№ 04 (апрель)
Статей: 11
Читателей: 20528
Педагогика
Соболева Е. В., Суровцева В. А. Применение мобильных технологий для развития познавательной активности учащихся при решении практико-ориентированных задач по математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 1–22. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201023.htm
ART 201023
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11023
Просмотров: 2137
Актуальность исследования обусловлена дополнительными возможностями повышения качества обучения математике в цифровой школе, поддержки познавательного интереса и решения практико-ориентированных задач за счёт включения в математическую деятельность мобильных сервисов. Проблема исследования определяется противоречиями: между возможностями современных цифровых технологий в плане развития познавательной активности, повышения качества математической подготовки и реализуемой образовательными организациями моделью обучения; между необходимостью обеспечения ресурсов для решения задач социально-экономического характера в условиях четвертой промышленной революции и недостаточным уровнем математической грамотности выпускников. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования мобильных технологий для развития познавательной активности учащихся при решении практико-ориентированных задач. Методологию исследования составляет анализ литературы зарубежных и отечественных авторов, авторитет и научная репутация которых признаны научным сообществом. Исследование возможностей мобильных технологий для развития познавательной активности проводилось при помощи метода анализа конкретных разработок учителей-предметников, научно-методической литературы по вопросам использования цифровых средств в обучении. Затем с помощью метода прогнозирования был определен потенциал мобильных технологий для организации деятельности учащихся по решению практико-ориентированных задач, сформулирована гипотеза относительно качественных изменений в результатах обучения математике. Метод систематизации и обобщения фактов позволил сформулировать базовые понятия, дидактические принципы. Методологической базой исследования для формирования востребованных компетенций специалистов будущего выступили основные положения системно-деятельностного подхода. На этапе педагогического эксперимента применялись эмпирические методы: включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности учащихся. Авторами выполнено уточнение сущности понятий «познавательная активность», «математическое мышление», «математическая грамотность» для цифровой школы. Исследованы возможности использования мобильных технологий для развития познавательной активности. Сформулированы дидактические принципы и проблемы включения мобильных технологий в персонализированную среду по решению практико-ориентированных задач. Предложенные конкретные материалы для совершенствования методов, средств, организационных форм обучения, ориентированного на формирование математического мышления, определяют практическую значимость представленного исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что авторами описаны базовые идеи методического подхода к применению мобильных технологий для развития познавательной активности учеников при решении практико-ориентированных задач в процессе разработки «умных» проектных решений, которые соответствуют вызовам глобальной цифровой трансформации. Материалы статьи могут использоваться, во-первых, для обеспечения персонализации математического обучения в ходе творческой, междисциплинарной, познавательной исследовательской деятельности учащихся по разработке мобильных приложений, социальной интеграции и профессиональной ориентации; во-вторых, для изменения концепции математического образования в школе; в-третьих, при совершенствовании реализуемой модели обучения для подготовки высококвалифицированных специалистов профессий будущего «новой» промышленности.
Некрасова Г. Н., Михайлова Е. А. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в школьном технологическом образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 23–32. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201024.htm
ART 201024
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11024
Просмотров: 2327
Цели и ориентиры современного образования перестали выступать в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть обучающийся, и явились в виде характеристик сформированности его личностных, познавательных, коммуникативных способностей, что обусловлено задачами формирования успешной конкурентоспособной личности. Подобные способности идентифицированы с метапредметными результатами школьников. Такой подход к обучению в общеобразовательной организации требует пересмотра структуры построения учебного материала и переосмысления системы оценки диагностики. На сегодняшний день у педагогов не возникает трудностей в формировании и развитии метапредметных результатов образовательной деятельности, но вопрос оценки и диагностики до сих пор остается открытым. Поэтому статья посвящена проблеме диагностики образовательных результатов обучающихся в процессе технологической подготовки в образовательной организации. Оценка метапредметных результатов осуществляется с помощью диагностических карт. Актуальность данной проблемы обусловлена вызовами современного образования, заключающегося в определении сущности и содержания метапредметных результатов обучающихся, а также способами и приемами, позволяющими осуществить диагностику новых образовательных результатов. Целью статьи является предоставление методического инструментария для осуществления диагностики регулятивных универсальных учебных действий (далее – УУД) учащихся основной школы, которая прошла экспертную оценку. Оценка результатов осуществляется по итогам внедрения интерактивных практик на уроках технологии. Разрабатывая систему диагностики регулятивных УУД, мы использовали метод декомпозиции, где к каждой отдельной операции представлены дескрипторы, определяющие уровни владения определенными действиями. Таким образом, отработка каждой отдельной операции (умения) будет способствовать формированию и освоению действия в целом. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о диагностических материалах в области оценки метапредметных результатов. Практическая значимость заключается в детальной методической разработке диагностики регулятивных УУД учащихся основной школы, что позволяет использовать ее учителям технологии, а также педагогам других предметных областей, работающим в основной школе.
