Формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова Н. В., Советникова О. В. Формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 761–765. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970479.htm.
Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования представлений о дружбе у старших дошкольников средствами народной педагогики в условиях стандартизации. Авторами представлены научно-методические основы использования фольклора в работе с дошкольниками с целью формирования ценностного отношения к дружбе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru

СоветниковаОльга Викторовна,выпускниццафакультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева», г. Саранск

Формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики

Аннотация.В статье раскрывается особенности формирования представлений о дружбе у старших дошкольников средствами народной педагогики в условиях стандартизации.Авторами представленынаучнометодические основы использования фольклора в работе с дошкольниками с целью формирования ценностного отношения к дружбе.Ключевые слова:детский сад, дружба, ценностное отношение, дошкольник, народная педагогика

В условиях развития модернизации дошкольного образования важное место занимает педагогически организованный процесс, направленный на расширение представлений дошкольников о нравственных ценностях ближайшего социокультурного окружения, воспитание положительного отношения к окружающим и т. д. Старший дошкольный возраст сензитивный период для формирования ценностного отношения кдружбе,зарождения дружеских, личных и бескорыстных взаимоотношений между людьми, основанных на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах илиувлечениях. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе и успешность его социализации и др.[12].В своих работах М. К. Хабиева выделяет основные критерии и свойства дружбы:1) близость и эмоциональность, связанные с избирательностью и исключительностью дружбы, которые обусловливают такие ее критерии, как бескорыстие, преданность и верность, требовательность и принципиальность, искренность и доверие; 2) бескорыстие в дружбе, предполагающеетакие отношения, которые свободныотсоображений выгоды и строятся на готовностипомочь друг другу, поройв ущерб своим личным интересам3) преданность и верность друга укрепляют веручеловека в собственные силы [3, с. 1415].

