Операционная эффективность как фактор повышения конкурентоспособности банка
Выпуск:
ART 971002
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гараева
Д.
Р. Операционная эффективность как фактор повышения конкурентоспособности банка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3376–3380. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971002.htm.
Аннотация. В связи с расширением рынка финансовых услуг и усилением конкуренции для кредитной организации все более возрастает роль операционной эффективности в достижении рыночной успешности и сильной конкурентной позиции. На данный момент среди банков существует несколько тенденций ее повышения, таких как автоматизация, диджитализация, оптимизация персонала и многие другие. В статье предлагается рассмотреть особенности данных тенденций, их преимущества и недостатки.
Ключевые слова:
автоматизация, централизация, операционная эффективность, сокращение издержек, увеличение прибыли, диджитализация, оптимизация бизнес-процессов, оптимизация персонала
Текст статьи
Гараева Дарья Руслановна,студенткаКредитноэкономического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москваgaraichyk@mail.ru
Операционная эффективность как фактор повышения конкурентоспособности банка
Аннотация.В связи с расширением рынка финансовых услуг и усиления конкуренции для кредитной организации все более возрастает роль операционной эффективности в достижении рыночной успешности и сильной конкурентной позиции.На данный момент среди банков существует несколько тенденций ее повышения, таких как автоматизация, диджитализация, оптимизация персонала и многие другие. В статье предлагается рассмотреть особенности данных тенденций, их преимущества и недостатки. Ключевые слова:операционная эффективность, сокращение издержек, увеличение прибыли, диджитализация, автоматизация, оптимизация бизнеспроцессов, централизация, оптимизация персонала.
Слово "эффективность" имеет общее значение, а также множество конкретных в зависимости от сферы, в которой употребляется. В литературе есть огромное количество определений данного понятия. Эффективность в общем смысле означает продуктивность использованияресурсов для достижения той или иной цели. То есть эффективность предполагает пользу средств, с помощью которых можно достичь желаемого.Приведем несколько наиболее конкретных определений данного понятия:Эффективность выбор производственных ресурсов (включая рабочую силу, физический капитал, технологии и финансы), которые минимизируют стоимость производства продукта.Эффективность показатель выпуска товаров и услуг в расчете: на единицу затрат; или на единицу затраченного капитала; или на единицу совокупных затрат всех производственных ресурсов.В российском банковском сообществе под эффективностью понимают, как правило, рентабельность бизнеса. Вершиной анализа банков считается анализ финансовых коэффициентов, таких как ROE, ROA и т.д., а также единственного cost/income ratio. Эффективность делится на несколько видов: рыночная эффективность, операционная эффективность и эффективность управления рискамиликвидации компании. Операционная эффективность, в свою очередь, включает эффективность управленияиздержкамии эффективность управления потерями (Рис. 1)
Рис.1.
Вопрос "Что такое операционная эффективность" сложнее, чем кажется. Существует два основных подхода:
ОЭ это способность производить доход
ОЭ это низкие затраты на единицу производимой продукции (илибольшой объем производимой продукции на единицу затрат)Понятие «операционная эффективность» включает в себя способность осуществлять типовые операции с минимальными затратами внутренних ресурсов организации, в том числе фонда рабочего времени сотрудников. Управление себестоимостью оказания услуг требует понимания ее структуры и умения находить источники и причины возникновения затрат, не оказывающих положительного влияния на итоговый результат. Часть такого рода «непроизводственных» затрат по своей сути возникает вследствие потери эффективности и ведет к снижению показателей прибыльности банка. При этом зачастую их достаточно сложно выявить, перевести в измеримые показатели и выработать меры по минимизации подобных потерь.Существует несколько мифов о повышении операционной эффективности:Миф 1. Сокращение издержек всегда повышает ОЭОдин из мифов сокращение издержек любой ценой. Издержки надо снижать, но о цене этого мероприятия забывать нельзя. Бездумный "costcutting" может разрушить способность компании производить и продавать реальные бизнесценности. (Рис. 2)
Рис. 2.
