№ 01 (январь)
Статей: 31
Читателей: 56423
Фесенко О. П., Вашутина О. Ю., Домбровская И. И. Тренинг в системе преподавания русского языка как иностранного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191001.htm
ART 191001
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11001
Просмотров: 2389
Модернизация системы образования – необходимое условие его эффективности. В русле последних тенденций, предполагающих ориентацию учебного процесса в вузе на будущую профессиональную деятельность обучающихся, актуальными становятся технологии, методы и формы работы, позволяющие приблизить учебную деятельность к профессиональной. В связи c этим вполне оправдан компетентностный подход. Современная методика преподавания русского языка как иностранного уже многие годы главной целью считает коммуникативность обучения в рамках данного подхода. Формирование коммуникативной компетенции становится главной задачей при освоении русского языка как иностранного, причем от младших курсов к старшим владение языком проявляется не только в учебной сфере, но и в профессиональной. Именно поэтому тренинг в рамках русского языка как иностранного в системе подготовки иностранных обучающихся может обеспечить максимальную эффективность при формировании навыков успешной коммуникации. Цель нашего исследования – внедрение в процесс обучения технологии коммуникативного тренинга как наиболее эффективной разновидности интерактивного обучения, реализующей личностно-деятельностный и коммуникативный подходы. Под коммуникативным тренингом мы понимаем создание учебных ситуаций, направленных на развитие коммуникативно-речевых умений, контроля и корректировку собственного речевого поведения и речевого поведения собеседника при условии учета всех условий протекания общения. Основной метод исследования – педагогический эксперимент, в результате проведения которого был составлен комплекс коммуникативных упражнений, ролевых игр и в целом учебных занятий, направленных на развитие коммуникативной компетенции иностранных обучающихся. Наряду с экспериментом использовались общенаучные методы: анализ, синтез и обобщение (при исследовании научной литературы), дескриптивный и сопоставительный, статистический (при подсчете результатов проведенного исследования), метод включенного наблюдения (в процессе проведения исследования). Участниками эксперимента стали курсанты из Судана специального факультета Омского автобронетанкового инженерного института. Результативность эксперимента подтверждена при проведении промежуточного контроля в форме экзамена. Средний балл в экспериментальной группе составил 4,75, в контрольной – 4,6. Разработанные в процессе проведения исследования упражнения можно использовать в практике преподавания русского языка как иностранного при обучении взрослых.
Ланковская Е. К. Модель формирования готовности будущих педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 16–28. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191002.htm
ART 191002
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11002
Просмотров: 1470
Реализация концепции образования и государственной семейной политики Российской Федерации требует пересмотра отношения к организации культурно-досуговой деятельности детей в период их оздоровления, что предполагает профессиональную подготовку специалистов со сформированными компетенциями для работы с семьями с детьми в условиях санаторно-курортных учреждений. Современные исследователи отмечают необходимость подготовки педагогов для культурно-досуговой сферы детского отдыха и оздоровления, предлагая ее различные модели. В то же время проведенные научные исследования и имеющиеся методологические разработки по подготовке педагогов-психологов недостаточно ориентированы на необходимость формирования их профессиональной готовности к анимационной деятельности с учетом специфики санаторно-курортных учреждений и современных требований концепции модернизации образования. Цель исследования заключалась в разработке и теоретическом обосновании модели подготовки будущих педагогов-психологов, обеспечивающей формирование готовности к анимационно-педагогической деятельности в образовательном процессе вуза. В качестве метода научного исследования был выбран метод моделирования, позволяющий полноценно изучить особенности данного процесса и систематизировать знания о процессе формирования готовности педагогов-психологов, определив структуру связей между ее компонентами. В процессе исследования была сконструирована и теоретически обоснована модель формирования готовности будущих педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях. Теоретическая модель формирования готовности педагогов-психологов к анимационной деятельности представляет собой достаточно обоснованную, но сложную систему, применение которой позволяет увидеть структуру процесса формирования готовности в санаторно-курортных учреждениях, предвидеть результаты функционирования модели и обнаружить проблемные зоны. Благодаря реализации модели создаются необходимые педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности будущих педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях.
