Проект «Жизнь наших предков» и его реализация с младшими школьниками в рамках предмета «Окружающий мир»
Выпуск:
ART 970546
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ерохина
А.
С.,
Новолодская
Е.
Г. Проект «Жизнь наших предков» и его реализация с младшими школьниками в рамках предмета «Окружающий мир» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1096–1100. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970546.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются требования ФГОС НОО к формированию основ гражданской идентичности у обучающихся. Раскрыт потенциал предмета «Окружающий мир» по изучению родиноведческого материала. Представлен опыт реализации с младшими школьниками проекта «Жизнь наших предков» в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова:
проектная деятельность, творчество, метод проектов, патриотизм, окружающий мир, родиноведение
Похожие статьи
- Реализация с младшими школьниками экологического проекта «Что можно сделать из мусора?»
- Реализация с младшими школьниками проекта «80 лет Алтайскому краю» в рамках внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
- Краеведческие проекты в системе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» в начальной школе
- Патриотическое воспитание младших школьников посредством проектной деятельности
- Проектная деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников
Текст статьи
Ерохина Анна Сергеевна, студентка 4 курса психологопедагогического факультета, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск ashkuropatskaya@mail.ru
Новолодская Елена Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологопедагогического, дошкольного и начального образования, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск novolEG2508@yandex.ru
Проект «Жизнь наших предков» и его реализация с младшими школьниками в рамках предмета«Окружающий мир»
Аннотация.Встатье рассматриваются требования ФГОС НОО к формированию основ гражданской идентичности у обучающихся. Раскрытпотенциал предмета «Окружающий мир» по изучению родиноведческого материала. Представлен опыт реализации с младшими школьниками проекта «Жизнь наших предков»в рамках урочной и внеурочной деятельности. Ключевые слова:метод проектов, окружающий мир, патриотизм, проектная деятельность, родиноведение, творчество.
В ФГОС начального образованияв «портрете выпускника начальной школы»представлена такая характеристика личности как «любящий свой народ, свой край и свою Родину». Личностными результатамиосвоения основной образовательной программы начального общего образованияявляются:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций [1].Значительным потенциалом в плане изучения материала о природных условиях, об истории и культуре России обладает предмет «Окружающий мир». В содержании учебного материала предусмотрена реализация родиноведческого принципа: природные богатства, рельеф и полезные ископаемые страны, государственная символика России, развитие государства в разные исторические эпохи, культурные традиции, научные достижения, великие люди страны и пр. Изучение данного материала дает широкие возможности для воспитания у младших школьников патриотизма, чувства гордости за свою страну, уважения к ее природе, истории и культуре.
Знакомство учащихся с особенностями развития российского государства в разные века, жизнью итрадициями русского народа может осуществляться не только на уроках окружающего мира, но и во внеурочное время. Одним из эффективных методов сочетания урочной и внеурочной деятельности по интересующей детей проблеме, расширения и обогащения их кругозора может выступать метод проектов. Е.С. Полат рассматривает метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем илииным образом. Проект –это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность, направленная на развитие познавательных творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [2]. «В проектной деятельности проявляется креативность личности как свойство оригинального видения проблемы проекта и путей ее решения. Творческий характер лежит в основе создания продукта проекта, выбора формы его защиты и способов организации его презентации. Творчество является стержнем и самой проектной деятельности и составляющей компонентой ее результата» [3, с. 55].В творческом ключе нами была организована проектная деятельность учащихся 3 «Б»классаМБОУ СОШ №8 г.БийскаАлтайского края (в период прохождения производственной педагогической практики) по теме «Жизньнаших предков». Данный проект был ориентирован на изучение истории Древней Руси через знакомство с бытом наших предков, их обычаями и праздниками, жилищамии предметами быта; на воспитание любви к Родинеи уважения к ее истории и культуре. Для определения идеи проекта «Жизнь наших предков» была взята цитата Шандора Ласло Бенчика: «На заре или в конце жизни, но человек неизменно задумывается о своих корнях, источниках»[4].Данный проект был рассчитан не только на то, чтобы дети узнали историю своих предков, но, также,чтобы каждый ребенок проникся жизнью людей, которые жили до нас, в других условиях, в другое время.Данная работа позволила младшим школьникам усвоить исторический материал, научиться самостоятельно проводить исследования, организовывать свою деятельность, анализировать и синтезировать информацию, творчески интерпретировать собранный материал. Перед началом реализации проектанами был создан буклет для родителей (рисунок 1), в котором мы описали суть предстоящей работыи важность данного проекта, призвали родителей к активной помощи своим детям.