УправлениерискамиЭффективностьРыночная эффективностьОперационная эффективностьЭффективность управления рискамиликвидации компанииЭффективность управления издержкамиЭффективность управления потерямиРасторгаем договора, запрещаем командировки, экономим на обучении, отменяем премии, сокращаем персоналПерегрузка персонала, потеря ключевых компетенций, снижение мотивации, в результате снижение производительностиУхудшение качества сервисов, потеря клиентов, как результат падение доходовПродолжаем раскручивать спираль сокращения расходовМиф 2. Cокращение зарплат всегда повышает ОЭТипичный сценарий "costcutting" путем сокращения ФОТ состоит в том, что сверху спускается указание к определенной дате сократить ФОТ или штат на определенный %. Далее подразделения сами решают, кого сокращать. Решения принимают линейные руководители и фокус сокращения приходитсяна рядовых исполнителей. Структура управления не оптимизируется. При сокращении не худшие и лишние, а попавшие в немилость к начальнику. Сокращение исполнителей влечет перегрузку оставшихся и переработку либо снижение качества. Снижение качества влечет сокращение доходов, что делает необходимым новое сокращение ФОТ либо за фазой сокращения следует фаза нового набора персонала и расходы возвращаются к старому уровню, но рыночные позиции уже потеряны. Линейные руководители адаптируются к регулярным сокращениям и набирают персонал "с запасом". Как следствие в среднем имеем избыток персонала. Т.е. результат обратный желаемому.Миф 3. Автоматизация всегда повышает ОЭАвтоматизация иногда рассматривается как "серебряная пуля". Причина заказчик забывает или не думает о том, что автоматизация это далеко не бесплатное удовольствие. Если принять во внимание стоимость, то оказывается, что автоматизация уместна не всегда. Иногда правильнее оставить ручной труд. Например, если автоматизация дорогая, а функция редкая. Запросы бизнеса в духе "хотим, чтобы все делалось само по нажатию на кнопку" надо пресекать. Лучший способ заставить платить.Миф 4. Централизация бэкофиса всегда повышает ОЭЦентрализация бэкофиса может как снижать, так и повышать ОЭ. Необходим детальный расчет экономики предлагаемых мероприятий, честно учитывающий все существенные факторы, так как есть и факторы, влияющие отрицательно –такие как: рост расходов на телекоммуникации; возникновение ночных смен с более высокой оплатой, если сеть банка покрывает несколько часовых поясов; возникновение дополнительной логистики, например, доставки договоров в архив; снижение качества сервиса.Количество вариантов действий (стратегий) при решении задачи нахождение глобального максимума совокупной прибыли огромно. Правильность выбора стратегии определяется профессионализмом руководства компании. Нет отдельной задачи под названием "Повышение ОЭ", которую можно было бы решить в рамках одного проекта. Поэтому KPI"Повышение операционной эффективности" должен присутствовать во всех проектах компании. Либо как одна из основных целей проекта, либо как ограничение.Не все "эффективные менеджеры" и владельцы компаний понимают многофакторность задачи повышения эффективности. Многие живут в ожидании чуда и верят, что реализовать оптимальную стратегию можно легко, быстро и дешево. Этому способствуют консультанты, создающие мифы о счастье централизации бэкофиса. С другой стороны, системные решения требуют инвестиций, времени и приложения сил и их трудно "продавать" владельцам компаний.В сложившихся и быстроизменяющихся реалиях экономической ситуации для руководителей кредитных организаций становятся критическими вопросы снижения издержек, удержания клиентов, повышения скорости реагирования на меняющиеся внешние условия. В этой связи, важное значение приобретают проекты по повышению операционной эффективности банков.Первым шагом является составление программы действий, на основе которой банк должен осуществлять данные проекты. Программа включает в себя следующие шаги:1. Анализ структуры издержек2. Анализ способов снижения издержек3. Анализ направлений снижения издержек4. Приоритизация и учет ограничений (анализ ограничений и взаимозависимостей)5. Разработка стратегии6. Анализ экономического эффекта7. Получение одобрения стратегии руководством (помимо одобрения сюда входит получение бюджета, полномочий и ресурсов)8. Планирование и реализацияДля анализа структуры издержек, следует понимать все существенные источники издержек и их размеры. Расходы (издержки) банка —это затраты, связанные с привлечением ресурсов, операционными издержками, созданием и содержанием банковских помещений и имущества, оплатой труда банковских работников, выполнением разных финансовых обязательств и т.