О применении положительного опыта правоохранительных органов иностранных государств в предупреждении преступлений
Выпуск:
ART 970763
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семененко
Г.
М.,
Де Соуза Даш
Н.
Д.,
Фалер
В.
Н.,
Коэлью
А.
О применении положительного опыта правоохранительных органов иностранных государств в предупреждении преступлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2181–2185. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970763.htm.
Аннотация. В статье авторами рассмотрен положительный опыт иностранных государств в предупреждении преступлений. Кроме того, предлагается авторское определение понятия предупреждения преступления и борьбы с преступностью.
Текст статьи
Де Соуза Даш Невеш Доливер,слушатель 4 курса факультета подготовки иностранных специалистов Волгоградской академии МВД России, Республика СанТоме и Принсипиг. СанТоме
doliverneves@hotmail.com
Фалер Эжмаэл Вила Нова, слушатель 4 курса факультета подготовки иностранных специалистов Волгоградской академии МВД России,Республика. СанТоме и Принсипиг. СанТомеmaiel5@hotmail.com
Коэлью Адмаэл,
слушатель 4 курса факультета подготовки иностранных специалистов Волгоградской академии МВД России,РеспубликаСанТоме и Принсипиг. Сантана
admael2012@hotmail.com
Семененко Григорий Михайлович, кандидат юридических наук,доцент кафедры уголовного права учебнонаучного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград grigorii_001@mail.ru
Оприменении положительногоопытаправоохранительных органов иностранных государств в предупреждениипреступлений
Аннотация.В статье авторами рассмотрен положительный опыт иностранных государств в предупреждении преступлений. Кроме того,авторами предлагается авторское определение понятия предупреждения преступления и борьба с преступностью. Ключевые слова:предупреждение, положительный опт, иностранные государства, борьба с преступностью.
В настоящее время предупреждение преступлений является одним из приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с таким злом, какпреступность, на это в своем выступлении на коллегии МВД России неоднократно обращал свое внимание президент Российской Федерации В.В. Путин. .[1], В настоящее время приоритетнымнаправлением борьбы со всеми проявлениямипреступностиявляется ее предупреждение. Как отмечает в своих работах Г. М. Миньковскийв криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных деяний, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность..[2 с. С.185 ], Кроме того в теории криминологии предупреждение преступности традиционно подразделяется на общесоциальное и специальное. При этом, как подчеркивает В.Е. Эминов, эта терминология несколько условна, так как и специальное предупреждение осуществляется в рамках общества, воздействует на жизнедеятельность его членов, т.е. также имеет социальный характер. Но данная терминология позволяет подчеркнуть различие между мерами, непосредственно связанными с глобальными процессами развития общества, и мерами, направленными именно на борьбу с преступностью..[3с. С.285 ]В настоящее время в науке криминология нет общего подхода к толкованию понятий ©предупреждениеª, ©борьба с преступностьюª. Однако, встречающиеся понятия ©предупреждениеª, ©борьба с преступностьюª в нормативноправовых формулировках, позволяет нам вывести обобщающие определения, которыми мы могли бы руководствоваться в дальнейших исследованиях. [4С. 6164.]Так, в действующих нормативноправовых актах, наиболее общим понятием является ©противодействиеª преступности. Его суть раскрывается в пункте 4 статьи 3 Федерального закона ©О противодействии терроризмуª: это деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; по борьбе с терроризмом, в том числе по выявлению, раскрытию и расследованию террористического акта; по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма. [5]Аналогичная позиция наблюдается и в Федеральном законе ©О противодействии коррупции.[6], Федеральном законе ©О противодействии экстремистской деятельностиª в статьях 3 и 5 разъясняет смысл мер по предупреждению экстремистской деятельности: это выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности (профилактика); предотвращение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. При этом профилактика экстремистской деятельности осуществляется посредством реализации воспитательных и пропагандистских мероприятий. [7]Несмотря на многообразие и противоречивость теоретических концепций, изложенная законодателем в перечисленных нормативноправовых актах позиция поддерживается многими учеными занимающихся изучением данной проблематики.