambulanz.ru/article/2015/professorebleulerautisticheskoemyschlenieodessa1927god 7Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. —М.: Лабиринт, 1999. –URL: http://works.doklad.ru/view/qbfBi7fuQm4.htmlАутизм как иной тип мышления обнаруживают,как не странно,биологически ориентированные психологи, в частности Э.Блейлер8. Работа принципа удовольствия, согласно З.Фреда9указывает на игру воображения, а, следовательно, и содержание такого мышления обусловлено интенциональными причинами, а не генетическим источником. На биологическую несостоятельность представления об аутизме указывает и тот факт, который позволяет обнаруживать аутистические функции на относительно позднем этапе младенческой жизни. Согласно Блейлеру, аутистическая функция обнаруживается на четвертом этапе развития мышления, которая связана с картинами воспоминания, а не со случайными стимулами окружающей среды.Рассматривая подход Блейлера и Пиаже10, Выготский приходит к заключению, что «аутистическое мышление в генетическом, структурном и функциональном отношениях не является той первичной ступенью, той основой, из которой вырастают все дальнейшие формы мышления...»11.Э. Блейлер, занимаясь изучением ранних патологических мыслительных процессов, был первым, кто отделил мышление аутиста от шизофренических форм, выделив артистическое мышление. Это мышление как бы оторвано от реальности, его содержание зачастую противоречит логике.Афункционирует артистическое мышление на территории шизофрении и других психотических расстройств личности. Этот тип мышленияуказывает на фантазии относительного другого, в котором психотик не сомневается илиприписывает ему определенные функции. Связь между субъектом и другим своеобразная, осуществляется часто через частичный объект либо через объект, наделенный определенными чертамив отношении другого. Но это уже работа воображения в отношении другого. Но такая игра воображения не свойственнааутисту.Мифологическое мышление так же противопоставляется аутистическому мышлению. Мифологическое мышление носит социальный характер, оно отражает коллективные представления людей, их объяснение чеголибо. Аутистическое же мышление стремиться сохранить свободу от другого и получить наслаждение в изолированном мире. Этот тип мышления свободен от другого, от мира людей. Его наслаждение в повторении и воспроизводстве аффекта, указывающего на постоянство его мира. Для этих ритуалов ему не нужен мир в его разнообразии, аутист нуждается в тех выделенных характеристиках, в отношении которых ожидается точное воспроизведение. Это могут быть звуки, освещенность, определенный порядок предметови т.д.

В его мышлении отсутствует другой. Аутист не может разместить мать внутри себя, для нее не образуется местов его психическом аппарате, как и для любого живого существа, которое обладает свойством непрекращающихсяизменений. Если аутист не помещает мать внутри себя ни в каком виде, даже как частичный объект то, как он может переварить ее молоко? Очевидно, что такое устройство его психики может оказать влияние на работу всего организма.Его тело не готово к обмену с кемто. Он наслаждается до человеческим присутствием в мире. Желание, обращенное к другому отсутствует,и соблазнить аутиста к обычной человеческой жизни нет никаких шансов. Ему легче идентифицировать себя «со второй кнопкой слева на стиральной машине»и жить по принципу «вкл./выкл.», стараясь через подтверждения своего мира сохранять от разрушения свое тело, чем обрести зависимость от матери и отца.Рассматривая в этом процессе роль матери и отца, и пытаясь найти объяснение происходящему, некоторые исследователи как бы «застряли» в поисках 8Блейлер. Аутистическое мышление. Вопросы теории и практики психоанализа. Перевод с немецкого и предисловие дра Я. М. Когана. Одесса, 1927 год. –URL: http://psychoambulanz.ru/article/2015/professorebleulerautisticheskoemyschlenieodessa1927god 9З.Фред. По ту сторону принципа удовольствия. URL: http://mir.zavantag.com/filosofiya/369235/index.html10Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. —1994 –URL: http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_rechmyshlenierebenka_1994/go,12;fs,0/11Выготский Л.С. Мышление и речь. –URL: http://svscena.ru/Buki/Myshlyeniyeiryechjj.5.htmlпростых причин, и попытались всю ответственность переложить на родителей. Однако согласно Э. Лорану «Отцы более не ответственны за психоз собственных детей также, как и матери не ответственны за аутизм своих детей»12.Радикальная вера в симптом закончена, объектом исследования должны стать дети тех матерей на кого были направлены обвинения. Теории про «достаточно хорошую» и «холодную» мать не приносят пользы, а приводятмысль исследователя к определенным выводам, где поиск причины останавливается. Гуссерль в своих работах уже показал, что позитивная психология не является достаточным условием в понимании устройства человека и причиныегосуществования: «… если мы на почве естественного мировосприятия стремимся к созданию некой психологии как позитивной науки и при этом, прежде всего, к созданию необходимой для нее и предшествующей ей чисто интенциональной психологии, черпающей чисто из внутреннего опыта»13. Изучение внутренней жизни души как раз и позволяет преодолевать эту позитивность, основанную на специально организованном опыте илиэксперименте, а преодоление выводитисследователя в сторону причины существования феномена, в данном случае аутизма.