Рис. 1. Буклет для родителей о работе над проектом
Цель проекта–определить, какую роль играет история предков в нашейжизни, узнать об их традициях и быте,одежде и жилищах. В ходе проекта реализовывались следующие задачи: Образовательные:
выяснить, что представляли собой жилища наших предков;
узнать, как выглядели народные костюмыславян;
познакомиться с традициями и обычаяминаших предков.Развивающие:
формироватьнавыки работы с документами, дополнительной литературой;
развиватьуменияобобщать и систематизировать материал;
развиватьлогическоемышление, умения сравнивать и сопоставлять;
развиватьтворческоемышление;
развиватьмелкуюмоторику. Воспитательные:воспитывать любовь и уважение к историисвоей родины, традициям своегонарода. Этапы работы над проектом:1. Разработка проектного задания.Выбор проблемы (темы проекта). Анализ предстоящей деятельности. Выбор подтем. Формирование творческих групп. 2. Разработка проекта (планирование).Подготовка материалов к исследовательской работе:
формулирование вопросов, на которые нужно ответить;
разработказаданийдля групп;
отбор литературыи других источников информации;
выбор материалови оборудования, которые будут использоваться в процессе реализации проекта.3. Технологическая стадия:
теоретический этап: подготовка докладов по темам;
творческий этап: выполнение рисунков по темам докладов;
заключительный этап: выполнение макетов по теме «Жизнь наших предков».4. Результативная стадия (презентация и оценка результатов).Защита и саморефлексия (оценка результатов и процесса в целом).Реализация проекта делилась на два основных блока: теоретическая и практическая части. Каждый блок включал в себя работу подвум этапам.Теоретическая часть: 1 этап.Младшим школьникам были предложены для обсуждения проблемные вопросы. Они должны были ответить на них, используя дополнительную литературу, Интернетресурсы,помощь учителейи родителей. Защита данного этапа проходила в форме дискуссии на уроке окружающего мира. Проблемные вопросы были следующие: 1. Сохранились ли обычаи и традиции наших предков до наших дней? 2. Чем отличается жизнь наших предков от нашей? 3. Как характеризовала наших предков их одежда? 4. Какие элементы одежды наших предков мы можем наблюдать сегодня?2 этап.Учащиеся в группах готовили сообщения по темам: 1. Дом, в котором жили мои предки.
2. Одежда, которую носили мои предки.
3. Традиции и обряды моих предков. Затем каждая группа защищаласвоё сообщение на уроке окружающего мира. Практическая часть:1 этап.Организация выставки рисунков по темам(фото 1): 1. Дом, в котором жили мои предки.
2. Одежда, которую носили мои предки.
3. Традиции и обряды моих предков. На выставкетворческих работкаждый ученикпознакомился с представлениями своих одноклассниково жилищах и одежде наших предков, их традициях и обрядах.
Фото 1. Выставка рисунков о жизни наших предков
2 этап.Конструирование 2Dмакетов «Крестьянские избы» из картона и бумаги. Реализация данного этапа проходила на уроке технологии(фото 2, 3).
Фото 2, 3. Конструирование макетов крестьянской избы
Реализацияэтапов проектапредусматривала интеграцию различных форм: дискуссия, выступление, научное исследование, творческая часть. Работа над проектом предполагала реализацию межпредметных связей: окружающий мир, история, технология. Использовались различные методы обучения: выполнение творческих тренинговыхзаданий, работа в малых группах, мозговой штурм, использование общественных ресурсов, разрешениепроблем, сократический диалог, выявление сходств и различий, выполнение логическихзаданий, анализ результатов, самоконтроль. За время реализации проекта детьми было выполнено более 30 устных работ и 60 творческих (рисунки и макеты).
Наблюдался позитивный эмоциональный настрой детей на сплоченнуюколлективную работу. На переменах велись бурные дискуссии о том, что они узнали из проекта, каждый старался отстаивать свою точку зрения. Велась активная деятельность дома, на уроках и на переменах. Учащиеся сравнивали, обсуждали, делились информацией. По итогам данного проекта младшие школьники узнали множество новых фактов, открыли для себя удивительныесведения. В их число входит:
как жили наши предки (доклады и рисунки не только о жилищах наших предков на Руси, но и предков с первобытных времен);
нарядная и повседневная одежда наших предков (доклады и рисунки);
какие традиции были у наших предков (детям понравилось сравнивать обычаи и традиции славян с современными традициями и обычаями).Таким образом, реализация с младшими школьниками проекта «Жизнь наших предков» позволяетрасширить кругозор детей, повысить их познавательный интерес, сформировать уважительное отношение к историинашей страны, традициям и культуре.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (14 классы) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922[Дата обращения 11.02.2017].2.Полат, Е.С.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. –М.: Издательный центр «Академия», 2007. –368 с.3.Новолодская, Е.Г.Технология проектирования здоровьесберегающей деятельности младших школьников в креативном контексте: монография.–Бийск: АГГПУ им. В.М Шукшина, 2016. –170 с. 4.Изучая предков, узнаем самих себя. Краеведческий портал [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://selorodnoe.ru/tree/show/id3631452/[Дата обращения 05.02.2017].
