№ 05 (май)
Статей: 26
Читателей: 49697
Хайрутдинов Р. Р. Педагогическое проектирование магистратуры в современном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 5 (май). – С. 1–10. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191033.htm
ART 191033
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11033
Просмотров: 1843
В статье анализируется современное состояние магистерского образования. Магистратура сегодня позиционируется как «надпрофессиональное» образование, но ее роль остается неопределенной. С одной стороны, магистратура позволяет ориентировать обучаемых на развитие научных исследований, с другой стороны, выступает продолжением профессионального образования, ориентированного на практическую деятельность выпускников. Нормативно-правовая основа магистерского образования обладает нечеткостью и перманентно меняется. Это создает сложности в разработке стратегии развития магистратуры в каждом отдельно взятом вузе. Цель данной статьи – показать проблемы педагогического проектирования магистерского образования в вузе и пути их решения. Автором анализируется понятийный аппарат педагогического проектирования, данный объект рассматривается как непрерывный процесс, разделенный на этапы. Конечным объектом выступает идеальный проект магистратуры. В качестве методологической основы исследования выступают системный и субъектно-деятельностный подходы. Результатами статьи явились выводы о том, что магистерское образование как объект педагогического проектирования может представлять собой научно ориентированную структуру, производящую кадры высшей квалификации. Вариантом такого проектирования может быть создание некоей «сквозной» магистратуры, в которой сосредоточиваются все ресурсы, необходимые для целенаправленной подготовки магистров как представителей «надпрофессиональной» специализации. Педагогическое проектирование магистерского образования в каждом конкретном вузе базируется на анализе внешней и внутренней среды. Внешняя среда обусловлена регионом как специфическим социокультурным и хозяйственно-экономическим пространством. Внутренняя среда детерминирована качеством субъектного потенциала обучаемых и профессорско-преподавательского состава вуза. Теоретическая значимость исследования состоит в возможности использования обозначенных аспектов педагогического проектирования в создании магистерского образовательного пространства. Практическая значимость состоит в нацеленности педагогического проектирования магистратуры на повышение эффективности подготовки магистерских кадров.
Ключевые слова:
управление, магистратура, система, педагогическое проектирование, магистерское образование
Спирина Е. М., Чернякова Ю. С. Эффективные способы стимулирования познавательного интереса на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 5 (май). – С. 11–23. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191034.htm
ART 191034
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11034
Просмотров: 2029
В статье исследуются приемы и методы стимулирования познавательного интереса при обучении иностранному языку. Актуальность данной проблемы обусловлена задачами современного образования. На сегодняшний день каждому члену общества необходимо владеть иностранным языком для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения общения, облегчения социализации. Цель исследования – определение эффективных приемов стимулирования познавательного интереса к изучению иностранного языка. Спад интереса к изучению иностранного языка объясняется тем, что в учебном процессе почти не учитывается такой фактор, как практическое использование полученных знаний. Данная проблема может быть решена путем интеграции современных образовательных технологий и нетрадиционных форм обучения, проанализированных в данной работе. Ведущими методами исследования проблемы выступают: анализ научно-методической литературы для изучения, сравнения и обобщения различных точек зрения по теме исследования; синтез и систематизация передового педагогического опыта по данной теме; беседа (с учителями, обучающимися); анкетирование, опрос; наблюдение. Основные методы стимулирования познавательного процесса при обучении иностранным языкам в школе: коммуникативный метод; метод проектов; интерактивные методики обучения («мозговой штурм», деловые и ролевые игры, дебаты, использование кейс-технологий, круглый стол, игры); технология сотрудничества; использование информационно-коммуникационных и интернет-технологий. В результате проведенного исследования выяснили, что эффективен урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-викторина, видеоурок, метод проектов, технология сотрудничества, интернет-технологии. Кроме того, в целях стимулирования познавательного интереса к учебному предмету и конкретному изучаемому материалу целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, видеоролики, мультимедийные презентации с красочными слайдами, флеш-карты – средства визуализации обучения, обеспечивающие интерактивность, общение на уроке, вызывающие эмоции, притягивающие внимание. Теоретическая значимость данной работы заключается в раскрытии сущности методов повышения познавательного интереса к урокам иностранного языка, а также в определении значимости рассматриваемой проблемы. Практическая значимость проявляется в возможности использования основных результатов работы на уроках в школе.
