Церковный развод в Омской епархии за 2011–2016 гг.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ремнев А. А. Церковный развод в Омской епархии за 2011–2016 гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2866–2870. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970900.htm.
Аннотация. Кратко рассматриваются результаты исследования проблемы церковного развода с точки зрения как канонических оснований, так и современной бракоразводной практики. В работе были использованы данные бракоразводных дел из архива Омской епархии за 2010–2016 гг.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ремнев Алексей Андреевич, иерей,Русская Православная Церковь, Московский Патриархат, Омская духовная семинария, г. Омскomskseminaria@yandex.ru

Церковный разводв Омской епархии за 20112016 гг.

Аннотация.Кратко рассматриваются результаты исследования проблемы церковного развода, с точки зрения как канонических оснований, так и современной бракоразводной практики. В работе были использованы данные бракоразводных дел из архива Омской епархии за 20102016 гг.Ключевые слова:каноническоое право, расторжение брака, церковный развод, Омская митрополия

Говоря о социальных проблемах современного общества, обычно вспоминают о таких явлениях как самоубийства, аборты, беспризорность, бедность, насилие, но довольно редко упоминают развод, тогда как последний часто сопутствует перечисленным проблемам, или дажеслужит их причиной. Каждый развод является семейной трагедией, сопровождаясь конфликтами и эмоциональным напряжением, которые неизбежно оставляют негативный отпечаток на участниках этого конфликта. Если учесть, что ежегодно ЗАГСы регистрируют более 600,000 разводов, важность этой проблемы становится очевидна.К сожалению, не обходит стороной эта болезнь и церковное общество: некоторые из зарегистрированных браков, являясь венчаными, также распадаются. Желание верующих получить церковное благословение повторно заключенных браков приводит к тому, что ежегодно канцелярией Омской епархии регистрируется десятки прошений о расторжении церковного брака.На основе этих прошений нами было проведено исследование такого явления как церковный развод. Целью нашей работыбыло представление убедительной канонической основы, достаточной для практического рассмотрения вопросов о возможном расторжении церковных браков в Русской православной Церкви на сегодняшний момент.Соотношение государственного и церковного бракаГоворя осоотношении этих форм брака, необходимо отметить следующее. Различия, вытекающие из соотношения церковного права и юриспруденции, в полноте можно отнести и к вопросу о разводе. Каноническое право является практическим выражением христианской морали, а не равнообязательным правилом, и поэтому требует индивидуального подхода. Реализация канонических норм должна рассматриваться не как формальность, констатирующая распад безуспешного брака, но служить духовной и нравственной пользе супругов, используя при этомвсе возможности для сохранения семьи. Существенно иной смысл разводу придает христианское осмысление брака как опыта (школы) сверхличностного бытия человека, по образу отношений Лиц Святой Троицы, видя в супружеском союзе путь к обожению, а в отказе от него отказ от удобного пути спасения и препятствие к богопознанию.Сам факт параллельного сосуществования гражданской и церковной форм брака на наш взгляд имеет плюсы и минусы. К преимуществам можно отнести следующее:нравственное содержание христианского союза не ограничивается нормами государственного права, позволяя видеть в церковном браке более высокий уровень супружеских отношений;Церковь ограничивает допустимые причины развода, сокращая число разводов и повторных браков;в случае развода Церковь освобождена от разрешения имущественных и правовых тяжб, регулируемых гражданским законодательством.В числе недостатков такого положения нам видится ограничение возможностей Церкви влиять на нравственность общества и чистоту семейных отношений, т.к. под ее влиянием оказывается лишь часть сознательно верующих воцерковленных христиан из числа всех соотносящих себя с Русской Православной Церковью.Обзор канонических оснований для разводаОфициальным регулирующим документом сегодня являются “Основы Социальной Концепции РПЦ”, опирающиеся в вопросе развода на постановления Поместного Собора 19171918 гг., которые в свою очередь опираются на дореволюционную практику и, опосредованно, на весь корпус византийского и церковного семейного права, в том числе: Кормчую Книгу, Апостольские правила и Деяния Вселенских и Поместных соборов и Канонические послания свв. Отцов1; 2; 3; 4; 5]. Общий список допустимых причин для расторжения церковного брака получился следующий:неканоничный брак;смерть, безвестное отсутствие одного из супругов, (пожизненное или долговременное заключение);прелюбодеяние, снохачество, сводничество, извлечение выгоды из непотребств супруга, противоестественные пороки;злонамеренное оставление семьи одним из супругов, посягательство на жизнь и здоровье супруги(а) или детей;неизлечимая болезнь одного из супругов: психические заболевания, проказа, сифилис, СПИД, неспособность к брачному сожительству;отпадение одного из супругов от православной веры.Однако, даже современными канонистами не все эти причиныразбираются одинаково подробно, в особенности те из них, которые впервые были рассмотрены на Поместном Соборе 19171918 гг. (в т.ч. вопрос о неизлечимом заболевании одного из супругов).Кроме того, со времен Собора существенно изменилось положение Церкви в государстве: после декрета об отделении Церкви от государства потеряли силу и некоторые нормы государственные семейного права, признававшиеся Русской Церковью до революции 1917 г. В их число входит разрешение развода в случае государственного наказания, связанного с лишением личных прав. В современной России подобные нормы не действуют, и потому официально никакие уголовные наказания, включая пожизненное заключение, не являются достаточным поводом для расторжения брака. Но на практике встречаются ситуации, когда длительное заключение одного из супругов делает фактически невозможным продолжение совместной жизни семьи, и возникает вопрос о возможном разводе.Современная бракоразводная практика Омской епархии