п.Любой банк несет три типа затрат. Первый тип –это капитальные вложения. Капитальные вложения это инвестиции, направленные на постройку или приобретение объектов основных средств (фондов). К ним относятся покупка и содержание зданий, оборудования и разработка ПО. Второй тип –накладные расходы. Накладные расходы представляют собой дополнительные к основным расходам затраты на управление, организацию и обслуживание производства. В эту группу относятся оплата коммунальных и налоговых платежей, разработка ПО, затраты на телеком и лицензии, сопровождение ПО и аренда. Третий тип –издержки производственных процессов. Производственные издержки это издержки, непосредственно связанные с производством банковских товаров или услуг. Сюда включаются: оплата труда и расходных материалов, выплаченные комиссии и оплата привлеченных средств.Вторым шагом программы является анализ способов снижения издержек. На данном этапе необходимо получить полный перечень возможных инструментов и способов снижения издержек, а также понять возможность, условия и стоимость применения инструментов и способов. К основным инструментам сокращения издержек относятся: диджитализация, оптимизация процессов, автоматизация процессов, самообслуживание клиентов и оптимизация персонала.Очень важно соблюдать правильную последовательность проводимых мероприятий для увеличения оптимизации операционной эффективности. Существуют следующие этапы, которые следует соблюдать кредитной организации для достижения результата. Первым этапом является первичная оптимизация процессов и нормирование персонала, затем идет модернизация ИТ, затем диджитализация, автоматизация, оптимизация процессов и оптимизация персонала. Нормирование персонала должно проводиться на каждом этапе. В современной экономической ситуации банки не могут оставаться архаичными. Поэтому банковский сектор в сегодняшнем мире стремится стать все более инновационным, так как ему следует соответствовать ожиданиям современных клиентов, желающих иметь быстрый и легкий доступ к услугам и транзакциям. Для соответствия ожиданий клиентов, которые хотят получать более современный сервис, в последнее время многие крупные банки мира приняли решение активно изучать и внедрять финансовые технологии. Сейчас все более и более популярным становится слово «диджитализация», которое произошло от английского digitalisation и дословно переводится как «оцифровывание» или «приведение в цифровую форму». Именно диджитализация и возможности ИТсистем являются необходимым условием для реализации всех остальных мероприятий по повышению операционной эффективности.К диджитализации относят обработку документов в электронном виде, хранение документов в электронном виде и обмен электронными деньгами с контрагентами.Почему же в современной банковской системе бумажный документооборот устарел? Для этого стоит обратиться к существующим недостаткам оборота бумажных документов. Вопервых, это ограничение возможности повышения эффективности. Это выражается в том, что невозможны оптимизация расположения и объединениечеловеческих ресурсов, так как документ на бумажном носителе это материальный объект и исполнитель привязан к месту его нахождения. Также Материальность документа на бумажном носителеделает практически невозможным дистанционное обслуживание и самообслуживание и обработку документа на бумажном носителепрактически невозможно автоматизировать. Во –вторых, это высокая стоимость обработки бумажных документов, так как логистика и хранение документа на бумажном носителедорогая и медленная, а процессы поиска документа на бумажном носителев архивах тяжелые и неавтоматизированные. Также уполномоченные органы сталкиваются со сложностями изъятия документа на бумажном носителе. В –третьих, существуют и риски оборота бумажных документов. К ним относятся ограниченные возможности регулятора в части сохранности архивов документов на бумажном носителеи практическая невозможность обеспечить контроль целостности.