Согласно мнению многих психоаналитиков мать должна соблазнить ребенка к жизни. Однако, что сегодня психоанализ знает о соблазне и исследует ли эту проблему? В любом случае в отношении ребенка аутиста мы можем отметить, что он соблазнен к жизни, но почему он не входитв мир людей.Может соблазн не сработал до конца, оставив аутиста на границе, где он и черпает свое наслаждение, и остается ссобственнымужасом?Но он не нуждается в другом, он целостен и самодостаточен. В качестве значимого объекта он выбирает частичные объекты окружающего мира,отбрасывая все остальное за ненадобностью. ТогдаЗ.Фрейд14оказался пророчески справедлив, указывая на то, что культура и сама цивилизация не справляется, не выполняет до конца возложенные на нее функции и человек не может со многим справиться. Возникаетвопрос, а что не срабатывает уже в самой культуре или же самой культуре чеготоне достает? Для поиска ответа на этот вопрос можно посмотреть, как меняется количество аутистов в зависимости от происходящих процессов в мире людейи в культуре в целом. Но может ли сама культура быть достаточной, если сам Фрейд в поиске ответа показывает, что это является настоящей проблемой для всего человечества.Осмысление проблемы аутизма может приблизить к пониманию самой причины вхождения в мир людейили обретения замкнутостина самом себе, возможно и увидеть то, что для когото является достаточным для обретения другого, а для когото является или недостаточным или избыточным и выступает причиной разворота от другого к себе самому.

Возможно, сама цивилизация на современном этапе перенасыщена идеями создания самодостаточного человека, по сути радикального индивидуализма. Не утрачивается ли сейчас ценность другого и потребность в семье как особых отношениях с другим? Не порождает ли само человеческое общество новое мышление –аутистическое мышление, замкнутое на самом себе?

Ссылки на источники.1.Р. Золотовицкий Больные аутизмом: право на диагноз. [Электронный ресурс]

// Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ). 12Э. Лоран. Психоз, или радикальная вера в симптом / перевод текста Э. Лорана. “Представления Темыодиннадцатого Конгресса Новой ЛакановскойШколы, Афины 2012”, который давался на французском языке, на конгрессе НЛШ в ТельАвиве, 17 июня 2012 года. URL: http://dreamwork.org.ua/эриклоранпсихоз2012/ 13Э. Гуссерль. Картезианские размышления. § 35. Экскурс в эйдетическую внутреннюю психологию / Перевод А.Я. Слинина URL: http://royallib.com/book/gusserl_edmund/kartezianskie_razmishleniya.html14З.Фрейд. Недовольство культурой. 1930. URL: https://www.litmir.co/bd/?b=9147URL:http://rapsinews.ru/legislation_publication/20121221/265866280.html[Дата обращения 15.03.2017]

2.КHermelin, B. and O‱Connor, N. (1970). Psychological Experiments with Autistic Children. Oxford: PergamonPress.[Электронный ресурс]

–URL: https://www.abebooks.co.uk/servlet/BookDetails...

[Дата обращения 15.03.2017]

3.Leo Kanner.Autistic Disturbances of Affective Contact. Library of the History of Autism Research, Behaviorism & Psychiatry.[Электронный ресурс]

http://www.neurodiversity.com/library_kanner_1943.html

[Дата обращения 15.03.2017]

[Дата обращения 15.03.2017]

4.Эрик Мэш, Дэвид Вольф. Детская патопсихология.[Электронный ресурс]

–URL: http://www.koob.pro/mash_wolf/[Дата обращения 15.03.2017]

5.Эрик Мэш, Дэвид Вольф. Детская патопсихология.[Электронный ресурс]

–URL: http://www.koob.pro/mash_wolf/[Дата обращения 15.03.2017]

6.Э. Блейлер. Аутистическое мышление. Вопросы теории и практики психоанализа. Перевод с немецкого и предисловие дра Я. М. Когана. Одесса, 1927 год. [Электронный ресурс]

–URL: http://psychoambulanz.ru/article/2015/professorebleulerautisticheskoemyschlenieodessa1927god [Дата обращения 15.03.2017]

7.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. —М.: Лабиринт, 1999. [Электронный ресурс]

–URL: http://works.doklad.ru/view/qbfBi7fuQm4.html[Дата обращения 15.03.2017]

8.Блейлер. Аутистическое мышление. Вопросы теории и практики психоанализа. Перевод с немецкого и предисловие дра Я. М. Когана. Одесса, 1927 год. [Электронный ресурс]

–URL: http://psychoambulanz.ru/article/2015/professorebleulerautisticheskoemyschlenieodessa1927god [Дата обращения 15.03.2017]

9.З.Фред. По ту сторону принципа удовольствия. [Электронный ресурс]

URL: http://mir.zavantag.com/filosofiya/369235/index.html[Дата обращения 15.03.2017]

10.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.1994. [Электронный ресурс]

–URL: http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_rechmyshlenierebenka_1994/go,12;fs,0/[Дата обращения 15.03.2017]

11.Выготский Л.С. Мышление и речь. [Электронный ресурс]

–URL: http://svscena.ru/Buki/Myshlyeniyeiryechjj.5.html[Дата обращения 15.03.2017]

12.Э. Лоран. Психоз, или радикальная вера в симптом / перевод текста Э. Лорана. “Представления Темы одиннадцатого Конгресса Новой Лакановской Школы, Афины 2012”, который давался на французском языке, на конгрессе НЛШ в ТельАвиве, 17 июня 2012 года.[Электронный ресурс]

URL: http://dreamwork.org.ua/эриклоранпсихоз2012/ [Дата обращения 15.03.2017]

13.Э. Гуссерль. Картезианские размышления. § 35. Экскурс в эйдетическую внутреннюю психологию / Перевод А.Я. Слинина [Электронный ресурс]

URL: http://royallib.com/book/gusserl_edmund/kartezianskie_razmishleniya.html[Дата обращения 15.03.2017]

14.З.Фрейд. Недовольство культурой. 1930. [Электронный ресурс]

URL: https://www.litmir.co/bd/?b=9147

[Дата обращения 15.03.2017]