Понятия «ценность» и «стоимость» и их современное значение

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сарбитова И. Л., Кусков В. М. Понятия «ценность» и «стоимость» и их современное значение // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1836–1840. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970694.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к определению понятий «ценность» и «стоимость», выявлена необходимость рассмотрения их исторического образования. Наиболее правильные эквиваленты сущности данных понятий, выдвинутые мыслителями эпох, разграничены по категориям философии. Также выявлена необходимость оптимизации пирамиды потребностей А. Маслоу в соответствии с развитием общества, и сделан вывод о том, что заложение правильного категориально-понятийного аппарата каждой науки приведет к предельно возможному развитию общества в целом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сарбитова Ирина Леонидовна,студентка 2 курса, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,г.Самара

Кусков Вячеслав Михайлович,к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,г.Самара

Понятие «ценность» и «стоимость» и их современное значение

Аннотация.В статье рассмотреныосновные подходык определению понятий «ценность»и «стоимость», выявлена необходимость рассмотрения их исторического образования. Наиболее правильные эквиваленты сущности данных понятий, выдвинутые мыслителями эпох, разграничены по категориям философии. Также выявлена необходимость оптимизации Пирамиды Потребностей А.Маслоу в соответствии с развитием общества и сделан вывод о том, что заложение правильного категориальнопонятийного аппаратакаждой науки приведет к предельно возможному развитию общества в целом.Ключевые слова:понятие, ценность, стоимость, категория, закон, потребность,философия,экология,экономика.

Как говорил Альберт Эйнштейн: «Чем точнее теория, тем меньше она описывает реальность»[1].Проблемы дихотомического характера в таком случае возникает редко но,тем не менее,теория, котораядовольно обоснованна, не всегда гармонирует с реальностью. На сегодняшний день есть стойкое ощущение,что научный аппарат методологии настолько развит, что дать развернутое определение какомулибо слову не составит труда. Сегоднядаже есть специальные вокабуляры (например, вокабуляр продаж), применение которых при общении способствует высокой отдачи от экономической деятельности.Интересен тот факт, что частота употребления слова «ценность» в два раза больше частоты слова«стоимость».Мы можем не только доказать истинность данного утверждения, но и углубиться всущность данных понятий.«Ценность» выражает всеобщность основной цели общества, а «стоимость» определяет средство достижения данной цели.Для более детального раскрытия сущности данных понятий, необходимо рассмотреть их историческое образование, анаиболее правильные эквиваленты сущности,выдвинутыемыслителями эпох, разграничить по категориям философии.

«Ценность»:I.Всеобщее понятие.Фридрих Ницше[2]заложилтеоретические основы философии ценности.Свежей мыслью была критическая оценка самой ценности противопоставленных ценностей(таких как: «добро» и «зло»).Рудольф Лотце[3]рассматривал «ценность» как феномен, наделяя его объективнойзначимостьюи в тоже время,говоря о том, что приговором нашего чувства устанавливается определенная градация ценностей.Герман Коген [4] в Марбурге поддерживал и развивал мысли Р.Лотце, делая акцент на «чистой воле» созданных ценностей.

В.Виндельбанд и Г.Риккерт[5] уже связывали ценность не с реальностью, а с идеалом, носителем которого является«сознание вообще».Мартин Хайдеггер[6]принимая переоценку ценностей Ницше более радикально провозглашает деаксиологизацию философии и жизни, чтобы прийти к истинной онтологизации. «Ценность» логически бесспорна: благоопределяется через ценность, которая в свою очередь определяется через благо.Альфред Адлер[7] видел действие единственным эмпирически познаваемым аспектом ценности. Базируясь на раннее предложенных концепциях он выявил четыре всеобщих типа идентификацииценности:1) ценность абсолют в виде бога, вечных идей.2) ценности есть материальные и нематериальные предметы, связанные с ними качества и атрибуты, которые желаемы. 3)ценность сам человек, его сущность и разум. 4) ценность = действие, вербальное или невербальное поведение. На наш взгляд, можно расширить классификацию всеобщих типов идентификации ценности Адлера еще однимвидом:5)Ценность