Ключевые слова:
модель, анимация, досуг, педагог-психолог, анимационная деятельность, санаторно-курортные учреждения
Рехлова А. В., Набатова Л. Б. Экспериментальная работа по реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку в военном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 29–39. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191003.htm
ART 191003
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11003
Просмотров: 1421
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки современных специалистов, в том числе и в военной сфере. Результатом обучения должна стать способность выпускника действовать в ситуациях профессиональной реальности, вести профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного мирового сообщества. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) выдвинула конкретные требования к владению английским языком в сфере авиации. Однако проблема недостаточного уровня владения пилотами авиационным английским языком продолжает оставаться актуальной. Статья посвящена результатам экспериментальной работы, направленной на формирование у курсантов военного вуза достаточного уровня сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции средствами интегральной технологии, адаптированной к условиям обучения в военном авиационном вузе. Целью статьи является описание экспериментальной работы по реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку в военном вузе. В статье раскрывается структура иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, критерии и уровни оценки её сформированности. Авторы описывают этапы процесса практической реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку, а также эффективность воздействия следующей совокупности педагогических условий адаптации интегральной технологии к условиям военного вуза: дифференциация обучения; профессиональное соответствие и мотивация курсантов; наличие инфокоммуникационного сопровождения; мониторинг успешности курсантов и градация знаний по уровням. Анализ результатов проведенного нами эксперимента доказывает эффективность разработанной методической модели интегральной технологии обучения авиационному английскому языку, адаптированной к условиям подготовки в военном вузе. Объективность и достоверность результатов эксперимента доказаны методами математической статистики.
Кирин Н. А. Реализация принципа связи теории с практикой как мотивирующего фактора к обучению на примере изучения дисциплины «Обыкновенные дифференциальные уравнения» для направления подготовки «Экономика» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 40–52. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191004.htm
ART 191004
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11004
Просмотров: 1444
Актуальность данной работы определяется необходимостью реализации одного из основных принципов педагогики – связи теории с практикой. Этот принцип не только отвечает современным положениям ФГОС, что отражено в перечне необходимых для овладения компетенций, но и способствует повышению мотивации студентов к обучению. Особенно остро эта проблема встает при изучении математических дисциплин на направлениях подготовки, не связанных непосредственно с математикой. При этом знания отдельных разделов математики могут являться важнейшей составляющей в подготовке бакалавров и магистров по этому направлению подготовки. Примером может служить направление подготовки «Экономика». В связи с этим целью данной статьи является обсуждение в рамках методики преподавания дисциплины «Обыкновенные дифференциальные уравнения» рекомендаций для раскрытия её возможностей в реализации принципа связи теории с практикой для направления подготовки «Экономика». Данные рекомендации воплощены в приведенной серии решаемых задач с практическим содержанием, которые имеют в то же время и теоретическую ценность. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является интегративный подход, который обеспечивает, с одной стороны, целостность и преемственность содержания образовательной программы и методических систем, а с другой стороны, установление прочных межпредметных связей. В статье рассмотрена проблема мотивации студентов к изучению дисциплины «Обыкновенные дифференциальные уравнения» для непрофильных направлений подготовки, в частности для направления подготовки «Экономика». Ряд теоретических положений, опубликованных в различных монографиях и статьях по экономике и математическим моделям в экономической теории, переработаны и адаптированы для студентов с различным уровнем подготовки. Практическая значимость данной работы заключена в том, что в статье предложена последовательная система практических задач, которая способна не только помочь закрепить и отработать некоторые практические навыки решения линейных дифференциальных уравнений первого порядка, но и дает возможность студентам-экономистам расширить свои знания непосредственно по направлению подготовки, а также показать перспективы и возможности применения данного математического аппарата в их непосредственной профессиональной деятельности в будущем.
Бондаренко М. И. Использование метода проблемного обучения при изучении «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса в вузе с целью формирования профессиональных компетенций учителя-словесника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 53–61. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191005.htm
ART 191005
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11005
Просмотров: 1357
В статье рассматриваются возможности изучения диккенсовской «Рождественской песни в прозе» студентами вузов в рамках модуля «История зарубежной литературы». Целью исследования является моделирование практического занятия на основе метода проблемного обучения. Актуальность обращения к данной теме обусловлена значимостью самой повести и в контексте творчества реалиста, и в контексте развития английской и западноевропейской литературы XIX века. Рождество в художественном сознании писателя стало органичной формой выражения общего гуманистического пафоса его творчества и в меньшей степени было связано с религиозной составляющей. Диккенс является в европейской литературе основоположником традиции рождественского жанра. При изучении «Рождественской песни в прозе» необходимо обратиться к поэтике текста, определить составляющие жанрового канона, а также охарактеризовать социально-исторический фон. Реализму присуща идея социальной детерминированности героя. Скрудж в повести Диккенса наделен утилитаристским сознанием. Изучение студентами-филологами «Рождественской песни в прозе» на III курсе очной формы обучения и IV курсе заочной формы обучения должно опираться на сформированные модулями «Иностранный язык» и «Философия» общекультурные и профессиональные компетенции. Для более корректного исследования повести Диккенса необходимо обращаться к оригинальному тексту на английском языке. Основными методами исследования текста являются герменевтический, биографический и исторический. Формы работы с «Рождественской песнью» могут быть вариативны. Одним из подходов изучения данного текста является лекционный формат. Однако художественная природа текста более подходит для изучения на практическом или семинарском занятии. В лекционном курсе для ознакомления студентов с повестью предпочтителен репродуктивный метод. Он позволяет преподавателю в обзоре творчества Диккенса отметить ключевые закономерности эволюции творчества писателя, что поможет в организации работы студентов с конкретным текстом. В формате практического занятия следует рассмотреть возможности использования метода проблемного обучения. Данный метод соответствует логике исследования художественного произведения обучающимися и позволяет решать поставленные преподавателем задачи. В организации работы студентов по изучению текста Диккенса используется технология групповой работы. Результаты исследования, приведенные в статье, связаны с тем, что в ней рассматриваются как возможности организации теоретического ознакомления студентов с данным текстом, так и практические подходы к его исследованию, которые будут необходимы для формирования профессиональной компетенции учителя.
