Оценка особенностей нервной системы юных лыжников-гонщиков
Выпуск:
ART 970699
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чистоедова
Ю.
А.,
Кылосов
А.
А. Оценка особенностей нервной системы юных лыжников-гонщиков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1861–1865. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970699.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу и обобщению результатов исследования по изучению свойств нервной системы юных лыжников-гонщиков с использованием диагностического инструмента «теппинг-тест». В ходе исследования были изучены показатели теппинг-теста по правой и левой руке, определены типы нервной системы юных лыжников-гонщиков и другие значимые показатели.
Ключевые слова:
работоспособность, лыжник-гонщик, максимальный темп движения руки, теппинг-тест, тип нервной системы
Текст статьи
Чистоедова Юлия Александровна,студентмагистрант, Череповецкий государственный университет, г.Череповецchistoedova@mail.ru
Кылосов Андрей Анатольевич,канд. биол. наук, зав. кафедрой, Череповецкий государственный университет, г.Череповецandranat79@mail.ru
Оценка особенностей нервной системы юных лыжниковгонщиков
Аннотация. Статья посвящена анализу и обобщению результатов исследования по изучению свойств нервной системы юных лыжниковгонщиков с использованием диагностического инструмента «теппингтест». В ходе исследования были изучены показатели теппингтеста по правой и левой руке, определены типы нервной системы юных лыжниковгонщиков и другие значимые показатели.Ключевые слова:лыжникгонщик, максимальный темп движения руки, работоспособность, теппингтест, тип нервной системы.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. При этом считается, что сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая [1]. В последние годы сильно возрос интерес специалистов к изучению свойств нервной системы, их влияния на эффективность тренировочного процесса, уровень спортивных достижений спортсменов. Изучение двигательных способностей в связи с типологическими особенностями проявления основных свойств нервной системы имеет значение, прежде всего, для прогнозирования успешности в спортивной и трудовой деятельности человека. Вследствие этого, оно широко применяется в физиологии спорта как один из индикаторов уровнямастерства спортсменов (Е.Н.Сурков).На сегодняшний день существуют работы по различным видам спорта, в которых авторы используют индивидуализацию в тренировочном процессе, исходя из типологических проявлений свойств нервной системы. Например, С.В. Крылова считает, что «изучение свойств нервной системы –это путь к проникновению в природу индивидуальнопсихологических различий между людьми». По мнению Ж.С. Горбачевой, области спорта неоднократно подтверждалась теория о неразрывной связи высшей нервной деятельности и поведения человека[2].М.Н. Ильиной, например, показано, что при работе большой и средней интенсивности выносливость людей со слабой и сильной нервными системами бывает одинаковой, но это происходит благодаря разным психофизиологическим механизмам.Целью исследования стало изучение и оценка типов нервной системы юных лыжниковгонщиков.В соответствии с целью и задачами исследования в качестве методического инструментария был выбран «теппингтест» (методика экспрессдиагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина) [1].
Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится с использованием компьютерной программы, при этом от испытуемых требовалось в максимальном темпе нажимать наодну из заранее предусмотренных клавиш клавиатуры. Длительность теста составляла 40 секунд –8 интервалов по 5 секунд. Работа выполнялась последовательно сначала правой, а затем левой рукой.Обязательным условием диагностирования силы нервной системы с помощью теппингтеста является максимальная мобилизованность испытуемого.Исследуемыепоказатели: максимальные и минимальные значения, продемонстрированные в 5ти секундном интервале;динамика показателейпо 5секундным интервалам, разница между показателями, продемонстрированными правой и левой рукой (коэффициент асимметрии). В ходе исследования были проанализированы показатели 30 юных лыжниковгонщиков (15 мальчиков и 15 девочек 811лет) города Череповца.Исследование было проведено на базе МБУ ДО «ДЮСШ №4» отделения лыжных гонок. Математическая обработка результатов проводилась при помощи программ MSExcel2003, Statistica10.0. С помощью данного теста могут быть выделены пять типов динамики максимального темпа работы: выпуклый тип (свидетельствует о наличии сильной нервной системы); ровный тип (нервная система средней силы); промежуточный и вогнутый типы (среднеслабая нервная система);нисходящий тип (слабая нервная система)[3].Описание типов нервной системы (НС) представлено ниже:выпуклый тип НС:темп нарастает до максимального в первые 1015 секунд работы; в последующем, к 2530 секундам, темп может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 секунд работы);ровный тип НС:максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы;нисходящий тип НС:максимальный темп снижается уже со второго5секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всейработы;промежуточный тип НС:темп работы снижается после первых 1015 секунд;вогнутый тип НС:первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; имеется способность к кратковременной мобилизации[1].
