Приложение 16. «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога. Выпуск 18»
Статей: 34
Читателей: 48347
Александрова С. Э. Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках обучения грамоте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 1–7. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670001.htm
ART 670001
Просмотров: 1855
В статье рассматривается использование ТРИЗ-технологии на уроках обучения грамоте в начальной школе. Предложена технологическая карта урока творчества по теме «Секреты письма букв О, А, У, Э, ы необычными способами» с использованием ТРИЗ-технологии.
Ключевые слова:
групповая работа, творческое мышление, триз, креативный урок, креативное образование, урок обучения грамоте
Григорьев А. Б. Структура креативного вводного философского семинара по системе НФТМвш – ТРИЗ для бакалавров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 8–17. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670002.htm
ART 670002
Просмотров: 1379
«Как изобрести эвристический вопрос и диалектическое противоречие, которые сами участвуют в этом же процессе изобретения?», – основной эвристический вопрос философии изобретательства, решаемый в этой работе. Статья написана в стиле автореферентных блочных конструкций креативного вводного семинара курса «Философия» по системе НФТМвш – ТРИЗ М. М. Зиновкиной.
Деринова А. Ф. Формирование креативного мышления на уроках математики в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 18–23. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670003.htm
ART 670003
Просмотров: 2636
В статье рассматривается формирование креативного мышления на уроках математики. Автором описываются приёмы научной игры с математическими объектами и идеями, приводится блочное описание сдвоенного урока геометрии в старшей школе.
Ключевые слова:
творческие способности, креативное мышление, научная игра, математические объекты и идеи
Диваева Л. М. Аннотация к курсовой работе по теме «Внеклассное мероприятие как способ обучения школьников методам и приемам креативной педагогики» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 24–25. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670004.htm
ART 670004
Просмотров: 1506
Статья представляет собой аннотацию к курсовой работе. В данной работе раскрыты такие понятия, как сущность научного творчества, методы научного творчества. Автор описывает морфологический метод, приводит блочное описание структуры креативного урока, представляет конспект креативного интегрированного внеклассного мероприятия по системе НФТМ–ТРИЗ.
Есауленко Н. Л. Аннотация к курсовой работе по теме «Использование приемов и методов НФТМ-ТРИЗ на уроке русского языка в начальных классах» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 26–27. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670005.htm
ART 670005
Просмотров: 1967
Статья представляет собой аннотацию к курсовой работе. В курсовой работе представлены механизмы применения ТРИЗ (теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера) в обучении русскому языку для развития творческого и креативного мышления учащихся.
Клементьева Т. А. Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках математики в 8 классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 28–33. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670006.htm
ART 670006
Просмотров: 1485
В данной статье представлены примеры формирования креативного мышления школьников на уроках математики. Креативность – это способ мыслить и действовать, в основе которого лежит творчество, неординарное принятие решений и действий, наиболее адекватно и эффективно реагирующих на возникшую ситуацию. Приведены примеры решения творческих задач на уроках математики, разработка урока в соответствии с методикой ТРИЗ.
Котельникова О. Н. Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 10 классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 34–39. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670007.htm
ART 670007
Просмотров: 1479
В статье рассматривается необходимость непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей учащихся в процессе обучения истории. Представлена разработка урока истории с применением методики НФТМ-ТРИЗ.
Криницына Е. А. Урок информатики по теме «Шаблоны. Ссылки в MS Word» с использованием методов и приемов ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 40–43. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670008.htm
ART 670008
Просмотров: 1291
В статье приводится разработка урока информатики, основанная на теории решения изобретательских задач, как метода развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС.
Теория и практика: специфика применения ТРИЗ технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Никулина В. Э. Теория и практика: специфика применения ТРИЗ технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 44–49. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670009.htm
ART 670009
Просмотров: 1392
Статья посвящена специфическим методам и приемам использования ТРИЗ технологий в условиях дошкольных образовательных учреждений, а также описанию примеров НОД и СД, обусловленных тризовскими педагогическими инструментами. Это поможет стимулировать развитие гибкости и подвижности, диалектичности и системности детского мышления; и помимо этого, послужит толчком речевого развития и творческого мышления и, как следствие, развития желания активно познавать окружающий мир.
