Институциональная среда при формировании конкурентоспособной экономики
Выпуск:
ART 970316
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Солодовник
А.
И. Институциональная среда при формировании конкурентоспособной экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1506–1510. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970316.htm.
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «институциональная среда», роль институциональной среды в процессе создания и функционирования конкурентоспособной экономики. Приводится классификация факторов, способствующих повышению институциональной конкурентоспособности национальной экономики. Институциональная конкурентоспособность является сложным и многогранным понятием. В статье обозначена определяющая и инициирующая роль государства в развитии экономической системы.
Ключевые слова:
государство, институты, институциональная среда, институциональная конкурентоспособность экономики
Текст статьи
Солодовник Александра Игоревна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в АПК ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В.Парахина», г. Орелasolodovnikorel@yandex.ru
Институциональная среда при формировании конкурентоспособной экономики
Аннотация.В статье раскрывается сущность понятия «институциональная среда», роль институциональной среды в процессе создания и функционирования конкурентоспособной экономики. Приводится классификация факторов, способствующих повышению институциональной конкурентоспособности национальной экономики. Институциональная конкурентоспособность является сложным и многогранным понятием.В статье обозначенаопределяющая и инициирующая роль государства в развитии экономической системы.Ключевые слова:институциональная среда, институты, государство, институциональная конкурентоспособность экономики.
В современных геополитических условиях основной целью государственной политики является формирование конкурентоспособнойэкономики и создание соответствующих институтов. В исследованиях экономических процессов и роли государства особое место занимает институциональный подход, который наиболее комплексно раскрывает понимание роли государства в построении устойчивой экономическойсистемыс возросшей взаимосвязанностью всех уровней.В мировой практике считается нормойведущая роль государства в создании правовых и экономических условий, стимулировании изменений с целью развития экономической системы и ее субъектов. Несмотря на большое количество исследований[3, 4, 5, 6]посвященных различным сторонам функционирования институциональной среды в изучении нуждаются вопросы роли взаимосвязи институциональной среды и экономического развития, проблемы незрелости институциональной среды, определение места институциональной среды в социальноэкономической системе, оценка эффективности взаимосвязи между ее элементами.Вмировой практике накоплен значительный опыт исследования и применения институционального подхода в государственной политике, который признается оправданным для развития конкурентоспособной экономической системы инновационного типа. Экономические успехи развивающихся государств обусловлены наличием развитой институциональной среды, которая адекватна социальноэкономическому состоянию конкретной страны, эффективных совместимых институтов: собственности, бизнеса (предпринимательства), государства, права, развития, науки (образования), а. также макроэкономической и политическойстабильностью. В работах по государственному управлению на основе анализа состояний и тенденций в общественном развитии признается, вопервых, что при создании или переносе институциональных структур не гарантируется их эффективное функционирование в конкретных условиях, вовторых, в каждой конкретной стране существует собственная модель институциональной среды, отражающая уровень социальноэкономического развития и культурноисторическиеособенности.Использование терминологии институционального подхода к определению роли и места государства в развитии социальноэкономической системы обуславливает необходимость рассмотрения сущности и структуры институциональной среды как фактора устойчивого экономического развития.В научных дискуссиях используются разные определения понятия институциональная среда. О.И. Уильямсон считает, что основой воспроизводственных процессов экономической деятельности являются базовые политические, социальные и правовые нормы и правила игры. Д. Норт делает акцент в своих работах на ограничительные возможности институциональной среды для поведения и принятия решений субъектами, а также уточняет влияние институциональной среды и уровень развития институтов на экономическую систему. Р.М. Нуреев рассматривает в своих работах институциональные концепции становления рыночной экономики, а также проблемы макроэкономической политики государства. А.Е Шаститко обращает внимание на размещении ограниченных ресурсов в институциональной среде для функционирования экономической системы. В.Л. Иноземцев полагает, что институциональная среда является частью институциональной матрицы. Работы Бессоновой О.