Динамика развития креативности школьников подросткового возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Карпова Е. А., Аммалайнен А. В. Динамика развития креативности школьников подросткового возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1886–1890. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970704.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения креативности в подростковом возрасте. Представлен анализ содержательных характеристик креативности. Рассмотрена связь креативности и интеллекта. Сформулированы принципы развития креативного мышления подростков. Выявлены факторы, способствующие и препятствующие развитию креативности. Подведены итоги эмпирического исследования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Карпова Елена Алексеевна,кандидат психологических наук, доцент,Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина dr.karpova@mail.ru

Аммалайнен Артур Вадимович,магистр,СанктПетербургский государственный университет ammartturi@gmail.com

Динамика развития креативности школьников подросткового возраста

Аннотация.В статье рассматривается проблема изучения креативности в подростковом возрасте.Представлен анализсодержательныххарактеристик креативности. Рассмотрена связь креативности и интеллекта. Сформулированы принципы развития креативного мышления подростков. Выявлены факторы,способствующие и препятствующие развитиюкреативности. Подведены итоги эмпирического исследования.Ключевые слова: креативность,интеллект, подростковый возраст, воспитание, активность, самооценка.

АктуальностьпроблемыПроблема креативности по признанию многих исследователей является одной из самых интересных и загадочных за всю историю развития научного психологического знания.Следует признать, что исследователи этой области знаний накопили достаточно большой и разносторонний опытв этом направлении.Однако абсолютно точно сказать, что на сегодняшний момент времени существует единая теория творчества невозможно. В большинстве случаев ученые единодушно считают, чтонеобходимы дополнительные исследования в этой области. Это обстоятельство подчеркивает сложность и неоднозначность изучения данного феномена.Вопрос о том, что из себя представляет креативность, рассматривался как зарубежными, так и отечественными авторами на протяжении последних ста лет. За то время, что креативность находится в центре внимания психологов, было выдвинуто немало смелых идей относительно этого феномена. На фоне разнообразия различных подходов и направлений, ученые и специалисты как правило сходятся в одном: креативность как способность создавать нечто новое является важным и необходимым атрибутом развития общества. Продолжение работы в этом направлении является перспективным трендов научных исследований, целью которых станетбезусловноепонимание механизмов развития и функционированияэтого конструкта. Большинство работ, посвященных креативности носит общий характер. Развитию креативности в детстве посвящено не так много работ. Научная электронная библиотека Elibrary.ruнасчитывает всего 275работ на эту тему. Значительная часть работлишь констатирует факт, что этот феномен имеет филогенетическую и онтогенетическую линии развития, игнорируя описание особенностей формирования творческого мышления. Часть работ посвящена проведению различных развивающих мероприятий, оказывающих активизирующее влияние на развитие креативного процесса.Таким образом, можно сказать, что вопрос о развитии знания о креативности остается актуальным как с академической, так и с практическойточки зрения.Раскрытие механизмовфункционирования креативности позволит найти наиболее оптимальные методы управления процессомгенерирования идей и созданием новых творческих продуктов.

Теоретический анализкреативностиВ российской научной традиции принято рассматривать понятия ©креативностьª и ©творчествоª как тождественные. Это обусловлено тем, что в переводе ©творчествоª и ©креативностьª имеют один и тот же эквивалент ©creativityª. Креативность (от лат. creatio –созидание) –представляет собойспособность человека генерироватьнеобычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Краткий теоретический анализ данного феномена позволяет выделить нам только несколько основополагающихнаправлений иточек зрения на креативность. Выделяют несколько направлений в исследовании креативности. Первое направление связано с изучением продуктов творчества. Данное направление поддерживали Д. Макферсон, Дж.Тейлори др. Вниманиеэтих исследователей было сосредоточено на изучении характеристик продуктов творчества.Второе направление характеризуется исследованиями креативности как процесса.Рассматривая креативность как процесс авторы этих работ (З. Фрейд, К. Юнг) выделяли и изучали различные стадии, уровни и типы процесса креативности. Исследователи третьего направления рассматривали креативность как заданную способность.Ведущими представителями этого направления являются Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, Д. Симпсон, Э. Фром.