Остапчук И. В. Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках основ светской этики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 50–58. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670010.htm
ART 670010
Просмотров: 1602
В статье рассматривается описание различных методов по развитию творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках основ светской этики в начальной школе. Представлена разработка урока в соответствии со структурой креативного урока в инновационной педагогической системе НФТМ-ТРИЗ, представлены все блоки урока. Рассматривается решение практических и творческих задач в соответствии с выбранной темой.
Пирмамедова Р. З. Развитие творческого мышления и креативной компетентности учащихся на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 59–68. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670011.htm
ART 670011
Просмотров: 1281
В статье автором рассматриваются методы по развитию творческих способностей и творческого мышления учащихся на уроках русского языка. Представлена разработка урока русского языка по теме «Правописание суффиксов -ек-, -ик-» для учащихся 6 класса в соответствии со структурой креативного урока в инновационной педагогической системе НФТМ-ТРИЗ.
Развитие творческого мышления на уроках биологии у школьников с ограниченными возможностями здоровья
Прижбилова Т. В. Развитие творческого мышления на уроках биологии у школьников с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 69–75. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670012.htm
ART 670012
Просмотров: 1446
В статье рассматриваются особенности развития творческого мышления у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Представлена структура креативного урока по биологии для 7 класса по теме «Мхи».
Старцева Т. И. Развитие творческой личности детей дошкольного возраста в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670013.htm
ART 670013
Просмотров: 1250
В статье рассмотрены особенности креативного занятия в педагогической системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ. Автором приведен конспект занятия по теме «Путешествие в жаркую Африку», направленного на развитие познавательных умений детей старшей группы дошкольной организации с использованием ТРИЗ-технологий.
Ключевые слова:
триз, дети дошкольного возраста, креативные способности, творческое развитие, познавательные умения
Татаринцев А. И. Использование приемов и методов НФТМ-ТРИЗ для развития творческого мышления и воображения младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 81–88. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670014.htm
ART 670014
Просмотров: 1368
В статье рассматриваются стадии развития творческого мышления. Представлен обзор примеров и методов, стимулирующие творческую активность, параллельный процесс развития мышления и воображения. Приведен пример креативного интегрированного внеклассного мероприятия для учащихся 3 класса по теме «Путешествие в развивающую геометрию».
Числова Н. В. Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся 7 класса на уроке-путешествии по теме «Антарктида» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 89–93. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670015.htm
ART 670015
Просмотров: 1168
Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в современной школе. В статье описаны некоторые приемы формирования творческого мышления учащихся с использованием ТРИЗ – теории решения изобретательских (исследовательских) задач. Автор приводит конспект креативного урока географии для 7 класса по теме «Антарктида».
Ключевые слова:
универсальные учебные действия, творческое мышление
Чурина А. М. Развитие речи с использованием технологий ТРИЗ на занятии по теме «Как уйти от Бабы Яги» в старшей группе дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 94–99. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670016.htm
ART 670016
Просмотров: 1489
В статье рассматриваются вопросы формирования творческого мышления детей на занятиях в дошкольных образовательных организациях. Автором приведен конспект занятия в старшей группе по теме «Как уйти от Бабы Яги».
Иванова Л. А. Урок будущего для учащихся 5 класса по теме «Общая характеристика грибов» с использованием технологий системы НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 100–109. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670017.htm
ART 670017
Просмотров: 1348
В статье дан конспект урока по теме «Общая характеристика грибов», разработанный на основе технологии НФТМ-ТРИЗ. Материал данного конспекта рекомендован учителям биологии, экологии. Структура урока соответствует структуре креативного урока.
Ключевые слова:
микориза, мозговой штурм, креативный урок, триз кейс, гриб, мукор, пеницилл, симбиоз
Волкова И. В. Развитие креативных способностей учащихся начальных классов на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 110–116. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670018.htm
ART 670018
Просмотров: 1151
В статье раскрыты вопросы творческого развития учащихся начальной школы на уроках математики. Автором приведен конспект инновационного креативного урока математики в рамках авторской педагогической системы М. М. Зиновкиной многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ.
