Служба пробации за рубежом и перспективы создания в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савенок А. В., Бондаренко И. К., Журкина О. В. Служба пробации за рубежом и перспективы создания в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3761–3765. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971079.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающимся определения понятия «пробация», целям, принципам и методам службы пробации, а также опыту зарубежных стран в сфере функционирования службы пробации и потребности в создании службы пробации в Российской Федерации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Савенок Арина Владимировна, студент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургsavari9@mail.ru

Бондаренко Ирина Константиновна,студент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург

Журкина Ольга Вячеславовна,кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права,ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург

Служба пробации за рубежом и перспективы создания в России

Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающимся определению понятия «пробация», целям, принципам и методам службы пробации. А такжеопыту зарубежных стран в сфере функционирования службы пробации и потребности в создании службы пробации в Российской Федерации.Ключевые слова: пробация, служба пробации, пенологическая деятельность, наказания не связанные с лишением свободы, досудебные мероприятия, уголовноисполнительная инспекция.

В настоящее время происходит реформирование уголовноисполнительной системы РоссийскойФедерации, одним из важнейших направлений которого является развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы.Курс на либерализацию уголовной политики, поиски альтернатив лишению свободы обусловлены не только расширением правоприменительной практики судов по назначению наказаний, альтернативных лишению свободы, дальнейшей гуманизацией уголовных наказаний, но и политическими соображении, социальноэкономических факторов реализации судебных решений.Концепцией долгосрочного социальноэкономическогоразвития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662р, за службой пробации предусмотрены функции по обеспечению социальнопсихологическое сопровождения осужденных, усиление социальной и реабилитационной составляющей приговоров судов, в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия, формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур«Пробация»((от латprobatio

