Оптимизация структуры взаимодействия рабочих групп

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Варварина А. Э. Оптимизация структуры взаимодействия рабочих групп // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2771–2775. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970881.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам роли рабочих групп в современном менеджменте организаций, а также изучению основных способов взаимодействия рабочих групп с целью повышения эффективности и оптимизации их деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Варварина Анастасия Эдуардовна,

студент Липецкого филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г.Липецкnastyavarvarina@yandex.ru

Оптимизация структуры взаимодействия рабочих групп

Аннотация. Статья посвящена вопросам роли рабочих групп в современном менеджменте организаций, а также изучению основных способов взаимодействия рабочих групп с целью повышения эффективности и оптимизации их деятельности.Ключевые слова:рабочие группы, оптимизация, временная рабочая группа, коммуникационная сеть.

В настоящее время менеджмент современных организаций невозможно представить как систему, в которой каждый из ее членов функционирует по отдельности. Всё чаще используются методы организации деятельности компаний, основанные, в первую очередь, на слаженной и эффективной групповой работе. Так почему же организации стремятся объединить усилия людей на пути к достижению корпоративной цели? Ответом наэтот вопросявляется главный закон организации –закон синергии, который гласит о том, что потенциал организацииили группыкак единого целого значительно превышает сумму потенциалов отдельных элементов изза их взаимной поддержки и дополнения [1].Исходя из этого, от объединения в рабочие группы субъекты существенно выигрывают в производительности труда, чтов результатеприводит к росту доходоворганизациив целом. Возможности группы оказываются больше, чем сумма возможностей ее участников по следующим причинам:1.взаимодействие членов группы позволяет преодолеть некую граньфизических и интеллектуальных способностей отдельного человека;2.благодаря возникающей специализации труда,удается существенно повысить его производительность;3.в процессе совместной деятельности у участников, помимо их воли, возникает дух соревнования, мобилизующий скрытые резервы и существенно повышающий интенсивность труда;4.создаются условия успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными участниками;5.в процессе совместного труда передаются знания, навыки, передовые методы работы, т.е. происходит профессиональный рост членов группы.Рабочая группапредставляет собойсовокупность работников, объединенных пространством, профессиональной деятельностью, определенным образом взаимодействующих между собой и выступающих по отношению к окружающим как единое целое[2]. Поскольку длядостижения оптимальной эффективности взаимодействиялюдей в производственном процессе необходимо координировать их деятельностьи направить усилия всех членов группы в нужное русло, рабочиегруппы и структуры их взаимодействияпредставляют собойглавный объектуправленческой деятельности.

Именно поэтому необходимым действием руководителя в комплексе с изучением и коррекцией социальнопсихологических основ управления персоналом является создание оптимальной структуры организации на основе эффективного взаимодействия рабочих групп.

Традиционная и самая распространенная организационная структура представляет собой совокупностьпостоянных рабочих групп, связанных формальными коммуникациями. Необходимость создания формальной коммуникации в процессе взаимодействия групп обусловлена потребностью эффективнойструктурыиз рабочих групп к воздействию управленческих структур организации с целью осуществленияотлаженной сети формальных коммуникаций.Характер деятельности рабочих групп внутри организаций определяетнекоторые специфические черты, присущие имкак организационным единицам: 1.специальное назначение деятельности, поскольку они не занимаются выполнением общих функций в организации;2.делегирование ими определенных полномочий и ответственности; 3.наличие собственных ресурсов и относительной самостоятельности в решениях;4.продуктом деятельности групп, как правило, является информация. Следует обратить особое внимание на процесссоздания взаимодействующих рабочих групп, состоящий из следующих элементов [3]: 1.временные организационные группы; 2.коммуникационные каналы между группами и организационными единицами; 3.коммуникационные сети.Важным аспектом в оптимизации деятельности организации в целом и действующих в её рамках рабочих групп является создание адаптивных или органических структур –временных рабочих групп –представляющих собой целевые группы или группы руководителя, обладающие особой мобильностью, гибкостью и самостоятельностью. В данном коллективе в отношении решения каждого из конкретных вопросов существует наиболее компетентный специалист, который лучше других справляется с поставленными задачами в рамках своих полномочий.В определенной ситуации именно этот специалист управляет процессами выработки, реализации и принятия решений, а также решает, каким образом следует распределить ресурсы организации. Остальные специалисты и работники оказываются в его временном подчинении.Таким образом, каждый раз, в зависимости от поставленной цели, в группе происходит смена лидера. Подобные перестановки и изменения в иерархии структуры рабочей группы положительно влияют на производительность ее работы, поскольку позволяют наиболее экономично расходовать ресурсы и выбирать максимально эффективные решения возникающих проблем, в реализации которых принимает участие каждый член группы. Также большую роль в оптимизации структуры взаимодействия рабочих групп внутри организации имеет включениекоммуникаций, коммуникационных каналов для осуществления передачи информациии информационных потоковв управленческом процессе. Информация, которую получают, обрабатывают и создают рабочие группы, должна быть достоверной и правильно понятой, поэтому организационная структура управления должна соответствовать основным закономерностям коммуникационных процессов[4].Коммуникации, которые связываютнесколько групп или работников и, в зависимости от функционального назначения составляют коммуникационную сеть,представляют собой один из важных элементов оптимизации структуры взаимодействия групп. Данная сетьсостоит из разнообразных каналов, а также,в зависимости от функционального назначения групп, может быть первичнойилиглавнойи вторичной или вспомогательной. Каждый тип коммуникационной сети порождает определенную организационную структуру. Коммуникационные сети в организационных структурах взаимодействия рабочих групп, согласно мнению Д. Фуллера, представляют собой модели организационных структур, наглядно изображенные на рисунке1[5].