Смирнова М. В. Методическая разработка занятия по развитию творческого воображения и мышления посредством сказки «Превращение Колобка» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 117–121. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670019.htm
ART 670019
Просмотров: 1208
В статье представлена методическая разработка занятия по развитию творческого мышления и воображения у дошкольников. Для развития воображения автор создает проблемную ситуацию («мозговой штурм»), использует приемы фантазирования (изменение размера), агглютинации. Приводится блочное описание одного из занятий.
Гусева Л. Л., Лыкова Г. К. Креативный урок обучения грамоте для учащихся 1 класса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 122–126. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670020.htm
ART 670020
Просмотров: 1221
В статье авторы приводят описание креативного занятия по обучению грамоте для учащихся 1 класса.
Андреева Н. П., Андреев Д. А. Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроке математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 127–133. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670047.htm
ART 670047
Просмотров: 2378
В данной статье рассмотрены тренинг креативного мышления в обучении математике. Автором описывается методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС на примере построения креативного урока, разбитого на блоки.
Когтева М. А. Проблемы и методы развития творческого системного мышления у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 134–141. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670048.htm
ART 670048
Просмотров: 1285
В статье рассматриваются проблемы развития творческого системного мышления у младших школьников, а также пути их преодоления с помощью методики непрерывного формирования творческого мышления школьника НФТМш и креативных уроков. Автором описываются инструменты включения в творческий процесс современных детей, а также этапы и особенности становления творческой личности младшего школьника. В статье представлен блочный вариант описания креативного урока по окружающему миру для 1 класса.
Ключевые слова:
мотивация, сознание, креативность, успешность, творческое системное мышление, нестандартность
Бичанов В. Б. Формирование творческого мышления учащихся на уроках физики в соответствии с ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 142–143. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670049.htm
ART 670049
Просмотров: 1187
Статья представляет собой аннотацию к курсовой работе по программе «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога». В курсовой работе рассматриваются вопросы формирования творческого мышления учащихся на уроках физики в соответствии с ФГОС. Автором приведен конспект урока в 10 классе социально-гуманитарного профиля по теме «Свойства паров и жидкостей», построенный на основе принципов НФТМ–ТРИЗ.
Бармашева Н. С. Развитие творческого мышления учащихся на уроках технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 144–149. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670050.htm
ART 670050
Просмотров: 1340
В работе представлены механизмы применения ТРИЗ (теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера) в обучении технологии для развития творческого и креативного мышления учащихся. Приведен пример креативного урока в 6 классе «Технология ведения дома» по системе НФТМ-ТРИЗ.
Белоконь Я. С. Обучение учащихся методам и приёмам креативной педагогики на уроках изобразительного искусства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 150–151. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670051.htm
ART 670051
Просмотров: 1008
Данная статья представляет собой аннотацию к курсовой работе по теме «Обучение учащихся методам и приёмам креативной педагогики». Работа посвящена формированию и развитию креативной личности, методам развития творческого воображения. Рассмотрены этапы поиска новых решений. Более подробно раскрываются такие методы решения творческих задач как эвристические методы, методы психологической активизации творчества, метод проб и ошибок, мозговой штурм. Описываются виды психологической инерции и правила ее преодоления. В практической части представлены фрагменты внеклассных мероприятий с применением данных методов развития «креативной личности».
Мальцева Т. В. Развитие творческого мышления на уроках географии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 152–155. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670052.htm
ART 670052
Просмотров: 1673
В современной школе часто упоминается слово «творчество». Каждый из нас понимает его по – разному. От коллег слышим «…формирую творческие способности учащихся…». Возникает вопрос, что это значит? Что значит «творчество»? Дети, которых мы обучаем, совершенно другие, они отличаются от нашего поколения. Эти дети растут в век новых технологий, новых открытий, достижений. У них совершенно другой круг интересов. Поэтому современному учителю необходимо находить совершенно другой подход к ребёнку, а именно находить новые методы и формы для его обучения и развития. И каждый педагог должен дать для себя ответ на вопрос – что значит творчество? А творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, способность человека созидать новую реальность; это способность обнаруживать новые решения проблемы», так говорят психологи.