Э. посвященыинституциональной теориихозяйственногоразвития России.В определениях указываются различные стороны институциональной среды: основополагающиесоциальныеи юридическиенормы; совокупность организационноэкономических, социальноэкономических, институциональноэкономических и техникоэкономических отношений; комплекс институтов политического, правового, финансового и социального характера, Исходя из рассматриваемой в данной научной публикации проблемы под институциональной средой понимаем комплекс политикоправовых и социальноэкономических институтов, устанавливающих формальные и неформальные рамки поведения и условия для организации отношений, также осуществления и контроля за деятельностью субъектов социальноэкономических процессов в обществе.На основе определения выделим факторы, которые определяют институциональную среду: субъекты социальноэкономических отношений, законодательство, экономические институты и ограничения, организация финансовых потоков и денежного обращения, социальные институты, организация информационных потоков, сетевое взаимодействие, уровень организованности национальной экономики, уровень развития институтов и административные барьеры, механизмы поддержки и стимулирования, механизмы контроля и санкций.Таким образом институциональная среда включает в себя следующие группы элементов:1. базовые институты (собственность, доверие, государство, власть, ответственность, разрешение, запрет, принуждение);2. правовые институты (законодательство, гарантии неприкосновенности личности и собственности, независимость суда, армия, полиция, партии, гражданское общество);3. экономические институты (развития, финансовая система, налоговая система, учетная система, государственный заказ, рынок); 4. социальные институты (образование, здравоохранение, культура, этика, религия, пенсионная система, обеспечение жильем, наука, семья);5. институциональные организации (административный аппарат, правоохранительная система, социальная защита);6. институциональная инфраструктура (сети, потоки, трансакции, система мониторинга, информационная база).Исходя из характеристики институциональной среды определим основные институциональные функции, которые отражают ее роль в достижении конкретных целей общества: регулирование, координация, обеспечение предсказуемости и стабильности, кооперация, обеспечение свободы и безопасности, распределение издержек и выгод, минимизация затрат на контрактацию, передача знаний и обучение.Институциональная среда формирует свои условия и направления:
формирование коллективного сознания, условий и инструментов экономической ответственности;
формирование процедур мотивации экономического поведения;структурирование процедур, правил и методов оценки наносимого экономического вреда;пропаганду технологий прагматизма при учете социальных факторов влияния;информационное сопровождение выбора индикаторови индексов уровня экономической безопасности;правовое поле показателей оценки тенденций снижения влияния негативных для хозяйствующего субъекта факторов;сертификацию и аудит как базы институциональных изменений[2].Эффективность экономики институциональной средыс одной стороны определяется способностью к самоорганизации, т.е. механизм, в ходе которого создается, воспроизводится и обеспечивается гармоничное выстраивание в иерархическую систему целей, задач, интересов, принципов, результатовсоциальноэкономических отношений субъектов. С другой стороны, Всемирный банк проводит оценку стимулирующих и ограничивающих норм институциональной среды в ежегодных докладах Doingbusinessс помощью следующих показателей: легкость ведения бизнеса, создание предприятий, получение разрешение на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности[1].Если на начало 2016 года Российская Федерация глобально занимала 36 место, то на начало 2017 года –40 место. Наибольшее изменение, которое создает препятствия для функционирования субъектов, произошло по подключению к электроснабжению, налогообложению и обеспечению контрактов. Наибольшее изменение, которое облегчает функционирование субъектов, наблюдалось по созданию предприятий и получению на строительство. Возможность оценить, проанализировать и, следовательно, проводить более эффективную политику по созданию и формированию институциональной среды, позволит обеспечить переход на качественно новый уровень развития устойчивой конкурентоспособной экономической системы. Однако сигнал для изменений институциональной среды может поступать не только сверху, но и снизу –обществом или его частью. Содержательная сторона самоорганизации заключается в активном воздействии на поведение субъектов, что способствует достижению стабильности и равновесия в экономикеи обществе, которое предполагаетотсутствие заинтересованности субъектов в изменении сложившейся системы разрешений и ограничений деятельности.Исследование роли и влияния институциональной среды на развитие экономики и общества осложняется большим количеством элементов и факторов самой среды, что затрудняет выделение влияния какойлибо одной группы.