Особенности анализа реализации функции планирования в ресурсном центре организации среднего профессионального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Егорушкина А. С., Тимошина Е. И. Особенности анализа реализации функции планирования в ресурсном центре организации среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 981–985. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970523.htm.
Аннотация. Управление такой новой структурой, как ресурсный центр организации среднего профессионального образования, осуществляется сегодня в условиях недостаточной теоретической разработанности. Не представляется возможным применение общепринятых инструментов управления в том виде, в котором они существуют в бизнес-среде. Необходима адаптация существующих инструментов управления, разработка новых методик с учетом специфики работы подразделения. В данной работе предпринята попытка разработать диагностическую программу, которая помогла бы соотнести уровень реализации функции планирования с особенностями реализации организационных условий функции планирования в ресурсном центре.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Егорушкина Алена Сергеевна,руководитель ресурсного центраБПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А.А. Лепехина», магистрант 2 курса ИПиП ЧГУ, г. Череповецalyona.yegorushkina@mail.ru

Тимошина Елена Игоревна,к.п.н., доцент, доцент кафедры «Дошкольного образования», ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец

Особенности анализа реализации функции планирования

в ресурсномцентре организациисреднего профессионального образования

Аннотация.Управление такой новой структурой как ресурсный центр организации среднего профессионального образования осуществляется сегодня в условиях недостаточно теоретической разработанности. Не представляется возможным применение общепринятых инструментов управления в том виде, в котором они существуют в бизнессреде. Необходима адаптация существующих инструментов управления, разработка новыхметодик с учетом специфики работы подразделения. Вданной работе предпринята попытка разработать диагностическую программу, которая помогла бы соотнести уровень реализации функции планирования с особенностями реализации организационных условий функции планирования в ресурсном центре.Ключевые слова:управление, функция планирования, уровень планирования, ресурсный центр, диагностическая программа.

В настоящее время организации среднего профессионального образования являются полноправными участниками рыночных отношений, цель деятельности которых видится в предоставлении качественных образовательных услуг и обеспечении всех сфер народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. В последние годына базе таких образовательных организацийповсеместно стали создаваться ресурсные центры(РЦ)с цельюсосредоточенияобразовательных ресурсов для организации системы непрерывного обучения, ориентированной на рабочих, желающихпрофессионально развиваться,а такжестратегически мыслящих студентов, способных овладеть дополнительной профессией, приобрести дополнительные профессиональные навыки параллельно с учебой на дневном отделенииколледжейи техникумов. К сожалению, появились случаи закрытия ресурсных центров по причине низкой эффективности их деятельности. В связи с этим очевидна необходимость изучения вопросов управления такого рода подразделениями, поскольку отсутствие успеха любого предприятия чаще всего являетсяследствиемнедоработок управления им. Основополагающей функцией управления принято считать планирование. Такое утверждение вполне объективно, поскольку планируя работу, руководитель определяет цель деятельности подразделения, пути ее достижения, определяет ресурсы, необходимые для ее достижения. От качества и полноты планирования во многом зависят результаты, которых добиваетсяорганизация в ходе своей работы.Для того, чтобы достаточно полнооценить уровень планирования такой структуры как ресурсный центр образовательной организации среднего профессионального образования сегодня не существует конкретной методики или рекомендаций. В таком случае возникает противоречие между необходимостью отслеживать, анализировать уровень осуществляемого планирования и отсутствием разработанного диагностического инструментария. В связи с этим в настоящей статье предпринята попытка обобщить опыт работы руководителя ресурсным центом и представить вариант диагностической программы, целью которой является выявление соотношения между уровнем реализации функции планирования и особенностями реализации организационных условий функции планирования в ресурсном центре.В соответствии с целью диагностической программы выделяются следующие задачи:1.выявление уровняпланирования в ресурсном центре;2.выявление особенностей реализации организационных условий функции планирования в ресурсном центре;3.определение соотношения между уровнемпланирования и особенностямиреализацииорганизационныхусловий планирования в ресурсном центре.Для решения первой задачи программы определеныкритерии и методы их диагностики, к коим относятся:1.Наличие трехуровневой системы планирования, то есть стратегического, тактического итекущего, оперативного,планирования. Для диагностики исполнения данного критерия предлагается проанализировать нормативноправовую и методическую документацию ресурсного центра, в том числе проанализировать структуру плана работы подразделения, выявить наличие или отсутствие документов стратегического планирования.2.Достижение поставленных в планировании целей. Для диагностики исполнения данного критерия предлагается провести анализ плана работы ресурсного центра и отчета о проделанной работе.3.Подчиненность задач планирования единой цели. Для диагностики исполнения данного критерия предлагается провести анализ стратегического плана работы ресурсного центра.4.Четкая увязка задач плана с ресурсами (материальными, финансовыми, информационными, средствами труда) необходимыми для их выполнения. Для диагностики исполнения данного критерия предлагается провести анализ документации, в частности плана работы ресурсного центра. 5.Своевременное выполнение задач плана. Для диагностики исполнения данного критерия также предлагается провести анализ плана работы ресурсного центра и поэтапного отчета о проделанной работе.6.Плановая эффективность загрузки материальнотехнической базы колледжа в осуществлении ресурсным центром своей деятельности. Для оценки исполнения данного критерия предлагается произвести расчет коэффициента загрузки материально технической базы, который показывает насколько загружена имеющаяся в образовательном учреждении материальнотехническая база в ходе реализации образовательных услуг, предоставляемых ресурсным центром.7.Сбалансированность в планах распределения времени по направлениям работы ресурсного центра. Для диагностики исполнения данного критерия предлагается провести анализ структуры рабочего времени в подразделении,провести опрос руководителя ресурсного центра на предмет выявления смещения баланса использования рабочего времени в ту или иную сторону,причин данного дисбаланса.[1]8.Эффективность использования в планах трудовых ресурсов. Для диагностики исполнения данного критерия предлагается провести анализ качественного и количественного состава педагогов, занятых в работе ресурсного центра.9.Эффективность в планах использования маркетинговых мероприятий. Для диагностики исполнения данного критерия предлагается провести анализ маркетинговой деятельности ресурсного центра и ее влияния на результаты работы подразделения.[3]10.Гибкость планирования. Для диагностики исполнения данного критерия предлагается провести наблюдение за работой подразделения в ситуации изменения условий работы.11.Наличие альтернативных вариантовпланирования. Для диагностики исполнения данного критерия предлагается провести анализ плана работы ресурсного центра на предмет наличия в нем альтернативных вариантов развития ситуации.[1]На основании оценки по вышеперечисленным критериям, необходимо сделать вывод об уровне реализациипланирования. Описание уровнейпланирования представленов Таблице 1.

