Динамика социально-психологической адаптации студентов под влиянием коммуникативного тренинга

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Литвинова Е. В. Динамика социально-психологической адаптации студентов под влиянием коммуникативного тренинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970330.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ психокоррекционной программы коммуникативного тренинга, направленной на оптимизацию социально-психологической адаптации студентов первого курса. В данной статье анализируются актуальность проблемы адаптации студентов первого курса, а также необходимые условия успешной деятельности студента при освоении новых для него правил жизни и учебы в вузе
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Литвинова Евгения Владимировна,студентка,5 курс, специальность «Клиническая психология», факультет социальных наук, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г.Благовещенск evgenia231094@mail.ru

Научный руководитель: Смирнова Светлана Викторовна,доцент, кандидатпсихологических наук, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г.Благовещенск

Динамика социальнопсихологической адаптации студентов под влиянием коммуникативного тренинга

Аннотация. В статье представленанализ психокоррекционной программы коммуникативного тренинга, направленной на оптимизацию социальнопсихологической адаптации студентов первого курса. В данной статье анализируются актуальность проблемыадаптации студентов первого курса, а также, необходимыеусловияуспешной деятельности студента,при освоение новых для него правил жизни и учебы в вузе.Ключевые слова:социальнопсихологическая адаптация, адаптация, коммуникативный тренинг, психокоррекционная программа.