Однако наиболее общей представляется нам позиция А.П. Алексеевой, которая пишет: ©В рамках противодействия преступности, борьбой с преступностью занимаются преимущественно правоохранительные органы, на них же возлагается обязанность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений преступности, тогда как предупреждение должны осуществлять все заинтересованные субъекты государства и общества. … Предупреждение не является “способом” или “частью” борьбы с преступностью, так как пересекаются анализируемые понятия только в плоскости “пресечения” преступности (что соответствует началу реализации преступником своего замысла) –специфической обязанности правоохранительных структур. Все остальные виды предупредительной деятельности (профилактика, предотвращение) лежат за рамками борьбы с преступностью (выявления, раскрытия и расследования уже совершенных противоправных деяний)ª. [8с. 159163]Эта концепция представляется нам самой полной, развернутой и доказанной. В связи с чем, мы будем исходить из того, что предупреждение преступности–это деятельность государства и общества, направленная против возможных, но еще не задуманных (профилактика), задуманных, готовящихся, но еще не совершенных (предотвращение), а также происходящих, но еще не оконченных преступлений(пресечение) путем воздействия на их причины и условия, способствующие возникновению умысла совершить преступления, а также их подготовке и совершению. [9. с. 78]Борьба с преступностью–это деятельность специализированных субъектов, направленная на выявление, раскрытие и расследование уже совершенных и оконченных составом преступлений. [9. с. 78]Преступность негативно отражается на развитии государства: снижается качество жизни граждан; как следствие давления на предпринимательские структуры ухудшаются перспективы трудоустройства. В отсутствие атмосферы безопасности высокие расходы на борьбу с преступностью и осуществление уголовного правосудия ведут к сокращению объема средств, предназначенных для социального развития.
Объявленное ООН стратегическоенаправление противодействия преступности получило в последние годы отчетливое правовое и организационное закрепление. Действенной основой в процессе противодействия преступности является использование разнообразных мер по ее предупреждению, которые могут способствовать обеспечению защиты и безопасности граждан и их имущества, а также повышению качества жизни в общинах во всем мире.
Как было отмечено на двенадцатом Конгрессе ООН ©Масштабы, интенсивность и изощренность преступности усиливаются. Она угрожаетбезопасности граждан во всем мире и препятствует социальноэкономическому развитию стран. Глобализация открыла новые формы транснациональной преступности. Многонациональные криминальные синдикаты расширили диапазон своих операций —от контрабанды наркотиков и оружия до отмывания денег. Торговцы ©живым товаромª ежегодно перевозят миллионы нелегальных мигрантов, зарабатывая на этом в среднем до 10 млрд. долл. США. Страны, пораженные коррупцией, привлекают инвестиций меньше, чем относительно менее коррумпированные страны, и в результате теряют темпы экономического ростаª.
Эффективное предупреждение преступности играет центральную роль в деле обеспечения устойчивого развития, поскольку снижение уровня преступности и незащищенности способствует улучшению условий предпринимательской деятельности, перспективы трудоустройства и позволяет перераспределить ресурсы из области борьбы с преступностью в сферу социальноэкономического развития. Все это подтверждается созданием под эгидой ООН Центра по международному предупреждению преступности (ЦМПП), задачами которого являются содействие укреплению международного сотрудничества в деле предупреждения и сдерживания преступности; оказание поддержки в развитии систем уголовного правосудия; помощь государствамчленам в решении задач и преодолении угроз, возникающих в связи с изменением характера транснациональной организованной преступности. Для координации деятельности по предупреждению преступлений во многих странах созданы соответствующие органы (например, Национальные Советы). Основными их функциями являются: сбор информации, планирование, выполнение и оценка программ по предупреждению преступлений, координация