В автореферате Е. В. Юрковой указано, что особенности стилей дружеских межличностных отношений взаимосвязаны с типом социальных представлений о дружбе. Детис типом представлений «Дружба как функциональные отношения» чаще демонстрируют манипулятивный стильв дружеских отношениях, проявляющейсяв стремлении занимать доминирующую позицию, в эгоцентрической направленности илиэмоциональной дистанцированности от партнера в общении. Дети с типом представлений «Дружба как эмоциональные близкие отношения» чаще демонстрируют партнерский и зависимый стили дружеских отношений, которые проявляются в стремлении к сотрудничеству, в направленности на цели и интересы партнера в общении. При этом соотношение стилевых особенностей партнеров дружеских взаимоотношений для людейс типом представлений «Дружба как функциональные отношения» является комплиментарным, а для респондентов с типом социальных представлений «Дружба как эмоциональные отношения» является конгруэнтным[4, С. 310].Одними из важнейших признаков дружбы или дружеских отношений, выделяемых многими авторами, являются: взаимное признание, доверительность,доброжелательность,забота, взаимность, доверие, привязанность, расположение и пр. Основными критериями сформированности ценностного отношения дружбе у детей 67 лет, на наш взгляд, следует считатьследующие:ребенок знает кто такой лучший друг (эмоциональноотзывчивый, способный на взаимопомощь, добрый, заботливый); ребенок имеет представление о дружбе и дружеских взаимоотношениях (взаимовыручка, сопереживание, ответственность, честность);по отношению к своим друзьям дошкольник проявляет предпочтение, симпатию, сочувствие и отзывчивость,желание и умение договориться о пользовании предметами, совместной игре илироли, готов и способен считаться с интересами сверстников, заботитьсяо сверстнике в группе, об общем деле, оказывать помощь и взаимопомощь; для ребенка свойственна объективность оценок и самооценок,способность поступиться личным желанием в пользу сверстников (по справедливости), получая при этом удовольствие.К основным показателям проявления дошкольниками ценностного отношения к дружбе и друзьям являются следующие:ребенок улыбается, проявляет радостное желание, соответствующие жесты, сочувствие и содействие сверстнику, умеет ограничить свои действияв пользу друга, поступиться чемлибо для других в процессе бытовых отношений, в игре, проявляет заботу о сверстнике, может прийти на помощь, проявляет взаимную выручку, защиту, может объективно оценить поступки сверстника и свои, умеет отстоять свою правоту, настоять на том, чтобы товарищ поступил правильно.На основе критериев и показателей были выведены три уровня сформированности ценностного отношения дошкольников кдружбе.Высокий уровень: ребенок владеет представлениями о дружеских взаимоотношениях, проявляет интерес к построению дружеских отношений;называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку; умеет договориться, используяубеждение, уговоры и т.д.;проявляет чуткость, заботу самостоятельно, никогда не проявляет агрессию, всегда справедлив; способен оказывать помощь своему другу в сложной ситуации, дружеские отношения относительно долговременны. Средний уровень: ребенок имеет не точные и не достаточные представления о дружеских взаимоотношениях, проявляет потребность в установлении дружеских взаимоотношений в зависимости от ситуации, мотивами являются внешние факторы, дружескиевзаимоотношения недолговременны, проявляет зависимость от оценки отношений сверстников и взрослых; ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. Негативные поступки проявляются иногда,к своим оценкам относится критично; ответы детей эмоционально окрашенные, но знания не полные; отмечается недостаточно точное представление о сущности категории «дружба», недостаточноположительное, устойчивое отношение к данной категории.Низкий уровень: характеризуется наличием у ребенка фрагментарных, отрывочныхпредставлений о дружбе, о нормах и правилах дружеских взаимоотношений, способах взаимодействия со сверстниками в общении исовместной деятельностии т.д.Эффективным средством формирования ценностных ориентаций и отношения является народная педагогика. Исследователи (Г. Н. Волков, Н. Н. Беспалова, А.Э.Измайлови др.),изучая воспитательный потенциал народной педагогики, отмечают, что для нее характерны:гуманизм; эмпиризм и синкретизм; преемственность;целенаправленность в воспитании и обучении детей, которая у каждого народа выражалась в существовании определенного идеала; универсальность, поскольку сказки, песни, пословицы, загадки и другие средства охватывает все области обучения, воспитания и развития дошкольников (физическое, нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое и пр.) и пр.[5].На современном этапе учеными обоснованы многие научнометодические аспектыиспользования народной педагогики в дошкольном образовании. Вопервых, осуществлена концептуализация представлений о развитии этнопедагогической направленности дошкольного воспитания: концепция этнопедагогической направленности дошкольного воспитания Л.Н.Захаровой;концепция формирования этнокультурной осведомленности детей С. В. Мажаренко;концептуальная модель этнопедагогического воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении М. Б. Кожановой, ориентирующая на введение этнокультурногосодержания в образовательный процесс, использование народной педагогики (её методов, факторов, агентов и др.); организации процесса этнокультурной подготовки специалистови т. д.Вовторых, обоснованыновые подходов и принципы к реализации воспитательногопотенциала народной педагогики: системный и поликультурный подходы;принципы культурного диалога, культуросообразности, оптимального сочетания и последовательности изучения культур, позитивного отношения к этнокультурному своеобразиюи пр.Втретьих, определены содержание и методика ознакомления дошкольников с народным музыкальным, словесным, изобразительным и иным искусством,, а также их роль в воспитании детей, разработаны этнопедагогические технологии в этнокультурном воспитании дошкольникови т.д.[5].Обобщая современные достижения педагогической теории и практикипредставим примеры эффективных форм использования народной педагогики с целью формирования ценностного отношения у старших дошкольников к дружбе:

«Похож или не похож» (дошкольникам работающим в паре предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать, что ответ правильный, что позволяет развивать чуткость к языку, образность речи, наблюдательность и готовность уважительно и дружески взаимодействовать со сверстниками и пр.),

«Смешные нелепицы»(для закрепления представлений детей о жанровых особенностях и назначении пословиц илипоговорок, развития связной речи и воображения дошкольникам предлагается составить рассказ на основе метких лаконичных изречений о дружбе илидрузьях, проявляятакт и уважение к мнению других людейи пр.),«Добрые советы» (с дошкольниками обсуждаются народные пословицы и поговорки о дружбе, во время которых следует акцентировать внимание на том, что в пословицах и поговорках заложена мудрость накопленная годами).«Знаток народных пословиц и поговорок»(конкурс можно использовать для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений о дружбе),