Однако, несмотря на большое количество недостатков, существуют определенные барьеры на пути перехода к электронной обработке документов. Основные барьеры это инерция мышления, законодательство и нормативноправовая база. Благодаря переходу к электронной обработке, хранению документов и устранению существующих барьеровстало возможным создание основы для оптимизации и автоматизации процессов и оптимизации персонала.Оптимизация бизнеспроцессов —это увязка разных бизнеспроцессов друг с другом. Данное явление включает в себя исключение лишних функций, упрощение функций, формализацию и унификацию процессов и уменьшение числа ошибок.В Таблице 1представлены основные инструменты оптимизации бизнес –процессов и результаты применения этих инструментов. Проанализировав ее, можно увидеть, например, что сокращения трудоемкости процессов можно достичь при помощи нескольких инструментов: исключения лишних функций, упрощения, формализации и сокращения их трудоемкости. Таблица 1
ИнструментРезультатИсключение лишних функций•Сокращение трудоемкости процессовУпрощение и формализация функций•Сокращение трудоемкости процессов•Уменьшение числа ошибок•Специализация сотрудниковСокращение расхода материалов•Снижение прямых издержекСокращение трудоемкости функций•Сокращение трудоемкости процессовОптимизация распределения задач по времени•Снижение избыточности персонала•Снижение дополнительных выплат (ночные смены и т.п.)Унификация и формализация процессов•Меньше экспертов по оптимизации процессов•Необходимо, чтобы достичь все вышеперечисленное
Автоматизация процессов —совокупность методов и средств, предназначенных для реализации системы или систем, позволяющих осуществлять управление самим процессом без непосредственного участия человека, либо оставления за человеком права принятия наиболее ответственных решений. Автоматизация процессов включает в себя автоматизацию функций, которая в свою очередь делится на автоматизацию части функций, полную автоматизацию процесса и обучаемых роботов, механизацию ручных функций и информационную поддержку ручных функций. Следует отметить причины выгоды автоматизированных процессов по сравнению с ручными. Самое основное фонд оплаты труда, который является существенной составляющей в структуре затрат, поэтому, сократив расходы на оплату труда, можно сократить издержки. Кроме того, человеческий фактор дает наибольший вклад в потери, а ручная обработка операций один из основных факторов снижающих качество сервисов. В связи с этим главная цель банка полная автоматизация. Если невозможна полная, то хотя бы максимальная. Оптимизация численности персонала –это оптимальное определение численности персонала, которое производится с использованием различных методик нормирования численности. Оптимизация персонала включает в себя расположение в регионах с меньшими окладами, пулинг исполнителей, упрощение функций, аутсорсинг, аутстафинг, введение сокращенной рабочей недели, а также сокращение персонала с помощью нормирования численности и оптимизации структуры управления. Итак, необходимо сказать, что для успешного повышения операционной эффективности ни в коем случае нельзя верить в мифы, которые упоминались в данной статье. Также нужно подходить к оптимизации процессов системно и искать непростые, а правильные решения, сумом использовать, но не копировать слепо чужой (особенно зарубежный) опыт, оптимизировать бизнеспроцессы целиком от фронтофиса до бэкофиса. Необходимо автоматизировать "помаксимуму", ставя целью полное STP, а не максимальное увеличение производительности. Нужно найти оптимальный компромисс между скрупулезным выполнением всех требований регуляторов и решением задачи повышения производительности, не забыть про связанные мероприятия (контактцентр, централизация ИТ, электронная обработка документов). Очень важно не забыть, что Россия большая и накрывает несколько часовых поясов. Ночные смены стоят дороже. И необходимо подумать стоит ли создавать одну мегаструктуру или попробовать использовать существующие подразделения, а также тщательно продумать вопросразмещения подразделений Операционного центра. В центре дороже, но управляемость выше.