деятельности полиции и других органов, работающих в этой сфере, обеспечение участия населения, сотрудничество со средствами массовой информации, научноисследовательская работа, сотрудничество с законодательными органами, определяющими политику в области борьбы с преступностью, учебная подготовка. В США существует три модели превентивной деятельности: модель общественных учреждений, модель безопасности индивидуума и модель воздействия через окружающую среду. На федеральном и местном уровнях реализуются программы предупреждения преступлений. В некоторых штатах участие граждан в укреплении правопорядка позволило снизить количество ограблений на 30%. Здесь используется вознаграждение за информацию, имеющую оперативнопрофилактическое значение.В Канаде широко практикуется участие граждан в патрулировании. Действуя совместно с полицией,гражданские патрули снижают страх перед преступниками и поддерживают ощущение личной безопасности. В ряде случаев создаются так называемые контрольные посты вокруг выявленных зон повышенной преступной активности, особенно в ночное время.В Великобритании разработаны минимальные стандарты криминальной безопасности, широко используется привлечение населения к сотрудничеству с полицией (патрулирование, дежурство в наиболее криминогенных районах). Для представителей общественности практикуется бесплатная выдача "полицейского" обмундирования (без знаков различия и служебной атрибутики), средств радиосвязи, дубинок, наручников и даже оружия для "боевого" патрулирования на полицейских автомашинах. Вся эта деятельность получает моральную и материальную поддержку общества и государства.Достаточно интересным является так называемое архитектурное направление в практике предупреждения преступлений. Было установлено, что в высотных жилых домах регистрируется в семь раз больше преступлений, чем в малоэтажных жилищах. Оказалось, что архитектурный стиль больших городов в целом нередко инициирует преступления и облегчает их совершение. Эти факторы стали учитывать в практике градостроительства при выполнении следующих работ: расширение объема строительства малоэтажных коттеджей; сокращение количества тупиков, проходных дворов, подвалов и подземных проходов; снос домов, определяющих ©криминогенный ландшафтª. В Лондоне жителям криминогенного квартала Стоунбридж Министерство жилищного строительства выделило по 1 тыс. фунтов стерлингов для оборудования каждой квартиры этого квартала системой сигнализации и иными средствами защиты. Значительную роль в повышении эффективности предупреждения преступлений играет использование достижений науки. Особенно перспективными признаются: применение лазерной и другой оптической техники в целях контроля за движением транспорта, наркотиков, оружия и т.д.; усовершенствование методик составления социальнопсихологического портрета преступника по характерным признакам преступления и обстановке на месте его совершения; повышение уровня информационного обеспечения предотвращения и пресечения преступлений. В США созданы Национальный центр информации о преступлениях, Унифицированная система учета и регистрации преступлений и Автоматизированная система идентификации отпечатков пальцев.Достаточно распространенной мерой наказания становится домашний арест с электронным мониторингом, что является эффективным средством предупреждения рецидива преступлений. Из нетрадиционных методов предупреждения преступлений, практикуемых в США, следует отметить попытки применения гипноза и медитаций (групповые сеансы гипноза и антикриминогенной медитации).В целом изучение моделей, форм и методов предупреждения преступлений, используемых в зарубежных странах, позволяет сделатьвывод о постоянном движении к реализации в этой деятельности принципов системности, адекватного обеспечения, гуманизма и участия всех членов общества.
Ссылки на источники1.Выступление Президента России В. В. Путина на коллегии МВД России 2016 г. [дата обращения 20.03.2017 г]2.Миньковский Г.М., Лунев В.В.. Предупреждение преступности // Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунева. М., 2004. С.185.3.В.Е. Эминов Предупреждение преступности. Общие проблемы //Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2002. С.285.4.Семененко Г.М. Проблемы противодействия умышленному уничтожению или повреждению чужогоимущества: региональный аспект // монография под науч. ред. А. Г. Заблоцкой Тамбов., 2014. С. 6164.