Ниже представлены нормативные данные для детей 912 лет по теппингтесту (таблица 1).Таблица 1Нормативные данные для детей 912 лет (теппингтест)
Количество точек в одном квадратеТемпОписание20 точек и менееМедленный темпРебенок склонен выполнятьлюбые задания в медленном темпе. Та скорость, с которой работает ребенок, является для него нормальной. Заставлять ребенка работать быстрее –значит травмировать его психику, создавать для ребенка стрессовую ситуацию.2025 точекСредний темпНормальный темп работы26 точек и болееВысокий темпРебенок умеет и может работать в очень быстром темпе
Полученные в ходе исследования результаты представлены в таблицах 23.
Таблица 2Средние значения показателей теппингтеста по группам
ПоказательЛевая рукарПравая рукарДевочкиМальчикиДевочкиМальчикиМаксимальное значение27,2±2,4428,1±3,080,47229,8±3,4632,6±5,440,205Минимальное значение20,0±2,2422,0±3,650,16624,0±3,9225,3±2,210,444Среднее значение22,9±2,0824,5±3,010,18726,4±3,8128,5±2,870,234Общее значение183,0±16,61196,1±24,050,187211,5±30,45228,1±22,980,234
Как видно из полученных результатов, достоверных различий между результатами мальчиков и девочек по теппингтесту не наблюдается. Однако способность развивать максимальный темп рукой у мальчиков несколько выше, чем у девочек. Среднее значение по 5ти секундному интервалу также выше у мальчиков, чем у девочек. При этом косвенно по полученным результатам можно судить о чуть более выраженной асимметрии между способностями правой и левой рук у мальчиков: в среднем разница между максимальными значениями правой и левой рук у них составляет 4,5, у девочек –2,6; разница между минимальными значениями правой и левой рук у мальчиков составляет 3,3, у девочек –4. Таблица 3Результаты распределения по типам нервной системы
Тип нервной системыКоличествоОбщее количествоМальчикиДевочкиСильный тип НС202Средний тип НС213Среднеслабый тип НС7613Слабый тип НС4812Итого151530
Наглядно полученные результаты распределения по типам нервной системы у мальчиков и девочекв процентном соотношениипредставлены рисунках12.
Рис. 1. Распределение по типам нервной системы (девочки)
Рис. 2. Распределение по типам нервной системы (мальчики)
Анализ результатов оценки типа нервной системы у испытуемых показал, что 53% девочек и 28% мальчиков имеют слабый тип нервной системы, 40% девочек и 46% мальчиков –среднеслабый тип, 7% девочеки 13% мальчиков –средний тип, 13% мальчиков –сильный тип нервной системы. При этом среди девочек не было выявлено представителей сильного типа нервной системы.Стоит отметить, что определение типа нервной системы по результатам теппингтеста задача весьма трудоемкая, поскольку порой бывает сложно соотнести полученные результаты теста и построенный на их основе график с описательными характеристиками и модельными графиками того или иного типа нервной системы. В связи с этим, нами была предпринята попыткапроанализировать полученные результаты исходя из нормативных данных (таблица 4).Таблица 4Результаты распределения на основе нормативных данных
ТемпКоличествоОбщее количествоМальчикиДевочкиМедленный темп000Средний темп358Высокий темп121022Итого151530
Наглядно полученные результаты в процентном соотношениипредставлены на рисунках 34.
Рис. 3. Распределение согласно нормативным данным (девочки)
Рис. 4. Распределение согласно нормативным данным (мальчики)
Анализ результатов сравнения количества точек с нормативными показателямиу испытуемых показал, что 33% девочек и 20% мальчиков имеют средний тем, 67% девочек и 80% мальчиков –высокий темп. При этом медленный темп не наблюдается ни у девочек, ни у мальчиков. Полученные данные, на наш взгляд, можно использовать напервичном этапе спортивного отбора.Полученные выводы в результате сравнения эмпирических данных с нормативными, совпадают с результатами анализа значений коэффициента асимметрии по правой и левойруке (KFa). Данный анализ показал, что у всех испытуемых наблюдается смещение баланса (в той или иной степени) в сторону процессов возбуждения нервной системы.В ходе анализа результатов исследования по теппингтесту были предприняты попытки использованиярасчетных показателей (эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость) по аналогии с тестом Шульте. Однако данная методика расчетов дала достаточно противоречивые результаты применительно к теппингтесту (например, касаемо степениврабатываемости испытуемых).Более детальный анализ динамики темпа при выполнении теппингтестапоказал, что существуют различия в типах нервной системы у испытуемых. При этом видно, что:некоторые спортсмены имеют укороченный период врабатываемости, а некоторые наоборот более удлиненный;некоторые спортсмены плохо удерживают работоспособность в течение длительного времени, а некоторые достаточно хорошо;часть спортсменов имеет способности к мобилизации к концу теста.