испытание) уголовный надзор, опека)как понятие, используется в правовом дискурсе для институциализации пенологической деятельности (служб) по работе с осужденными к наказаниям не связанными с лишением свободы или освобожденными изпод стражи.В пенитенциарных системах многих стран мира, служба пробации является важнейшим институтом сферы уголовного правосудия и предупреждения преступлений.Пробация рассматривается как уголовный надзор (уголовная опека). Интерес к службе пробации возникает в первую очередь в связи с ее функцией исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, например, такого их вида, как общественно полезные работы(в российском законодательстве соответствуетобязательным работам, предусмотренным п. «г» ч. 1 ст. 44, ст. 49 УК), а также условного наказания.В английском языке используется словосочетание «community service», что может быть переведено (и часто переводится) как общественные работы. Термин «community service» многозначен: он подчеркивает как элемент общественной полезности работ, так и элемент отсутствия изоляции от общества. Этот вид наказания ‭явление сравнительно новое и не только для уголовного права России, но и для зарубежных государств.Впервые общественно полезные работы под надзором службы пробации были введены в Швейцарии в 1971 г., изначально это наказание назначалосьтолько несовершеннолетним правонарушителям в возрасте от 7 до 18 лет. Позже в Швейцарии общественно полезные работы стали назначаться несовершеннолетним в качестве основного наказания, а в ряде швейцарских кантонов ‭и взрослым, но в качестве дополнительного наказания. Среди скандинавских стран первыми общественно полезные работы как вид уголовного наказания ввели Дания (в 1982 г.) и Норвегия (в 1984 г.). С 1990 г. данный вид наказания стали применять в Финляндии, а с 1991 г. ‭в Швеции. Опыт деятельности служб пробации скандинавских стран, в которых применение альтернативных санкций достаточно широко распространено, например, Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии, полезен для России и тем, что в этих странах фиксируется сравнительно невысокий уровень преступности. При этом эти страны уделяют особое внимание проблемепреступности несовершеннолетних и социальной защите детства.Введение наказаний, альтернативных лишению свободы, в систему уголовных наказаний, обусловлено тем, что лишение свободы доказало свою неэффективность с точки зрения влияния на исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.Вопервых, потому, что отбывание наказания в виде лишения свободы препятствует последующей социальной адаптации личности, ее возвращению в общество: человек в условиях изоляции утрачивает социально значимые навыки, приобретает в местах лишения свободы криминальную субкультуру, которая также не способствует ресоциализации личности.Вовторых, отбывание наказания без изоляции от общества под надзором квалифицированного персонала (под уголовной опекой, пробацией) позволяет избежать негативных нравственных, психологических и физических последствий изоляции, поскольку приальтернативном наказании навыки социального взаимодействия сохраняются и развиваются под воздействием социальной среды и при активной помощи сотрудников служб пробации.Втретьих, санкции, не связанные с изоляцией от общества, обладают также значительнымиэкономическими преимуществами, их применение дает возможность разгрузить учреждения лишения свободы, перераспределить ресурсы, направить усилия государства на более адресную работу с гражданами, нуждающимися в помощи и поддержке и не представляющими угрозы для безопасности общества и государства.Государственная служба пробации ‭это государственное учреждение, которое заботится об общественной безопасности, работая с людьми, которые отбывают уголовное наказание не в местах лишения свободы, а в обществе (условные наказания, принудительные работы), и помогает бывшим заключенным вернуться в общество. Основными направлениями работы служб пробации являются развитие и организация политики исполняемых в обществе уголовных наказаний и оказание помощи лицам после освобождения из учреждений лишения свободы.Для нас опытЛатвии и Эстонииможет быть полезен потому, что до 1991 г. мы имели общие основы уголовного, уголовнопроцессуального и уголовноисполнительного законодательства. Для России пример Эстонии представляет особый интерес, поскольку этому государству пришлось формировать службу пробации с нуля, ее опыт законодательного регулирования, меры организационного характера и подготовки сотрудников службы пробации могут оказаться чрезвычайно полезными при решении аналогичных проблем у нас в стране.В Латвии 7 октября 2003 г. Кабинет министров утвердил Положение об Управлении Государственной службы пробации, а в декабре 2003 г. Сейм принял Закон «О Государственной службе пробации», который установил принципы пробации,функции и компетенцию Государственной службы пробации.Как отмечает Александр Дементьев, руководитель Государственной службы пробации Латвии, «не секрет, что на данный момент в нашем государстве многие правонарушители оказываются в местах лишения свободы потому, что акцент в процессе исполнения наказаний делается на карающий элемент. Служба пробации создана с целью облегчения работыправозащитныхучреждений, способствовать снижению преступности в государстве и обеспечить качественное исполнение и координацию отбываемых в обществе наказаний. Создание Государственной службы пробации свидетельствует о намерении государства брать на себя ответственность за членов своего общества, а также о том, что правонарушитель не потерян для общества, и что система наказания в нашем государстве не носит характер отмщения. С созданием Государственной службы пробации Латвия вступила в число тех государств, которые осуществляют свою уголовную политику с целью достижения долговременных изменений в модели социального поведения правонарушителя, соблюдая права и нужды каждого индивида. Такая политика государства укрепляет общественную безопасность и сокращает число причин, побуждающих к совершению новых правонарушений».