«Изобрази пословицу пантомимой» (чтобы активизировать в речи пословицы илипоговорки, обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей, пословицу о дружбе показывает желающий ребенок или группа детей, а остальные отгадывают и затем хором повторяют),«Книга Сказок», составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков и духовном богатства положительных героев, их отношения к друзьям),«Коллаж из сказок»позволяет закрепить знания о героях любимых народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих и друзей,

«Найди лишнюю пословицу» (из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают одну, которая не посвящена дружбе и дружеским отношениям),

«Нарисуй свою сказку»(дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художникомиллюстратором и рассказать какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке, а также предложить нарисовать события о жизни героя и его взаимодействии с друзьями),«Определим пословицу по началу» (после произнесения нескольких слов из начала пословицы или погоаорки о дружбедошкольникам необходимо продолжить фразу),«Отгадай»(детям предлагается прослушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает ичему у него можно поучиться),

«Продолжи сказку»(детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои, у героя появляется новый друг, друг нуждается в поддержки или сорадости),

«Путешествие по стране пословиц» (это может быть недельное путешествие, во время которого каждый день посредством разных видов деятельности будут закрепляться знания детейо дружбе: изобразительная деятельность («Нарисуйпословицу»), игровая деятельность («Театр пословиц»и пр.), творческая деятельность («Конкурс знатоков пословиц и поговорок», «Изобрази пословицу»), продуктивная деятельность (создание уголкаили шкатулки пословиц) и пр. «Утро с пословицей»(одну из пословиц о дружбевоспитатель предлагает сделать девизом определенногодня, апри организации педагогического процесса в течении дня может спроектировать немало ситуаций и поводов для того, чтобы вспомнить пословицу: сначала это делаетсамвоспитатель, затем побуждает ребят к повторению и самостоятельномуобращению к пословицеи т. д.).

«Пословичный круг»(дети,разделенные накоманды,вступают в игру и одновременновкаждом кругу игроки с помощью эстафетной палочки по очереди произносят пословицы, не повторяя предыдущие, и передают эстафетную палочку).«Пословичная лента»(два игрока, по сигналу ведущего начинают сматывать ленту, двигаясь к центру и одновременно они произносят пословицы о дружбе и друзьях, а побеждает тот из участников, который смог смотать больший кусок ленты и при этом не сбился в пословицах).«Пословичный обменный пункт»(два человека встречаются в обменном пословичном пункте, они приходят для того, чтобы обменять известные пословицы о дружбе на неизвестные, при этом один из участников обмена предлагает свой товар, а другой выбирает, азатем они меняются ролями).

«Словесный портрет»(детям предлагают составить нравственный потрет героя народной сказки и попытаться объяснить как он относятся к окружающим, есть ли у него друзья, ценит ли он дружеские отношения),«Сложные ситуации»(дошкольникам предлагают сочинить сюжеты или концовки к знакомым сказкам с учетом непредвиденных экстремальных обстоятельств, в которые попадают героидрузья ситуации морального выбора между добром и злом, ситуации спасения друга и др.),

«Уроки предков» (используя народные пословицы и поговорки о дружбе с детьми обсуждает отношения предков к дружеским отношениям, дружбе и ее роли в жизни каждого человека и пр.),Викторина«Пословица недаром молвится»(дошкольники делятся на две группы и отправляются в село «Пословицыно»,в котором выполняют ряд игровых заданий : игра «Разминка»(Кто придумал пословицы?, Когда появились пословицы и поговорки?, Кто собирал и записывал пословицы и поговорки?, О чем говорят пословицы?, Почему вам нравятся пословицы? (Они умные, складные, красивые.); игра«Доскажи словечко»(педагогпроизносит начало пословицы, а участники викторины заканчивают («Старый друг лучше новых... (двух)», «Нет друга ‬ищи, найдешь ‬… (береги)», «Вместе тесно, а врозь … (скучно)», «Дружба ‬как стекло: разобьешь ‬… (не сложишь)», «Друг познается… (в беде)», «Скажи мне кто твой друг и я скажу… (кто ты)»); игра «Угадайка»(к педагогу подходит команда и получает карточку, на которой нужно угадать, какая пословица в ней зашифрована, а затем получаютвторую карточку и движениями без слов показываютпословицу команде соперника