Теоретическая и практическая значимость институциональной среды может быть сгруппирована по следующим направлениям:1. поддерживающая роль (определяет общественное развитие, хозяйственную активность и поведение субъектов, направления развития системы, ориентиры и параметры эволюции институтов, создает синергетический эффект использования результативных институтов, способствует снижению рисков и конфликтов, снижению трансакционных затрат,структурирование экономической среды, стимулирование мотивации субъектов);2. разрушающая роль (ограничивает деятельность субъектов, вводит санкции, использует механизмы принуждения, вводит порядок национализации собственности, оппортунистическое поведение субъектов, копирование и импорт институтов, увеличение доли теневого сектора экономики, преобладание неформальных институтов над формальными, способствует структурной оптимизации субъектов);3. связующая роль (упорядочение взаимоотношений между субъектами, вводит порядок разрешения возникающих споров, обеспечивает информационное сопровождение деятельности субъектов, методическое сопровождение спецификации прав собственности, доступность услуг, привносят соответствующую определенность в естественные процессы).Из этого следует, что качество, целостность, эффективность и полнота институциональной среды способствует формированию благоприятных условий для интенсивного экономического роста в конкурентоспособной устойчивой экономической системе. Ведущая роль в повышении конкурентоспособности в целом и ее институционального аспекта в частности принадлежит государству в процессе осуществления соответствующей политики. Знание закономерностей стадий развития институтов и их эффективности на разных этапах позволяет осуществлять опережающую политику по советующим направлениям.Применение институционального подхода к определению роли государства в формировании институциональной среды позволяет сделать вывод о том, что наряду с базовыми механизмами рыночной экономики государству должна быть отведена особая роль, связанная с поддержкой и развитием сочетания институтоворганизационноуправленческого и функциональноинструментального уровней экономической системы. Функционированиесовременной конкурентоспособной экономикиопирается на эффективном функционировании институциональной среды, которая создается в процессе эволюции и модернизации сокращая трансакционные и трансформационные издержки в экономике. Изменение институтов, устанавливающих рамки и характер отношений междусубъектами, приводит к появлению сложной структуры соответствующих институциональных элементов, формальных и неформальных норм и правил. Происходящая трансформация институциональной среды изменяет типы взаимодействия и экономическую деятельность субъектови усиливается под воздействием процессов глобализации и деглобализации, информатизации. Доминирующая роль государства вследствие наличия инструментов влияния при становлении институциональной среды определяет ее эффективность и способствует реализации структурной модернизации экономической системы.
Ссылки на источники1.Ведение бизнеса 2017: Равные возможности для всех (Douingbusiness). Годовой доклад группы Всемирного банка. [Электронный документ] Режим доступа http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia#dealingwithconstructionpermits(Дата обращение 30.03.2017)2.Колосов А.В. Институциональная экономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колосов. —М: Издательство Юрайт, 2017. –С. 272.3.Ловчикова Е.И., ГрудкинаТ.И., Артемова Н.В. Формирование системы эффективного стратегического управления региональным АПК. // Экономика и предпринимательство –2015 –№61 (591) –С. 3173204.Минакова И.В. Институциональные инновации российской модели банкротства. // Наука Красноярья –2016 –№ 33 (26) –С. 130137.5.Ровенская Н.С., Мищенко Т.Л. Государственная поддержка малого бизнеса в сельском хозяйстве. // Поколение будущего: взгляд молодых ученых2014. Сборник научных статей 3й международной молодежной научной конференции,2014. –С. 1931956.Шестаков Р.Б. Институциональные особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в современных условиях. // Вестник Орловского государственного университета. СерияНовыегуманитарныеисследования–2013 –№2 (31) –С. 214217.
Институциональная среда при формировании конкурентоспособной экономики
Аннотация.В статье раскрывается сущность понятия «институциональная среда», роль институциональной среды в процессе создания и функционирования конкурентоспособной экономики. Приводится классификация факторов, способствующих повышению институциональной конкурентоспособности национальной экономики. Институциональная конкурентоспособность является сложным и многогранным понятием.В статье обозначенаопределяющая и инициирующая роль государства в развитии экономической системы.Ключевые слова:институциональная среда, институты, государство, институциональная конкурентоспособность экономики.
