Педагогические условия формирования профессиональных интересов у студентов техникума

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Клюенкова А. С. Педагогические условия формирования профессиональных интересов у студентов техникума // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1211–1215. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970569.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации процесса профессионального обучения, которые предполагают его постоянное совершенствование в соответствии с ведущими тенденциями развития образования в аспекте его модернизации и изменений вектора влияния социальных условий на личность. Из этого следует, что профессиональная подготовка будущих специалистов детерминирована потребностями общества в повышении качества их образования, а динамизм социальных явлений требует от специалиста постоянного приращения знаний, профессионального стиля мышления и умения диалектически подходить к анализу факторов действительности, оперативно решать производственные вопросы. Решение этих задач основывается на понимании личностью социальной значимости труда по данной специальности, осознании потребности в активном овладении профессиональными знаниями и умениями, способности преодолевать возникающие затруднения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Клюенкова Алина Сергеевна,студентка 4 курса,ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г.Орелalina_klyuenkova@mail.ru

Педагогические условия формированияпрофессиональныхинтересов у студентов техникума

Аннотация.В статье рассматриваются вопросыорганизациипроцесса профессионального обучения, которые предполагают его постоянное совершенствование в соответствии с ведущими тенденциями развития образования в аспекте его модернизации и изменений вектора влияния социальных условий на личность. Из этого следует, что профессиональная подготовка будущих специалистов детерминирована потребностями общества в повышении качества их образования, а динамизм социальных явлений требует от специалиста постоянного приращения знаний, профессионального стиля мышления и умения диалектически подходить к анализу факторов действительности, оперативно решать производственные вопросы. Решение этих задач основывается на понимании личностью социальной значимости труда по данной специальности, осознании потребности в активном овладении профессиональными знаниями и умениями, способности преодолевать возникающие затруднения.Ключевые слова: профессиональная подготовка,формирование профессиональных интересов, будущие специалисты,самосовершенствование.

Изменения социальноэкономических условий государства сегодня нуждаются в повышениикачества профессиональной подготовки специалистов среднего звена, а важное положение содержания профессионального образования это обеспечение качества подготовки будущих специалистов. Поэтому наше общество нуждается в компетентном специалисте, умеющем самостоятельно находить и применять знания, умения и навыки на практике, а также решать любые профессиональные задачи, которые стоят перед ним. Профессиональные компетенции формируются в студенческом возрасте, т.к. на этапе самосознания и мировоззрения осуществляется формирование профессиональных интересов, принимаются самостоятельные решения, усиливаются познавательные мотивы, а также происходит профессиональное саморазвитие и самосовершенствование личности.На основе анализа психологопедагогической литературы, в которых изучены и дано определениепонятию«формирование», выделяются следующие основные положения о профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании личности:–Ильина Т.А., Выготский Л.С., Сластёнин В.А. определяют «формирование» как особую форму развития личности человека в процессе его жизнедеятельности и под влиянием специальных воздействий окружающей среды, наследственности и воспитания[1, 2, 5];–формирование, в педагогической практике, –это применение методов, приемов и способов влияния на личность, чтобы создать у обучающегосясистему знаний, умений и навыков, а также определенного склада мышления и памяти.Таким образом, формирование профессионального самосовершенствования и саморазвития личности у студентов среднего профессионального образования –это процесс, который подразумевает создание педагогических условий, чтобы добиться определенного результата. На всех этапах образовательного процесса происходит формирование профессионального самосовершенствование и саморазвития личности, также во время аудиторной и внеаудиторной деятельности, оно зависит от индивидуальных и личностных характеристик и качеств специалиста.

Анализ психологопедагогической литературы таких авторов как Андреева В.И., Белокур Н.Ф., ЗимняяИ.А., ЛисовскийВ.Т. показывает, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, изменяется вся структура личности изза вхожденияв новые, широкие и разнообразные социальные общности [3,4].Под профессиональным самосовершенствованием понимается

сознательный и целенаправленный процесс повышения уровня собственной профессиональной компетенции, а также развития профессионально значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и условиями профессиональной деятельности и программы развития.Данный процесс основан на психологическом механизме преодоления внутренних противоречий между имеющимся уровнем профессионализма («Я –реальное профессиональное») и мнимым его состоянием («Я –идеальное профессиональное»)[5].Самообразование и самовоспитание –это две формы профессионального самосовершенствования будущего специалиста. Основное содержаниесамообразования



совершенствование имеющихся знаний у студента, умений и навыков для достижения желаемого уровня профессиональной компетенции.Самовоспитание–это целенаправленная деятельность студента с формированием и развитием положительных качеств и устранением негативных.Под студенческим

возрастом понимается

возраст, когда

формируются

собственные

взгляды, отношения. Это уникальный

период

жизнилюбого человека, в котором развиваютсяэстетическое и нравственное отражение

окружающейнас действительности,укрепляются

черты

характера,

привычки

и

взгляды.