В работах О.А. Сухостав и О.Н. Кривощековой отмечено, что наибольший тренировочный эффект у лиц со слабой нервной системой получен при использовании объемной нагрузки, а у лиц с сильной нервной системой –интенсивной [2].Таким образом, опираясь на различия в результатах оценки типов нервной системы у испытуемых, целесообразно подбирать индивидуальные методики для работы с юнымиспортсменами.Так, например, спортсменам, с укороченным периодом врабатываемости и плохо удерживающим работоспособность в течение длительного времени, можно рекомендовать более частую смену заданий в ходе одной тренировки, более короткую разминкупри подготовке к выступлению в соревнованиях. В тоже время спортсменам с удлиненным периодом врабатываемости не рекомендуется частая смена заданий в ходе одной тренировки, и рекомендуется более долгая разминка на соревнованиях. Стоит отметить, что применение данных рекомендаций на практике при работе с детьми 811 лет существенно осложняется тем, что дети в данном возрасте еще недостаточно организованы, дисциплинированы, не обладают достаточными навыками самоконтроля, а тренеру в свою очередь при большой наполняемости групп сложно контролировать выполнение заданий каждым ребенком. Это в свою очередь предполагает творческий подход к тренерской работе.На следующем этапе исследования планируется проанализировать результаты теппингтеста лыжниковгонщиков г. Череповца (подростковый и взрослый возраст) различной квалификации, включая как спортсменовразрядников, так и спортсменов высшей квалификации. В ходе исследования попытаться определить, существование взаимосвязи между типом нервной системы спортсмена и достижением им высоких спортивных результатов.
Ссылкинаисточники1.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. –СПб.: Питер, 2005. –412 с.2.Микрюкова М.Г. Дифференцированный подход к подготовке юных спортсменов на основе учета свойств нервной системы // Современные проблемы науки и образования. 2015, № 11, с. 166168.3.Потапкин Д.И., Сборцева Т.В., Кылосов А.А. Психофизиологические характеристики хоккеистов1415 лет как фактор успешности соревновательной деятельности // Современные научные исследования и разработки. 2016, №4(4), с. 6870.
Кылосов Андрей Анатольевич,канд. биол. наук, зав. кафедрой, Череповецкий государственный университет, г.Череповецandranat79@mail.ru
Оценка особенностей нервной системы юных лыжниковгонщиков
Аннотация. Статья посвящена анализу и обобщению результатов исследования по изучению свойств нервной системы юных лыжниковгонщиков с использованием диагностического инструмента «теппингтест». В ходе исследования были изучены показатели теппингтеста по правой и левой руке, определены типы нервной системы юных лыжниковгонщиков и другие значимые показатели.Ключевые слова:лыжникгонщик, максимальный темп движения руки, работоспособность, теппингтест, тип нервной системы.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. При этом считается, что сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая [1]. В последние годы сильно возрос интерес специалистов к изучению свойств нервной системы, их влияния на эффективность тренировочного процесса, уровень спортивных достижений спортсменов. Изучение двигательных способностей в связи с типологическими особенностями проявления основных свойств нервной системы имеет значение, прежде всего, для прогнозирования успешности в спортивной и трудовой деятельности человека. Вследствие этого, оно широко применяется в физиологии спорта как один из индикаторов уровнямастерства спортсменов (Е.Н.Сурков).На сегодняшний день существуют работы по различным видам спорта, в которых авторы используют индивидуализацию в тренировочном процессе, исходя из типологических проявлений свойств нервной системы. Например, С.В. Крылова считает, что «изучение свойств нервной системы –это путь к проникновению в природу индивидуальнопсихологических различий между людьми». По мнению Ж.С. Горбачевой, области спорта неоднократно подтверждалась теория о неразрывной связи высшей нервной деятельности и поведения человека[2].М.Н. Ильиной, например, показано, что при работе большой и средней интенсивности выносливость людей со слабой и сильной нервными системами бывает одинаковой, но это происходит благодаря разным психофизиологическим механизмам.Целью исследования стало изучение и оценка типов нервной системы юных лыжниковгонщиков.В соответствии с целью и задачами исследования в качестве методического инструментария был выбран «теппингтест» (методика экспрессдиагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина) [1].
Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится с использованием компьютерной программы, при этом от испытуемых требовалось в максимальном темпе нажимать наодну из заранее предусмотренных клавиш клавиатуры. Длительность теста составляла 40 секунд –8 интервалов по 5 секунд. Работа выполнялась последовательно сначала правой, а затем левой рукой.Обязательным условием диагностирования силы нервной системы с помощью теппингтеста является максимальная мобилизованность испытуемого.Исследуемыепоказатели: максимальные и минимальные значения, продемонстрированные в 5ти секундном интервале;динамика показателейпо 5секундным интервалам, разница между показателями, продемонстрированными правой и левой рукой (коэффициент асимметрии). В ходе исследования были проанализированы показатели 30 юных лыжниковгонщиков (15 мальчиков и 15 девочек 811лет) города Череповца.Исследование было проведено на базе МБУ ДО «ДЮСШ №4» отделения лыжных гонок. Математическая обработка результатов проводилась при помощи программ MSExcel2003, Statistica10.0. С помощью данного теста могут быть выделены пять типов динамики максимального темпа работы: выпуклый тип (свидетельствует о наличии сильной нервной системы); ровный тип (нервная система средней силы); промежуточный и вогнутый типы (среднеслабая нервная система);нисходящий тип (слабая нервная система)[3].Описание типов нервной системы (НС) представлено ниже:выпуклый тип НС:темп нарастает до максимального в первые 1015 секунд работы; в последующем, к 2530 секундам, темп может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 секунд работы);ровный тип НС:максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы;нисходящий тип НС:максимальный темп снижается уже со второго5секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всейработы;промежуточный тип НС:темп работы снижается после первых 1015 секунд;вогнутый тип НС:первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; имеется способность к кратковременной мобилизации[1].
Ниже представлены нормативные данные для детей 912 лет по теппингтесту (таблица 1).Таблица 1Нормативные данные для детей 912 лет (теппингтест)
Количество точек в одном квадратеТемпОписание20 точек и менееМедленный темпРебенок склонен выполнятьлюбые задания в медленном темпе. Та скорость, с которой работает ребенок, является для него нормальной. Заставлять ребенка работать быстрее –значит травмировать его психику, создавать для ребенка стрессовую ситуацию.2025 точекСредний темпНормальный темп работы26 точек и болееВысокий темпРебенок умеет и может работать в очень быстром темпе
Полученные в ходе исследования результаты представлены в таблицах 23.
Таблица 2Средние значения показателей теппингтеста по группам
ПоказательЛевая рукарПравая рукарДевочкиМальчикиДевочкиМальчикиМаксимальное значение27,2±2,4428,1±3,080,47229,8±3,4632,6±5,440,205Минимальное значение20,0±2,2422,0±3,650,16624,0±3,9225,3±2,210,444Среднее значение22,9±2,0824,5±3,010,18726,4±3,8128,5±2,870,234Общее значение183,0±16,61196,1±24,050,187211,5±30,45228,1±22,980,234
Как видно из полученных результатов, достоверных различий между результатами мальчиков и девочек по теппингтесту не наблюдается. Однако способность развивать максимальный темп рукой у мальчиков несколько выше, чем у девочек. Среднее значение по 5ти секундному интервалу также выше у мальчиков, чем у девочек. При этом косвенно по полученным результатам можно судить о чуть более выраженной асимметрии между способностями правой и левой рук у мальчиков: в среднем разница между максимальными значениями правой и левой рук у них составляет 4,5, у девочек –2,6; разница между минимальными значениями правой и левой рук у мальчиков составляет 3,3, у девочек –4. Таблица 3Результаты распределения по типам нервной системы
Тип нервной системыКоличествоОбщее количествоМальчикиДевочкиСильный тип НС202Средний тип НС213Среднеслабый тип НС7613Слабый тип НС4812Итого151530
Наглядно полученные результаты распределения по типам нервной системы у мальчиков и девочекв процентном соотношениипредставлены рисунках12.