Важнейшим социальным требованием квысшим учебным заведениям является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации и адаптации в обществе. Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз.Проблема социальнопсихологической адаптации личности является одной из сложнейших проблем психологии. Изучением проблемы социальнопсихологической адаптации личности занимались как отечественные: А.А. Налчаджян, П. К. Анохин, А.Г. Маклаков, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, М. И. Бобнева, так и зарубежные ученые: К. Бернар, У. Кэннон, Г.Гартманн, А.А. Балл, Г. Селье, А.А. Реан, Л.Филипс и другие. Социальнoпсихологическая адаптация студента в учебном заведении является неотъемлемой частьюв системе учебной деятельности. Каждая личность неодинаково относится к одним и тем же событиям, один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Адаптация личности студента к обучению обусловлена необходимостью отказа от привычного, неизбежностьюпреодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений. Студенты сталкиваются с новыми формами,методами обучения, новыми, незнакомыми эмоциональными переживаниями, у них меняется режим труда и отдыха, питания,сна. Психологические особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностейучебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой [1, с. 11416]. Природа деятельности современного спeциалиста требует от него развитой коммуникативной компетентности, которая включает в себя свободное владение всей совокупностью навыков и умений, необходимых для эффективного вербального и невербального общения и взаимодействия, включая в себя мотивацию, ситуативную адаптивность, и адаптацию в общем. Формирование коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и навыков человека является актуальной проблемой современного образовательного процесса, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.Развитие коммуникативной сферы личности является наиболее успешным в студенческом возрасте, когда определенные коммуникативные предпосылки уже сформированы, заложена база для полноценного развития, но в тоже время существует потенциал для их дальнейшего улучшения и совершенствования. Главные психические новообразования студенческого возраста: развитое осознание собственной индивидуальности; формирование конкретных жизненных планов; психическая готовность к самоопределению в профессии; установка на сознательное построение собственной жизни; активное развитие самосознания; формирование мировоззрения.На сегодняшний день для оптимизации развития коммуникативных навыков существует целый ряд различных способов и средств. И одним из таких средств является социальнопсихологический тренинг развития коммуникативных способностей, который признается как эффективный способ подготовки к общению[2, с. 110].Объектом исследования является социальнопсихологическая адаптация студентов. В свою очередь, предмет исследования динамика социальнопсихологической адаптации студентов под влиянием коммуникативного тренинга. Исследование проводится для изучения возможности оптимизации социальнопсихологической адаптации студентов под влиянием коммуникативного тренинга. Включая три этапа, исследование проходило на базе Амурского государственного университета. На первом этапе исследования произведены постановка проблемы исследования, изучение и анализ научной литературы и публикаций, по данной проблеме, а также, определена цель и задачи исследования, подобраны методики для определения уровня социальнопсихологической адаптации и выявления уровня развития коммуникативных умений, сформированы две группы испытуемых.На втором этапе исследования была разработана и апробирована коррекционноразвивающая программа для студентов экспериментальной группы. Занятия проходили 1 раз в неделю, по 4 часа каждое. Всего проведено 6 тренинговых занятий, общий объем составил 24 часа. На третьем этапе исследования была повторно проведена диагностика в обеих группах с помощью первоначально выбранных методик. Полученные результаты проанализированы, оформлены в таблицы, рисунки, сделаны выводы.Методика СПА Опросник социальнопсихологической адаптации был разработан Карлом Роджерсом и РозалиндДаймонд в США в 1954 году [3]. На русском языке адаптация опросника была опубликована в 1987 году канд. психол. наук Т. В. Снегирёвой. Целью методики СПА является выявление особенностей социальнопсихологической адаптации и связанных с этим черт личности.С помощью методики К.Роджерса, Р. Даймонда (СПА), и методики Л. Михельсона (развитие коммуникативных умений), были выявлены показатели уровня социальнопсихологической адаптации и уровень развития коммуникативных умений в контрольной и экспериментальной группах. Анализируя полученные диаграммы, можно отметить, что в обеих группах показатели уровня социальнопсихологической адаптации и уровень развития коммуникативных умений значительно не рознятся. В контрольной и экспериментальной группах 20% имеют низкий уровень социальнопсихологической адаптации и средний уровень развития коммуникативных умений. По 30% в каждой группе –средний уровень социальнопсихологической адаптации, с тенденцией к низкому, а также средний уровень развития коммуникативных умений.И 50% испытуемых (в обеих выборках) показали результат среднего уровня социальнопсихологической адаптации и среднего, с тенденцией к высокому, уровня развития коммуникативных умений.Исходя из этого можно сказать, что психокоррекционная программа в большей степени должна быть направлена на развитие уровня коммуникативных умений, что в свою очередь может оказать влияние на уровень социальнопсихологической адаптации студентовпервокурсников.После проведения специально разработанной психокоррекционной программы, испытуемым из обеих выборок предлагалось пройти повторную диагностику, с помощью ранее выбранных методик –К. Роджерса, Р.