Использование информационных технологий при определении годовой программы автотранспортных предприятий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Глазков Ю. Е., Коробов А. В. Использование информационных технологий при определении годовой программы автотранспортных предприятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1186–1190. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970564.htm.
Аннотация. В статье обоснована роль информационных технологий в контексте интенсификации работы предприятий автотранспорта, описана работа программы для расчета производственной программы технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Глазков Юрий Евгеньевич,кандидат технических наук, заведующий кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбовglazkov_yura1@mail.ru

Коробов Алексей Владимирович,магистрант, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов

Использование информационных технологий при определении годовой программы автотранспортных предприятий

Аннотация.Встатье обоснована роль информационных технологий в контексте интенсификации работы предприятий автотранспорта, описана работа программы для расчета производственной программы технического обслуживания и ремонта автомобилей.Ключевые слова:информационные технологии, ремонтная служба, техническое обслуживание автомобилей.

Инновационное развитие экономики в России предполагает возрастающее значение информационных процессов, как в получении знаний, так и в управлении реальным сектором народного хозяйства. При этом информационные технологии и программноаппаратные комплексы становятся серьезными помощниками в профессиональной деятельности, позволяя интенсифицировать процессы получения продуктов и услуг. Вопервых, они позволяют своевременно собирать, накапливать, обрабатывать и передавать информацию. А вовторых, обеспечивают возможность моделировать поведение сложных систем, проверять последствия принимаемых решений на различных интервалах времени и выбирать лучший вариант в условиях ограниченных ресурсов.Высокий уровень информатизации профессиональной деятельностисовременного специалиста способствует увеличению доли творческого труда, предоставляет человеку возможность для более полной самореализации, проявления эвристического и креативного уровней интеллектуальной активности, что обеспечивает его высокую конкурентоспособность на рынке труде.Внедрение информационных технологий особенно актуально для интенсивно развивающихся в последнее время отраслей народного хозяйства, в частности, для автотранспорта, что позволяет организовать работу предприятий отрасли на более высоком профессиональном творческом уровне, эффективнее использовать ограниченные материальные, трудовые и финансовые ресурсы в условиях неопределенности внешнего воздействия.Наиболее важными направлениями в создании управленческих систем являются организационные. Для их успешного создания необходим анализ существующей бизнес структуры автотранспортного предприятия и информационной системы, проектирование желаемой модели организации деятельности, разработка перспективного плана преобразований, составление календарного плана, бюджетирование проекта. Разработка информационной системы основывается на моделировании организационной структуры, проектировании баз данных и знаний, обосновании системы математических моделей, реализации пользовательского интерфейса, выборе архитектуры сети и технических средств.

Одной из проблем управления автотранспортным предприятием является задача проектирования бизнес процесса работы ремонтной службы, которая включает: определение годового объема работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, распределение объёмов работ по производственным зонам и участкам, расчет численности производственных рабочих. Для интенсификации деятельности специалистов ремонтной службы автотранспортного предприятия (АТП) в ФГБОУ ВО «ТГТУ» разработана программа для расчета производственной программы технического обслуживания и ремонта автомобилей.При решении поставленной задачи использовался язык программирования C++ в среде разработки приложений «BorlandBuilderC++ 6.0» под управлением операционной системы WindowsXPServicePack2. Для корректной работы программы кроме самой операционной системы никаких других программ или библиотек не требуется. Программа работает, если в папке с исполняемым файлом находится папка Data, содержащая файлы базы данных, а также папка Отчеты, в которую сохраняются все отчеты программы. После запуска программы пользователь видит основное окно программы «Расчет АТП» (рис. 1). Оно содержит таблицу исходных данных, поле вывода вспомогательных сообщений и элементы управления: кнопки («Добавить столбец», «Расчет» и «Сохранить отчет») и переключатель («Использовать таблицы из ОНТП»).

Рис. 1.Основное окно программы

При помощи кнопки «Добавить столбец» пользователь задает нужное количество столбцов данных, обычно оно соответствует количеству марок подвижного состава (ПС). Далее пользователь должен заполнить все ячейки таблицы исходных данных. Есть два способа заполнения таблицы (полуавтоматический и ручной). По умолчанию используется полуавтоматический способ (переключатель установлен), это означает, что при щелчке на ячейке таблицы, появляется таблица (рис. 2), содержащая варианты значений (значения в базе данных взяты из ОНТП0191 для автомобилей выпускающихся в России[1]). Если на АТП имеются автомобили зарубежных производителе эту опцию можно отключить и ввести нормативные данные в ручном режиме, используя техническую документацию на автомобиль нужной марки. Для этого необходимо перейти в ручной режим ввода данных, убрав галочку переключателя «Использовать таблицы ОНТП0191. После этого данные можно вводить с клавиатуры.

Рис. 2.Таблица выбора данных

После ввода всех данных нажимается кнопка «Расчет». Программа проверит еще раз все введенные данные и если какието данные не введены, выведет на экран сообщение об ошибке (рис. 3).

Рис. 3. Ошибка: не все данные введены

Если все данные введены, но некоторые введены неправильно, то сообщение будет подобным тому, что изображено на рис. 3. Если все правильно, то после нажатия кнопки «Расчет» программа выведет в поле вспомогательных сообщений строки типа: «Расчет произведен для <Марка ПС�», где вместо <Марка ПС> будет выведено наименование марки подвижного состава, для которой произведен расчет. Количество этих строк должно совпадать с количеством столбцов таблицы исходных данных.Заключающим этапом работы программы является создание отчетов. Программа предоставляет пользователю диалог сохранения файлов (рис. 4), который появляется после нажатия на кнопку «Сохранить отчет».



Рис. 4. Окно диалога сохранения отчетов

Если расчет не был произведен или не все данные введены, то вместо этого пользователь увидит сообщение об ошибке (рис. 5), после чего следует проверить исходные данные, провести расчет и повторить попытку.

Рис. 5.Сообщение об ошибке при попытке сохранить отчет

Программа позволяет сохранять отчеты в трех различных форматах (рис. 6):

.txt–текстовый формат, кодировка ASCII, программа просмотра «Блокнот»;

.csv–текстовый формат, таблица, кодировка ASCII, программа просмотра «MSExcel»;

.xml–формат WordML, кодировка UTF8, программа просмотра «MSWord».

Рис. 6. Типыформатов файлов отчетов

Отчеты сохраняются в папку «Отчеты». После успешного сохранения отчета программа выводит сообщение: «Файл отчета успешно сохранен: Путь_ к_отчету\Отчеты\Имя_отчета.тип». Интерфейс программы понятен и позволяет быстро сориентироваться в последовательности расчёта. Данная программа позволяет снизить трудоёмкость при определении годовой производственной программы ремонтови техническихобслуживанийподвижного состава автотранспортного предприятия.

Программа прошла адаптацию и используется в учебном процессе при выполнении курсовых и дипломных проектов. Применение программы в учебном процессе позволяет эффективнее формировать профессиональные компетенции специалистов в области эксплуатации автомобильного транспорта.

Ссылки на источники1.Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП0191/РОСАВТОТРАНС/ Источник:https://znaytovar.ru/gost/2/ontp_0191_obshhesoyuznye_normy.html