Утёмов В. В., Асхадуллина Д. И. Формирование архитектуры проекта в образовательных системах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 33–41. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201025.htm
ART 201025
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11025
Просмотров: 2471
Соучаствующее проектирование является относительно новым методом проектирования организационных структур в педагогической среде. Оно направлено на вовлечение различных субъектов образовательных систем, в том числе представителей органов власти, бизнеса, локальных сообществ, активистов и других заинтересованных сторон, в процесс принятия организационных решений. С одной стороны, участие стейкхолдеров в педагогических проектах позволяет привлечь дополнительные ресурсы. С другой стороны, для их вовлечения и работы с ними необходимо иметь продуманную организационную структуру в образовательной системе. Под архитектурой проекта понимают совокупность всех объектов на какой-либо единице территории, с помощью которых создается организованная структура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности проекта. В таком ракурсе рассмотрение технологии формирования архитектуры проекта для партнеров в образовательных организациях и муниципалитета, зачастую как их учредителя, приобретает особую актуальность. Соответственно, целью статьи является описание технологии создания эффективной организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета. Ведущим подходом при этом выступает системно-деятельностный подход. Подход обеспечивает организацию комплексной деятельности по управлению организационной структурой, в котором все виды деятельности скоординированы на достижение поставленных задач. В результате проведенного исследования авторами статьи выделяется технология формирования эффективной организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета, включающая шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку методических представлений о технологии формирования архитектуры педагогических проектов. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить работу по созданию эффективной организационной структуры проекта в образовательной системе.
Зацепина Е. А., Апанасюк Л. А., Киреева И. А., Бойченко О. А., Панферова О. С. Формирование коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 42–52. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201026.htm
ART 201026
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11026
Просмотров: 1793
Доминирование репродуктивно-информативных методов в обучении иностранным языкам студентов неязыковых вузов и недостаточное использование технологий проектной деятельности на иностранном языке, позволяющих формировать коммуникативные умения как основу готовности будущих специалистов к межкультурной коммуникации, определило актуальность проблемы исследования в статье. Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и проверка опытно-экспериментальным путем модели формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: анализ, анкетирование, собеседование, наблюдение, опрос, педагогическое наблюдение и обобщение личного педагогического опыта, опытное обучение в студенческих группах, метод экспертных оценок, ранжирование, анализ продуктов проектной деятельности студентов, педагогический эксперимент, статистические методы. По итогам исследования в статье представлено теоретическое и практическое обоснование необходимости и значимости разработки модели формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определена структура коммуникативных умений при реализации проектной деятельности на иностранном языке; выявлены и обоснованы направления проектной деятельности на иностранном языке студентов неязыкового вуза, способствующие эффективному формированию у них коммуникативных умений при реализации проектной деятельности на иностранном языке. Практическая значимость результатов исследования: разработан комплекс учебных заданий, направленный на формирование коммуникативных умений у студентов неязыкового вуза при реализации проектной деятельности на иностранном языке; разработано содержание проектов для студентов неязыковых вузов; разработан комплекс диагностических материалов по оценке результатов проектно-ориентированной учебной деятельности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку.
Ефремова Е. А., Михалёва У. А. Применение дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы во время прохождения учебной практики студентов технических направлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 53–65. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201027.htm
ART 201027
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11027
Просмотров: 1614
Подготовка высококвалифицированных специалистов всегда являлась и является приоритетной задачей высшего образования. В современных условиях выпускники вузов должны обладать большим набором профессиональных компетенций. Для приобретения набора профессиональных компетенций студентами недостаточно аудиторных занятий в университете. Процесс обучения должен включать самостоятельное изучение дисциплин для получения более глубоких знаний, самостоятельный поиск информации и анализ найденного материала, творческий подход к решению поставленных задач, вопросы организованности времени и заинтересованности в профессиональном росте. Правильная организация самостоятельной работы студентов (СРС) преподавателями высшего образования требует создания вузом педагогических условий. Для организации СРС применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) уже не является нововведением, и эффективность применения ДОТ по разным направлениям обучения в университете исследуется давно. В данный момент применение ДОТ для организации СРС во время прохождения учебной практики является актуальной задачей, так как в Федеральном государственном стандарте (ФГОС) 3++ по итогам учебной практики студент должен освоить определенные навыки и компетенции, а время для ее прохождения ограничено. Цель данной статьи – выявление и систематизация педагогических условий для организации самостоятельной работы студентов с применением дистанционных образовательных технологий для повышения эффективности прохождения учебной практики. Методы исследования: анализ научно-методической информации по вопросам организации самостоятельной работы студентов с применением дистанционных образовательных технологий; диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ). На основании анализа литературы и рефлексии собственного опыта авторами получены следующие результаты: выявлены и охарактеризованы педагогические условия эффективной организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (ИТСС) при прохождении учебной практики. Также разработаны мероприятия по внедрению рассмотренных педагогических условий. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрены педагогические условия для организации СРС с применением ДОТ. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут использоваться в организации учебной практики студентов, обучающихся по направлению 11.03.02 ИТСС. Разработанная рекомендация способствует целенаправленному развитию трех основных компонентов готовности преподавателя (руководителя учебной практики по направлению 11.03.02 ИТСС) к организации СРС с применением ДОТ во время учебной практики: мотивационного, методологического и технологического, а также дает возможность повторения данного опыта для организации СРС с применением ДОТ во время учебной практики по другим направлениям обучения. Новизной работы является обоснование педагогических условий, при реализации которых применение ДОТ в организации самостоятельной работы студентов во время прохождения учебной практики позволяет повысить эффективность приобретения необходимых компетенций за счет наглядности, доступности и системности изложения необходимого материала, последовательности выполнения индивидуальных заданий, привития эффективного распределения времени студента.
