№ 11 (ноябрь)
Статей: 22
Читателей: 45912
Нивина Е. А., Степаненко Е. В. Особенности построения учебного пособия по информатике для иностранных граждан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170217.htm
ART 170217
DOI 10.24422/MCITO.2017.11.8150
Просмотров: 2443
В настоящее время Россия всё больше укрепляет позиции на рынке образовательных услуг. В связи с этим пересматриваются и корректируются нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранных граждан. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью подготовки, апробации и издания новых, отвечающих соответствующим приказам и современному уровню развития науки и практики преподавания учебников и учебных пособий, в том числе используемых в процессе преподавания информатики иностранным гражданам, проходящим подготовку по дополнительным общеобразовательным программам. Предполагается в полной мере использовать достижения современной науки и практики для получения высоких результатов обучения на предметном, личностном и межпредметном уровнях. Таким образом, целью проводимого исследования является анализ опыта преподавания информатики для иностранных граждан на русском языке, позволяющий выделить основные проблемы, возникающие в процессе обучения. Ведущими методами при этом выступают: анализ и обобщение используемой до настоящего времени литературы при обучении иностранных граждан информатике на факультете международного образования Тамбовского государственного технического университета; анализ и обобщение полученных в ходе опросов и тестирования результатов, свидетельствующих о качестве усвоенного материала; прогнозирование качества процесса обучения после изменения содержания и структуры учебного пособия по информатике. В статье представлена методика преподавания информатики на русском языке как иностранном, главными особенностями которой являются: разделение курса информатики, а вместе с ним и учебного пособия на две части – вводную и основную – и единая структура занятий, включающая в себя предтекстовые задания, адаптированный текст и послетекстовые задания. В результате проводимого с 2012 года по настоящее время экспериментального исследования и опытного преподавания информатики на русском языке как иностранном оформились методические подходы к отбору, адаптации, структурированию, представлению необходимого текстового материала, выбору оптимальных по составу, количеству и назначению: 1) предтекстовых заданий, направленных на подготовку обучаемых к чтению текста по заданной теме и включающих в себя разбор новых терминов, работу с грамматическими конструкциями, которые встречаются в тексте; 2) послетекстовых заданий, направленных на закрепление изучаемого материала и содержащих вопросы и задания на понимание прочитанного текста и структурирование материала. Практическое использование предложенной системы занятий курса информатики для иностранных граждан при поддержке средств мультимедиа позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, повысить уровень их заинтересованности в изучении дисциплины и, как следствие, эффективность всего образовательного процесса.
Носов А. Л. Педагогическая логистика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 16–23. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170218.htm
ART 170218
DOI 10.24422/MCITO.2017.11.8151
Просмотров: 2387
Актуальность исследуемой проблемы подтверждается возрастающим интересом к использованию методологических принципов логистики в различных областях научной и практической деятельности людей. Одним из наиболее значимых видов деятельности является педагогика, которая в данной статье и станет объектом анализа на совместимость с логистикой. Цель исследования заключается в определении и структурировании нового междисциплинарного направления, называемого «педагогическая логистика». Ведущим подходом является рассмотрение педагогического процесса как системы потоковых компонентов, объединенных общей целью. Логистика дает методологию оптимизации потоков любой природы и в данном контексте применима к педагогике. Педагогические потоки рассматриваются как образовательно-воспитательные, накладываемые на обучающихся в условиях, создаваемых материально-техническими потоками. Непрерывность педагогических потоков синхронизируется с управленческими потоками кадрового обеспечения, контроля качества образовательных процессов и стратегического планирования. В статье дается авторское видение состава педагогических потоков: кадрового, потока обучающихся, дисциплинарно-информационного, образовательно-воспитательного, материально-технического, контроля качества, стратегического планирования. Все потоки педагогического процесса проходят входную, внутреннюю и выходную стадии, и к ним применимы основные концепции закупочной, производственной и распределительной логистики. Дисциплинарно-информационный и образовательно-воспитательный потоки накладываются друг на друга и образуют своеобразные цепи поставки информационных и организационных компонент обучающимся. Эти потоки формируют содержательную часть педагогического процесса, зависимы от других педагогических потоков и требуют особого внимания. Материально-технический поток формирует инфраструктуру педагогического процесса и по своей природе является основным объектом логистики. Поток контроля качества представляет непрерывную обратную связь как управленческого мониторинга качества педагогического процесса, так и контрольно-измерительного материала по сформированным компетенциям обучающихся. Поток стратегического планирования представляет данные стратегического анализа внутренней и внешней среды педагогического процесса, формирования и корректировки дерева целей и планирования соответствующих мероприятий. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности подведения методологической базы логистики под педагогику, декомпозиции входящих в нее потоков и определении цели педагогической логистики в области системной интеграции выявленных потоков. Практическая значимость исследования состоит в создании базы для оптимизации педагогического процесса и оценки его эффективности.
