№ 02 (февраль)
Статей: 21
Читателей: 43051
Бондарева Е. П., Чистякова Г. В., Степанов А. А., Сергеев С. А. Языковая подготовка взрослых обучающихся: поиск эффективных методов работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 2 (февраль). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181004.htm
ART 181004
DOI 10.24422/MCITO.2018.2.10702
Просмотров: 2032
Уверенные навыки иноязычной коммуникации являются неотъемлемой составляющей профессиональной компетенции современного специалиста. Устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка взрослыми обучающимися формируют требования работодателя, с одной стороны, и возможности карьерного роста и финансовой стабильности – с другой. Наличие большого количества теоретических исследований при недостаточной практической проработанности андрагогической модели языкового обучения определяет актуальность предпринятого исследования. Цель статьи – описать один из возможных сценариев дизайна языковых курсов для взрослых обучающихся с учетом требований андрагогической модели обучения. В работе рассмотрены андрагогические принципы работы, приведены теоретические доказательства необходимости выбора иных способов, подходов работы со взрослыми по сравнению с детьми. В качестве основных требований андрагогической модели обучения выделены следующие: опора на профессиональный опыт слушателя; индивидуализированность обучения; самостоятельность обучающихся; практикоориентированность в применении полученных знаний; преподаватель – это наставник, организатор работы. В работе представлено поэтапное описание процесса организации и реализации языковых курсов для взрослых обучающихся, в том числе требования к компетенциям кадрового состава преподавателей. Доказано, что обучение следует вести в дистанционном или смешанном формате с применением информационно-коммуникационных технологий. Авторы работы предлагают обратиться к обучающим технологиям интерактивного метода, считая их наиболее продуктивными в языковой подготовке/переподготовке взрослых. В качестве примера рассмотрено применение технологии «Деловая игра» интерактивного метода в дистанционной форме с применением информационно-коммуникационных технологий. Данная обучающая технология позволяет решить две важные задачи обучения взрослой целевой аудитории: развить навыки общения на иностранном языке и обеспечить практикоориентированность процесса обучения. Представлен поэтапный ход работы с применением обозначенной технологии, определена роль преподавателя на каждом этапе. Авторы статьи приходят к выводу о том, что другие технологии интерактивного метода также могут стать эффективным способом работы при андрагогической модели обучения. Исследования подобного рода вносят вклад в развитие новых образовательных подходов, нацеленных на ведение языковой подготовки и переподготовки взрослых обучающихся; кроме того, позволяют практически осмыслить возможность применения заявленных теоретических положений.
Полушкина Г. Ф. Возможности использования технологий медиаобразования для развития универсальных учебных действий подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 2 (февраль). – С. 14–27. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181005.htm
ART 181005
DOI 10.24422/MCITO.2018.2.10703
Просмотров: 2233
Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что в настоящее время к обучению по федеральным государственным образовательным стандартам переходят обучающиеся среднего звена (подростки). Подростковый период имеет свои особенности в процессах познания, общения, координации собственной деятельности, осознании себя как личности и определении своего места в мире. Все это нужно учитывать при планировании развития универсальных учебных действий подростков (далее – УУД). Результаты современных исследований качества образования (всероссийских проверочных работ, региональных оценочных процедур) показывают, что подростки демонстрируют достаточно высокие предметные результаты и средние (и даже низкие) метапредметные результаты обучения. У обучающихся недостаточно сформированы такие универсальные учебные действия, как умения работать с информацией, смысловое чтение, умение работать по инструкции и организовывать деловое сотрудничество, осуществлять самоконтроль и коррекцию. Все это свидетельствует о необходимости пристального внимания со стороны образовательных организаций к вопросам развития УУД подростков. С учетом психологических особенностей подростков для развития УУД могут применяться технологии медиаобразования. Методологию исследования составляет изучение информационных источников по вопросам применения технологий медиаобразования, анализ результатов всероссийских, региональных и школьных процедур оценки сформированности УУД и возможности их применения при разработке программы развития УУ подростков. В статье проводится анализ подходов к понятию «медиаобразование» в российской и зарубежной литературе, определяются возможности данных технологий по развитию УУД подростков, приводится описание технологий медиаобразования, используемых в урочной и внеурочной деятельности, рассматриваются результаты исследования, проводимого на базовых и региональных инновационных площадках КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», которые демонстрируют, каким образом использование технологий медиаобразования влияет на формирование УУД подростков. На основании данного анализа в статье представлены возможности применения технологий медиаобразования в урочной и внеурочной деятельности, их влияние на развитие УУД подростков, что может быть полезным при разработке программ развития УУД в образовательных организациях, а также при повышении квалификации педагогических работников.