Таблица 1Уровни реализации функции планированияв ресурсном центре организации среднего профессионального образования

УровниПоказателиВысокийНаличие разработанной трехуровневой системы планированияСбалансированное распределение времени по направлениям работы ресурсного центраОбеспеченность необходимыми педагогическими кадрами для реализации образовательных программУвязка планируемых видов деятельности с необходимыми для их реализации материальнотехническими условиямиКоэффициент загрузки выше 60%Коэффициент фондоотдачи выше 20%Использование данных маркетинговых исследованийЦели планирования достигаются в точностиНаличие четкой увязки задач плана с ресурсами, необходимыми для их выполненияСвоевременное выполнение задач планаПроведение ситуационного анализНаличие планирования альтернативных вариантовУчет как внешних, так и внутренних условийПодчиненность задач планирования единой целиСреднийНаличие элементов трехуровневой системы планирования, отсутствие одного из уровнейНебольшие недоработки по распределение времени по направлениям работы ресурсного центраНекоторые трудности с подбором кадров для осуществления деятельности РЦНедостаточная согласованность использования материальнотехнической базы с основными профессиональными образовательными программами колледжаКоэффициент загрузки 2060%Коэффициент фондоотдачи 520%Использование некоторых видов маркетинговых мероприятийЦели планирования достигаются с некоторыми отклонениямиНаличие увязки части задач плана с ресурсами, необходимыми для их выполненияСмещение сроков, установленных планом работы, в решении задачМеняющиеся условия способны вызвать затруднения в корректировке плана, но цель с небольшими изменениями будет достигнутаНаличие пессимистичного плана развития событийУчет части внешних условий на ряду с внутреннимиНекоторая рассогласованность части задач с целью планированияНизкийНаличие только тактического планирования или отсутствие планирования деятельности (стихийный характер работы)Непоследовательное распределение времени работ в РЦ по направлениямНехватка кадров для осуществления деятельности, планируемой РЦНесогласованность использования материальнотехнической базы с основными профессиональными образовательными программами колледжаКоэффициент загрузки менее 20%Коэффициент фондоотдачи менее 5%Отсутствие маркетинговой деятельностиЦели планирования не достигаютсяОтсутствие четкой увязки задач плана с ресурсами, необходимыми для их выполненияНесвоевременное выполнение задач плана, невыполнение поставленных задачМеняющиеся условия могут привести к неудаче в достижении цели планированияОтсутствие планирования альтернативных вариантовУчет только внутренних условийНесогласованность задач планирования с его целью

Для решения второй задачи программы необходимо проанализировать особенности реализации основных, принятых авторами, условий эффективного планирования работы ресурсного центра.