Ссылки на источники1.«Пути повышения операционной эффективности коммерческого банка», Брачун Т.А., Ковальчук С.Г., Стрельников В.В., Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения, СанктПетербургский академический университет, Санкт –Петербург, 20162.«Современные концепции эффективности деятельности коммерческого банка», Неретина Е.А., Солдатова Е.В., Финансы и кредит№13 (397), ООО "Издательский дом финансы и кредит", Москва, 20103.«Направления повышения эффективности операционной деятельности банка», Лагунов А.Д., Молодежный научнотехнический вестник №4 , Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, 2012
Операционная эффективность как фактор повышения конкурентоспособности банка
Аннотация.В связи с расширением рынка финансовых услуг и усиления конкуренции для кредитной организации все более возрастает роль операционной эффективности в достижении рыночной успешности и сильной конкурентной позиции.На данный момент среди банков существует несколько тенденций ее повышения, таких как автоматизация, диджитализация, оптимизация персонала и многие другие. В статье предлагается рассмотреть особенности данных тенденций, их преимущества и недостатки. Ключевые слова:операционная эффективность, сокращение издержек, увеличение прибыли, диджитализация, автоматизация, оптимизация бизнеспроцессов, централизация, оптимизация персонала.
Слово "эффективность" имеет общее значение, а также множество конкретных в зависимости от сферы, в которой употребляется. В литературе есть огромное количество определений данного понятия. Эффективность в общем смысле означает продуктивность использованияресурсов для достижения той или иной цели. То есть эффективность предполагает пользу средств, с помощью которых можно достичь желаемого.Приведем несколько наиболее конкретных определений данного понятия:Эффективность выбор производственных ресурсов (включая рабочую силу, физический капитал, технологии и финансы), которые минимизируют стоимость производства продукта.Эффективность показатель выпуска товаров и услуг в расчете: на единицу затрат; или на единицу затраченного капитала; или на единицу совокупных затрат всех производственных ресурсов.В российском банковском сообществе под эффективностью понимают, как правило, рентабельность бизнеса. Вершиной анализа банков считается анализ финансовых коэффициентов, таких как ROE, ROA и т.д., а также единственного cost/income ratio. Эффективность делится на несколько видов: рыночная эффективность, операционная эффективность и эффективность управления рискамиликвидации компании. Операционная эффективность, в свою очередь, включает эффективность управленияиздержкамии эффективность управления потерями (Рис. 1)
Рис.1.
Вопрос "Что такое операционная эффективность" сложнее, чем кажется. Существует два основных подхода:
ОЭ это способность производить доход
ОЭ это низкие затраты на единицу производимой продукции (илибольшой объем производимой продукции на единицу затрат)Понятие «операционная эффективность» включает в себя способность осуществлять типовые операции с минимальными затратами внутренних ресурсов организации, в том числе фонда рабочего времени сотрудников. Управление себестоимостью оказания услуг требует понимания ее структуры и умения находить источники и причины возникновения затрат, не оказывающих положительного влияния на итоговый результат. Часть такого рода «непроизводственных» затрат по своей сути возникает вследствие потери эффективности и ведет к снижению показателей прибыльности банка. При этом зачастую их достаточно сложно выявить, перевести в измеримые показатели и выработать меры по минимизации подобных потерь.Существует несколько мифов о повышении операционной эффективности:Миф 1. Сокращение издержек всегда повышает ОЭОдин из мифов сокращение издержек любой ценой. Издержки надо снижать, но о цене этого мероприятия забывать нельзя. Бездумный "costcutting" может разрушить способность компании производить и продавать реальные бизнесценности. (Рис. 2)
Рис. 2.
