Коммуникативные технологии в практике рациональной организации производства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Репин И. С., Фролова Н. А. Коммуникативные технологии в практике рациональной организации производства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1241–1245. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970575.htm.
Аннотация. В работе рассмотрена одна из действенных коммуникативных технологий – мнемоника 5S, содействующая рациональной организации производства. Доказывается целесообразность её практического применения в профессиональной деятельности специалиста технического профиля.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Репин Иван Сергеевич, студент группыКТМ151 факультета «Промышленные технологии» Камышинского технологического института (филиал) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», г. Камышинmrven@mail.ru

Фролова Наталья Алексеевна,доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и гуманитарные науки» Камышинского технологического института (филиал) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», г. Камышинnataliafrolowa@rambler.ru

Коммуникативные технологии в практике рациональной организации производства

Аннотация.В работерассмотрена одна из действенных коммуникативных технологий –мнемоника 5S, содействующая рациональной организации производства. Доказывается целесообразность её практического примененияв профессиональной деятельности специалиста технического профиля. Ключевые слова: мнемоника, мнемотехника, производство, визуализация, запоминание, внутреннее письмо.

Данная работа рассматривает систему «внутреннего письма», основаннуюна непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации и её практическое применение. Предмет исследования: система 5S для рациональной организации производства. Методы исследования: реферативный анализ, непосредственное наблюдение, аналитическая выборка, моделирование. Под мой,специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций[1]. При этом происходит замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющиевизуальное, аудиальное иликинестетическоепредставление, связывание объектов с уже имеющейся информацией впамятиразличных типов модификации для упрощения запоминания.Также термин «мнемоника» (аналогпиктограммы) употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, наборасимволовлибо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.Техника мнемоника облегчает запоминание. Придуманные искусственные ассоциации закрепляются в сознании изапоминаются легко и быстро. Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколькодней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием, т.е.чемто, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.Мнемотехника, система «внутреннего письма», основанана непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность двухсот цифр, список из 50100 телефонных номеров, хронологическую таблицу, планконспект речи, новые иностранные слова, грамматические правила ит.п. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Так, ряд чисел может быть воспроизведён мнемонистом как в прямом, так и в обратном порядке.Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приёмов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно. Основной способ запоминания—приём образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации).В современнойтрактовкемнемоникаобозначает всю совокупность коммуникативных приёмов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а терминмнемотехникатрактуется как практическое применение методов, определённых в данной конкретной мнемонике[3].Мы выявили и лично протестировали следующие приёмы:

образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;

рифмомизация;

запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;

нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;

метод Цицерона на основе пространственного воображения;

метод Айвазовского,основанныйна тренировке зрительной памяти;

методы запоминания цифр: закономерности, знакомые числа.Особый интерес для нас представляет мнемоническая технология 5S. 5S (система 5S)–это метод организации рабочего пространства, целью которого является создание оптимальных условий для выполнения операций, поддержания порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии[2]. 5S является инструментом бережливого производства, японской организации производства Kaizen.Порядок и чистота на рабочем месте, а не «упорядоченный хаос», являются основой всех улучшений, повышения производительности и качества в промышленном производстве и других отраслях. Только в чистой и упорядоченной среде могут производиться бездефектные, соответствующие требованиям клиентов товары и услуги и реализовываться соответствующая требованиям результативность применяемых процессов. Система основанна на 5и японских принципах начинающихся на букву “S”, эти же принципы в английском, немецком, в том числе и русском переводе тоже начинаются на ту же букву. Нами было выявлено, что система 5S –это система запоминания и напоминания рациональной организации рабочего места, состоящая из 5и этапов: Seiri–Sorting–Sortieren–Сортируй; Seiton–SetinOrder–Systematisieren–Соблюдайпорядок(систематизируй); Seisō –Sweeping–Saubermachen–Содерживчистоте; Seiketsu–Standardizing–

Standartesieren–Стандартизируй;

Shitsuke–Sustainingthediscipline–

Selbstdisziplin–Совершенствуйсамодисциплину.Упрощенно 5S можно представить, как базовый алгоритм «зазубривания» принципов повышение эргономики рабочего места[4].