схема 1«Хороший друг ‬отрада для души(угадать)»; схема 2. «Куда иголка, туда и нитка» (показать); схема 3. «Не в службу, а в дружбу»(угадать); схема 4. «Не имей сто рублей, аимей сто друзей» (показать); игра с болельщиками(кто больше знает пословиц и поговорок о дружбе).Формированию ценностных ориентаций и обогащению опыта проявления дружеского поведения содействует театрализованные игры по мотивам народных сказок («Теремок»,«Зимовье зверей» и пр.).Воспитательное влияние театрализованных игр заключается в следующем: участие в театрализованнойдеятельности позволяет детям не только исполнять предложенные им роли, но и активно анализировать поступки героев и тем самым закреплятьпредставления о дружеских взаимоотношениях; выполнение в игре действий, одобренных взрослым илиположительно оцениваемых товарищами служит для дошкольников важным стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением и к выполнению аналогичных поступков в реальных жизненных ситуациях;инсценирование произведений, содержательно направленных на приоритет общечеловеческих ценностей и дружбы, способствует обогащению социального и нравственного опыта дошкольников; просмотр инсценировок оказывает сильное воздействие на дошкольников, так как любимые герои становятся образцами для подражания и стимулирют их желание иметь друзей, дружить и пр. Формирование ценностного отношения кдружбе у дошкольников посредством театрализованной деятельности предполагает поэтапное решение задач обеспечения взаимодействия участников педагогического процесса и включает 3 этапа: первый этап накопления первичных представлений о дружбе, взаимовыручке и уважительном отношении к товарищам при условии активной обучающей роли педагогаво время подготовки и проведения игры; второйэтап приобщения к ценностям и социальным представлениям о дружбе как объединяющим основам и общепринятым нормам межличностного поведения при условии партнерской педагогической позиции воспитателя; третийэтап самостоятельного использования детьми накопленных знаний в жизни и деятельности. Подводя итог выше изложенному следует подчеркнуть, что формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста сложный и длительный процесс. Использование народной педагогики при руководящей роли со стороны взрослого содействуют формированию представлений о дружбе у дошкольников, которые позволяют им осознать суть межличностных дружеских отношений, проявляющихся в заботе и взаимопонимании, откровенности и открытости друг другу, взаимном интересе к делам и переживаниям друга, искренности и бескорыстии чувств.

Ссылки на источники1.Кондрашова, Н. В. Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Кондрашова, А. С.

Текаева //Современные научные исследования. Выпуск 3 Концепт. 2015. URL:http://ekoncept.ru/2015/85433.htm.2.Кондрашова, Н. В. Формирование у детей 67 лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования/ Н. В. Кондрашова, А. С.

Текаева // ScienceTime. 2015. № 1. ‬С. 235240.3.Кондрашова Н. В. Роль дошкольных образовательных учреждений поликультурного региона в духовнонравственном воспитании детей // Гуманитарные и социальные науки. ‬2013.‬№ 5. URLРежим доступа: http:// www.hses−online.ru/ Actual.html

4.Хабиева, М. К. Доброта,вежливость, дружба:классный час в начальной школе / М. К. Хабиева // Пед.Совет. ‬2004.‬№9. ‬ С. 1415.5.Юркова Е. В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.; Рос. гос. пед. ун−т им. А.И. Герцена. − СПб.: 2004. − 21 с.6.

Кондрашова, Н. В. Scientifictheoretical basics of using educational potential national and museum education in kindergartens / Н. В. Кондрашова// Глобальныйнаучныйпотенциал. ‬2014. № 10(8.) ‬С.2430.