Четверное направление в исследовании креативности связано с исследованием личностных особенностей. Такие ученые как К.Роджерс, А.Маслоу и др. связывали творческий процесс с самореализацией личностив различных сферах жизнедеятельности человека.Анализируя исследования креативности, в первую очередь следует подчеркнуть значимость экспериментальныхдостиженийДж. Гилфорда.Основной вывод исследований Дж. Гилфорда,заключался в том, чтодля развития творчества необходима интеграция конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного) мышления. Дж. Гилфорд считал, что креативность зависит от целого ряда интеллектуальных факторов. Основные факторы, которые характеризуют креативность —это беглость мышления, гибкость, точность, оригинальность. Данные факторы он связал с дивергентным мышлением или дивергентной продуктивностью. Благодаря дивергентному мышлению человек способен на один и тот же вопрос дать множество разнообразных и одинаково равноправных ответов. Конвергентное мышление в свою очередь позволяет человеку найти единственное верное решение на основе предыдущего опыта и усвоенных знаний [1].Изучение креативности действительно тесно переплетается с исследованием когнитивных процессов. В свое время, Дж. Брунер писал о том, что информация, которую человек получает от внешнего мира, не ограничивается непосредственными впечатлениями, доходящими до него от действительности. То, что достигает органов чувств, проходит затем через длинную цепь процессов, обеспечивающих сложнейший анализ получаемой информации.Благодаря этому процессу происходит всестороннее отражение свойств воспринимаемого предмета, выделение его существенных признаков и включение его в соответствующую систему категорий. Только такой длительный путь, и составляет процесс активного, творческого восприятия внешней действительности [2, с.29]. Связькреативности

иинтеллектапрослеживается в работахГ. Гарднера. Им была создана классификация, которая описывает семь видов интеллекта.Автор определяет ихкак навыки, соответствующие двум базовым стандартам: 1.Креативное решениепроблем или новыеподходык решенным проблемам; 2.Высокая значимость креативных решений для общества и последующее широкое использованиеих другими людьми. Г. Гарднер считал, что для осуществления своей жизнедеятельности человек использует самые различные способности, умения и навыки. В результате своих наблюдений ученый пришел к выводу, что существует целая сеть интеллектуальных способностей, которые можно объединить в группы[3]. Итак, интеллект может быть:1.Лингвистический интеллектэто способность использования языка для выражения мыслительной деятельности человека через использованиесмысла слов.

2.Логическоматематический интеллект –способность проводить и анализировать расчёты, исследовать структуры и базы данных путем соотнесениярезультатов.3.Пространственный интеллект –способность воспринимать и создавать зрительнопространственные композиции, преобразовыватьобъектыв уме.4.Телеснокинестетический интеллект –способность использовать двигательные навыки.

5.Музыкальный интеллект –способность к ритмам, тональностям и мелодиям.6.Интраперсональный интеллект –способность понимать свое поведение, планировать свою деятельность.7.Интерперсональный интеллект –способность понимать поведение и намерения других людей.Стремление к взаимодействию с другими людьми.

Естественно, в процессе развития личностивсе эти интеллекты могут объединяться. Вэтом случае личностьможет добиться более значительных успехов. Развивая тот или иной интеллектнеобходимо использовать те средства, которые позволяют развивать креативность. Высокой степенью динамичности наполнены концепции,разработанные Э. П. Торрансом и Э. де Боно. По мнению Э.П.Торренса креативность —это способность осознавать проблемыи противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации. ВпоследствииЭ. П. Торранс сформулировал ряд требованийк приемам, позволяющим стимулировать компоненты творческого процесса. Приемы должнысоответствовать следующим характеристикам:содействовать переходу от обычныхсостояний сознания в необычные;

усиливатьвзаимодействиеинтеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;активизировать вовлеченностьв процесс деятельности;обеспечивать столкновение противоположных понятий, образов, идей [4].На основе результатов своей экспериментальнойдеятельности Э. де Боносформулировал ряд принциповразвития креативного мышления:выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;развитие способности видеть многофункциональность предмета;развитие способности к соединению противоположных идей из различныхобластейдеятельности;использование ассоциативных методовдля решения проблемы [5].Исследованию проблемы креативности посвящены и работы отечественных авторов.Обратимся только к темработам, которые имеют прямое отношение к теме нашего исследования. В своих работах Е.Л. Солдатоватак жеакцентирует внимание начеткой связимежду интеллектом и уровнем креативности. При сочетании высокого интеллекта и высокой креативности детиимеют высокую самооценку, уверены в себе и своих способностях, обладают высокими познавательными способностями, имеют свое мнение и хорошо адаптируются к окружающей социальной среде.Однако сочетание низкой креативности и высокого интеллектуального уровня приводит к мотивации избегания неудачи, и снижению коммуникативной активности.[6].Как показали исследованияЮ.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской образование и умственное воспитание повышают гибкость мышления и соответственно снижают стереотипность способов мышления [7]. Это происходит за счет умения отказаться от первоначального решения, если оно не оптимально и на основе новой информации создавать новые связи и новые продукты творчества. Именно такой путь позволяетдобиваться высокой продуктивности и оригинальности.Процесс развития креативности можно рассматривать в двух ракурсах. С одной стороны, творческие способности рассматриваются как врожденные которыене поддаются изменениям. Этот подход не предполагает стимулирования творческой деятельности.Второйподход предполагает понимать креативность как целый комплекс динамических составляющих от осознания проблемы до обобщения результатов.Критериями креативности в данном случае выступают характеристики, активизирующие творческую продуктивность. Условиями, способствующимиразвитию креативности, могут выступать:1.Ориентацияподростка на конкретную творческую деятельность.2.Поддержка инициативы подростка.3.Поощрениерезультатов творческой деятельности.4.Воспитание внимания ко всем свойствам окружающей среде.5.Отсутствие жесткого оценивания результатовтворческой деятельности.6.Воспитание настойчивости и целеустремленности. 7.Обеспечение психологической безопасности.Отдельно хочется отметить, что если родители или учителя не подкрепляют в детях развития волевых качеств,таких как настойчивость, упорство, целеустремленность соответствующим образом, то впоследствии подросток может потерять интерес к творческой деятельности. Рассматривая творческую продуктивность необходимо так же учитывать различия по таким психологическим характеристикам как темперамент, склонность к риску, самооценка, уровеньпритязаний, степеньвыраженности индивидуалистической и коллективистической направленности деятельности и т.д. [8].Подводя некоторый итог общего теоретическому анализу понятия креативности можно сказать, чтокреативность это системное,сложно организованное, явление.Каждая из отдельных характеристик креативности является частьюбольшой когнитивной системы, и на сегодняшний день пока до конца не известно, как все эти характеристики соотносятся друг и другом.Креативность в подростковом возрастеОстановимся теперь на особенностях креативности в подростковомвозрасте.Подростковыйвозраст важен для развития креативности человека как период самовоспитания, саморазвития, самовыражения.Этатенденцияотчетливо прослеживается в трудахЕ.Д. Божович, Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. И. Слободчикова. Как отмечал В.Н. Дружинин, именно в подростковом возрасте происходит развитие способности к творчеству, связанной с определённой сферой человеческой деятельности [9, 217с.].