Для достижения поставленных целей и эффективного использования государственных ресурсов служба пробации Латвии в своей деятельности определяет уровни риска и нужд правонарушителя и организовывает мероприятия по снижению возможности совершения новых правонарушений.Государственная служба пробации Латвии:1)Предоставляетдосудебные доклады суду и прокурорам.2)Оказываетпомощь лицам, освобожденным из учреждений лишения свободы.3)Разрабатывает и осуществляетпрограммы коррекции социального поведения поднадзорных лиц.4)Координируетход исполнения наказания лицам, осужденным на принудительные работы.5)Обеспечиваетисполнение общественных работ несовершеннолетними правонарушителями.6)Организовываетпроцесс примирения при помощи посредника между потерпевшим и жертвой преступления.7)Осуществляетнадзор за лицами, условно освобожденнымиот уголовной ответственности, условно осужденными и условнодосрочно освобожденными, оказывает им необходимую помощь (эта функция вводится с 2006 г.).Нам интересны такие функции пробации, как предоставление досудебного доклада, программы коррекции, примирение с помощью посредника.Досудебный доклад‭это информация, которая характеризует клиента пробации, этот доклад готовит работник службы пробации по запросу суда или прокурора. Досудебный доклад готовят при решении вопроса о мере пресечения, о наказании, а также когда административная комиссия тюрьмы готовит материалы для суда о досрочном условном освобождении лица от отбывания наказания и лицо попадает под надзор (пробацию).Программы коррекции социального поведения‭одна из задач государственной службы пробации. После того как судья постановил приговор, согласно которому лицу назначено наказание, не связанное с лишением свободы и отбываемое в обществе, такое лицо обязано явиться в службу пробации. Работник этой службы имеет несколько программ, которые реализуются органами местного самоуправления, или услуги предоставляются общественной организацией (эти услуги оплачивает государство). На эти программы и направляется осужденное лицо для отбывания наказания в обществе.Примирение с помощью посредника‭служба пробации реализует примирение с помощью посредника, роль посредника могут осуществлять и работники пробации, а также специально обученные добровольцы, при этом сама служба пробации разрабатывает программу обучения работников для выполнения этой функции. Цель примирения ‭защита интересов потерпевшего, чтобы потерпевший имел возможность высказать обидчику свои претензии, а преступник ‭компенсировал бы вред (компенсация может быть финансовой или материальной, а также может быть реализована в пользупотерпевшего или общества). Служба пробации Латвии ‭это самостоятельная государственная служба. При создании службы пробации Латвии была оказана помощь специалистами Канады, в частности Ассоциации университетов и колледжей Канады и Канадского агентства международного развития.В Эстонии служба пробации (уголовного надзора)интегрирована в судебную систему. Чиновники пробации (по уголовному надзору) объединены в отделы уголовного надзора, которые функционируют в составе практически всех судов 1й инстанции. Отдел уголовного надзора подчиняется председателю суда, который осуществляет общее руководство и контроль. Отделы, как правило, имеют подразделения, которые призваны гарантировать доступность услуг на местах. Служба пробации Эстонии специально учреждена для применения наказаний, альтернативных тюремному заключению. К таким альтернативным видам наказаний относятся помещение под уголовный надзор (у нас это соответствует контролю за осужденными условно в соответствии со ст. 73 УК РФ) и общественно полезные работы (у нас ‭обязательные работы в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 44, ст. 49 УК). Целью альтернативных наказаний является уменьшение уровня преступности в обществе и предупреждение повторных преступлений поднадзорных лиц через систему социального сопровождения и оказания помощи в решении социальнобытовых проблем.Основываясь на исследовании сущности института пробации, зарубежного законодательства можно выделить ряд основных функций службы пробации: сбор информации о правонарушителе с целью предоставления помощи суду в определении наиболее эффективного для определенного лица вида наказания (досудебная функция); социальнореабилитационная и контролирующая деятельность в отношении условно осужденных, при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, а также в отношении условнодосрочно освобожденных граждан; исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы; применение в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного воздействия; участие в подготовке осужденного к освобождению из пенитенциарного учреждения; контроль за исполнением наложенных судом дополнительных обязанностей и ограничений при освобождении от уголовной ответственности; организация процедур примирения и восстановления.Необходимо отметить, что в России службы, аналогичной зарубежным службам пробации, на сегодняшний день не существует, хотя в экспертном сообществе, по данному вопросу имеются различные мнения.Часть специалистов полагает, что в России есть уголовноисполнительные инспекции ФСИН России, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 (ред. от 23.04.2012) «Об утверждении Положения об уголовноисполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» исполняют уголовные наказания в отношениилиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста.Другие эксперты считают, что по своему содержанию функции уголовноисполнительных инспекции в России не соответствуют зарубежным службам пробации, и они не могут оказывать своим подучетным реальную помощь в социальной адаптации.Данный дуализм мнений обусловлен, кроме того и тем, что, «пробация» представляет собой сложный социальноправовой институт. Подтверждение тому является то, что правовые системы различных государств не однозначно трактуют содержание и юридическую природу института пробации.С одной стороны, основу этой деятельности сейчас выполняют уголовноисполнительные инспекции, которые вероятно станут стержнем, основой новой службы со своим кадровым составом и расширенными полномочиями. С другой стороны, пробация подразумевает:

