Использование интерактивных методов обучения на уроках естествознания

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Минав Д. М. Использование интерактивных методов обучения на уроках естествознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 271–275. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970381.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена использованию интерактивных методов обучения. При использовании игровой формы у детей развиваются более устойчивые связи запоминания информации, что позволяет более плодотворно проводить уроки. Применение средств ИКТ на уроках – эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Минав Дарья Михайловна,Студент, 2 курс магистратуры, СКФУ, г. СтарвопольDarya933@yandex.ru

Использование интерактивных методов обучения на уроках естествознания

Аннотация.Данная статья посвящена использованию интерактивных методов обучения. Значимостьданного обучения. При использовании игровой формы у детей развиваются более устойчивые связи запоминания информации, что позволяет более плодотворно проводить уроки. Применение средств ИКТ на уроках эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебнопознавательной деятельности школьников.Ключевые слова:интерактивные методы обучения, игровая форма, икт, активизация познавательной деятельности.

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не всегда оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на какихто простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.[1,4]Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.[2]В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика.[2,3]Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения

урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой.[4]Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентноговыпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования, необходимо применять активные формы и методы обучения, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.[1,5]Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).Интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающиеся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.[5]Другими словами, интерактивное обучение –это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учениками и учителем, между самими учениками. [3,6]Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); установление воздействия между обучающимися, навыки работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства; формирование у обучающихся мнения и отношения; выход на уровень осознанной компетентности обучающегося. При использовании интерактивных форм роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту –собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.[1,9]Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы: Круглый стол (дискуссия, дебаты) Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака) Деловые и ролевые игры Мастер классЦель

биологического образования:повысить качество обучения биологии путем применения интерактивных средств, средств современных информационнокоммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся.Изучение биологии направленона формирование у учащихся биологической культуры.Самообразование на уроках естественнонаучного цикла это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями. Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.[7]Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные средства обучения, как и личность учителя, его коммуникабельность могут выполнять стимулирующую функцию.Особенности содержания предметов естественнонаучной направленности, учебновоспитательных задач, вызвало к жизни большое разнообразие уроков. Разные типы уроков позволяют решать конкретные дидактические задачи. Характерная особенность современного урока –активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности и в первую очередь натуральной. [2,7]В педагогике различают несколько методовобучения, но конкретно вас интересует один из данных методов.

Интерактивный–означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кемлибо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Меняется и позиция учителя, он вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску.

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения,за которые каждый ученик ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. [8]Проведя исследование, ясогласна с мнением об игреВ.Ф. Шаталова:«Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок».

Мы все любим играть, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат.[5,8]

Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.



ролевые дидактические имитационные организационно деятельностныеИгровые формыИгры

упражнениямогут проводиться как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 1015 минут направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснения пословиц и поговорок о растениях и животных.

Когда нужно решить сложные проблемы коллективно, хорошие результаты дает работа в малых группах.Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. Объединять учеников нужно в группы из трёхпяти человек. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). Каждая группа должна получить одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников. [9]Очевидно, что в настоящее время средства современных ИКТ активно и прочно входят в среду обитания человека, изменяя его образ жизни, поведение и сознание. По определению И.В.Роберт, ИКТ –это программные, программноаппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, атакже современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей, в том числе и глобальных. К ним относятся телевидение, радиовещание, компьютеры, звуковая и видеотехника, электронные носители информации, программные комплексы, устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы в цифровую и обратно. Многие учителя использует в обучении компьютеры последних поколений, интерактивные доски и современное программное обеспечение.[2,7]Информационные технологии предоставляют возможность:

1.Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

2.Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

3.Значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

Однако, несмотря на то, что требования современного общества диктуют необходимость воспитания информационной грамотности, нельзя преувеличивать роль средств современных ИКТ в учебном процессе. Необходимо их разумное сочетание с традиционными средствами обучения.[4,5]На сегодняшний день имеет место недостаточная разработанность проблемы применения средств современных ИКТ в учебных целях. Е. А. Марон считает, что основнаяпричина этого лежит, прежде всего, в отсутствии адекватных методик применения компьютеров в целях обучения и массового опыта использования персонального компьютера как средства развития самостоятельности.

В отличие от обычных технических средств обученияинформационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Применение средств ИКТ на уроках эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебнопознавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и понастоящемусовременным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуальнопсихологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.[8]

Ссылки на источники1.Галкина Е.А. Технологии обучения биологии: Учебнометодическое пособие. –М.: ИПК КГПУ, 2011.2.Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.–М.: ТЦ Сфера, 2005.3.Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студентов вузов/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Седельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. –М.: Академия, 2003. 266с.

4.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно –воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов //И.В. Никишина –Волгоград: Учитель, 2007. –91 с.5.

Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 256 с.

6.

Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. 160 с7.

Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе. 2002. №2. 3034с.

8.Иванцова Л. И. Применение информационнокоммуникационных технологий в предпрофильном обучении. 2014.9.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения т.1. М.: Просвещение, 1956. 558 с.