Лукьянец А. А., Архипова Т. Н. Оптимизация методики и технологии процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе мотивации обучающихся к самостоятельной работе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 66–83. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201028.htm
ART 201028
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11028
Просмотров: 1331
Исследование процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов дало возможность авторам статьи выдвинуть и экспериментально-опытным путем доказать гипотезу о том, что для эффективного проектирования и реализации данного педагогического процесса необходима оптимизация его методики и технологии за счет мотивации обучающихся к самостоятельной работе. Цель статьи – проанализировать роль и значение мотивации курсантов к самостоятельной работе и условия ее формирования при обучении культуре деловой речи. По мнению авторов статьи, мотивация к самостоятельной работе вызывает у курсантов позитивное восприятие изучаемого материала, активизирует у них приобретение опыта самоактуализации развития речевой деятельности, способствует стремлению к самостоятельному поиску и творческому подходу в процессе формирования культуры деловой речи. Авторы статьи считают, что для создания мотивации к самостоятельной работе курсантов необходимы следующие условия: учет внутренних и внешних мотивов обучающихся и формирование команды педагогов, способствующих формированию мотивации обучающихся. Самостоятельная учебная работа курсантов рассматривается как особый вид речевой деятельности, который требует не только развития определенных личностных свойств и качеств, но и формирования системы взглядов, убеждений, потребностей и психологических установок, т. е. мотивации. В исследовании авторы опираются на коммуникативно-деятельностный подход в обучении курсантов военных вузов культуре деловой речи. В статье не только обозначены сложности оптимизации методики и технологии преподавания культуры деловой речи в условиях современной высшей военной школы, но и даны конкретные рекомендации по решению указанной проблемы. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования текста статьи учеными, проводящими исследования в сфере деловой коммуникации и военно-профессионального образования для оптимизации методики и технологии обучения на основе мотивации обучающихся к самостоятельной работе.
Нестерова Т. А., Нестерова А. А. Организационно-деятельностная игра в современном вузовском курсе «Методика обучения русскому языку» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 84–95. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201029.htm
ART 201029
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11029
Просмотров: 1193
Интерактивные формы обучения получили теоретическое обоснование в зарубежной и отечественной педагогике. В практике обучения высшей школы интерактивные формы обучения стали средством активизации учебного процесса, широко применяются в педагогических вузах. Теоретический обзор работ по интерактивному обучению показал необходимость их применения для повышения качества образования и формирования компетенций студентов. В связи с этим актуальность исследуемой проблемы обусловлена использованием форм интерактивного обучения, в частности организационно-деятельностной игры, в вузовском курсе учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку». Цель исследования – изучение теоретического материала по проблеме интерактивного обучения для разработки модели организационно-деятельностных игр для педагогических вузов. Для решения задач исследования были использованы системный и эмпирический подходы. Системный подход к исследованию был применён при теоретическом рассмотрении интерактивной формы организационно-деятельностной игры в системе общих принципов интерактивного обучения. Эмпирический подход использован в исследовании учебной деятельности методом опытной педагогической работы. В результате проведённого исследования предлагается модель организационно-деятельностной игры в учебном курсе «Методика обучения русскому языку» со студентами педагогического направления, профиль «Русский язык, иностранный язык (английский язык)». Теоретическое рассмотрение организационно-деятельностной игры в системе общих принципов интерактивного обучения позволило разработать и использовать новую форму практических занятий в студенческой группе для формирования профессиональных компетенций учителя русского языка. Теоретическая значимость статьи заключена в обзоре теоретического материала по проблеме интерактивных форм обучения в зарубежной и отечественной педагогике, рассматриваются принципы использования интерактивных форм обучения в высшем учебном заведении. Практическая значимость статьи связана с использованием опытного материала педагогической работы по курсу учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку» со студентами педагогических вузов.