УправлениерискамиЭффективностьРыночная эффективностьОперационная эффективностьЭффективность управления рискамиликвидации компанииЭффективность управления издержкамиЭффективность управления потерямиРасторгаем договора, запрещаем командировки, экономим на обучении, отменяем премии, сокращаем персоналПерегрузка персонала, потеря ключевых компетенций, снижение мотивации, в результате снижение производительностиУхудшение качества сервисов, потеря клиентов, как результат падение доходовПродолжаем раскручивать спираль сокращения расходовМиф 2. Cокращение зарплат всегда повышает ОЭТипичный сценарий "costcutting" путем сокращения ФОТ состоит в том, что сверху спускается указание к определенной дате сократить ФОТ или штат на определенный %. Далее подразделения сами решают, кого сокращать. Решения принимают линейные руководители и фокус сокращения приходитсяна рядовых исполнителей. Структура управления не оптимизируется. При сокращении не худшие и лишние, а попавшие в немилость к начальнику. Сокращение исполнителей влечет перегрузку оставшихся и переработку либо снижение качества. Снижение качества влечет сокращение доходов, что делает необходимым новое сокращение ФОТ либо за фазой сокращения следует фаза нового набора персонала и расходы возвращаются к старому уровню, но рыночные позиции уже потеряны. Линейные руководители адаптируются к регулярным сокращениям и набирают персонал "с запасом". Как следствие в среднем имеем избыток персонала. Т.е. результат обратный желаемому.Миф 3. Автоматизация всегда повышает ОЭАвтоматизация иногда рассматривается как "серебряная пуля". Причина заказчик забывает или не думает о том, что автоматизация это далеко не бесплатное удовольствие. Если принять во внимание стоимость, то оказывается, что автоматизация уместна не всегда. Иногда правильнее оставить ручной труд. Например, если автоматизация дорогая, а функция редкая. Запросы бизнеса в духе "хотим, чтобы все делалось само по нажатию на кнопку" надо пресекать. Лучший способ заставить платить.Миф 4. Централизация бэкофиса всегда повышает ОЭЦентрализация бэкофиса может как снижать, так и повышать ОЭ. Необходим детальный расчет экономики предлагаемых мероприятий, честно учитывающий все существенные факторы, так как есть и факторы, влияющие отрицательно –такие как: рост расходов на телекоммуникации; возникновение ночных смен с более высокой оплатой, если сеть банка покрывает несколько часовых поясов; возникновение дополнительной логистики, например, доставки договоров в архив; снижение качества сервиса.Количество вариантов действий (стратегий) при решении задачи нахождение глобального максимума совокупной прибыли огромно. Правильность выбора стратегии определяется профессионализмом руководства компании. Нет отдельной задачи под названием "Повышение ОЭ", которую можно было бы решить в рамках одного проекта. Поэтому KPI"Повышение операционной эффективности" должен присутствовать во всех проектах компании. Либо как одна из основных целей проекта, либо как ограничение.Не все "эффективные менеджеры" и владельцы компаний понимают многофакторность задачи повышения эффективности. Многие живут в ожидании чуда и верят, что реализовать оптимальную стратегию можно легко, быстро и дешево. Этому способствуют консультанты, создающие мифы о счастье централизации бэкофиса. С другой стороны, системные решения требуют инвестиций, времени и приложения сил и их трудно "продавать" владельцам компаний.В сложившихся и быстроизменяющихся реалиях экономической ситуации для руководителей кредитных организаций становятся критическими вопросы снижения издержек, удержания клиентов, повышения скорости реагирования на меняющиеся внешние условия. В этой связи, важное значение приобретают проекты по повышению операционной эффективности банков.Первым шагом является составление программы действий, на основе которой банк должен осуществлять данные проекты. Программа включает в себя следующие шаги:1. Анализ структуры издержек2. Анализ способов снижения издержек3. Анализ направлений снижения издержек4. Приоритизация и учет ограничений (анализ ограничений и взаимозависимостей)5. Разработка стратегии6. Анализ экономического эффекта7. Получение одобрения стратегии руководством (помимо одобрения сюда входит получение бюджета, полномочий и ресурсов)8. Планирование и реализацияДля анализа структуры издержек, следует понимать все существенные источники издержек и их размеры. Расходы (издержки) банка —это затраты, связанные с привлечением ресурсов, операционными издержками, созданием и содержанием банковских помещений и имущества, оплатой труда банковских работников, выполнением разных финансовых обязательств и т.