Это

период овладения системой

социальных

ролей

взрослого

человека: учебных, профессиональных,

гражданских,

политических, трудовых, которые выражаются в самостоятельности студента.Студенческий возраст–это завершающий этап взросления и становления личности. Происходит это в период с 18 до 25 лет. Именно в это время большинство молодых людей проходят обучение в высших учебных заведениях. Студенческий возраст отличается от зрелого периода. Особенностями этого временного промежутка жизни человека являются активное развитие процессов самосознания и решении вопросов, которые касаются профессионального самоопределения.Ставшие студентами молодые люди, многим отличаются от других социальных групп (такжеот сверстников, отказавшихся от обучения в вузе) следующими чертами:–образовательный уровень более выше;–стремление к получению более углубленных профессиональных знаний и навыков;–высокая активность на социальном уровне;–познавательная мотивация;–интеллектуальная и социальная зрелость.Студент становится дееспособным членом семьи на психологическом и социальном уровне. Он вносит свой весомый вклад в семейный бюджет, заботится о младших членах семьи. Но порой родители еще не готовы принять взрослость ребенка. Это приводит к конфликтам, напоминающим противоречия в подростковом возрасте.Профессиональные навыки и знания, которые студент получает в учебном учреждении, обязывают студента искать пути реализации своих трудовых стремлений. Именно в данный период становится актуальной потребность в познавательной и учебной деятельности. Также к особенностям студенческого возраста относятся:–процессы восприятия достигаются высокого уровня развития. Это и позволяет человеку долгое время концентрировать свое внимание на объекте или учебном материале;–гражданские качества, которые уже сформировались, находят выход в необходимости являться частью всего коллектива;–дружеские отношения приобретают признаки многоплановости;–система убеждений и нравственных понятий выступают в завершенном формате.Возраст студентов, с физиологической точки зрения, определяется, как переходный период между юностью и зрелостью. Преобладание смыслового запоминания –это процесс совершенствование процессов мышления и памяти. Студент целенаправленно выявляет смысловые связи и всевозможные опорные пункты, имеющиеся в представленном учебном материале. Именно это и позволяет быстро запоминать и усваивать полученные знания для дальнейшего применения их в профессиональной деятельности.Стремление

к

самостоятельности можно объяснить

растущей

проблемой

самосознания

и

самоопределения,

ведь решить

их

ученику

бывает проблематично.

Именно возросший

уровень

самосознания способствует

дальнейшему развитию

уровня

требований

студента, как

к

себе, так и к окружающим.

После этого они

становятся критичными

и

самокритичными,и, следовательно, предъявляют

требования

более

высокого

уровня к

окружающим людям.Становления системыпрофессионально ценностных

ориентаций

и

мотиваций, а также формированием

неповторимой,

творческой

индивидуальности и становления

интеллектуальной

системы

и

личности

в

целом происходит именно в студенческом периоде.

Некоторые

особенности

психики, преобладающие именно в

студенческом

возрасте

определяются

промежуточностью

общественного

положения

и

статуса в обществе.

Прежде всего, молодого

человека

волнует его

собственная

возрастная

специфика,

право

на

независимость

и

др.

Социальнопсихологические

свойства

данной

возрастной

категории людей

зависят в большей степени от

социальнопрофессионального

определения,

самостоятельности и выбора

жизненного

пути.Успешностьв обучении

профессиональной деятельности формирует комплекс

интеллектуального

потенциала

студента, индивидуальные характеристики

профессиональных

качеств

личности в целом,

включающие

в

себя

самообразование, самоорганизацию, саморефлексию и саморазвитие личностиИспользование духовных, интеллектуальных, материальных потребностей,

предполагающих

дальнейшее

удовлетворение, проявляется

в

стремлении

стать

профессионалом своего дела.Но для этого крайне необходима

активность,

проявляющаяся

через

стремление,

желание, влечение

и

эмоциональные

состояния студентав его профессиональной деятельности.Научные работы

Днепрова С.А,

Иванов Д.А.

и

др. доказывают, что время

учёбы

вСПО

совпадает

со

вторым

периодом

юности

или

первым

периодом

зрелости,отличающихся своей

сложностью

становления

личностных

черт.

Усиление

сознательных

мотивов

поведения –это одна из основных

черт нравственного

развития

студента.Благодаря этому происходит укрепление

качеств,

которых

не

хватало

в

школе: инициатива,целеустремленность,

решительность,самостоятельность,

настойчивость, ответственность,

умение

владеть

собой[3].Для успешной

учебной

деятельности

студента

необходимо освоение

новых, непосредственно

для

него,

особенностей

выбранной профессии и формирование профессиональных компетенций.