Тропникова В. В. Мониторинг знаний студентов среднего профессионального образования посредством входного контроля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 2 (февраль). – С. 28–37. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181006.htm
ART 181006
DOI 10.24422/MCITO.2018.2.10704
Просмотров: 2212
Важным условием подготовки специалистов в любом учебном заведении является обеспечение участников образовательного процесса и руководителей учреждения своевременной информацией с целью принятия решения по выбору стратегии педагогических технологий. Актуальность данного исследования связана с востребованностью информации о знаниях, умениях и навыках студентов-первокурсников по любым дисциплинам, и в том числе по дисциплине «Химия», для оценки их уровня без учета результатов ЕГЭ. Объективную оценку знаний проводят с помощью мониторинга на уровне среднего профессионального образования. Входной контроль используют как часть мониторинга образовательного процесса. Сравнительный анализ уровня подготовки групп первого курса позволил определить соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по дисциплине «Химия». Цель работы – выявление пробелов школьного образования, которые являются общими для школ Новосибирской области и других регионов, для их последующего устранения. Используют кодификатор элементов содержания теста входного контроля по общей химии базового уровня 9-го класса общеобразовательной школы. Результаты анализа позволяют выявить темы, не освоенные студентами в полной мере, а также отсутствие различий между уровнем знаний студентов из различных регионов. Сделан вывод о недостаточном качестве знаний по дисциплине «Химия», о необходимости увеличения количества часов в рабочих программах для повторения базового курса средней общеобразовательной школы и посещения студентами дополнительных занятий по химии. Теоретическая значимость статьи связана с обоснованием корректировки часов в рабочих программах, отведенных на повторение и обобщение материала базовой школьной программы по химии. Рекомендовано выстраивание оптимальной траектории обучения студентов, включающего также дистанционные технологии тестирования. Результаты мониторинга по дисциплинам предметной области «Естественные науки» могут быть полезны руководителям общеобразовательных школ и органов управления образованием муниципального и регионального уровней для принятия управленческих решений.
Ключевые слова:
мониторинг, входной контроль, уровень знаний, качество знаний, умений и навыков, траектории обучения
Москвина Ю. А. Опытно-поисковая работа как основной метод диссертационного исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 2 (февраль). – С. 38–48. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181007.htm
ART 181007
DOI 10.24422/MCITO.2018.2.10705
Просмотров: 2781
Актуальность представленного материала обусловлена сложностью определения основного метода практического исследования на начальных этапах работы аспиранта. Начало любого диссертационного исследования представляет определенную трудность для специалиста с любым педагогическим опытом. Таким образом, основная цель статьи – подготовка ряда рекомендаций для проведения опытно-поисковой работы. Рекомендации основаны как на опыте заслуженных зарубежных и отечественных педагогов-новаторов, так и на опыте осуществления собственного диссертационного исследования. Главная цель исследования состоит в разработке научно обоснованной и проверенной опытно-поисковым способом методики формирования необходимых компетенций будущих инженеров. Ведущим методом при подготовке данной статьи стал метод анализа собственного педагогического опыта, позволивший сформулировать основные принципы организации опытно-поисковой работы. В рамках нашего диссертационного исследования с помощью опытно-поисковой работы были апробированы методики формирования иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) студентов технического профиля. Данная компетенция формируется при освоении курса «Иностранный язык» как в рамках школьной программы, так и в системе высшего профессионального образования. Исследование проводилось с 2014 года и заняло более трех лет. Однако работа представляет интерес не только для преподавателей иностранных языков высшей школы, поскольку дает универсальные и практические рекомендации для исследователя любой сферы науки. В частности, во-первых, статья дает рекомендации по проведению первичной диагностики студентов и ее интерпретации. Во-вторых, указывает на особенности построения целей, задач и гипотезы опытно-поисковой работы. В-третьих, актуализирует необходимость корректного этапирования (выделение основных этапов) хода опытно-поисковой работы. Особое внимание уделено правилам формирования контрольных и экспериментальных групп. Практическая значимость исследования определяется и анализом типичных ошибок, которые может допустить аспирант при проведении опытно-поисковой работы.