Разумовская Е. А. Реализация лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке в гуманитарном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 62–72. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191006.htm
ART 191006
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11006
Просмотров: 1425
Владение английским языком становится насущной необходимостью во всех сферах профессиональной деятельности, но вместе с тем определенной суммы знаний и соответствующих навыков, связанных с различными аспектами языка, явно недостаточно для полного владения языком в гуманитарных вузах, в частности в театральном вузе. Использование лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке в театральном вузе помогает развитию и совершенствованию у обучаемых лингвокультуроведческой мотивации, воспитанию обучающихся в контексте диалога культур. Этот подход обеспечивает устойчивый результат в области практических навыков и умений по применению языка как средства межкультурного общения, содействует приобретению обширных культуроведческих знаний, которые становятся составной частью международной профессиональной деятельности обучающихся, что определяет актуальность темы исследования в статье. Цель исследования – выявить и установить истоки методологии и методических перспектив процесса реализации лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке в гуманитарном вузе. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение и метод анализа процесса обучения сценической речи на английском языке студентов Театрального института им. Б. Щукина (г. Москва). По результатам исследования в статье представлена методология использования лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке и методы ее реализации в гуманитарном вузе. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы и обобщены основные методологические и методические положения по проблеме организации процесса обучения сценической речи на английском языке в системе высшего образования. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения на практике основных положений, выдвинутых автором. Результаты исследования могут способствовать совершенствованию методов преподавания сценической речи на английском языке в театральных школах России, что позволяет сформулировать конкретные рекомендации для речевого обучения будущих актеров в направлении международной профессиональной деятельности.
Сауров Ю. А., Уварова М. П. Образование как конструирование реальности мышления и деятельности (К 90-летию Г. П. Щедровицкого) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 73–91. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191007.htm
ART 191007
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11007
Просмотров: 1357
В современной научной и образовательной деятельности, шире – жизнедеятельности, востребованы как коллективная, кооперированная деятельность учебной (и иной) группы, так и мыслительная и рефлексивная деятельность индивида. Эта практика в разных предметных областях и соответствующие качества субъекта образования во многом определяют уровень университетского образования. В целом его совершенствование ведется по классическим направлениям: организационно-экономическое и нормативно-правовое обеспечение, развитие кадрового потенциала, совершенствование образовательной и научно-исследовательской деятельности в университете. Но, на наш взгляд, собственно процессуальным аспектам образовательной деятельности и их обеспечению уделяется недостаточное внимание, в том числе из-за формально модной тенденции к сокращению аудиторной нагрузки. А так важно не упрощать, а углублять интеллектуальную деятельность студентов! Отсюда актуальность исследования состоит в поиске инструментов построения духовной реальности как онтологии обучения, как фундамента для организации практики образовательной деятельности в школе и вузе. Цель статьи – на платформе текстов Георгия Петровича Щедровицкого организовать в пространстве-времени диалог о профессиональной жизни преподавателя, принципах, позициях, действиях для себя и других. И здесь интеллектуальные размышления не уход от реальности, не украшательство, а может быть, ведущий инструмент понимания объективного мира и самого себя. Предмет деятельности мы видим в систематизации и аргументации небольшого числа идей-оснований как ориентировки для совершенствования преподавательской деятельности. Ведущий метод исследования – это анализ доступных литературных источников. В статье представлены фрагменты диалога-размышления на методологических семинарах по проблемам образовательной деятельности, освоения мышления, поисков оснований в дидактике и психологии. В них идеи Московского методологического кружка (далее – ММК) – ресурс в построении содержания и формы деятельности учения и преподавания. Основной результат статьи заключается в инициировании рефлексивной деятельности специалистов в научно-исследовательской и образовательной областях. Ее творческий результат – конструирование интеллектуального поля (некой деятельностной картины мира) для современной по разным чертам профессиональной деятельности любого субъекта в образовании.