В современных геополитических условиях основной целью государственной политики является формирование конкурентоспособнойэкономики и создание соответствующих институтов. В исследованиях экономических процессов и роли государства особое место занимает институциональный подход, который наиболее комплексно раскрывает понимание роли государства в построении устойчивой экономическойсистемыс возросшей взаимосвязанностью всех уровней.В мировой практике считается нормойведущая роль государства в создании правовых и экономических условий, стимулировании изменений с целью развития экономической системы и ее субъектов. Несмотря на большое количество исследований[3, 4, 5, 6]посвященных различным сторонам функционирования институциональной среды в изучении нуждаются вопросы роли взаимосвязи институциональной среды и экономического развития, проблемы незрелости институциональной среды, определение места институциональной среды в социальноэкономической системе, оценка эффективности взаимосвязи между ее элементами.Вмировой практике накоплен значительный опыт исследования и применения институционального подхода в государственной политике, который признается оправданным для развития конкурентоспособной экономической системы инновационного типа. Экономические успехи развивающихся государств обусловлены наличием развитой институциональной среды, которая адекватна социальноэкономическому состоянию конкретной страны, эффективных совместимых институтов: собственности, бизнеса (предпринимательства), государства, права, развития, науки (образования), а. также макроэкономической и политическойстабильностью. В работах по государственному управлению на основе анализа состояний и тенденций в общественном развитии признается, вопервых, что при создании или переносе институциональных структур не гарантируется их эффективное функционирование в конкретных условиях, вовторых, в каждой конкретной стране существует собственная модель институциональной среды, отражающая уровень социальноэкономического развития и культурноисторическиеособенности.Использование терминологии институционального подхода к определению роли и места государства в развитии социальноэкономической системы обуславливает необходимость рассмотрения сущности и структуры институциональной среды как фактора устойчивого экономического развития.В научных дискуссиях используются разные определения понятия институциональная среда. О.И. Уильямсон считает, что основой воспроизводственных процессов экономической деятельности являются базовые политические, социальные и правовые нормы и правила игры. Д. Норт делает акцент в своих работах на ограничительные возможности институциональной среды для поведения и принятия решений субъектами, а также уточняет влияние институциональной среды и уровень развития институтов на экономическую систему. Р.М. Нуреев рассматривает в своих работах институциональные концепции становления рыночной экономики, а также проблемы макроэкономической политики государства. А.Е Шаститко обращает внимание на размещении ограниченных ресурсов в институциональной среде для функционирования экономической системы. В.Л. Иноземцев полагает, что институциональная среда является частью институциональной матрицы. Работы Бессоновой О.Э. посвященыинституциональной теориихозяйственногоразвития России.В определениях указываются различные стороны институциональной среды: основополагающиесоциальныеи юридическиенормы; совокупность организационноэкономических, социальноэкономических, институциональноэкономических и техникоэкономических отношений; комплекс институтов политического, правового, финансового и социального характера, Исходя из рассматриваемой в данной научной публикации проблемы под институциональной средой понимаем комплекс политикоправовых и социальноэкономических институтов, устанавливающих формальные и неформальные рамки поведения и условия для организации отношений, также осуществления и контроля за деятельностью субъектов социальноэкономических процессов в обществе.На основе определения выделим факторы, которые определяют институциональную среду: субъекты социальноэкономических отношений, законодательство, экономические институты и ограничения, организация финансовых потоков и денежного обращения, социальные институты, организация информационных потоков, сетевое взаимодействие, уровень организованности национальной экономики, уровень развития институтов и административные барьеры, механизмы поддержки и стимулирования, механизмы контроля и санкций.Таким образом институциональная среда включает в себя следующие группы элементов:1. базовые институты (собственность, доверие, государство, власть, ответственность, разрешение, запрет, принуждение);2. правовые институты (законодательство, гарантии неприкосновенности личности и собственности, независимость суда, армия, полиция, партии, гражданское общество);3. экономические институты (развития, финансовая система, налоговая система, учетная система, государственный заказ, рынок); 4. социальные институты (образование, здравоохранение, культура, этика, религия, пенсионная система, обеспечение жильем, наука, семья);5. институциональные организации (административный аппарат, правоохранительная система, социальная защита);6. институциональная инфраструктура (сети, потоки, трансакции, система мониторинга, информационная база).Исходя из характеристики институциональной среды определим основные институциональные функции, которые отражают ее роль в достижении конкретных целей общества: регулирование, координация, обеспечение предсказуемости и стабильности, кооперация, обеспечение свободы и безопасности, распределение издержек и выгод, минимизация затрат на контрактацию, передача знаний и обучение.Институциональная среда формирует свои условия и направления:
формирование коллективного сознания, условий и инструментов экономической ответственности;
