Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников как педагогическая проблема
Выпуск:
ART 971149
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Еремина
Ю.
С.,
Гавриш
А.
В. Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
4111–4115. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971149.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению вопроса формирования культуры здорового образа жизни младших школьников. В статье перечислены факторы, влияющие на здоровье ребенка, обоснована актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в практику деятельности образовательных учреждений, а также обозначены проблемы, тормозящие активное внедрение этих технологий.
Текст статьи
Гавриш Анастасия Владимировна, студентка Филиала СГПИ в г.Буденновске, г.Буденновскalecs9916@mail.com
Еремина Юлия Сергееевна,к.п.н., ст.преподаватель Филиала СГПИ в г.Буденновске, г.БуденновскJulieEremina@yandex.ru
Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников как педагогическая проблема
Аннотация.Статья посвящена изучению вопроса формирования культуры здорового образа жизни младших школьников. В статье перечислены факторы, влияющие на здоровье ребенка, обоснована актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в практику деятельности образовательных учреждений, а также обозначены проблемы, тормозящие активное внедрение этих технологий. Ключевые слова:здоровый образ жизни, валеология, здоровьесберегающие технологии, младший школьник.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательнооздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы по валеологии ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение навыков и знаний по гигиенической культуре.При разработке и внедренииздоровьесберегающих и здоровьеразвивающих образовательныхтехнологий, направленных наформирование культуры здорового образа жизни младших школьников педагогика столкнулась с рядом проблем, вызывающих разногласия. Одной из таких проблемявляется особенность влияния факторов окружающей среды на детский организм. К наиболее значимымгруппам факторов можно отнести: экологические факторы, образ жизни, наследственность, факторы ближайшего окружения ребенка.Образ жизни ребенка есть не что иное, как некий способ интеграции потребностей и соответствующим им формам деятельности. Структура образажизни выражается в отношениях субординации и координации между разными видами деятельности. Это выражается в распределении временного бюджета между видами жизнедеятельности, предпочтении определенным видам работ и отдыха. Обладая определенной автономностью и мировоззрением, личность ребенка формирует свой образ действий и мышления. Жизнедеятельность ребенка характеризуется частичной неупорядоченности и хаотичной организации: несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание (старший школьный возраст), недостаточная двигательная активность, малое по времени пребывание на свежем воздухе, злоупотребление курением, употребление алкогольной продукции и наркотических веществ. Это является следствием несовершенности развития мотивационной сферы, ценностной ориентации и социальных установок[1].Вторым фактором, влияющим на здоровье ребенка, является наследственность, определяющая популяционное здоровье людей. Этот фактор приобрел в настоящее время достаточно большой удельный вес, в связи с расширение круга заболевание генного характера.Третьим фактором, влияющим на здоровье ребенка, являетсяэкологический фактор. В настоящее время накоплен достаточно большойнаучный материал, доказывающий воздействие факторов окружающей среды(климат, погода, электромагнитныеизлучения, экологическая обстановка) наздоровье человека (в том числе и на детей), который необходимо использоватьи учитывать в работе с детьми. Четвертой группой факторов, влияющих на здоровье детского населенияявляются факторы ближайшего окружения. Эту мощную группу факторовобразуют: учебновоспитательная среда, бытовые условия жизни, внутрисемейные отношения (семейный социум)[4].Второй проблемой, тормозящей активное внедрениездоровьесберегающих технологий в практику деятельности образовательныхучреждений,является недостаточная разработанность вопроса о структуре культуры здоровогообраза жизни. Несмотря на, кажущуюся простоту этоговопроса в педагогической практике до сих пор нет однозначности впонимании и определении структуры культуры здорового образа жизни.Всистеме дошкольного образования, например,структура культуры здорового образа жизни включает в себя культуру здоровья, культуру телосложения и двигательную культуру. Впонятие «культура здоровья» входит «осознание ребенком себя какчасть природы и понимание своей уникальности, выполнение определенныхправил, движений, действий, способствующих сохранению целостностисистемы «Человек –природа». Культура телосложения включает пониманиеребенком красоты человеческого тела, его целостности, гармоничности, наличие у него двигательных способов, создающих формы тела, поддерживающих их в состоянии достаточно высокого эмоционального тонусаи корректирующих точность, выразительность, ловкость движений. Двигательная культура –это умение воспринимать движения как символпрекрасного, естественного, свободного способа самовыражения, взаимопонимания и сосуществования в пространстве тел: наличие правильнойосанки, способов самостоятельного накопления своего двигательного опыта ииспользование его для предупреждения заболеваний».Изучением здорового образа жизни занимается валеология. Валеология (от одного из значений лат. valeo «быть здоровым») общая теория здоровья, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. Термин «валеология» введен в научный оборот советским ученым, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России И.И.Брехманом[2].Педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также обогащает знания воспитанникав области анатомии и строения тела человека, с азами которой ребенок знакомится в семье. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей [3].