Ключевые слова:
творчество, универсальные учебные действия, творческое мышление, креативность, метапредметные результаты
Теплякова О. А. Обобщающее интегративное занятие с элементами ТРИЗ по развитию творческих способностей на основе краеведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 156–159. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670053.htm
ART 670053
Просмотров: 1292
В статье рассматривается обобщающее интегративное занятие с методами ТРИЗ. Автором описывается развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Шептунова В. А. Использование системы НФТМ-ТРИЗ для развития творческого мышления младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 160–166. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670054.htm
ART 670054
Просмотров: 1475
На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью обучающихся как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. За более чем полвека человечество осознало эффективность ТРИЗ во всех возможных областях человеческой науки. В основе ТРИЗ лежит переход от метода проб и ошибок в творчестве к целенаправленному применению различных приемов анализа и решения задач. ТРИЗ и РТВ-технологии ориентированы на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений. Можно бесконечно рассматривать теоретические и методические приемы многих известных ученных, внесших значительный вклад в развитие творческого потенциала учащихся, но наиболее интересным является применение методов ТРИЗ-педагогики на всех уровнях образовательного процесса. Поэтому основное место в ТРИЗ уделено тому, что скрывается за аббревиатурой РТВ – Развитию Творческого Воображения [3].
Ким М. С. Структура креативного занятия по развитию творческой личности студентов строительного профиля с использованием педагогической системы НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 167–176. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670055.htm
ART 670055
Просмотров: 1205
В статье описан пример структуры креативного занятия, реализовывающего стратегию НФТМ-ТРИЗ, для студентов строительных специальностей. Статья адресована всем специалистам, работающим в области креативной педагогики.
Ключевые слова:
творческая деятельность, нфтм-триз, противоречие, научное творчество, креативное образование
Макарычев К. В. Использование технологии НФТМ-ТРИЗ для развития творческих способностей технических вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 177–186. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670056.htm
ART 670056
Просмотров: 1400
В статье рассмотрены вопросы формирования творческих способностей обучающихся в рамках технологии НФТМ-ТРИЗ (НФТМвш). Анализируются особенности проведения лекционных, практических занятий, выступлений на студенческой научно-практической конференции в условиях поисково-познавательной учебной деятельности обучающихся.
Чигарев А. Г., Перекальский О. Е. Занятие в системе НФТМ-ТРИЗ для абитуриентов, поступающих на геологические специальности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 187–195. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670057.htm
ART 670057
Просмотров: 936
В статье рассматривается занятие по теме «Геология», являющееся практико-ориентированным для геологических специальностей по дисциплине «Основы инженерной геологии». Авторами данной статьи описывается создание условий для развития личности учащихся, способной к самообразованию, саморазвитию, самореализации, через освоение геологических знаний, изучение природы родного края, профессиональную направленность.
Михайлюта В. В. Развитие творческих способностей и креативного мышления у детей 5-8 лет, генерация уникальных неповторяющихся идей на занятиях для дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 196–200. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670058.htm
ART 670058
Просмотров: 1285
В статье описывается использование приёмов для развития креативного мышления и управляемого воображения с помощью теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и развитие творческого воображения и фантазии (РТВиФ) на внеурочных занятиях в центре дополнительного образования для дошкольников и младших школьников, приводится блочное описание одного из учебных занятий.
Пешкова Е. А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики в рамках системы непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ на примере урока по теме «Инфракрасное излучение» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 201–207. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670059.htm
ART 670059
Просмотров: 1136
В статье рассмотрены особенности формирования творческих способностей учащихся. Автором приведен урок физики по теме «Инфракрасное излучение», построенный в рамках системы непрерывного формирования творческого мышления (НФТМ).
Некрасова Г. Н. Приемы творческого развития будущих конструкторов при обучении проектированию костюма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 16. – С. 208–210. – URL: http://e-koncept.ru/2017/670060.htm
ART 670060
Просмотров: 1225
Статья представляет собой аннотацию к курсовой работе по теме «Приемы творческого развития будущих конструкторов при обучении проектированию костюма». Предложен фрагмент методики развития творческо-конструкторских компетенций у студентов при проектировании костюма. Основная идея заключается в использовании элементов ТРИЗа, которые позволяют вовлекать студентов в активные действия по поиску новых идей при разработке моделей одежды