закон,универсальный и перманентный, ибо элементарные потребности человека одинаковы во всех странах и во все времена. Только исследуя то, что является наиболее общим и, следовательно, наиболее свойственным всем людям можно приблизить свои научные исследования и разработки к истинностии наибольшей практической значимости, а следовательно они в последствии станут фундаментов для построения целостной науки.II.Особенное понятие.Эмиль Дюркгейм[8]утверждал, что с развитием общественного разделения труда возрастает абстрактность групповых ценностей, которая даетвозможность развитиюиндивидуальныхценностных вариаций: общество

объект, воспринимающий ценности, и субъект их создающий.А.Г.Здравомыслов[9]считал «ценность»интересом, обособившимся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства.Понятие «ценности» становится особенным если мы подразделяем закон исходя из сферы жизнедеятельности человека. Например, изначально «Закон спроса и предложения» формулировали следующим образом: цена изменяется в прямом отношении к спросу и в обратном к предложению, но результатом данной формулировки был порочный круг:если спрос и предложение изменяют цен, то и наоборот, цена по необходимости изменяет предложение и спрос. Поэтому Стюарт Милль[10]исправляет эту формулу, говоря, что цена фиксируется на данном уровне, когда предлагаемые и спрашиваемые количества товаров становятся равными, ичто изменения цены как раз и ведут к такому совпадению, подобно тому как коромысла весов при колебании стремятся к состоянию равновесия. Таким образом, Стюарт Милль не только сообщает «Закону предложения и спроса» научную точность, которой у него прежде не было, но и вводит в науку благодаря подстановке отношений равновесия на место отношения причины к следствию новый принцип, которому суждено было иметь широкое распространение.И всетаки закон предложения и спроса объясняллишь изменение ценности, а не саму ценность(нужно было найти более глубокую причину., например, таковой являлась стоимость производства).Временная и неустойчивая ценность, нерегулируемая законом предложения и спроса с одной стороны, а с другой стороны постоянная,естественная или нормальная, ценность, регулируемая стоимостью производства,таков был классический закон ценности. Итоговым умозаключением С.Милля было: «К счастью, не остается больше ничего неясного в законах о ценности ни для настоящего времени, ни для будущего: теория закончена!»Тот же закон распространялся и на деньги. Они имеют изменчивую ценность, определяемую их количеством, находящимся в обращении на рынке, и потребностями обмена(это знаменитая количественная теория), и естественная ценность, определяемую стоимостью производства драгоценных металлов.Альфред Маршалл[11],например,заимствуя выражение Милля, определял экономические законы как объяснениеэкономических тенденций»Также Карл Книс[12]в своей манере верно описывал идею того, что экономические законы являютсяи временными, и условными. Называя их временными, он подразумевал то, что ход истории, выдвигая новые факты, которые не поглощаются существующими теориями, постоянно заставляет экономиста изменять формулы, которыми он довольствовался прежде. Условными в том смысле, что экономически законы оправдываются в действительности лишь при том условии, если не наступают некоторые другие обстоятельства, которые нарушают их действие.Раскрытие понятия «ценность» в ракурсе рыночной экономики до сих пор продолжается, на сегодняшний день предложено более 410 трактовок данного понятия на 8 языках мира, но компромиссного варианта до сих пор не удалось сотворить великим умам мира сего.Наиболее качественный, обобщенный вариант определяет ценность как своеобразную форму проявления отношений между субъектом и объектом, при котором свойства объекта подвергаются оценке в соответствии с тем, как они удовлетворяют потребности субъекта и результатомоценке служит взаимодействие между субъектамирынка на рынке, ради получение объекта, удовлетворяющего потребность.Рассматривая российскую экономику и нашменталитет, можно сказать что сущность понятия «ценность» вмещает еще в себя такие критерии как «авось» и чувство того, что выгоды от сделки субъектполучил относительно своего партнера в разы больше.III.Индивидуальное понятие.ЖанПоль Сартр[13]говорил об отсутствии объективности в «ценности» и о порождении действием самих ценностей.Н. И. Лапин[14]формулирует понятие ценности, говоря о ней как не о вспомогательной пристройке к строительству экономики или же политики, а как о ориентире, существующем в сознании каждого человека, с которым индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Ценности занимают важнейшее место в структуре целепологания отдельных субъектов хозяйственной деятельности. Ценности, с одной стороны, детерминируют деятельность, а с другой проявляются через деятельность, существуя в виде установок. Благодаря им происходит стимулирование чувства ответственности за предпринимаемые решения.«Стоимость»:В современном экономическом словаре дается три ее понятия:1. цена товара.2.затраты денежных средств на приобретение товара, на выполнение работ и услуг, на получение благ.3.овеществленный в товаре труд (меновая стоимость).Вэкономической теориисерьезной ошибкой, породившей массу проблем,было неверное толкование понятия «стоимость».«Стоимость» или как уточняют Классики политической экономики Адам Смит и Давид Рикардо[15]«меновая стоимость» является способностью товаров обмениваться на другие т.е. стоимость в сущности есть коэффициент обмена одних товаров и услуг на другие.К.Маркс и Ф.Энгельс[16], разобрались в данной проблемеи вывели особенное понятие стоимости как вещнойформызатрат общественного абстрактного труда, которая выражает отношение издержек производства к полезности. В качестве обоснования данной трактовки сущности «стоимости» можно привести пример с «Законом заработной платы» , где по факту естественная илинеобходимая заработная плата определялась как стоимость жизни работника.Второй подход используеттеорию предельной полезностидля вывода понятия «стоимость» через предельную полезность товаров и их редкость. Альфред Маршаллговорит о том,чтоопределениесущностипонятия «стоимость» сводится к выяснению взаимодействий рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства.Также А.Маршалл сделал важный вывод о том, чтополезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность рассматривал, как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель.Дилемма каждый раз возникает на этапе соотношения ценности и стоимости любого товара и услуги, когда необходимо произвести какуюлибо экономическую операциют.е. проблема заключается в связи ценности и стоимости через денежную форму.Карл Маркс более подробно описывает их различия и в то же время связывает данные понятия.Непосредственная их связь заключается в том, что прирассмотрении потребительных стоимостей всегда предполагается их количественная определенность(например: баррель нефти, тонна железа)т.е.меновая стоимость,прежде всего,представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорции, в которойпотребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительныестоимости другого родасоотношения, постоянно изменяющегося в зависимости от времени и места.В любом объекте соединены и единичное как неповторимая индивидуальность, и общее как управляющий им закон, а симбиоз единичногои общего преподносит миру категорию «особенное». Под эгидой данной философской категории Абрахам Маслоу[17]сформировал Пирамиду Потребностей. Данная модель является иерархичной закономерностьюпоследовательности удовлетворения потребностей человека, которая наилучшим образом скажется на его саморазвитии т.е. применение модели из категории философии «всеобщее» в каждом отдельном случае т.е. переход к категории «единичное». Соответственно мы выявили, чтоединичное является формой существования всеобщего в жизни каждого конкретного человека.А.Маслоу выделил пять основных категорий потребностей (восходящая иерархия(рис.1.)):