п.Любой банк несет три типа затрат. Первый тип –это капитальные вложения. Капитальные вложения это инвестиции, направленные на постройку или приобретение объектов основных средств (фондов). К ним относятся покупка и содержание зданий, оборудования и разработка ПО. Второй тип –накладные расходы. Накладные расходы представляют собой дополнительные к основным расходам затраты на управление, организацию и обслуживание производства. В эту группу относятся оплата коммунальных и налоговых платежей, разработка ПО, затраты на телеком и лицензии, сопровождение ПО и аренда. Третий тип –издержки производственных процессов. Производственные издержки это издержки, непосредственно связанные с производством банковских товаров или услуг. Сюда включаются: оплата труда и расходных материалов, выплаченные комиссии и оплата привлеченных средств.Вторым шагом программы является анализ способов снижения издержек. На данном этапе необходимо получить полный перечень возможных инструментов и способов снижения издержек, а также понять возможность, условия и стоимость применения инструментов и способов. К основным инструментам сокращения издержек относятся: диджитализация, оптимизация процессов, автоматизация процессов, самообслуживание клиентов и оптимизация персонала.Очень важно соблюдать правильную последовательность проводимых мероприятий для увеличения оптимизации операционной эффективности. Существуют следующие этапы, которые следует соблюдать кредитной организации для достижения результата. Первым этапом является первичная оптимизация процессов и нормирование персонала, затем идет модернизация ИТ, затем диджитализация, автоматизация, оптимизация процессов и оптимизация персонала. Нормирование персонала должно проводиться на каждом этапе. В современной экономической ситуации банки не могут оставаться архаичными. Поэтому банковский сектор в сегодняшнем мире стремится стать все более инновационным, так как ему следует соответствовать ожиданиям современных клиентов, желающих иметь быстрый и легкий доступ к услугам и транзакциям. Для соответствия ожиданий клиентов, которые хотят получать более современный сервис, в последнее время многие крупные банки мира приняли решение активно изучать и внедрять финансовые технологии. Сейчас все более и более популярным становится слово «диджитализация», которое произошло от английского digitalisation и дословно переводится как «оцифровывание» или «приведение в цифровую форму». Именно диджитализация и возможности ИТсистем являются необходимым условием для реализации всех остальных мероприятий по повышению операционной эффективности.К диджитализации относят обработку документов в электронном виде, хранение документов в электронном виде и обмен электронными деньгами с контрагентами.Почему же в современной банковской системе бумажный документооборот устарел? Для этого стоит обратиться к существующим недостаткам оборота бумажных документов. Вопервых, это ограничение возможности повышения эффективности. Это выражается в том, что невозможны оптимизация расположения и объединениечеловеческих ресурсов, так как документ на бумажном носителе это материальный объект и исполнитель привязан к месту его нахождения. Также Материальность документа на бумажном носителеделает практически невозможным дистанционное обслуживание и самообслуживание и обработку документа на бумажном носителепрактически невозможно автоматизировать. Во –вторых, это высокая стоимость обработки бумажных документов, так как логистика и хранение документа на бумажном носителедорогая и медленная, а процессы поиска документа на бумажном носителев архивах тяжелые и неавтоматизированные. Также уполномоченные органы сталкиваются со сложностями изъятия документа на бумажном носителе. В –третьих, существуют и риски оборота бумажных документов. К ним относятся ограниченные возможности регулятора в части сохранности архивов документов на бумажном носителеи практическая невозможность обеспечить контроль целостности.Однако, несмотря на большое количество недостатков, существуют определенные барьеры на пути перехода к электронной обработке документов. Основные барьеры это инерция мышления, законодательство и нормативноправовая база. Благодаря переходу к электронной обработке, хранению документов и устранению существующих барьеровстало возможным создание основы для оптимизации и автоматизации процессов и оптимизации персонала.Оптимизация бизнеспроцессов —это увязка разных бизнеспроцессов друг с другом. Данное явление включает в себя исключение лишних функций, упрощение функций, формализацию и унификацию процессов и уменьшение числа ошибок.В Таблице 1представлены основные инструменты оптимизации бизнес –процессов и результаты применения этих инструментов. Проанализировав ее, можно увидеть, например, что сокращения трудоемкости процессов можно достичь при помощи нескольких инструментов: исключения лишних функций, упрощения, формализации и сокращения их трудоемкости. Таблица 1