5.См.: О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35ФЗ (в ред. от 06.07.2016N 374Ф.) // [Консультант плюс дата обращения 20.03.2017 г.] .6.См.: О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273ФЗ
(в ред. от от 03.07.2016N 236ФЗ.) // [Консультант плюс дата обращения 20.03.2017 г.7.См.: О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002г. № 114ФЗ (в ред. от от 23.11.2015 N 314ФЗ .) // [Консультант плюс дата обращения 20.03.2017 г.].8.Алексеева А.П. Противодействие преступности и его отличие от других смежных понятий. // Российский криминологический взгляд. 2006. №4. С. 159–163.9.Семененко Г.М. Предупреждение преступлений органами внутренних дел Российской Федерации // учебнометодическое пособие Волгоград., Волгоградская академия МВД России 2016 г. С. 78.
doliverneves@hotmail.com
Фалер Эжмаэл Вила Нова, слушатель 4 курса факультета подготовки иностранных специалистов Волгоградской академии МВД России,Республика. СанТоме и Принсипиг. СанТомеmaiel5@hotmail.com
Коэлью Адмаэл,
слушатель 4 курса факультета подготовки иностранных специалистов Волгоградской академии МВД России,РеспубликаСанТоме и Принсипиг. Сантана
admael2012@hotmail.com
Семененко Григорий Михайлович, кандидат юридических наук,доцент кафедры уголовного права учебнонаучного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград grigorii_001@mail.ru
Оприменении положительногоопытаправоохранительных органов иностранных государств в предупреждениипреступлений
Аннотация.В статье авторами рассмотрен положительный опыт иностранных государств в предупреждении преступлений. Кроме того,авторами предлагается авторское определение понятия предупреждения преступления и борьба с преступностью. Ключевые слова:предупреждение, положительный опт, иностранные государства, борьба с преступностью.
В настоящее время предупреждение преступлений является одним из приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с таким злом, какпреступность, на это в своем выступлении на коллегии МВД России неоднократно обращал свое внимание президент Российской Федерации В.В. Путин. .[1], В настоящее время приоритетнымнаправлением борьбы со всеми проявлениямипреступностиявляется ее предупреждение. Как отмечает в своих работах Г. М. Миньковскийв криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных деяний, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность..[2 с. С.185 ], Кроме того в теории криминологии предупреждение преступности традиционно подразделяется на общесоциальное и специальное. При этом, как подчеркивает В.Е. Эминов, эта терминология несколько условна, так как и специальное предупреждение осуществляется в рамках общества, воздействует на жизнедеятельность его членов, т.е. также имеет социальный характер. Но данная терминология позволяет подчеркнуть различие между мерами, непосредственно связанными с глобальными процессами развития общества, и мерами, направленными именно на борьбу с преступностью..[3с. С.285 ]В настоящее время в науке криминология нет общего подхода к толкованию понятий ©предупреждениеª, ©борьба с преступностьюª. Однако, встречающиеся понятия ©предупреждениеª, ©борьба с преступностьюª в нормативноправовых формулировках, позволяет нам вывести обобщающие определения, которыми мы могли бы руководствоваться в дальнейших исследованиях. [4С. 6164.]Так, в действующих нормативноправовых актах, наиболее общим понятием является ©противодействиеª преступности. Его суть раскрывается в пункте 4 статьи 3 Федерального закона ©О противодействии терроризмуª: это деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; по борьбе с терроризмом, в том числе по выявлению, раскрытию и расследованию террористического акта; по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма. [5]Аналогичная позиция наблюдается и в Федеральном законе ©О противодействии коррупции.[6], Федеральном законе ©О противодействии экстремистской деятельностиª в статьях 3 и 5 разъясняет смысл мер по предупреждению экстремистской деятельности: это выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности (профилактика); предотвращение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. При этом профилактика экстремистской деятельности осуществляется посредством реализации воспитательных и пропагандистских мероприятий. [7]Несмотря на многообразие и противоречивость теоретических концепций, изложенная законодателем в перечисленных нормативноправовых актах позиция поддерживается многими учеными занимающихся изучением данной проблематики.Однако наиболее общей представляется нам позиция А.