Иванов М. А., Ершова Н. В., Сутакова З. О. Введение индивидуальных учебных планов обучающихся в образовательный процесс общеобразовательной школы в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 5 (май). – С. 24–31. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191035.htm
ART 191035
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11035
Просмотров: 1771
Актуальность данной работы определяется необходимостью реализации одного из основных принципов педагогики – связи теории с практикой. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предоставляют возможность школам строить образовательный процесс на основе индивидуальных учебных планов обучающихся, что особенно важно для старшеклассников. Авторы ставят целью актуализацию обучения на основе индивидуальных учебных планов в современных условиях в старшей школе, разработку рекомендаций по введению данной инновации, заполнению электронного образовательного журнала. Основу исследования образует теоретико-методологический анализ, проектирование. Результаты работы заключаются в том, что авторы предложили рекомендации по введению индивидуальных учебных планов в образовательный процесс школы; пошаговую инструкцию по заполнению электронных журналов в условиях обучения на основе индивидуальных учебных планов; основные критерии оценки эффективности реализации обучения на основе индивидуальных учебных планов. Кроме того, авторы обращают внимание на необходимость учета психологического состояния старшеклассников в изменяющихся условиях образовательного процесса. Ряд теоретических положений, опубликованных по теме организации образовательного процесса на основе индивидуализации, переработаны и адаптированы для руководителей и педагогов общеобразовательных школ, в том числе раскрыто содержание деятельности участников образовательных отношений на подготовительном, организационном, основном и аналитическом этапах введения и реализации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов. Практическая значимость статьи заключается в том, что рекомендации по введению индивидуальных учебных планов обучающихся старшей школы, инструкция по заполнению электронных журналов в данных условиях могут быть применены на практике.
Ключевые слова:
образование, индивидуализация, обучение, развитие, личность, индивидуальный учебный план, электронный журнал
Анисимова Т. С., Вовк О. С. Технология проблемного диалога в формировании ценностных ориентаций дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 5 (май). – С. 32–44. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191036.htm
ART 191036
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11036
Просмотров: 1884
Проблема технологического преобразования воспитательного процесса в дошкольном возрасте стала проявлять себя недавно, после парадигмальных изменений в образовании, обусловленных стремительными изменениями в социуме. Потому технологический подход в воспитательном процессе пока воспринимается научной и педагогической общественностью неоднозначно и не получил должного методического и диагностического обеспечения. В статье рассматривается проблема использования технологий для формирования ценностных ориентаций дошкольников как основы воспитания, решения самой сложной воспитательной задачи. Для решения этой задачи авторы статьи избрали технологию проблемного диалога, которая выводит процесс формирования ценностей на личностно-смысловой уровень. Целью работы является разработка и исследование продуктивности воспитательной технологии деятельностного типа: проблемный диалог в дошкольном возрасте для формирования ценностных ориентаций дошкольников. В качестве концептуальной основы исследования избраны принципы целеполагания, смысловой мотивации, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Теоретическим ориентиром явилась гуманистическая направленность и интерпретация знания как переживания. Использован проблемно-диалогический метод. В статье дан краткий анализ зарубежных и отечественных исследований по проблеме, уточнено понятие «проблемный диалог», дано определение этого понятия в процессе воспитания. Авторами разработаны условия использования проблемного диалога для формирования ценностных ориентаций дошкольников, планы-конспекты проведения занятий, предложен увлекательный, мотивирующий вариант блогер-диалога. Показаны преимущества блогер-диалога для создания среды в формировании ценностных ориентаций, активного вовлечения семьи в процесс воспитания. Представлены результаты репликационного исследования ценностных ориентаций дошкольников в г. Славянске-на-Кубани Краснодарского края, сделаны выводы о значимости показателей пола и места проживания детей для формирования ценностных ориентаций. Результатом эксперимента по формированию ценностных ориентаций дошкольников с использованием технологии проблемного диалога и её модификации блогер-диалога явились выводы об универсальности технологии, её продуктивности, возрастной специфике и эффективности использования для создания развивающей среды. Исследования технологии проблемного диалога показали развитие мотивационно-смысловой сферы ребенка. Разработанные диалоги рассчитаны на детей дошкольного возраста и могут быть включены в дидактическую систему воспитания.