Рис. 1.

На данный момент ведутся активные дискуссии по поводу соотнесения потребностей с категориями философиит.е. все ли потребности из данной Пирамиды А.Маслоу относятся к категории всеобщее и присущи всем без исключения людям?!В рамках данной Пирамиды существует разграничение потребностей на два уровня: первичный, охватывающий 1ую и 2ую ступень пирамиды и вторичный, поглощающий последующие ступени.С первичным уровнем Пирамиды все предельно понятно: потребности данного уровня соотнесены с категорией «всеобщее».Но тут следует расширить один уровень из Пирамиды А.Маслоу: необходимо разделить «Потребность в безопасности» на Потребность в безопасности, подразумевающего социальные(техногенные) факторы и Потребность в экологии, подразумевающего природные воздействия.Завершающие потребности в Пирамиде скорееправильнее соотнести с категорией «особенное» ибо потребность самореализации и признания свойственна не всем представителям человечества на Земле.Также важно не оставить без внимания вопрос о ценности потребностей в Пирамиде Абрахама Маслоу. Мы считаем, что в данном случае можно говорить околлинеарной зависимости между потребностью в иерархии А.Маслоуи ценностью ее удовлетвореният.к. достижение удовлетворения каждой последующей потребности в Пирамиде А.Маслоуне только занимает более продолжительное время, но и становится сложным сам по себе процесс достижения удовлетворения.Данная Пирамида стала достоянием общественности в середине XXвека.Она актуальна по сей день, но с учетом развития общества требует некоторой корректировки.