ИнструментРезультатИсключение лишних функций•Сокращение трудоемкости процессовУпрощение и формализация функций•Сокращение трудоемкости процессов•Уменьшение числа ошибок•Специализация сотрудниковСокращение расхода материалов•Снижение прямых издержекСокращение трудоемкости функций•Сокращение трудоемкости процессовОптимизация распределения задач по времени•Снижение избыточности персонала•Снижение дополнительных выплат (ночные смены и т.п.)Унификация и формализация процессов•Меньше экспертов по оптимизации процессов•Необходимо, чтобы достичь все вышеперечисленное
Автоматизация процессов —совокупность методов и средств, предназначенных для реализации системы или систем, позволяющих осуществлять управление самим процессом без непосредственного участия человека, либо оставления за человеком права принятия наиболее ответственных решений. Автоматизация процессов включает в себя автоматизацию функций, которая в свою очередь делится на автоматизацию части функций, полную автоматизацию процесса и обучаемых роботов, механизацию ручных функций и информационную поддержку ручных функций. Следует отметить причины выгоды автоматизированных процессов по сравнению с ручными. Самое основное фонд оплаты труда, который является существенной составляющей в структуре затрат, поэтому, сократив расходы на оплату труда, можно сократить издержки. Кроме того, человеческий фактор дает наибольший вклад в потери, а ручная обработка операций один из основных факторов снижающих качество сервисов. В связи с этим главная цель банка полная автоматизация. Если невозможна полная, то хотя бы максимальная. Оптимизация численности персонала –это оптимальное определение численности персонала, которое производится с использованием различных методик нормирования численности. Оптимизация персонала включает в себя расположение в регионах с меньшими окладами, пулинг исполнителей, упрощение функций, аутсорсинг, аутстафинг, введение сокращенной рабочей недели, а также сокращение персонала с помощью нормирования численности и оптимизации структуры управления. Итак, необходимо сказать, что для успешного повышения операционной эффективности ни в коем случае нельзя верить в мифы, которые упоминались в данной статье. Также нужно подходить к оптимизации процессов системно и искать непростые, а правильные решения, сумом использовать, но не копировать слепо чужой (особенно зарубежный) опыт, оптимизировать бизнеспроцессы целиком от фронтофиса до бэкофиса. Необходимо автоматизировать "помаксимуму", ставя целью полное STP, а не максимальное увеличение производительности. Нужно найти оптимальный компромисс между скрупулезным выполнением всех требований регуляторов и решением задачи повышения производительности, не забыть про связанные мероприятия (контактцентр, централизация ИТ, электронная обработка документов). Очень важно не забыть, что Россия большая и накрывает несколько часовых поясов. Ночные смены стоят дороже. И необходимо подумать стоит ли создавать одну мегаструктуру или попробовать использовать существующие подразделения, а также тщательно продумать вопросразмещения подразделений Операционного центра. В центре дороже, но управляемость выше.
Ссылки на источники1.«Пути повышения операционной эффективности коммерческого банка», Брачун Т.А., Ковальчук С.Г., Стрельников В.В., Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения, СанктПетербургский академический университет, Санкт –Петербург, 20162.«Современные концепции эффективности деятельности коммерческого банка», Неретина Е.А., Солдатова Е.В., Финансы и кредит№13 (397), ООО "Издательский дом финансы и кредит", Москва, 20103.«Направления повышения эффективности операционной деятельности банка», Лагунов А.Д., Молодежный научнотехнический вестник №4 , Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, 2012