Образ учителя в современном обществе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Максименко Ю. С. Образ учителя в современном обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3351–3355. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970997.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам образа учителя в современном обществе. Авторы рассматривают идеальный образ педагога, а также возникающие проблемы, связанные с данной темой.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Максименко Юлия Сергеевна,студентка 2 курсанаправления «Психологопедагогическое образование» ФГАУ ВО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольyuliya.maksimenko.2014@mail.ru

Научный руководитель: Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна,старший преподаватель кафедры педагогики и образовательных технологий, ФГАУ ВО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольarimle.ru@mail.ru

Образ учителяв современном обществе

Аннотация. Статья посвящена проблемам образа учителя в современном обществе. Авторы рассматривают идеальный образ педагога, а также возникающие проблемы, связанные с данной темой.Ключевые слова: учитель, ученик, педагог, образ.

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» [3].(Ш. Амонашвили)

Профессия учитель была, есть и будет самой почетной, востребованной, но очень тяжелой. Педагогом быть нелегко. К данной профессии у человека должно быть призвание и талант, потому что передавать молодому поколению опыт–это одна из непростых задач.После семьи, близкими ребенку людьми являются педагоги. Именно они первый раз встречают ребенка на пороге школыи ведут его по дорожке знаний, именно они, словно скульпторы, лепят из детей будущую личность, прививая им общественные нормы, ценности, образцы поведения.Поэтому профессия педагога так важна, потому что она воспитывает новое поколение, создает новые пазлы мозаики под названием «общество». Педагогу всегда выдвигалось большое количество требований, которые в свою очередь постоянно меняются, в зависимости от развития самого социума. Учитель должен не только в совершенстве владеть профессиональнымикомпетенциями, а так же в личности педагога должны сочетаться такие человеческие качества, как любовь к детям, к своей профессии, доброта, честность, открытость, справедливость, отзывчивость, гуманность, уважение, ответственность и т.д.Именно эти качества у большинства людей ассоциируются с образом педагога.В учителе ребенок должен видеть пример, образец для подражания от которого он может вобрать только лучшие качества. Но деятельность педагога не заканчивается только работой с детьми, бесспорно, дети –основа труда, но также взаимная деятельность осуществляетсянепосредственнос родителями, педагогическим коллективом.Раньше педагог был основным источником знаний. Учитель и ученик, авторитарные отношения между ними были основными звеньями педагогического процесса. Образовательный процесс осуществлялся по строго заданному плану. Педагог должен был предоставить материал, подробно объяснить и помочь ребенку его выучить. Но так было раньше, когда в образовании господствовала традиционная модель обучения. Сейчас же в современном мире образовательный процесс базируется на современной концепции образования. Следовательно, отношения между учителем и учеником видоизменились, а также сам образ педагога претерпел некоторые изменения.Как сейчас должен выглядеть педагог в глазах детей и их родителей? Какими качествами и компетенциями должен обладать учитель в современной системе образования? Какие качества должны меняться в зависимости от требований современного мира, а какие должны быть сохранны? Эти вопросы мы рассмотрим далее.Теперь между учителем и учеником не авторитарные отношения, а отношения, которые должны строиться на доверии и дружбе. Педагог в первую очередь должен стать для ребенка таким человеком, которому можно доверять и не боятся сказать о своих проблемах. Учитель совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися [2].Его деятельность должна быть пропитана творчеством. Творческая работа учителя будет способствовать активномуразвитию детей, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися[1].

Система образования постоянно претерпевает изменения в своей структуре, это относится и к проблеме модернизации. Мир не стоит на месте,новые технологии, инновации внедряются в жизнь каждого человека. Поэтому соответствуя требованиям современного общества и его достижениям, в своей работе педагог должен совершенствоваться, это касается присутствия инноваций, новых методики т.п.Неизменным остается авторитет учителя, который суммируется из таких качеств как скромность, простота, естественность во внешности и поведении, умение держать себя в классе, спокойствие, выдержка, тактичность, а также известная дисциплинированность педагога [1].«Ученье –свет, а не ученье –тьма» гласит народная мудрость. Свет –это работа педагога. Чтобы воспитывать человека, учитель должен быть сам «Человеком с большой буквы», т.е. самое главное в своей профессии это то, что педагог должен нести добро.Но чтоесли ребенок, родитель усомнится в образе педагога? В знаменитом советском фильме «Доживем до понедельника», учитель истории Илья Васильевич Мельников отвечает на этот вопрос так: «Если ребёнок не прав, то у нас еще есть время доказать, что мы лучше, чем о нас думают…каждый день, каждый урок, а если не можем, то давайте заниматься другим ремеслом, где брак дешевле обходится».В современном мире, мире инновационных технологий, человек основную информацию получает благодаря средствам массовой информации.Мы часто можем наблюдать,как СМИ освещают проблемы образования, в том числе и проблему образа педагога. К примеру, включая телевизор, можно увидеть новости о том, как педагог кричит на детей, может также применить насильственные действия. Известно, что человек лучше запоминает плохое. Такая негативная информация, естественно оттеняет всю положительную, о достижениях, о победах и прочее. Это является серьезной проблемой. Когда из СМИ люди узнают о том, как один учитель поступил с ребенком вне всяких рамок своих компетенций, в сознании человека идеальный образ педагога колеблется, потому что,принимая такую информацию, общество думает не об одном «провинившемся» педагоге, а обовсех в целом.Данной проблеме в 2016 году в Пятигорске был посвящен форум под названием МойУчитель.РФ. Форум продлился всего три дня, но работа, которая там проводилась, являетсядовольно плодотворной. На него съехалось достаточно большое количество участников. В состав участников входили не только люди связанные с образовательной сферой, но также студенты разных направлений. На данном съезде выдвигались актуальные проблемы непосредственно связанные с образом педагога, проводились различные тренинги, которые в дальнейшем можно будет применить на практике. Воспитатели, педагоги и другие делились своим опытом работы. За долгое время, это был первый форум посвященный проблеме образа педагога. Чтобы образ учителя оставался в обществе прежним –идеальным, следует чаще проводить подобные съезды, форумы, конференции и т.п.Следует как можно чаще освещать деятельность работников образовательной сферы с положительной стороны.Как писал известный писатель и литературный критик В. Г. Белинский: «Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека. Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника», и это, несомненно, так. Педагогу доверяют жизнь ребенка, человека. В руках учителя жизнь будущего общества, именно поэтому к образу педагога предъявляется столь большое количество требований. Именно поэтому учитель должен бытьнепоколебмымидеалом.

Ссылки на источники1.Портрет современного учителя. 2012–2017 / [Электронный ресурс] —Режим доступа. —Url: https://infourok.ru/essenatemuportretsovremennogouchitelya1362510.html2.Профессия «Учитель». Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя. 2017 / [Электронный ресурс] —Режим доступа. —Url: http://musicfantasy.ru/materials/professiyauchitelvyskazyvaniyamysliteleyipedagogovoroliuchitelya3.Синельникова Т. А., Панюшкина К. М. Портрет учителя как собирательный образ исследований ученых, психологов и самих учащихся [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). —М.: БукиВеди, 2014. —С. 276278.