Новолодская Елена Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологопедагогического, дошкольного и начального образования, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск novolEG2508@yandex.ru
Проект «Жизнь наших предков» и его реализация с младшими школьниками в рамках предмета«Окружающий мир»
Аннотация.Встатье рассматриваются требования ФГОС НОО к формированию основ гражданской идентичности у обучающихся. Раскрытпотенциал предмета «Окружающий мир» по изучению родиноведческого материала. Представлен опыт реализации с младшими школьниками проекта «Жизнь наших предков»в рамках урочной и внеурочной деятельности. Ключевые слова:метод проектов, окружающий мир, патриотизм, проектная деятельность, родиноведение, творчество.
В ФГОС начального образованияв «портрете выпускника начальной школы»представлена такая характеристика личности как «любящий свой народ, свой край и свою Родину». Личностными результатамиосвоения основной образовательной программы начального общего образованияявляются:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций [1].Значительным потенциалом в плане изучения материала о природных условиях, об истории и культуре России обладает предмет «Окружающий мир». В содержании учебного материала предусмотрена реализация родиноведческого принципа: природные богатства, рельеф и полезные ископаемые страны, государственная символика России, развитие государства в разные исторические эпохи, культурные традиции, научные достижения, великие люди страны и пр. Изучение данного материала дает широкие возможности для воспитания у младших школьников патриотизма, чувства гордости за свою страну, уважения к ее природе, истории и культуре.
Знакомство учащихся с особенностями развития российского государства в разные века, жизнью итрадициями русского народа может осуществляться не только на уроках окружающего мира, но и во внеурочное время. Одним из эффективных методов сочетания урочной и внеурочной деятельности по интересующей детей проблеме, расширения и обогащения их кругозора может выступать метод проектов. Е.С. Полат рассматривает метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем илииным образом. Проект –это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность, направленная на развитие познавательных творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [2]. «В проектной деятельности проявляется креативность личности как свойство оригинального видения проблемы проекта и путей ее решения. Творческий характер лежит в основе создания продукта проекта, выбора формы его защиты и способов организации его презентации. Творчество является стержнем и самой проектной деятельности и составляющей компонентой ее результата» [3, с. 55].В творческом ключе нами была организована проектная деятельность учащихся 3 «Б»классаМБОУ СОШ №8 г.БийскаАлтайского края (в период прохождения производственной педагогической практики) по теме «Жизньнаших предков». Данный проект был ориентирован на изучение истории Древней Руси через знакомство с бытом наших предков, их обычаями и праздниками, жилищамии предметами быта; на воспитание любви к Родинеи уважения к ее истории и культуре. Для определения идеи проекта «Жизнь наших предков» была взята цитата Шандора Ласло Бенчика: «На заре или в конце жизни, но человек неизменно задумывается о своих корнях, источниках»[4].Данный проект был рассчитан не только на то, чтобы дети узнали историю своих предков, но, также,чтобы каждый ребенок проникся жизнью людей, которые жили до нас, в других условиях, в другое время.Данная работа позволила младшим школьникам усвоить исторический материал, научиться самостоятельно проводить исследования, организовывать свою деятельность, анализировать и синтезировать информацию, творчески интерпретировать собранный материал. Перед началом реализации проектанами был создан буклет для родителей (рисунок 1), в котором мы описали суть предстоящей работыи важность данного проекта, призвали родителей к активной помощи своим детям.