Кузнецова А. Я., Омельченко Е. А. Современные парадигмы образования в контексте теории научных революций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 24–33. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170219.htm
ART 170219
DOI 10.24422/MCITO.2017.11.8152
Просмотров: 3364
В статье ставится актуальная проблема перехода от множества научных парадигм образования к одной новой парадигме. Наличие полноценной научной парадигмы становится важнейшим условием для решения как наиболее общих, так и множества конкретных проблем современного образования. Цель статьи состоит в разработке методологического обеспечения образования, соответствующего развитию современного научно-технического информационного общества. Исследование проблемы проведено на основе концепции исторической динамики научного знания Томаса Куна. Соответствующий подход позволяет рассматривать современные методологические модели образования как составляющие революционного преобразования в период становления новой парадигмы образования. На основании обзора отечественной и зарубежной литературы сделан вывод о том, что развитие педагогических идей внутри технократической парадигмы шло в направлении укрепления знаниевого фундамента и творческого созидающего состояния индивида, обеспеченного его мировоззренческим потенциалом. Показано, что последовательное воплощение в теорию и практику российской науки с 80-х годов XX века гуманистических идей привело к утверждению личностно ориентированной парадигмы образования. Утверждается, что множество новых парадигм, полученных в результате формирования нового педагогического видения, можно определить как прикладные или «частные новые». Все «частные новые» парадигмы связаны со «старой» как породившей их. Между собою «частные новые» парадигмы связаны через «старую» как источник. Также они связаны между собою предметом исследования. Предложено объединять парадигмы на основе методологического принципа дополнительности, так как каждая «частная новая» парадигма образования содержит элементы модели «старой» парадигмы. Теоретически показано, что в поисках новой парадигмы происходит сближение и последовательное объединение отдельных частных парадигм. В статье представлен происходящий в настоящее время в науке диалог парадигм, ведущий к их определенному сопряжению и формированию одной общей новой парадигмы. Обосновывается фундаментализация практики современного образования при освоении неклассической и постнеклассической парадигм. Это необходимо для подготовки высококвалифицированного специалиста, заинтересованного в самоизменении, способного к созданию собственного образа изучаемой учебной дисциплины, готового к профессиональной самореализации. В статье дан важный для практики современного образования анализ условий профессиональной самореализации личности специалиста, включающих его личностно-смысловые, мотивационно-потребностные, инструментальные, эмоционально-волевые, рефлексивно-оценочные характеристики. Утверждается, что взгляд на самореализацию как на комплексное понятие явился результатом объединения, сближения частных парадигм в педагогике и психологии при достижении общей цели – понимания сущности феномена самореализации. Вместе с тем раскрывается содержание понятий «самовыражение» и «культура самовыражения». В заключение авторы приходят к выводу о том, что возможно описать современный период развития педагогики как переходный, как период научной революции в контексте концепции Т. Куна. Дальнейшее успешное развитие образования требует обобщения, суммирования многочисленных результатов, полученных в ходе разработки и применения частных парадигм образования, в одну новую парадигму «зрелой» науки.
Алексеев И. А., Милушкина Е. А., Скоробогатова Н. В. Организация логопедической работы с использованием рабочих тетрадей в целях предупреждения нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 34–44. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170220.htm
ART 170220
DOI 10.24422/MCITO.2017.11.8153
Просмотров: 2481
Перед современной педагогикой стоит острая проблема выявления и коррекции предпосылок нарушения чтения у детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) III уровня, а также правильности «поднесения» данного вопроса специалистами семьям, имеющим таких детей. Анализируя психолого-педагогическую литературу, констатируем, что предпосылки нарушения чтения затрудняют формирование речевых (фонетико-фонематических и лексико-грамматических категорий речи) и психических процессов, необходимых для полноценного и всестороннего развития ребенка. Кроме того, педагоги мало осведомлены о приемах и методах коррекции данных предпосылок, а следовательно, специалистам сложно передать необходимую для родителей информацию по вопросам воспитания детей с данными нарушениями. В связи с этим актуальным является вопрос о целесообразности создания таких дидактических пособий, которые позволят педагогам и родителям изучить, построить и индивидуализировать коррекционный логопедический процесс у детей с ОНР III уровня с предпосылками нарушения чтения и предрасположенностью к дислексии. Целью данного исследования является создание и апробация специально разработанных рабочих тетрадей и методических рекомендаций для родителей и педагогов, воспитывающих детей с ОНР III уровня, по предупреждению возникновения у них предпосылок нарушений чтения еще до обучения в школе. В ходе психолого-педагогического эксперимента с 30 детьми экспериментальной группы (с ОНР III уровня) и 30 детьми контрольной группы (с условно нормативным речевым развитием) нами были разработаны и апробированы рабочая тетрадь дошкольника «Грызу гранит науки. Устраняем преграды на пути к чтению» и методические рекомендации для родителей и педагогов «Советы логопеда о чтении и предпосылках его нарушения у детей с ОНР III уровня». Использование данных пособий в нашем исследовании помогло скорректировать ряд особенностей психолингвистического и психофизического характера при предпосылках нарушения чтения у детей с ОНР III уровня с применением технологий здоровьесбережения, а также провести комплекс консультативных мероприятий с родителями и педагогами по их просвещению в данном вопросе. Материал, накопленный в рамках реализации внутривузовского гранта «Разработка и применение рабочих тетрадей как эффективное средство самостоятельной работы родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи», позволяет говорить об эффективности, а следовательно, и о целесообразности внедрения созданных нами дидактических методических пособий.
Ключевые слова:
чтение, рабочая тетрадь, общее недоразвитие речи, логопедическая работа, дислексия, предпосылки нарушения чтения