Даймонда и методики Л. Михельсона. Анализируя полученную диаграмму (рис.3), отметим, что в экспериментальной группе, после проведения тренинговых занятий, повысился уровень развития коммуникативных умений, что в свою очередь повлекло за собой некоторое повышение уровня социальнопсихологической адаптации.С низким уровнем социальнопсихологической адаптации прослеживается 10% от общего количества испытуемых, при этом, процент испытуемых со средним уровнем адаптации повысился. Это может говорить о том, что коммуникативные умения, являющиеся одной из составляющих успешной социальнопсихологической адаптации, поддаваясь коррекции, влекут за собой и изменения уровня социальнопсихологической адаптации. Повторная диагностика была проведена и в контрольной группе. Полученные данные не отличатся от ранее имевшихся. Следовательно, следует отметить, что изменений не произошло.Чтобы убедиться, что сдвиг данных в экспериментальной группе был неслучайным, используется критерий Вилкоксона.Н0 –сдвиг в типичном направление не существеннее сдвигов в нетипичном, следовательно общий уровень коммуникативных навыков и социальнопсихологической адаптации не изменился, психокоррекция не принесла результата.H1 –сдвиг в типичном направлении существеннее сдвига в нетипичном, следовательно общий уровень коммуникативных навыков и социальнопсихологической адаптации повысился, психокоррекция имела результаты.Используем Ткритерий для полученных результатов. С помощью критерия Вилкоксона была проведена обработка полученных данных. Проанализируем результаты исследования уровня коммуникативных умений экспериментальной группы. За нетипичный сдвиг было принято «увеличение значения».Результат: Tэмп= 1. Критические значения T при n=10 следующие: 0.01=5; 0.05=10. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости.Анализируя результаты исследования уровня социальнопсихологической адаптации экспериментальной группы, следует отметить: за нетипичный сдвиг было принято «увеличение значения».Результат: Tэмп= 3. Критические значения T при n=10следующие: при 0.01= 5, при 0.05=10. Полученное эмпирическое значение Tэмпнаходится в зоне значимости.Переходимк анализу результатов исследования уровня коммуникативных умений контрольной группы. За нетипичный сдвиг было принято «увеличение значения». Результат: Tэмп= 34. Критические значения T при n=10 следующие: 0.01=5; 0.05=10. Полученное эмпирическое значение Tэмпнаходится в зоне незначимости. Анализируя результаты исследования уровня социальнопсихологической адаптации контрольной группы, следует отметить: за нетипичный сдвиг было принято «увеличение значения». Результат: Tэмп= 26,5. Критические значения T при n=10следующие: при 0.01= 5, при 0.05=10. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне незначимости.Следовательно гипотеза Н0 отвергается, а гипотеза Н1 принимается –сдвиг типичных переменных существенный, психокоррекция принесла результаты общий уровень коммуникативных умений повысился.В итоге можно сделать вывод, благодаря психокоррекционной программе достигнута положительная динамика. С помощью коммуникативного тренинга, направленного на повышения уровня коммуникативных умений, уровень социальнопсихологической адаптации оптимизировался. Таким образом, тренинг коммуникативных навыков, помимо очевидности развития и приобретения в его процессе именно навыков общения, эффективного взаимодействия, может существенным образом повысить уровень социальнопсихологической адаптации у его участников. Проблема адаптации особенно актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него правил жизни и учебы в ВУЗе. На протяжении первого года обучения происходит вхождение студента –первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Что в дальнейшем оказывает успешное влияние на учебную и профессиональную деятельность. Следует отметить, что студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная, эффективная, оптимальная социально –психологическая адаптация первокурсника к учебе в высшем учебном заведении является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности, гражданина, будущего специалиста в своей деятельности. Успешность адаптации студентов к учебной деятельности зависит от психофизиологического развития, эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции, способности компенсировать некоторые личностные свойства.В ходе работы была разработана и апробирована психокоррекционная программа, направленная на развитие уровня коммуникативных умений и повышение уровня социальнопсихологической адаптации. Тренинг коммуникативных навыков, являясь одним из вариантов социально –психологического тренинга, направлен на развитие у студентов навыков и умений общения с разными группами и категориями людей [2, с. 110]. В тренинговой группе студент чувствует себя принятым и активно принимающим других, он пользуется полным доверием группы и не боится доверять другим людям. В такой группе постоянно действуетобратная связь, что позволяет студентам узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт. Все это направлено на поддержание и развитие коммуникативных навыков, что, в свою очередь, оказывает влияние на процесс социальнопсихологической адаптации. В начале работы была выдвинута гипотеза, что программа, направленная на развитие коммуникативных навыков, повышает уровень социальнопсихологической адаптации студентов. В ходе работы и исследования гипотеза была подтверждена. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что поставленная в начале работы цель, была реализована.

Ссылки на источники1.АртемовС.Д.Социальныепроблемыадаптации подростков / С.Д. Артемов. –Свердловск:Издательство уральского университета, 2008. 359 с. С. 114116.2.Психологический тренинг в группе.Игры и упражнения :учебн. пособие для вузов / сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. –М.: Инт психотерапии, 2005. –128 с.3.Энциклопедияпсиходиагностики. URL: // Методика_диагностики_социальнопсихологической_адаптации_Роджерса__Даймонд Режим доступа: http://psylab.info/(дата обращения) [26.08. 2016].