Перейдём к детальному рассмотрению 5 шаговинновационной методики.Шаг 1 –SEIRI Сортировка, удаление ненужного.На рабочем месте все предметы разделяются на необходимые и ненужные. Производится удаление ненужных предметов. Эти действия на рабочем месте приводят к улучшению культуры и безопасности труда. Все сотрудники вовлекаются в отсортировку и определение предметов, которые должны быть: а) немедленно удалены и утилизированы; б) перенесены в место для хранения; в) оставлены, как необходимые и для выполнения работы. Необходимо установить правила, каким образом делать отсортировку ненужного.

Шаг 2 –SEITON

Самоорганизация, соблюдение порядка, определение для каждой вещи своего места.Навести порядок с необходимыми предметами. Необходимые предметы располагают на определенные места так, чтобы они были легко доступными для каждого, кто пользуется ими! Следует также промаркировать их для быстрого поиска. Шаг 3

SEISO

–Соблюдение чистоты, систематическая уборка. Создается система, в которой ничего больше не загрязняется. Убедиться, что всё находится на своих местах. Рабочие зоны для рабочих мест должны быть разграничены и обозначены. Регулярно и часто убирать, чтобы в случае, когда вам чтонибудь понадобится, оно находилось на месте и в рабочем состоянии. Тщательная уборка оборудования обеспечивает предотвращение и идентификацию возможных проблем в работе. Шаг 4 –SEIKETSU

«Стандартизировать»процесс.Поддерживать порядок и чистоту посредством регулярного выполнения первых трех шагов. Самые эффективные решения, найденные в ходе реализации первых трех шагов необходимо закрепить письменно, чтобы стать наглядными и легко запоминающимися. Разработать стандарты документов, приемов работы, обслуживания оборудования, техники безопасности с использованием визуального контроля. Шаг 5 –SHITSUKE Совершенствование порядка

и дисциплина. Для поддержания рабочего места в нормальном состоянии выполнять работу дисциплинированно, в соответствии с установленными стандартами. Осознав систему 5S как эффективную основу для организацииповседневной трудовой деятельности, мы апробировалиеё взимнем семестре 20162017 учебного года в учебных мастерских КТИ ВолгГТУ. Внедрённая технология позволила нам:1.Упорядочитьобраз действий для конструирования, организации и стандартизации рабочей и ученой среды. Хорошо структурированные условия работы облегчилитруд и явилисьхорошим мотивирующим средством.2.Улучшитьбезопасность труда, эффективность работы, которая оказалапомощь в росте результатов и помоглаидентифицировать себя с рабочим местом или рабочей системой.3.Помочьорганизациирабочего места и рабочей системы в целом через: сокращение потребности в том, что необходимо; установление того, где это необходимо и сколько из этого необходимо.Внедрённая концепция организации пространства и производства подразумевала, что каждый участник проекта выполнялэти 5 простых правил. Основной плюс—эти действия не требовалиприменения новых управленческих технологий и теорий.

Такимобразом,проведённоеисследованиепоказало,чтотехнический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приёмов запоминания. Основной способ связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации. Технология 5Sпозволяетусвоить,освоитьиуспешноиспользоватьосновныепостулатысовременногорациональногопроизводства,что в свою очередь ведёт к повышению прибыли предприятия и соответственно повышению уровня дохода рабочих.

Ссылкина источники1.URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /Мнемоника (Дата обращения 24.04.16).2.URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/5S(Дата обращения 24.04.16).3.Станислав Матвеев. Феноменальная память. Методы запоминания информации. —М.: Альпина Паблишер, 2013. —160 с.4.Гастев А.К. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда / Под общ. ред. Н.М. Бахраха, Ю.А. Гастева, А.Г. Лосева, Е.А. Петрова. Изд. 3е. —М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2011, 480 с.