Рис. 1.Основные модели организационных структур

Рассмотрим представленные модели организационных структур взаимодействия рабочих групп на примере моделей под названием «Звезда» и «Палатка». Среди характеристик, присущих модели «Звезда», можно выделить следующие: 1.один руководитель контролирует деятельность нескольких работников, а силовые линии исходят из центра;2.качество работы модели определяется в центре и в основном зависит от его способностей самостоятельно или коллегиально принимать и обнародовать информацию;3.главную роль играет выбор лидера рабочей группы. Модель «Палатка», в свою очередь, имеет следующие характерные особенности: 1.возможность неформального существования структуры;2.достигает максимальной эффективности, если точно определены права и обязанности работников каждого уровня;3.непроизводительна в рамках широкой области неопределенности.Исходя из примеров, каждая модельобладаетсвоимипреимуществамии недостатками. Выбор определенноймодели зависит от конкретной ситуации, желаемых результатовдеятельности организациии субъектов, которые составляютрабочие группы, модели их взаимодействия и от других характерных для определеннойорганизации факторов[6].Согласно Д. Фуллеруможно выделить основные свойства, которые характерныдля каждой из моделей: 1.руководитель в моделях представляет собойодно лицо, не имеющее постоянных заместителей, посредников между ним и подчиненными;2.коммуникационные каналы во всех случаях являются двусторонними;

3.линиипоказывают направление формального, то есть силового,воздействия со стороны руководителя;4.каждый пользователь информации является контрольной точкой, в которой эта информацияпроверяется, фильтруется и обрабатывается.Все модели организационных структур взаимодействия рабочих групп имеют возможность трансформации и дополнения друг друга для достижения оптимальности в деятельности организации. Исходя из этого, основной задачей руководителя при формировании гибкой структуры организации является своевременная оценка необходимости перехода от одной модели к другой и сочетании моделей в конкретной ситуации.Таким образом, оптимизация структуры взаимодействия рабочих групп это приведение структуры предприятия, его взаимодействий с рынком и внутренних взаимодействий рабочих групп в состояние, способствующее максимально эффективному достижению целей предприятия в рамках принятых стратегий.Для того чтобы оптимизировать и повысить эффективность структуры взаимодействия рабочих групп в рамках современного менеджмента, необходимо соразмерное применение и реализация моделей организационных структур в деятельности организации, поскольку в результате проведенного анализа, был выявлен ряд преимуществ применения моделей, благоприятно влияющих на достижение корпоративных целей:1.сильная связь между работниками группы;2.благодаря гибкой структуре модели, появляется возможность быстрее достичь поставленной цели;3.отсутствуют искажение информации и конфликты, благодаря совмещению формальных и неформальныхканалов передачи информационных потоков;4.численная эффективность групп составляет 58 человек на одну рабочую группу;5.наличие благоприятного климата для работы коллектива, что обеспечивается равенством профессионализма и уровней темперамента работников.При правильной организации деятельности компании, рабочие группы представляют собой мощный инструмент совершенствования производственных отношений. Особое значение рабочие группы имеют при внедрении инструментов производствас наименьшим уровнем издержек. Вэтом случае созданиерабочих групп становитсяпервымшагомна пути всеобщего вовлечения персоналав основную миссию организации[7].Организация рабочих групп является одним из самых эффективных инструментов современного организационного развития. Недостатками такой деятельности являются длительность изменений, делегирование полномочий и информирование персонала, невозможность выработки и принятия социально неприемлемых решений, однаковсе оникомпенсируются спокойной и уверенной реализацией стратегическихзамыслов.Взвешенный подход к процессу создания и координации деятельности групп является гарантом полноценного внедрения любых новшеств внутри организации и, несомненно, приведет к оптимизации структуры взаимодействия рабочих групп.

Ссылки на источники1.Михайлина Г.И. Управление персоналом: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2014. 280 c.2.Там же.3.Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: учеб. пособие. М.: Дело, 2013. 943 c.4.ФуллерД. Управляй или подчиняйся. М.: Фонд "За экономическую грамотность", 2013. 74 с.5.Шурупова А.С. Роль вузов в процессе формирования экономики, основанной на знаниях, в регионе // Регион: системы, экономика, управление. 2011. №2. С. 189.6.Шурупова А.С. Возрастание роли знаний в экономической деятельности субъектов // Проблемы экономики и юридической практики. 2011. №2. С. 218.7.Шурупова А.С. Эволюция экономики, основанной на знаниях // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2010. №4. С. 157.