В настоящее время во всех образовательных организациях проводятся уроки здоровья, основная цель которыхучиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия.Уроки здоровья ориентированы наформирование потребностномотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни;формирование нравственнопсихологического компонента здорового образа жизни;половое и физическое воспитание;обеспечениефизического и психического саморазвития ребенка.Формирование культуры здорового образа жизни следует проводить преимущественно всвободной игровой и творческой деятельности, главным образом через подражание практическим действиям.В своей работе педагог должен ориентироватьсяне только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагогу следует учитывать, что ребенок изучает себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать целостное отношение к здоровому образу жизни.Методика работы с детьми младшего школьного возраста должна строится в направлении личностноориентированного взаимодействия с ребенкомс акцентомна самостоятельномэкспериментированиии поисковойактивностисамих детей, побуждая тем самым их к творческому отношению в выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки –упражнения для глаз, для осанки; дыхательные упражнения), необходимыми для развития навыков ребенка.Формы проведения занятий могут быть различными: беседа, оздоровительные минутки, игры, комплекс упражнений, общение с природой и др.[6].Таким образом, здоровый образ жизни можно рассматривать как вид жизнедеятельности, способствующий укреплению здоровья и его сохранению,совершенствованию резервных возможностей организма, обеспечивающий успешное выполнение социальных и профессиональных функций индивида [5]. Проблема здорового образа жизни рассматривается в рамках валеологии. Валеология –наука, в основе которойлежит здоровье человека. Педагогика здоровья –относительно новое направление в валеологии. Ее основным предметом является здоровье подрастающего поколения. Младший школьный возраст –достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Вопервых, в это время организм ребенка интенсивно растет. Вовторых, происходит адаптация к новым школьным условиям существования. Втретьих, учеба –напряженный умственный труд, связанный с напряжением большого количества центров коры больших полушарий. От того, какие условия для учебы и развития ребенка созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека. Формирование здорового образа жизни способствует включению в повседневную жизнь школьника различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья (физкультурные минутки на уроках, уроки здоровья, использование валеологического компонента на различных уроках).
Ссылки на источники1.Бабаян А.В., Петренко И.А.Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей // Проблемы семьи и становления личности: монография / под ред. А.В.Бабаян. Пятигорск: ПФ РГУТИС, 2007. С. 1956.2.Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. М.: ФиС, 2010. 217 с.3.Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. –М.: Флинта, 2009. –456с.4.Дыхан Л. Б. Педагогическая валеология. –М.: Март, 2005. 527 с.5.Еремина Ю.С., Полупанова А.Б. К вопросу о сущности понятия здоровый образ жизни (педагогический аспект)/ Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей международнойнаучнопрактическойконференции.–Уфа, 2017. –177с. С.9698.6.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластен ин, И.Ф. Исаев и др. –М., 2009.512с.
Еремина Юлия Сергееевна,к.п.н., ст.преподаватель Филиала СГПИ в г.Буденновске, г.БуденновскJulieEremina@yandex.ru
Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников как педагогическая проблема
Аннотация.Статья посвящена изучению вопроса формирования культуры здорового образа жизни младших школьников. В статье перечислены факторы, влияющие на здоровье ребенка, обоснована актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в практику деятельности образовательных учреждений, а также обозначены проблемы, тормозящие активное внедрение этих технологий. Ключевые слова:здоровый образ жизни, валеология, здоровьесберегающие технологии, младший школьник.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательнооздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы по валеологии ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение навыков и знаний по гигиенической культуре.При разработке и внедренииздоровьесберегающих и здоровьеразвивающих образовательныхтехнологий, направленных наформирование культуры здорового образа жизни младших школьников педагогика столкнулась с рядом проблем, вызывающих разногласия. Одной из таких проблемявляется особенность влияния факторов окружающей среды на детский организм. К наиболее значимымгруппам факторов можно отнести: экологические факторы, образ жизни, наследственность, факторы ближайшего окружения ребенка.Образ жизни ребенка есть не что иное, как некий способ интеграции потребностей и соответствующим им формам деятельности. Структура образажизни выражается в отношениях субординации и координации между разными видами деятельности. Это выражается в распределении временного бюджета между видами жизнедеятельности, предпочтении определенным видам работ и отдыха. Обладая определенной автономностью и мировоззрением, личность ребенка формирует свой образ действий и мышления. Жизнедеятельность ребенка характеризуется частичной неупорядоченности и хаотичной организации: несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание (старший школьный возраст), недостаточная двигательная активность, малое по времени пребывание на свежем воздухе, злоупотребление курением, употребление алкогольной продукции и наркотических веществ. Это является следствием несовершенности развития мотивационной сферы, ценностной ориентации и социальных установок[1].Вторым фактором, влияющим на здоровье ребенка, является наследственность, определяющая популяционное здоровье людей. Этот фактор приобрел в настоящее время достаточно большой удельный вес, в связи с расширение круга заболевание генного характера.