На наш взгляд актуальным будет добавлениееще одного уровня, суть которого будет заключаться в совершенствовании того, что мы делаем. Говоря о совершенствовании своей деятельности мы подразумеваем,что устойчивое развитие современного общества невозможно без наступленияэкологоэкономического единства, рассматриваемого через правовую форму. Соответственно данныйуровень, мы обозначили его как «экодеятель»,будет завершающим и расположится выше уровня самореализации(рис.2.)СамореализацияПотребность уважения и признанияПотребность принадлежать к соц.группеПотребность в безопасностиФизиологические потребности

Рис. 2.

Оптимизированная Пирамида А.Маслоу для XXIвекасанкционирует сделать вывод о пересмотре не только спектра потребностей человека, но и о переосмыслении сущности таких понятий как «стоимость» и «ценность» т.е. об уточнении роли экологического аспекта при оценке ценности или стоимости того или иного объекта т.к. на современном этапе развития общества роль экологического аспекта становится первостепенной.Далее делая акцент на философские категории, мы говорим о том, что понятие «ценность», относящееся к категории «всеобщее», в настоящий момент подразумевает в себе наличие экологического аспекта из категории «особенное», а инструмент достижения всеобщей цели понятие «стоимость» антропоморфирует экологический аспект.Поэтому важным является правильное понимание понятий «ценность» и «стоимость», особенно при расстановке приоритетов своей жизни и приоритетовв экономической деятельности т.к. правильное понимание сущности «ценности» и «стоимости» закладывает прочный фундамент для дальнейшего развития экономической деятельности как каждого конкретного субъекта, так и всего общества в целом. Ведь отправной точкой для развития считается вернозаданный категориальнопонятийный аппарат, а определяющей направление вектора точкой является правильное толкование категориальнопонятийного аппаратаи только тогда непрерывным(эволюционным) путем данный векторприведет к всеобщему максимальному возможномуразвитию.

Т.е. применяя золотое правило философии гласящее о том, что форма должна быть содержательна, а содержание оформлено можно огласить правило,являющееся залогом успешного развития общества: « Экологическая деятельность должна быть экономична, а экономическая деятельность должна быть экологична».

Ссылки на источники 1.А.Энштейн Физика и реальность//Издво:Наука,1965.264 с.2.Ф.Ницше К генеалогии морали, сочинения в 2х томах, том 2//Издво: Мысль, М. 1990.829 с.3.Р.Г. Лотце Микрокосм: Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии: Тело. Пер. с нем.//Издво: Либроком, М. 2012.184 с.4.А.Пома Критическая философия Германа Когена//Издво: Академический проект, М. 2012.320 с.ЭкодеятельСамореализацияПотребность уважения и признанияПотребность принадлежать к соц.группеПотребность в безопасностиФизиологические потребности 5.Грифцова И.Н., Дмитриева Н.А. Неокантианство немецкое и русское. Между теорией познания и критикой культуры//Издво: Российская политическая энциклопедия(РОССПЭН),М. 2010.568 с.6.М.Хайдеггер Бытие и время//Издво: Академический проект,М. 2013.460 с.7.А. Адлер Понять природу человека//Издво: Академический проект, Санкт Петербург 1997.59 с.8.Э.Дюркгейм О разделении общественного труда//Издво: Книга по требованию, М. 2011.567 с.9.А.Г. Здравомыслов Потребности.Интересы.Ценности//Издво:Издательство политической литературы, М. 1986.224 с.10.Дж.Ст.Милль Система логики силлогистической и индуктивной//Издво:Ленанд,М. 2011.932 с.11.А.Маршалл Принципы экономической науки. В трех томах. Том 2//Издво: Прогресс,М. 1993.212 с.12.CarlKniesGeldundCredit//Издво: Книга по требованию, М. 2016.512 с.13.Ж.П. Сартр Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии//Издво: ACT,М. 2015.928 с.14.Н. Наумова,Н.Лапин,Л. Беляева, А.Здравомыслов Динамика ценностей населения реформируемой России//Издво: Едиториал УРСС,М. 1996.224 с.15.В. Петти. А. Смит. Д. Рикардо. Антология экономической классики//Издво: Эконов,Ключ,М. 1993.478 с.16.К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения в 39 томах//Издво: Государственное издательство политической литературы, М. 1954.25160 с.17.А.Г. Маслоу Мотивация и личность//Издво:Питер,СанктПетербург 2016.400 с.