Подростковый возраст многие ученые называютикритическимпериодом в жизни человека.В подростковом возрасте личность сталкивается со множеством новых противоречивых ситуаций. Происходит перестройка всех структур личности. Возникают новые личностные конструкты. Недостаточно полныесуждения активизируют поисковую деятельностьподростка, расширяя репертуар нахожденияновых решений в ситуациях неопределенности и риска. Все это,в конечном счете,активизирует творческий потенциалподростка. Главныймотивационный вектор данноговозрастного периода –это личностное самосовершенствование. Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и активность. Появляется желание заниматься самостоятельным творческим трудом.Увеличивается количество используемых описательных категорий, развивается гибкость, появляется умение систематизироватьинформацию.С точки зрения когнитивной психологии важной особенностью этого периода является построение когнитивных схем, которые представляют собой концептуальное знание об объектах и ситуациях, событиях, действиях и их последствиях [10].Особое вниманиев этом возрасте концентрируется на самооценке. Как отмечает большинство авторов для того, чтобы подросток мог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка. Высокая самооценкапозволяет подростку чувствовать себя комфортнои свободно. Такая ситуация формирует дополнительные возможности к творческой деятельности. Именно этому вопросу посвящена настоящая работа, в рамках которой ставится цель определить различия в уровне креативности и интенсивностиее динамики в течение учебного года между разными возрастными группами школьников.Анализ результатовэмпирического исследованияВ 2015 –2016г.г. было проведено исследование креативности в подростковом возрасте. Нами быловыдвинуто предположение, что креативность как психическое явление развивается, и ее уровень более развит у детей старшего школьного возраста (H1). Изучение теоретического материала также позволило выдвинуть гипотезу о том, что интенсивность динамики развития креативности неодинакова у разных возрастных групп и имеет тенденцию к снижению (H2).Объектом исследования выступилидва класса: седьмой и десятый. Такой выбор обусловлен отчасти методологическими соображениями: это два разных по своим особенностям возраста, которые изза своей близости могут более точно отразить динамикукреативности. Возраст испытуемых находился в пределах от 13 до 16 лет. Вся выборка состояла из учащихся средней общеобразовательной школы. Испытуемые были разделенына две группы в соответствии с годом обучения: седьмой (N1) или десятый (N2) класс. Исследование проводилось в два этапа: в ноябре 2015 года и в мае 2016 года.В качестве инструмента изучения креативности был выбран тест креативности Э. П. Торренса. В данномисследовании использовалась визуальнаячасть теста. Она включает такие субтесты, как ©Создание рисункаª, ©Незаконченные фигурыª и ©Повторяющиеся линииª. Первый предполагает создание нового изображения на цветном фоне, второй –рисунок на основе имеющихся фигур и третий –рисунок на основе парных линий.Оценка каждого субтеста проводится по следующим показателям:1.Беглость, т.е. способность создавать большое количество осмысленных идей;2.Оригинальность, т.е. способность давать оригинальные ответы;3.Разработанность, т.е. степень детализации идей;4.Абстрактность названий, т.е. способность выделять суть;5.Сопротивление замыканию, т.е. открытость новому. [11]По результатам оценки креативности были получены следующие показатели. Значения при первом замере.7 класс:M=37,93; SD=2,86 при p≤0,05.10 класс: M=42,7; SD=3,59 при p≤0,05.Значения при втором замере.7 класс: M=44,1; SD=6,07 при p≤0,05.10 класс: M=44,75; SD=6,37 при p≤0,05 Данные приведены в таблице 1.Таблица 1 Показатели креативности

7 класс10 классПервый замер37,9342,7Второй замер44,144,75

При помощи критерия UМаннаУитни былиопределеныстатистически значимые отличия между показателями креативности у 7 и 10 классов при первом замере, а также между значениями, полученными в 7 классе в замере 1 и 2. В группе десятиклассников значимой разницы между замерами обнаружено не было.Наглядно это можно увидеть на рис.1

Рис. 1.Сравнение показателей креативности

Полученные результаты позволяют говорить о динамике креативности в подростковом возрасте. Это было выявлено в двух измерениях: оценка различий между двумя когортами и сравнение двух замеров в одной когорте. Прослеживая 343638404244467класс10 классПоказатели креаивностиЗамер 1Замер 2динамику креативности у школьников подросткового возраста, можно с некоторыми оговорками говорить о том, что это качество имеет период естественного развития. Авторы предполагают, что этот процесс происходит в детском и подростковом возрасте, поскольку данные показывают, что интенсивность динамики выше в группе седьмого класса.Статистическая обработка материала в программе SPSS Statistics позволяет выявить сложную систему прямых и обратных корреляционных связей. (Принимались во внимание значимые связи при р≥0,01 и р≥0,05).