П. Алексеевой, которая пишет: ©В рамках противодействия преступности, борьбой с преступностью занимаются преимущественно правоохранительные органы, на них же возлагается обязанность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений преступности, тогда как предупреждение должны осуществлять все заинтересованные субъекты государства и общества. … Предупреждение не является “способом” или “частью” борьбы с преступностью, так как пересекаются анализируемые понятия только в плоскости “пресечения” преступности (что соответствует началу реализации преступником своего замысла) –специфической обязанности правоохранительных структур. Все остальные виды предупредительной деятельности (профилактика, предотвращение) лежат за рамками борьбы с преступностью (выявления, раскрытия и расследования уже совершенных противоправных деяний)ª. [8с. 159163]Эта концепция представляется нам самой полной, развернутой и доказанной. В связи с чем, мы будем исходить из того, что предупреждение преступности–это деятельность государства и общества, направленная против возможных, но еще не задуманных (профилактика), задуманных, готовящихся, но еще не совершенных (предотвращение), а также происходящих, но еще не оконченных преступлений(пресечение) путем воздействия на их причины и условия, способствующие возникновению умысла совершить преступления, а также их подготовке и совершению. [9. с. 78]Борьба с преступностью–это деятельность специализированных субъектов, направленная на выявление, раскрытие и расследование уже совершенных и оконченных составом преступлений. [9. с. 78]Преступность негативно отражается на развитии государства: снижается качество жизни граждан; как следствие давления на предпринимательские структуры ухудшаются перспективы трудоустройства. В отсутствие атмосферы безопасности высокие расходы на борьбу с преступностью и осуществление уголовного правосудия ведут к сокращению объема средств, предназначенных для социального развития.
Объявленное ООН стратегическоенаправление противодействия преступности получило в последние годы отчетливое правовое и организационное закрепление. Действенной основой в процессе противодействия преступности является использование разнообразных мер по ее предупреждению, которые могут способствовать обеспечению защиты и безопасности граждан и их имущества, а также повышению качества жизни в общинах во всем мире.
Как было отмечено на двенадцатом Конгрессе ООН ©Масштабы, интенсивность и изощренность преступности усиливаются. Она угрожаетбезопасности граждан во всем мире и препятствует социальноэкономическому развитию стран. Глобализация открыла новые формы транснациональной преступности. Многонациональные криминальные синдикаты расширили диапазон своих операций —от контрабанды наркотиков и оружия до отмывания денег. Торговцы ©живым товаромª ежегодно перевозят миллионы нелегальных мигрантов, зарабатывая на этом в среднем до 10 млрд. долл. США. Страны, пораженные коррупцией, привлекают инвестиций меньше, чем относительно менее коррумпированные страны, и в результате теряют темпы экономического ростаª.
Эффективное предупреждение преступности играет центральную роль в деле обеспечения устойчивого развития, поскольку снижение уровня преступности и незащищенности способствует улучшению условий предпринимательской деятельности, перспективы трудоустройства и позволяет перераспределить ресурсы из области борьбы с преступностью в сферу социальноэкономического развития. Все это подтверждается созданием под эгидой ООН Центра по международному предупреждению преступности (ЦМПП), задачами которого являются содействие укреплению международного сотрудничества в деле предупреждения и сдерживания преступности; оказание поддержки в развитии систем уголовного правосудия; помощь государствамчленам в решении задач и преодолении угроз, возникающих в связи с изменением характера транснациональной организованной преступности. Для координации деятельности по предупреждению преступлений во многих странах созданы соответствующие органы (например, Национальные Советы). Основными их функциями являются: сбор информации, планирование, выполнение и оценка программ по предупреждению преступлений, координация деятельности полиции и других органов, работающих в этой сфере, обеспечение участия населения, сотрудничество со средствами массовой информации, научноисследовательская работа, сотрудничество с законодательными органами, определяющими политику в области борьбы с преступностью, учебная подготовка. В США существует три модели превентивной деятельности: модель общественных учреждений, модель безопасности индивидуума и модель воздействия через окружающую среду. На федеральном и местном уровнях реализуются программы предупреждения преступлений. В некоторых штатах участие граждан в укреплении правопорядка позволило снизить количество ограблений на 30%. Здесь используется вознаграждение за информацию, имеющую оперативнопрофилактическое значение.