формирование процедур мотивации экономического поведения;структурирование процедур, правил и методов оценки наносимого экономического вреда;пропаганду технологий прагматизма при учете социальных факторов влияния;информационное сопровождение выбора индикаторови индексов уровня экономической безопасности;правовое поле показателей оценки тенденций снижения влияния негативных для хозяйствующего субъекта факторов;сертификацию и аудит как базы институциональных изменений[2].Эффективность экономики институциональной средыс одной стороны определяется способностью к самоорганизации, т.е. механизм, в ходе которого создается, воспроизводится и обеспечивается гармоничное выстраивание в иерархическую систему целей, задач, интересов, принципов, результатовсоциальноэкономических отношений субъектов. С другой стороны, Всемирный банк проводит оценку стимулирующих и ограничивающих норм институциональной среды в ежегодных докладах Doingbusinessс помощью следующих показателей: легкость ведения бизнеса, создание предприятий, получение разрешение на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности[1].Если на начало 2016 года Российская Федерация глобально занимала 36 место, то на начало 2017 года –40 место. Наибольшее изменение, которое создает препятствия для функционирования субъектов, произошло по подключению к электроснабжению, налогообложению и обеспечению контрактов. Наибольшее изменение, которое облегчает функционирование субъектов, наблюдалось по созданию предприятий и получению на строительство. Возможность оценить, проанализировать и, следовательно, проводить более эффективную политику по созданию и формированию институциональной среды, позволит обеспечить переход на качественно новый уровень развития устойчивой конкурентоспособной экономической системы. Однако сигнал для изменений институциональной среды может поступать не только сверху, но и снизу –обществом или его частью. Содержательная сторона самоорганизации заключается в активном воздействии на поведение субъектов, что способствует достижению стабильности и равновесия в экономикеи обществе, которое предполагаетотсутствие заинтересованности субъектов в изменении сложившейся системы разрешений и ограничений деятельности.Исследование роли и влияния институциональной среды на развитие экономики и общества осложняется большим количеством элементов и факторов самой среды, что затрудняет выделение влияния какойлибо одной группы.Теоретическая и практическая значимость институциональной среды может быть сгруппирована по следующим направлениям:1. поддерживающая роль (определяет общественное развитие, хозяйственную активность и поведение субъектов, направления развития системы, ориентиры и параметры эволюции институтов, создает синергетический эффект использования результативных институтов, способствует снижению рисков и конфликтов, снижению трансакционных затрат,структурирование экономической среды, стимулирование мотивации субъектов);2. разрушающая роль (ограничивает деятельность субъектов, вводит санкции, использует механизмы принуждения, вводит порядок национализации собственности, оппортунистическое поведение субъектов, копирование и импорт институтов, увеличение доли теневого сектора экономики, преобладание неформальных институтов над формальными, способствует структурной оптимизации субъектов);3. связующая роль (упорядочение взаимоотношений между субъектами, вводит порядок разрешения возникающих споров, обеспечивает информационное сопровождение деятельности субъектов, методическое сопровождение спецификации прав собственности, доступность услуг, привносят соответствующую определенность в естественные процессы).Из этого следует, что качество, целостность, эффективность и полнота институциональной среды способствует формированию благоприятных условий для интенсивного экономического роста в конкурентоспособной устойчивой экономической системе. Ведущая роль в повышении конкурентоспособности в целом и ее институционального аспекта в частности принадлежит государству в процессе осуществления соответствующей политики. Знание закономерностей стадий развития институтов и их эффективности на разных этапах позволяет осуществлять опережающую политику по советующим направлениям.Применение институционального подхода к определению роли государства в формировании институциональной среды позволяет сделать вывод о том, что наряду с базовыми механизмами рыночной экономики государству должна быть отведена особая роль, связанная с поддержкой и развитием сочетания институтоворганизационноуправленческого и функциональноинструментального уровней экономической системы. Функционированиесовременной конкурентоспособной экономикиопирается на эффективном функционировании институциональной среды, которая создается в процессе эволюции и модернизации сокращая трансакционные и трансформационные издержки в экономике. Изменение институтов, устанавливающих рамки и характер отношений междусубъектами, приводит к появлению сложной структуры соответствующих институциональных элементов, формальных и неформальных норм и правил. Происходящая трансформация институциональной среды изменяет типы взаимодействия и экономическую деятельность субъектови усиливается под воздействием процессов глобализации и деглобализации, информатизации. Доминирующая роль государства вследствие наличия инструментов влияния при становлении институциональной среды определяет ее эффективность и способствует реализации структурной модернизации экономической системы.
Ссылки на источники1.Ведение бизнеса 2017: Равные возможности для всех (Douingbusiness). Годовой доклад группы Всемирного банка. [Электронный документ] Режим доступа http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia#dealingwithconstructionpermits(Дата обращение 30.03.2017)2.Колосов А.В. Институциональная экономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колосов. —М: Издательство Юрайт, 2017. –С. 272.3.Ловчикова Е.И., ГрудкинаТ.И., Артемова Н.В. Формирование системы эффективного стратегического управления региональным АПК. // Экономика и предпринимательство –2015 –№61 (591) –С. 3173204.Минакова И.В. Институциональные инновации российской модели банкротства. // Наука Красноярья –2016 –№ 33 (26) –С. 130137.5.Ровенская Н.С., Мищенко Т.Л. Государственная поддержка малого бизнеса в сельском хозяйстве. // Поколение будущего: взгляд молодых ученых2014. Сборник научных статей 3й международной молодежной научной конференции,2014. –С. 1931956.Шестаков Р.Б. Институциональные особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в современных условиях. // Вестник Орловского государственного университета. СерияНовыегуманитарныеисследования–2013 –№2 (31) –С. 214217.