В

период

обучения

у студентов сформировываются профессиональноценностные установки, а также развиваются индивидуальные характеристики

профессиональных

качеств

личности учащихся.Успешное прохождение по ступеням и уровням образования, овладение знаниями, умениями, навыками, развитие личностного потенциала, формирование социальной компетентности, адаптацию в социуме, вхождение в профессиональную деятельность –все это и есть успешность в обучении. Проблему успешности часто сравнивают с проблемой эффективности обучения. В процессе обучения студенты усваиваю различные комплексы знаний, умений и навыков, после чего следует заключение о необходимости более точнее описать и измерить усвоение как внешне контролируемый факт дидактического процесса, как само содержание дидактического процесса и как познавательную деятельность учащегося, которая направлена на овладение им некоторой важной информацией. Таким образом, проблема определения эффективности обучения, приводит к необходимости найти возможные способы измерения качества усвоения знаний, умений и навыков. Можно выделить следующие этапы определения эффективности обучения:–определение деятельности студентов;–нахождение критерия уровней усвоения знаний; –установление факторов, которые влияют на достижение данного уровня.Большинство проблем возникают у студентов на

первом курсе обучения

в СПО. Многие из них связаны

с

отсутствием

навыков

самостоятельной

работы,

неумением

конспектировать

лекционный

материал,

работать

с

разнообразными источниками информации,

сравнивать, анализировать, обобщать

информацию,

логично и ясно

излагать

свои

мысли. В связи с активной модернизацией российского образования преподавателю крайне необходимо направлять деятельность своих студентов на освоение ими профессиональных компетенций. Учитель обязан донести до учащихся, что нужно вести деятельность для того, чтобы решать профессиональные задачи благодаря полученным ими знаниями, умениями и навыками, а не только для успешной сдачи экзаменов.Благодаря формированию комплекса знаний, умений и навыков образует традиционный подход в профессиональном образовании. Это чревато тем, что выпускник не способен использовать в работе полученную им в ходе обучения информацию. Данную проблему можно решить благодаря использованию в образовательном процессе новых технологий, форм и методов, позволяющих сместить акценты на другие не менее важные моменты, такие как самостоятельность, самоорганизацию, самообразование и саморазвитие студента. Суть поисковой и самостоятельноисследовательской деятельности заключается в самостоятельном поиске, выявлении и понимании студентом нужной информации, выявление и постановки проблемной задачи. Именно это и следует выдвигать на первый план.Современные методы и технологии формирования профессиональной компетенции способствуют:–проявлению активности студентов, направленной на процесс самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование полученной информации, а также ее сравнение, обобщение и анализ;–формированию способности к самоорганизации, самообразованию, саморазвитию и саморефлексии учащихся;–повышению профессиональноценностых установок;–обеспечению условий самоопределенияи самореализации личности студентов.Таким образом, специфические способности личности в студенческом возрасте и современная парадигма образования, которая формирует фундамент из знаний, умений и навыков будущей профессии, выступают в виде особенностей формирования профессионального интереса у студентов среднего профессионального образования.Из этого следует, что профессиональная подготовка будущих специалистов детерминирована потребностями общества в повышении качества их образования, а динамизм социальных явлений требует от специалиста постоянного приращения знаний, профессионального стиля мышления и умения диалектически подходить к анализу факторов действительности, оперативно решать производственные вопросы. Решение этих задач основывается на понимании личностью социальной значимости труда по данной специальности, осознании потребности в активном овладении профессиональными знаниями и умениями, способности преодолевать возникающие затруднения.В существующей системе профессиональной подготовки прослеживается явное противоречие между целью обучения, направленной на развитие учебнопознавательной деятельности, и результатами профессиональной подготовки. Развитие учебнопознавательной деятельности обусловливается сформированностью познавательных интересов, а освоение профессиональной деятельности связано с наличием профессиональных интересов. Таким образом, чтобы повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов нужно, чтобы учебнопознавательная деятельность преобразовалась в учебнопрофессиональную.В процессе профессиональной подготовки происходить осознание личностью мотивовучения, реализация связи учебной и профессиональной деятельности, формирование профессиональной направленности и готовности к производственной деятельности.

Ссылки на источники1.Выготский,Л.С. Педагогическая психология [Текст]: книга / Л.С. Выготский //. –М.: Педагогика. –2014. –480 с.2.Ильина, Т.А. Мотивация и мотивы [Текст]: учебник / Т.А. Ильина//. –СПб.: Питер. –2000. –512 с.3.Днепров, С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей [Текст]: Монография / Урал. гос. пед. унт; ТОО Науч.пед. центр «Уникум». –Екатеринбург, 1998. –298 с.4.Иванов, Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. [Текст] / под ред. Д.А. Иванова// Учебнометодическое пособие. –М.: АПКиППРО. –2011. –С.101.5.Сластенин,В. А. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин // –М.: ВЛАДОСПРЕСС,–2012. –308 с.6.Профессиональное обучение: от теории к практике. Коллективная монография. Под общ. ред.Правдюк В.Н., Губаревой Л.И., Хмызовой Н.Г. –Орел: Издво ООО ПФ «Картуш», 2016. –248 с.7.ХмызоваН.Г. Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения [Текст] / Н.Г. Хмызова, А.В. Жукова // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 5 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. –Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. –С. 259261. ISBN 9785990754867.