Нами было рассмотрено и систематизировано 145 бракоразводных дел из архива Омской епархии за период 20102016 гг., что составляет около 30% от всех имеющихся в архиве дел. При первом взгляде на собранные данные выявлены следующие факты:за 20152016 года наблюдается рост прошений по сравнению с 2014 годом;пик прошений на развод приходится на зимние месяцы, в особенности на декабрь и февраль, минимальное на июнь и июль;⅔ прошений поданы женами, 3% заявлений поданы совместно, остальные мужьями;в большинстве случаев виновной стороной по имеющимся сведениям определяется второй супруг, редко податель прошения сам признает свою вину в разрушении брака;браки, продлившиеся от 2 до 8 лет распадаются сравнимо часто, далее частотность падает, вероятно, просто изза меньшего количества длительных браков в целом;яркой зависимости от возраста жены или мужа не выявлено, хотя есть заметные пики в возрасте 3236 и 4244 лет, причем как для мужчин так и для женщин.Также, мы проанализировали список причин, указанных в прошениях и дополненные отзывами священнослужителей. Обращает на себя внимание, что очень часто просителем упоминается больше одной (до 45) причин одновременно, и выделить из них главную не представляется возможным. Если же рассматривать частоту упоминания причин в целом, то получаются следующие результаты:1.наиболее часто, почти в ⅔ случаев в качестве причины упоминается прелюбодеяние, при этом:в случае вины жены прелюбодеяние упоминается в 91% случаев и является для мужчин наиболее значимой причиной;в случае вины мужа прелюбодеяние встречается в 67% случаев;2.в целом наблюдается значительное расхождение причин в зависимости от того, кто из супругов виновен в распадении брака:насилию в семье подвергаются в первую очередь женщины, причем достаточно часто в 24% случаев;3.алкоголизму и наркомании в венчанных семьях подвержены лишь мужчины;встречаются смежные (комплексные) причины, которые довольно часто упоминаются вместе:4.прелюбодеяние примерно в половине всех случаев сопряжено с оставлением семьи одним из супругов;5.в ⅓ случаев прелюбодеяние сопровождается последующим повторным браком виновной стороны;6.заметна некоторая корреляция между алкоголизмом (16%) и насилием (10%), которые сопутствуют в ¼ случаев.

Если сравнить полученные данные с исследованиями социологов,занимающихся проблемой разводов, то можно сделать следующие наблюдения:в последние годы количество церковных разводов растет вместе с числом государственных, что вызвано ростом числа бракосочетаний и венчаний;если рассматриватьгражданские браки и разводы, то по данным Госкомстата РФ в последнюю декаду их число стабилизировалось примерно с 2008 г.;главным основанием для расторжения и государственных и церковных браков является прелюбодеяние, причем в последнем случае это выражено значительно более ярко;с другой стороны, пьянство, материальные сложности и несовместимость характеров для церковных браков являются менее заметными проблемами, что косвенно свидетельствует о большем социальном благополучии и ответственности верующих супругов.Рост количества разводов гражданских браков неизбежно приводит и к росту церковных разводов, что приводит к эрозии восприятия брака как ответственного семейного союза, нацеленного на достижение общих целей, в первую очередь спасения обоих супругов, а не как способа удовлетворения эгоистических запросов и повышения степени личного комфорта. Подобное понимание не может не сказываться негативно и на других областях нравственной жизни верующих и общества в целом, поэтому вопрос изучения проблемы развода на сегодня крайне актуален, тем более, что по сравнению с другими социальными проблемами эта тема упоминается сравнительно редко и в целом в обществе не осознается именно как проблема.Что же касается собственно церковных разводов, то здесь можно отметить несколько следующих моментов:обзор канонических документов показал достаточность правовой базы и отсутствие существенных препятствий для ее применения Церковью в условиях современного общества;выявленные проблемы в семейной жизни верующих супругов оказались в основном такими же, как и в обществе в целом, в т.ч. в это касается и наиболее частых причин церковных разводов;на примере рассмотренных нами дел было выявлено, что бракоразводная практика Омской епархии канонически корректна в подавляющем большинстве случаев;современный взгляд Церкви на вопрос о церковном разводе официально отражен в Социальной Концепции РПЦ, однако вопрос там рассмотрен лишь тезисно, поэтому было бы полезно детально изложить понимание этого вопроса Церковью, попытки чего делаются, но до завершения пока далеко.

Ссылки наисточники1.Григоровский С. О разводе. Причины и последствия разводов и бракоразводное судопроизводство. Историкоюридические очерки. СПб.: Синодальная типография, 1911.2.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.3.Павлов А.С. 50я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права. М.,1887.4.Троицкий С. В. Христианская философия брака. М.: ФИВ, 2015.5.Цыпин В. А., прот. Каноническое право. М.: Сретенский монастырь, 2012.