Третьим фактором, влияющим на здоровье ребенка, являетсяэкологический фактор. В настоящее время накоплен достаточно большойнаучный материал, доказывающий воздействие факторов окружающей среды(климат, погода, электромагнитныеизлучения, экологическая обстановка) наздоровье человека (в том числе и на детей), который необходимо использоватьи учитывать в работе с детьми. Четвертой группой факторов, влияющих на здоровье детского населенияявляются факторы ближайшего окружения. Эту мощную группу факторовобразуют: учебновоспитательная среда, бытовые условия жизни, внутрисемейные отношения (семейный социум)[4].Второй проблемой, тормозящей активное внедрениездоровьесберегающих технологий в практику деятельности образовательныхучреждений,является недостаточная разработанность вопроса о структуре культуры здоровогообраза жизни. Несмотря на, кажущуюся простоту этоговопроса в педагогической практике до сих пор нет однозначности впонимании и определении структуры культуры здорового образа жизни.Всистеме дошкольного образования, например,структура культуры здорового образа жизни включает в себя культуру здоровья, культуру телосложения и двигательную культуру. Впонятие «культура здоровья» входит «осознание ребенком себя какчасть природы и понимание своей уникальности, выполнение определенныхправил, движений, действий, способствующих сохранению целостностисистемы «Человек –природа». Культура телосложения включает пониманиеребенком красоты человеческого тела, его целостности, гармоничности, наличие у него двигательных способов, создающих формы тела, поддерживающих их в состоянии достаточно высокого эмоционального тонусаи корректирующих точность, выразительность, ловкость движений. Двигательная культура –это умение воспринимать движения как символпрекрасного, естественного, свободного способа самовыражения, взаимопонимания и сосуществования в пространстве тел: наличие правильнойосанки, способов самостоятельного накопления своего двигательного опыта ииспользование его для предупреждения заболеваний».Изучением здорового образа жизни занимается валеология. Валеология (от одного из значений лат. valeo «быть здоровым») общая теория здоровья, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. Термин «валеология» введен в научный оборот советским ученым, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России И.И.Брехманом[2].Педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также обогащает знания воспитанникав области анатомии и строения тела человека, с азами которой ребенок знакомится в семье. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей [3].В настоящее время во всех образовательных организациях проводятся уроки здоровья, основная цель которыхучиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия.Уроки здоровья ориентированы наформирование потребностномотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни;формирование нравственнопсихологического компонента здорового образа жизни;половое и физическое воспитание;обеспечениефизического и психического саморазвития ребенка.Формирование культуры здорового образа жизни следует проводить преимущественно всвободной игровой и творческой деятельности, главным образом через подражание практическим действиям.В своей работе педагог должен ориентироватьсяне только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагогу следует учитывать, что ребенок изучает себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать целостное отношение к здоровому образу жизни.Методика работы с детьми младшего школьного возраста должна строится в направлении личностноориентированного взаимодействия с ребенкомс акцентомна самостоятельномэкспериментированиии поисковойактивностисамих детей, побуждая тем самым их к творческому отношению в выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки –упражнения для глаз, для осанки; дыхательные упражнения), необходимыми для развития навыков ребенка.Формы проведения занятий могут быть различными: беседа, оздоровительные минутки, игры, комплекс упражнений, общение с природой и др.[6].Таким образом, здоровый образ жизни можно рассматривать как вид жизнедеятельности, способствующий укреплению здоровья и его сохранению,совершенствованию резервных возможностей организма, обеспечивающий успешное выполнение социальных и профессиональных функций индивида [5]. Проблема здорового образа жизни рассматривается в рамках валеологии. Валеология –наука, в основе которойлежит здоровье человека. Педагогика здоровья –относительно новое направление в валеологии. Ее основным предметом является здоровье подрастающего поколения. Младший школьный возраст –достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Вопервых, в это время организм ребенка интенсивно растет. Вовторых, происходит адаптация к новым школьным условиям существования. Втретьих, учеба –напряженный умственный труд, связанный с напряжением большого количества центров коры больших полушарий. От того, какие условия для учебы и развития ребенка созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека. Формирование здорового образа жизни способствует включению в повседневную жизнь школьника различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья (физкультурные минутки на уроках, уроки здоровья, использование валеологического компонента на различных уроках).
Ссылки на источники1.Бабаян А.В., Петренко И.А.Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей // Проблемы семьи и становления личности: монография / под ред. А.В.Бабаян. Пятигорск: ПФ РГУТИС, 2007. С. 1956.2.Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. М.: ФиС, 2010. 217 с.3.Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. –М.: Флинта, 2009. –456с.4.Дыхан Л. Б. Педагогическая валеология. –М.: Март, 2005. 527 с.5.Еремина Ю.С., Полупанова А.Б. К вопросу о сущности понятия здоровый образ жизни (педагогический аспект)/ Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей международнойнаучнопрактическойконференции.–Уфа, 2017. –177с. С.9698.6.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластен ин, И.Ф. Исаев и др. –М., 2009.512с.