содействие суду в вынесении справедливого приговора, соответствующего характеру и степени общественной опасности совершенного деяния, целесообразности применения пробации к конкретному лицу), посредством изучения личности преступника в ходе процесса его исправления;

необходимость выявления психологических и социальных особенностей личности подучетного лица, что обуславливает формирование индивидуальной программы его исправления и принятие мер по ее реализации (в случае применения к нему пробации).

одним из ключевых факторов, содействующих развитию социальных связей осужденного в обществе, рассматривается участие в проводимой работе общественных организаций, добровольных помощников.Пробация также предполагает систему исполнения данного уголовного наказания, состоящую из комплекса подготовительных или досудебных мероприятий, включающую не только сбор информации о правонарушителе, но и подготовку предварительного «социального» доклада характеризующего личность преступника. Важное значение имеет процессуальная составляющая, заключающаяся в участии в судебных заседаниях, представлении «социального» доклада характеризующего личность преступника суду, правоприменительная (или postсудебная) функция предполагающая надзор за осужденными по специальной программе, обоснованной в социальном докладе. Нельзя обойти вниманием и работу по социальноправовому сопровождению подконтрольного лица, предполагающую разумное сочетание мер воспитательного и карательного воздействия. В криминологическом аспекте, пробация предполагает систему мер предупреждения преступности и средств ресоциализации осужденных.Потребность России в формировании службы, соединяющей в своей деятельности контрольнонадзорные функции и полномочия по социальной адаптации и реабилитации, вне всякого сомнения, давно назрела. Отработку элементов пробации для осужденных без изоляции от общества можно проводить в рамках экспериментальных (пилотных) проектов, которые целесообразно проводить в различных регионах России.Мировая тенденция развития служб пробации и их опыт дают основание при рассмотрении концепции создания института пробации в Российской Федерации заложить в нее следующие принципы:

указанный институт должен иметь самостоятельное ведомственное подчинение;

служба пробации должна заполнить нишу социальнореабилитационной работы с гражданами, преступившими закон;

эта служба должна быть компактным органом, который обязан не только сам решать социальнореабилитационные задачи, но и организационно и финансово мобилизовывать все соответствующие ресурсы на обслуживаемой территории. Например, посредством формирования индивидуальных программ реабилитации и контроля.Исходя из опыта стран Запада, можно утверждать, что проработанная система пробации не только предупреждает криминализацию личности, снижает повторную преступность и уменьшает нагрузку на пенитенциарную систему, но и способствует снижению общего уровня преступности в обществе.Важно отметить, что в создании полноценной службы пробации заинтересовано и судейское сообщество: имея в своем распоряжении досудебный доклад, в котором содержится информация о криминогенных, социальных и психологических особенностях подсудимого, оценка рисков совершения повторного правонарушения и рекомендации по целесообразности применения условной меры, суд может назначать дополнительные обязанности, с учетом индивидуального плана работы с правонарушителем.Тем не менее, на сегодня, вопрос о создании в Российской Федерации службы пробации остается актуальным и полагаем, что его проработка будет продолжена.В целом, создание отдельной, единой и независимой службы пробации в России смогло бы эффективно реализовывать государственную политику в области исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.Очевидно, что необходимо проводить синхронную работу по изучению зарубежного опыта и развивать отечественные наработки с опытом совершенствования правосудия и практики исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы. Важно продолжать совершенствовать уголовноисполнительную политику страны, приближать ее к мировымстандартам, использовать полученные результаты при разработке современной правовой парадигмы.

Ссылки на источники1.Обзор законодательства скандинавских и балтийских стран по службе пробации (уголовному надзору). Серия «Права человека». Составитель ‭СанктПетербургская общественная правозащитная организация «Гражданский контроль». СПб., 2005. 2.Положение об уголовноисполнительных инспекциях (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 февраля 1999 г. № 199) 3.Служба пробации Латвии. Рига, 2004.4.Шатанкова Е.Н. Условное осуждение и пробация за рубежом (сравнительноправовой анализ): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.