Вопервых, проблемноориентированный анализ, основанный на целеполагании в деятельности ресурсного центра.Для проверки исполнения данногоусловия предлагается провести анализ маркетинговой работы в ресурсном центре по всем его направлениям, проанализировать план работы ресурсного центра на предмет использования в ходе его разработки данных, полученных в ходе маркетинговых исследований. Дополнитькартину и сформировать заключениеоб особенностях реализации данного условия предлагается спомощью беседы с руководителем.[3]Вовторых, анализ годового государственного задания по деятельности ресурсного центра.Для проверки исполнения данного условия предлагается провести сопоставление данных государственного задания по деятельности ресурсного центра и плана работы ресурсного центра с целью оценить планируемые формы, календарный график и необходимые ресурсы дляисполнения государственного задания.Втретьих, маркетинговое исследование спроса на образовательные услуги. Для проверки исполнения данного условия предлагается провести детальный анализ маркетинговой работы в ресурсном центре по всем его направлениям, проанализировать отчеты по маркетинговым исследованиям, провести опрос руководителя ресурсного центрас целью выяснения объема планируемых маркетинговых исследования, осознания важности сбора первичной информации для планирования работы.[3]Вчетвертых, определение состава и структуры будущих действий.Для проверки исполнения данного условия предлагается провести анализ части программы развития ОО, касающейся работы РЦ, анализ плана работы РЦ на год, анализ текущего планирования работы подразделения.[4]В завершении диагностики необходимо соотнести уровень планирования с особенностями реализации организационных условий планирования в ресурсном центре. В результате диагностики формируется полная объективная картина реализации функции планирования в подразделении, которая позволяет выявить проблемное поле планирования и наметить пути повышения эффективности планирования работы ресурсного центра.Итак, динамично меняющиеся условия работы образовательных организаций требуют обогащения знаний в сфере управления образованием, разработки новых подходов к функциям управления, отвечающим требованиям рыночных отношений, пересмотра существующих методик управления в применении к новым возникающим структурным элементам образовательных организаций таких, как ресурсные центры. Представленная диагностическая программа является попыткой обогатить теоретическую базу, помогающуюпонять специфику управления ресурсным центром. Перманентное отслеживание работы по управлению поможет увидеть ошибки, отыскать способы их исправления и,как следствие,повысит результаты деятельности подразделения, которое на конкурентной основе сможет успешно работать на рынке образовательных услуг, обеспечивая рынок труда высококвалифицированными специалистами.

Ссылки на источники1.Бадеева, Е.А. Методический подход к оценке гибкости внутривузовского процесса планирования качества услуг.[Электронный ресурс]/ Е.А.БАДЕЕВА. –Журнал: Современные проблемы науки и образования. Выпуск№ 11. –Пенза: ООО"ИздательскийДом"АкадемияЕстествознания", 2015. Режим доступа:[http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?Id=17577]2.Бадеева, Е.А.Процессный и проектный подходы при планировании в рамках квалитативного менеджмента // Е.А. Бадеева, В.М. Володин, Т.И. Мурашкина. –Журнал: Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки.№ 1(29). –Пенза: Издательство ГОУ ВПО «ПГУ», 2014. Режим доступа: [http://cyberleninka.ru/article/n/protsessnyyiproektnyypodhodypriplanirovaniivramkahkvalitativnogomenedzhmenta]3.Маракулина, И.В. Роль исследований для выявления требований заинтересованных сторон при планировании развития образовательной организации. [Электронный ресурс] / И.В. Маракулина. –Журнал: Инновационная наука. Выпуск№ 51. –Уфа: ООО «Аэтерна», 2015. Режим доступа: [http://cyberleninka.ru/article/n/rolissledovaniydlyavyyavleniyatrebovaniyzainteresovannyhstoronpriplanirovaniirazvitiyaobrazovatelnoyorganizatsii]4.Патрахина, Т.Н. Swotанализ как инструмент планирования стратегии образовательной организации. [Электронный ресурс]/ Т.Н. Патрахина. Интернетжурнал: Науковедение, Выпуск№ 2 (27) / том 7. –М.: ООО«Издательскийцентр«Науковедение», 2015. Режим доступа: [http://cyberleninka.ru/article/n/swotanalizkakinstrumentplanirovaniyastrategiiobrazovatelnoyorganizatsii]