Рис. 1. Распределение по типам нервной системы (девочки)
Рис. 2. Распределение по типам нервной системы (мальчики)
Анализ результатов оценки типа нервной системы у испытуемых показал, что 53% девочек и 28% мальчиков имеют слабый тип нервной системы, 40% девочек и 46% мальчиков –среднеслабый тип, 7% девочеки 13% мальчиков –средний тип, 13% мальчиков –сильный тип нервной системы. При этом среди девочек не было выявлено представителей сильного типа нервной системы.Стоит отметить, что определение типа нервной системы по результатам теппингтеста задача весьма трудоемкая, поскольку порой бывает сложно соотнести полученные результаты теста и построенный на их основе график с описательными характеристиками и модельными графиками того или иного типа нервной системы. В связи с этим, нами была предпринята попыткапроанализировать полученные результаты исходя из нормативных данных (таблица 4).Таблица 4Результаты распределения на основе нормативных данных
ТемпКоличествоОбщее количествоМальчикиДевочкиМедленный темп000Средний темп358Высокий темп121022Итого151530
Наглядно полученные результаты в процентном соотношениипредставлены на рисунках 34.
Рис. 3. Распределение согласно нормативным данным (девочки)
Рис. 4. Распределение согласно нормативным данным (мальчики)
Анализ результатов сравнения количества точек с нормативными показателямиу испытуемых показал, что 33% девочек и 20% мальчиков имеют средний тем, 67% девочек и 80% мальчиков –высокий темп. При этом медленный темп не наблюдается ни у девочек, ни у мальчиков. Полученные данные, на наш взгляд, можно использовать напервичном этапе спортивного отбора.Полученные выводы в результате сравнения эмпирических данных с нормативными, совпадают с результатами анализа значений коэффициента асимметрии по правой и левойруке (KFa). Данный анализ показал, что у всех испытуемых наблюдается смещение баланса (в той или иной степени) в сторону процессов возбуждения нервной системы.В ходе анализа результатов исследования по теппингтесту были предприняты попытки использованиярасчетных показателей (эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость) по аналогии с тестом Шульте. Однако данная методика расчетов дала достаточно противоречивые результаты применительно к теппингтесту (например, касаемо степениврабатываемости испытуемых).Более детальный анализ динамики темпа при выполнении теппингтестапоказал, что существуют различия в типах нервной системы у испытуемых. При этом видно, что:некоторые спортсмены имеют укороченный период врабатываемости, а некоторые наоборот более удлиненный;некоторые спортсмены плохо удерживают работоспособность в течение длительного времени, а некоторые достаточно хорошо;часть спортсменов имеет способности к мобилизации к концу теста.
В работах О.А. Сухостав и О.Н. Кривощековой отмечено, что наибольший тренировочный эффект у лиц со слабой нервной системой получен при использовании объемной нагрузки, а у лиц с сильной нервной системой –интенсивной [2].Таким образом, опираясь на различия в результатах оценки типов нервной системы у испытуемых, целесообразно подбирать индивидуальные методики для работы с юнымиспортсменами.Так, например, спортсменам, с укороченным периодом врабатываемости и плохо удерживающим работоспособность в течение длительного времени, можно рекомендовать более частую смену заданий в ходе одной тренировки, более короткую разминкупри подготовке к выступлению в соревнованиях. В тоже время спортсменам с удлиненным периодом врабатываемости не рекомендуется частая смена заданий в ходе одной тренировки, и рекомендуется более долгая разминка на соревнованиях. Стоит отметить, что применение данных рекомендаций на практике при работе с детьми 811 лет существенно осложняется тем, что дети в данном возрасте еще недостаточно организованы, дисциплинированы, не обладают достаточными навыками самоконтроля, а тренеру в свою очередь при большой наполняемости групп сложно контролировать выполнение заданий каждым ребенком. Это в свою очередь предполагает творческий подход к тренерской работе.На следующем этапе исследования планируется проанализировать результаты теппингтеста лыжниковгонщиков г. Череповца (подростковый и взрослый возраст) различной квалификации, включая как спортсменовразрядников, так и спортсменов высшей квалификации. В ходе исследования попытаться определить, существование взаимосвязи между типом нервной системы спортсмена и достижением им высоких спортивных результатов.
Ссылкинаисточники1.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. –СПб.: Питер, 2005. –412 с.2.Микрюкова М.Г. Дифференцированный подход к подготовке юных спортсменов на основе учета свойств нервной системы // Современные проблемы науки и образования. 2015, № 11, с. 166168.3.Потапкин Д.И., Сборцева Т.В., Кылосов А.А. Психофизиологические характеристики хоккеистов1415 лет как фактор успешности соревновательной деятельности // Современные научные исследования и разработки. 2016, №4(4), с. 6870.