Демидова Т. Е., Чижевская И. Н., Чижевский А. Е. Состояние профессиональной готовности учителей к формированию медийной культуры у современных школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 5 (май). – С. 45–58. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191037.htm
ART 191037
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11037
Просмотров: 1573
Современные исследования убедительно показывают, что ресурсы и сервисы Интернета могут негативно влиять на физическое, психическое и духовное состояние детей и подростков. Одним из ответов на эти угрозы со стороны государства и общества является разработка и воплощение в жизнь региональных программ по организации продуктивной, созидательной деятельности подрастающего поколения россиян в Интернете, способствующей формированию их медийной культуры. Успешное формирование медийной культуры у нынешних школьников предполагает системную работу, предусматривающую меры организационного, педагогического, технологического и экономического порядка. Вместе с тем открытым остается вопрос о готовности современных учителей к успешному решению сложного комплекса проблем в этой сфере. Целью настоящей публикации является анализ состояния готовности учителей Брянской области к формированию медийной культуры у школьников. Исследование готовности учителей Брянской области к осуществлению профессиональной деятельности по формированию медийной культуры у детей и подростков проводилось в рамках проекта «Молодежные медиаресурсы», который осуществляется на территории Брянской области. За период реализации проекта в 2017–2018 годах был изучен опыт работы 127 учителей 54 образовательных организаций. Исследованием были охвачены учителя начальных классов, а также педагоги различных специальностей естественнонаучного и гуманитарного профиля. Кроме деления по специальности, в исследовании были выделены три группы педагогов по месту работы: учителя, работающие в школах города Брянска, районных центров и сельских поселений. Специально разработанные анкеты и вопросник позволили получить целый ряд характеристик, отражающих различные аспекты проблемы формирования медийной культуры у школьников в рамках профессиональной деятельности учителя. Результаты проведенного исследования подтверждают, что эффективность процесса формирования медийной культуры у школьников в решающей мере определяется уровнем соответствующей профессиональной компетенции учителей. Готовность учителей к формированию медийной культуры у школьников отличается рядом характерных особенностей, связанных со специальностью, стажем и местом работы. Значительная часть учителей испытывает серьезные трудности при решении задач, связанных с формированием медийной культуры у школьников. Эти трудности в высокой степени обусловлены отсутствием адекватной научно-методической и организационной поддержки на муниципальном, региональном уровнях и в отдельных образовательных организациях. Статья может представлять интерес для специалистов, осуществляющих исследования в сфере использования возможностей средств информационно-коммуникационных технологий в целях воспитания и социализации детей. Полученные результаты будут полезны для органов управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также образовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации учителей.
Саркисян Т. А. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению математике в педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 5 (май). – С. 59–71. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191038.htm
ART 191038
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11038
Просмотров: 1711
В условиях перехода системы высшего образования на трехуровневую модель обучения чрезвычайную значимость приобретает проблема «усиления» практической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Более того, Федеральный образовательный стандарт высшего образования направляет нас на использование особых подходов к конструированию содержания и использованию методик преподавания учебных дисциплин. Одной из ведущих образовательных технологий сегодня является технология, построенная на использовании системно-деятельностного подхода к обучению, что говорит об актуальности проводимого исследования. Целью статьи является разработка и научное обоснование теоретических и практических приемов использования системно-деятельностного подхода к обучению (на примере изучения дисциплины «Основы математической обработки информации»). В статье показана возможная реализация схемы освоения способа действия в действии (схемы накопления опыта) на примере изучения темы «Статистическая обработка результатов исследования», выделены этапы и содержание учебного занятия, определены соответствующие учебные задачи и виды деятельности, позволяющие сформировать профессиональные компетенции будущих педагогов. При проведении исследования нами использованы следующие методы: теоретические (методы теоретического анализа и синтеза, обобщение, абстрагирование, систематизация, метод моделирования), экспериментальные (наблюдение). В результате проведенного исследования выделены этапы и содержание учебного занятия, определены соответствующие учебные задачи и виды деятельности, позволяющие формировать компетенции будущих педагогов. Теоретическая и практическая значимость представленного в статье исследования заключается в разработке и обосновании учебного занятия в педагогическом вузе на основе использования технологии системно-деятельностного подхода к обучению. Данное исследование будет интересно студентам, аспирантам, педагогам, научным работникам, интересующимся актуальными вопросами использования системно-деятельностного подхода к обучению как в школе, так и в вузе.
Ключевые слова:
системно-деятельностный подход, профессиональная компетентность, профессиональное педагогическое образование, принципиальная схема освоения способа действия в действии, схема накопления опыта, статистическая обработка результатов исследования, первичная обработка результатов эмпирического исследования.