В Канаде широко практикуется участие граждан в патрулировании. Действуя совместно с полицией,гражданские патрули снижают страх перед преступниками и поддерживают ощущение личной безопасности. В ряде случаев создаются так называемые контрольные посты вокруг выявленных зон повышенной преступной активности, особенно в ночное время.В Великобритании разработаны минимальные стандарты криминальной безопасности, широко используется привлечение населения к сотрудничеству с полицией (патрулирование, дежурство в наиболее криминогенных районах). Для представителей общественности практикуется бесплатная выдача "полицейского" обмундирования (без знаков различия и служебной атрибутики), средств радиосвязи, дубинок, наручников и даже оружия для "боевого" патрулирования на полицейских автомашинах. Вся эта деятельность получает моральную и материальную поддержку общества и государства.Достаточно интересным является так называемое архитектурное направление в практике предупреждения преступлений. Было установлено, что в высотных жилых домах регистрируется в семь раз больше преступлений, чем в малоэтажных жилищах. Оказалось, что архитектурный стиль больших городов в целом нередко инициирует преступления и облегчает их совершение. Эти факторы стали учитывать в практике градостроительства при выполнении следующих работ: расширение объема строительства малоэтажных коттеджей; сокращение количества тупиков, проходных дворов, подвалов и подземных проходов; снос домов, определяющих ©криминогенный ландшафтª. В Лондоне жителям криминогенного квартала Стоунбридж Министерство жилищного строительства выделило по 1 тыс. фунтов стерлингов для оборудования каждой квартиры этого квартала системой сигнализации и иными средствами защиты. Значительную роль в повышении эффективности предупреждения преступлений играет использование достижений науки. Особенно перспективными признаются: применение лазерной и другой оптической техники в целях контроля за движением транспорта, наркотиков, оружия и т.д.; усовершенствование методик составления социальнопсихологического портрета преступника по характерным признакам преступления и обстановке на месте его совершения; повышение уровня информационного обеспечения предотвращения и пресечения преступлений. В США созданы Национальный центр информации о преступлениях, Унифицированная система учета и регистрации преступлений и Автоматизированная система идентификации отпечатков пальцев.Достаточно распространенной мерой наказания становится домашний арест с электронным мониторингом, что является эффективным средством предупреждения рецидива преступлений. Из нетрадиционных методов предупреждения преступлений, практикуемых в США, следует отметить попытки применения гипноза и медитаций (групповые сеансы гипноза и антикриминогенной медитации).В целом изучение моделей, форм и методов предупреждения преступлений, используемых в зарубежных странах, позволяет сделатьвывод о постоянном движении к реализации в этой деятельности принципов системности, адекватного обеспечения, гуманизма и участия всех членов общества.
Ссылки на источники1.Выступление Президента России В. В. Путина на коллегии МВД России 2016 г. [дата обращения 20.03.2017 г]2.Миньковский Г.М., Лунев В.В.. Предупреждение преступности // Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунева. М., 2004. С.185.3.В.Е. Эминов Предупреждение преступности. Общие проблемы //Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2002. С.285.4.Семененко Г.М. Проблемы противодействия умышленному уничтожению или повреждению чужогоимущества: региональный аспект // монография под науч. ред. А. Г. Заблоцкой Тамбов., 2014. С. 6164.
5.См.: О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35ФЗ (в ред. от 06.07.2016N 374Ф.) // [Консультант плюс дата обращения 20.03.2017 г.] .6.См.: О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273ФЗ
(в ред. от от 03.07.2016N 236ФЗ.) // [Консультант плюс дата обращения 20.03.2017 г.7.См.: О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002г. № 114ФЗ (в ред. от от 23.11.2015 N 314ФЗ .) // [Консультант плюс дата обращения 20.03.2017 г.].8.Алексеева А.П. Противодействие преступности и его отличие от других смежных понятий. // Российский криминологический взгляд. 2006. №4. С. 159–163.9.Семененко Г.М. Предупреждение преступлений органами внутренних дел Российской Федерации // учебнометодическое пособие Волгоград., Волгоградская академия МВД России 2016 г. С. 78.