Темрюкова С. Н., Тарабановская Е. А. Развитие региональной системы управления образованием России в конце XX – начале XXI веков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 2 (февраль). – С. 49–62. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181008.htm
ART 181008
DOI 10.24422/MCITO.2018.2.10706
Просмотров: 1825
Актуальность проводимого исследования объясняется тем, что глобальные преобразования в системе управления образованием России, начавшиеся более 20 лет назад, продолжаются и сегодня. До сих пор не разрешены противоречия между поиском путей совершенствования отечественной системы управления образованием и игнорированием исторического опыта её развития; между рассогласованностью политики государства в сфере образования в России и потребностями в образовании социума. Сложность, масштабность системы управления образованием делает недостаточным исследование её развития с точки зрения традиционных подходов. Проводимое исследование ставит задачу представить в целостном виде развитие системы управления образованием в Астраханском регионе в конце ХХ – начале ХХI века с позиции организационного подхода с учетом региональной специфики для выявления особенности системы управления образованием и закономерностей её развития. Цель статьи – представить новое видение разрешения противоречий в развитии системы управления образованием в России. В результате исследования были уточнены понятия «система управления образованием», «развитие системы управления образованием». В рамках данной работы система управления образованием рассматривается как система с особой конфигурацией взаимоотношений, которая строится в зависимости от определенной субъективной цели и которая находит своё отражение в её структуре. Система управления образованием характеризуется постоянным взаимодействием управления, организации и самоорганизации, что приводит к организации-упорядочению частей, элементов, отношений системы в пространстве и во времени под воздействием внутренних (самоорганизационных) и внешних факторов (организационно-управленческих) для достижения общей цели. Развитие системы управления образованием определяется сложным, динамичным, целенаправленным процессом, представляющим собой переход из одного состояния в другое через взаимодействие организационно-управленческой и самоорганизационно-дезорганизующей сторон системы. Статья может представлять интерес для специалистов по управлению при формировании структур системы управления образованием, при проведении мероприятий, которые преобразуют сложившиеся организационные формы. Содержащиеся в работе выводы, положения дополняют и расширяют знания и представления о развитии и функционировании объекта исследования.
Поваляев В. В. Основы педагогического сопровождения творческой деятельности студентов колледжа средствами декоративно-прикладного искусства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 2 (февраль). – С. 63–74. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181009.htm
ART 181009
DOI 10.24422/MCITO.2018.2.10707
Просмотров: 1884
Приоритет развития творческих способностей, критического мышления, активизации и популяризации занятий творческой деятельностью в настоящее время входит в число основных долгосрочных задач российского образования. К числу актуальных проблем такого порядка относится педагогическое сопровождение творческой деятельности студентов колледжа. В качестве доступного и эффективного средства формирования творческой личности автор предлагает использовать занятия декоративно-прикладным искусством. Цель данной статьи – описание и обобщение опыта организации занятий декоративно-прикладным искусством со студентами. При разработке модели педагогического сопровождения мы использовали такие теоретические подходы к работе, как системный, обеспечивающий целостность, иерархичность и логику построения педагогической модели; личностный, направленный на создание педагогического процесса, обеспечивающего раскрытие творческого потенциала личности; праксиметрический, направленный на сравнительно-сопоставительный анализ по обобщению массового и новаторского педагогического опыта; творческий, способствующий формированию эстетического восприятия мира, продуктивной деятельности и развитию критического мышления. В качестве диагностических методов исследования при работе со студентами контрольной и экспериментальной групп мы использовали тестирование, анкетирование, исследовательскую беседу, педагогическое наблюдение, интервьюирование. В статье представлены результаты положительной динамики формирования творческой деятельности студентов колледжа, основанные на исследовании ряда критериев: когнитивного, мотивационного, деятельностного, креативного и эмоционального. Тем не менее проблема формирования творческой деятельности студентов колледжа средствами декоративно-прикладного искусства в современной педагогике изучена недостаточно хорошо. Теоретическая значимость статьи заключается в уточнении таких понятий, как творческая деятельность, феномен декоративно-прикладного искусства и педагогическое сопровождение.
Ключевые слова:
творчество, студенты, декоративно-прикладное искусство, педагогическое сопровождение