Таблица 2Корреляционные связи между креативностью и интеллектом

7 классSpearmanplevelКреативность & пространственный интеллект0,7220,01Креативность & музыкальный интеллект

0,5290,05Креативность & самооценка креативности

0,5250,05

Прежде всего,обращает на себя внимание положительная корреляционная связь между креативностью и пространственным интеллектом.Это позволяет говорить о том, что использование в процессе развития подростка различных увлекательных настольных игрголоволомок, а так же ориентирование на местностивлияют на формирование пространственного интеллекта, который взаимосвязан с креативностью. Развитию пространственного интеллекта способствует и рисование, которое, к сожалению, не так развито в наших школах. Увеличение уроков рисования, несомненно, способствовало бы развитию креативности.Самооценка креативности и музыкальный интеллект имеют отрицательные связи с креативностью. В данном случае можно предположить, что креативность не является большой ценностью для подростков. А знакомство с музыкой в существующем формате, весьма не продуктивно для школьников 7 класса. Несколько иная картина просматривается в 10 классе. Зафиксирована только одна положительная связь между креативностью и самооценкой креативности. Таблица 3Корреляционные связи между креативностью и самооценкой креативности

10 классSpearmanplevelКреативность & самооценка креативности0,5150,05

Эта связь позволяет сделать только один вывод: креативность становиться ценностью для подрастающего поколения. Стремление к индивидуальности и оригинальности естественно активизирует его творческий потенциал. Для достижения высоких результатов креативности целесообразно привлекать подростков к участию в различных практикоориентированных конкурсах, в которых они смогут попробовать свои силы в решенииконкретных значимых социальных, экономических, экологических проблем. Это повысит интерес, ответственность,мотивацию подростков, расширит репертуар нахождения новых решений в ситуациях неопределенности и риска.ВыводыРезультаты настоящего исследования позволяют говорить о динамике креативности в подростковом возрасте. Это было выявлено в двух измерениях: оценка различий между двумя когортами и сравнение двух замеров в одной когорте. Прослеживая динамику креативности у школьников подросткового возраста, можно с некоторыми оговорками говорить о том, что это качество имеет период естественного развития. Авторы предполагают, что этот процесс происходит в детском и подростковом возрасте, поскольку данные показывают, что интенсивность динамики выше в группе седьмого класса.Практической значимостьюданного исследования, является то, что появляется возможность применять полученные результатыпри формированиипрограмм основногоили дополнительного обучения. Учитывая представленные данные, можно более оптимальноорганизовывать развитиебазовой или специфической форм креативности в разных возрастных группах. В первую очередь, нужно говорить о необходимости рассматривать креативность как один из основных феноменовшкольного обучения. Продуктамитворчества могут статьне только привычныеформыхудожественной, музыкальнойили литературнойдеятельности. Это может быть созданиеновых концептов илисовершенствованиепривычныхвидовдеятельности. Учитывая все вышесказанное, мы можем говорить о том, что образовательные программы должны быть направлены на поддержку развития креативности. На взгляд автора, такая поддержка может осуществляться с помощью проектного обучения, которое стимулировало бы самостоятельную интеллектуальную активность учеников. Проектное обучение, или кейсметод, также может быть прекрасныминструментом для диагностики уровня развития креативности.Ссылки на источники1.Guilford Y.P. The nature of humane intelligence. N.Y., 1967.2.Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. 413 с.3.Gardner H. Multipleintelligences: The theory in practice.New York: BasicBooks. 1993. p 304.4.Torrance E.P. Scientific views of creativity factors affecting its growth.// Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P.663679.5.Боно Э. Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач Lateral Thinking An Introduction. —М.: Альпина Паблишер, 2015. —172 с. 6.Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (на прим. развития креативности в подростковом возрасте) [Текст]:. дис. … канд. психол. наук / СанктПетербург, 1996.7.Кулюткин Ю.Н. Сухобская Г.С Личность внутренний мир и самореализация. М.: Тускарора. 1996. 175 с.8.Карпова Е.А., Амалайнен А.В. Продуктивность творческого мышления в условиях конкуренции. // Paradigmatapoznani№ 2, 2016. –84 с. С 6972.9.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер. 2006. 249 с 10.КарповаЕ. А. Возможности использования когнитивных схем в процессе обучения// Концепт. –2016. –Т. 26. –С. 156–160. –ART 46432. –0,2 п. л. –URL: http://ekoncept.ru /2016/46432.htm.Гос. рег. Эл № ФС 7761196. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения 29.09.2016]. 11.Туник Е.Е. Диагностика креативности: тест Торренса Э. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН. 1998. 171 с.