Психология
Александрова Н. С., Ситникова Е. Р. Организация театрализованных игр на уроках по развитию связной диалогической речи третьеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 96–101. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202014.htm
ART 202014
DOI 10.24411/2304-120X-2020-12014
Просмотров: 1905
Статья посвящена способам развития устной связной диалогической речи у младших школьников с помощью проведения театрализованных игр. Проблемой исследования стало изучение психолого-педагогических условий развития связной диалогической речи третьеклассников посредством использования на уроках театрализованных игр. Цель исследования – выявление педагогических условий развития связной диалогической речи на уроках в третьем классе в процессе проведения театрализованных игр. Авторы характеризуют способы развития устной диалогической речи третьеклассников на основных уроках в начальной школе, представляют разработанные и апробированные театрализованные игры.
Заборских Ю. А., Вахрушева Л. Н. Развитие алгоритмического мышления четвероклассников на уроках математики посредством заданий в программе Smart Notebook // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 102–112. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202015.htm
ART 202015
DOI 10.24411/2304-120X-2020-12015
Просмотров: 1902
Статья посвящена проблеме развития алгоритмического мышления четвероклассников на уроках математики, которая является актуальной в современном обществе. Это связано с тем, что одним из требований Федерального го¬сударственного образовательного стандарта начального общего образования, предъявляемых к результатам освоения предметной области «Математика и информатика», является «овладение основами алгоритмического мышления». На современном этапе процесса образования применяются различные технологии, связанные с работой с интерактивным оборудованием, а распространенной программой для него является программа Smart Notebook. Она позволяет демонстрировать презентации, делать записи, чертежи, разрабатывать задания. Следовательно, нами была поставлена цель исследования: выявить педагогические условия развития алгоритмического мышления четвероклассников на уроках математики посредством заданий в программе Smart Notebook. В статье рассмотрены исследования ученых-математиков по проблеме развития алгоритмического мышления, составляющие программы Smart Notebook, которые можно использовать на уроках математики, и определены преимущества программы. Также приведены примеры заданий с использованием программы Smart Notebook для интерактивной доски.
Экономика
Балашев Н. Б., Ушаков А. И. Динамика формирования кредитной системы Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 113–124. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203007.htm
ART 203007
DOI 10.24411/2304-120X-2020-13007
Просмотров: 1650
Сокращение числа кредитных организаций за счет ежегодного отзыва значительного количества их лицензий Центральным банком (ЦБ) РФ, приводившее к сбоям в работе многих предприятий и организаций, потери личных сбережений граждан – все это постоянно вызывает нарекания и протесты со стороны бизнеса и населения страны. Цель статьи – оценить влияние ЦБ РФ на динамику численности кредитных организаций РФ с помощью изменения их уставного и собственного капитала. В ходе исследования анализируются изменения банковского законодательства, начиная с периода реформы банковского законодательства СССР конца 1980-х гг. и создания первых кооперативных банков, последующего образования банковской системы РСФСР и ее трансформации в суверенную двухуровневую банковскую систему РФ. Анализируются виды и периодичность нормативных актов ЦБ РФ, влияющих на уставный и собственный капитал коммерческих банков, динамику количества зарегистрированных и действующих кредитных организаций и динамику их суммарного уставного капитала. Рассматривается динамика количества ликвидированных кредитных организаций за весь период существования современной российской банковской системы и влияние на процесс ее реформирования отдельных руководителей ЦБ РФ. В результате исследования установлено, что даже значительное сокращение количества кредитных организаций не только не вызвало сокращения суммарного уставного капитала, но и способствовало его многократному увеличению, что положительно сказывается на устойчивости всей кредитной системы страны.
Жабинская И. С., Мартыненко А. С. Провалы рынка и провалы государства с позиции экономической теории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 125–134. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203008.htm
ART 203008
DOI 10.24411/2304-120X-2020-13008
Просмотров: 2205
Концепции провалов рынка и провалов государства часто приводятся в качестве аргументов сторонников и противников государственного вмешательства в экономику, чем и вызвана актуальность исследуемой проблемы. Цель статьи состоит в том, чтобы проанализировать последствия провалов рынка и провалов государства для экономики. По результатам исследования было выявлено, что со многими провалами (асимметрия информации, внешние эффекты) рынок может справиться сам, а государственное вмешательство иногда может усугубить ситуацию.
Ключевые слова:
общественные блага, монополия, провалы рынка, провалы государства, асимметрия информации, внешние эффекты