Рис. 1. Буклет для родителей о работе над проектом
Цель проекта–определить, какую роль играет история предков в нашейжизни, узнать об их традициях и быте,одежде и жилищах. В ходе проекта реализовывались следующие задачи: Образовательные:
выяснить, что представляли собой жилища наших предков;
узнать, как выглядели народные костюмыславян;
познакомиться с традициями и обычаяминаших предков.Развивающие:
формироватьнавыки работы с документами, дополнительной литературой;
развиватьуменияобобщать и систематизировать материал;
развиватьлогическоемышление, умения сравнивать и сопоставлять;
развиватьтворческоемышление;
развиватьмелкуюмоторику. Воспитательные:воспитывать любовь и уважение к историисвоей родины, традициям своегонарода. Этапы работы над проектом:1. Разработка проектного задания.Выбор проблемы (темы проекта). Анализ предстоящей деятельности. Выбор подтем. Формирование творческих групп. 2. Разработка проекта (планирование).Подготовка материалов к исследовательской работе:
формулирование вопросов, на которые нужно ответить;
разработказаданийдля групп;
отбор литературыи других источников информации;
выбор материалови оборудования, которые будут использоваться в процессе реализации проекта.3. Технологическая стадия:
теоретический этап: подготовка докладов по темам;
творческий этап: выполнение рисунков по темам докладов;
заключительный этап: выполнение макетов по теме «Жизнь наших предков».4. Результативная стадия (презентация и оценка результатов).Защита и саморефлексия (оценка результатов и процесса в целом).Реализация проекта делилась на два основных блока: теоретическая и практическая части. Каждый блок включал в себя работу подвум этапам.Теоретическая часть: 1 этап.Младшим школьникам были предложены для обсуждения проблемные вопросы. Они должны были ответить на них, используя дополнительную литературу, Интернетресурсы,помощь учителейи родителей. Защита данного этапа проходила в форме дискуссии на уроке окружающего мира. Проблемные вопросы были следующие: 1. Сохранились ли обычаи и традиции наших предков до наших дней? 2. Чем отличается жизнь наших предков от нашей? 3. Как характеризовала наших предков их одежда? 4. Какие элементы одежды наших предков мы можем наблюдать сегодня?2 этап.Учащиеся в группах готовили сообщения по темам: 1. Дом, в котором жили мои предки.
2. Одежда, которую носили мои предки.
3. Традиции и обряды моих предков. Затем каждая группа защищаласвоё сообщение на уроке окружающего мира. Практическая часть:1 этап.Организация выставки рисунков по темам(фото 1): 1. Дом, в котором жили мои предки.
2. Одежда, которую носили мои предки.
3. Традиции и обряды моих предков. На выставкетворческих работкаждый ученикпознакомился с представлениями своих одноклассниково жилищах и одежде наших предков, их традициях и обрядах.
Фото 1. Выставка рисунков о жизни наших предков
2 этап.Конструирование 2Dмакетов «Крестьянские избы» из картона и бумаги. Реализация данного этапа проходила на уроке технологии(фото 2, 3).
Фото 2, 3. Конструирование макетов крестьянской избы
Реализацияэтапов проектапредусматривала интеграцию различных форм: дискуссия, выступление, научное исследование, творческая часть. Работа над проектом предполагала реализацию межпредметных связей: окружающий мир, история, технология. Использовались различные методы обучения: выполнение творческих тренинговыхзаданий, работа в малых группах, мозговой штурм, использование общественных ресурсов, разрешениепроблем, сократический диалог, выявление сходств и различий, выполнение логическихзаданий, анализ результатов, самоконтроль. За время реализации проекта детьми было выполнено более 30 устных работ и 60 творческих (рисунки и макеты).
Наблюдался позитивный эмоциональный настрой детей на сплоченнуюколлективную работу. На переменах велись бурные дискуссии о том, что они узнали из проекта, каждый старался отстаивать свою точку зрения. Велась активная деятельность дома, на уроках и на переменах. Учащиеся сравнивали, обсуждали, делились информацией. По итогам данного проекта младшие школьники узнали множество новых фактов, открыли для себя удивительныесведения. В их число входит:
как жили наши предки (доклады и рисунки не только о жилищах наших предков на Руси, но и предков с первобытных времен);
нарядная и повседневная одежда наших предков (доклады и рисунки);
какие традиции были у наших предков (детям понравилось сравнивать обычаи и традиции славян с современными традициями и обычаями).Таким образом, реализация с младшими школьниками проекта «Жизнь наших предков» позволяетрасширить кругозор детей, повысить их познавательный интерес, сформировать уважительное отношение к историинашей страны, традициям и культуре.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (14 классы) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922[Дата обращения 11.02.2017].2.Полат, Е.С.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. –М.: Издательный центр «Академия», 2007. –368 с.3.Новолодская, Е.Г.Технология проектирования здоровьесберегающей деятельности младших школьников в креативном контексте: монография.–Бийск: АГГПУ им. В.М Шукшина, 2016. –170 с. 4.Изучая предков, узнаем самих себя. Краеведческий портал [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://selorodnoe.ru/tree/show/id3631452/[Дата обращения 05.02.2017].