№ 08 (август)

Педагогика
Пазухина С. В., Шалагинова К. С., Декина Е. В. Воспитание социальной ответственности у подростков группы риска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 8 (август). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211052.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования связана с изучением социальной ответственности как основы становления подростка группы риска субъектом саморазвития, с воспитанием социальной ответственности с использованием педагогических технологий. Анализируется понятие социальной ответственности в контексте предупреждения девиантного поведения у школьников. Социальная ответственность определена как способность отвечать за самого себя, свое саморазвитие и самопроектирование, составляющая одну из важных и существенных характеристик человеческой личности и индивидуальности. Подростковый возраст рассматривается как сензитивный период для переосмысления и развития этого качества. Два выделенных аспекта: изучение социальной ответственности у подростков группы риска в контексте измерения значимых возрастно-психологических особенностей и проектирование программы ее воспитания – обусловили постановку цели статьи. Исследование было проведено на базе МБОУ ЦО № 4 г. Тулы. Методы исследования включали в себя теоретический анализ литературы по проблеме исследования, проектирование, в качестве эмпирических методов использовались тестирование, педагогический эксперимент. С учетом полученных данных авторами разработана программа воспитания социальной ответственности у подростков группы риска, где акцент сделан на работе со следующими компонентами: когнитивным, эмоциональным, волевым, поведенческим. Разработанная программа воспитания социальной ответственности у подростков группы риска носила комплексный характер и включала в себя следующие формы работы: консультации, семинары, мастер-классы, квесты, дискуссии, тренинговые занятия, ролевые игры, проекты, обучающие уроки, воспитательные мероприятия патриотической, творческой, спортивно-оздоровительной, краеведческой направленности. В качестве основополагающих использовались принципы комплексности, учета индивидуальных и возрастных особенностей подростков, психолого-педагогической поддержки и др. Результаты исследования могут быть полезны при сопровождении подростков группы риска в образовательном учреждении, молодежном центре, учреждении дополнительного образования; развитии социального партнерства в сфере позитивной профилактики девиантного поведения детей и молодежи.
Романова Е. В., Пронина Н. А. Формирование готовности будущих педагогов дошкольной образовательной организации к развитию этнической толерантности у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 8 (август). – С. 14–32. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211053.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В России с ее многонациональным составом актуальность теоретического и практического изучения условий поликультурного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях обусловлена необходимостью развития национальной общности россиян. Среди множества проблем, связанных с дошкольным образованием, важное место занимает проблема формирования этнической толерантности и межнационального общения. Обновление современного российского образования должно повсеместно сопровождаться интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса в поликультурной образовательной среде. Дошкольное образование, направленное на разрешение проблемы формирования этнической толерантности у старших дошкольников в поликультурной образовательной среде, является составной частью данного процесса. В современной системе российского образования в настоящий момент требуются педагогические работники, способные разрешать конфликты на межэтнической почве с целью устранения национализма, межэтнической напряженности и с целью недопущения обострения этнических фобий среди детей дошкольного возраста, что напрямую зависит от формирования этнической толерантности педагогами у сверстников в дошкольных образовательных организациях. Этим фактором обусловлено значение готовности педагогов к развитию этнической толерантности у старших дошкольников. Целью нашего исследования является разработка и апробация на практике модели готовности будущего педагога дошкольной образовательной организации (ДОО) к развитию этнической толерантности у старших дошкольников. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (эксперимент). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыта важность развития этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста; уточнено понятие готовности педагогов к развитию этнической толерантности; описаны структура и содержательные характеристики готовности будущего педагога ДОО к развитию этнической толерантности; разработана модель повышения уровня готовности будущих педагогов ДОО к развитию этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость состоит в определении психолого-педагогических условий формирования готовности будущих педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников. Разработанная модель может быть использована в процессе повышения квалификации педагогических кадров через институты повышения квалификации.
Федяева Е. В., Бесценная В. В., Фесенко О. П., Шаргаёв А. А. Танко- и автотехнический жаргон в обучении военных инженеров русскому языку как иностранному: лингвокреативность и лингводидактика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 8 (август). – С. 33–50. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211054.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В последние годы в военных вузах резко увеличилось количество иностранных курсантов. Осваивая военные инженерные профессии, они изучают русский язык. Согласно программе, это, прежде всего, литературный пласт национального языка. Однако на старших курсах будущие офицеры в рамках учебно-профессиональной коммуникации (на учебных практико ориентированных занятиях) сталкиваются с ситуацией употребления военными педагогами профессионального жаргона вместо технических терминов, что вызывает коммуникативные сложности в освоении содержания некоторых аспектов содержания обучения (т. е. сложности в понимании смысла передаваемой информации, что влечет за собой недопонимание между педагогами и обучающимися). В связи с этим педагогам русского языка как иностранного приходится выступать в роли консультантов при объяснении значений отдельных жаргонизмов, что определяет актуальность нашего исследования (безусловно, уточнение значений военных жаргонизмов возможно только при участии военных педагогов). Цель статьи – комплексное описание автобронетанкового жаргона в двух основных аспектах: лингвометодическом (с позиции преподавания русского языка как иностранного в среде иностранных военнослужащих) и лингвокреативном. Актуальность работы обусловлена активным употреблением военного инженерного профессионального жаргона в среде специалистов, обучающих иностранных военных инженеров, и отсутствием соответствующих словарей. Объектом исследования стал военный жаргон инженеров-танкистов и автомобилистов (77 единиц), функционирующий в речи военных преподавателей и курсантов вуза. Материал исследования – речевая коммуникация, из которой методом сплошной выборки были извлечены жаргонизмы. Основной метод работы – метод научного описания, реализуемый в следующих приемах: наблюдение, сплошная выборка, классификация, систематизация, интерпретация, статистическая обработка данных. Дескриптивный метод применялся при описании значения жаргонизмов. Теоретико-методологическую основу данного исследования составили труды, посвященные проблемам социолингвистики, разработке вопросов исследования военного профессионального языка, составлению словарей военного жаргона, лингводидактики, методики преподавания русского языка как иностранного. В статье рассматривается лингводидактический потенциал жаргонизмов, анализируются способы образования жаргонизмов, определяется метафора формы как ведущий способ креативного образования лексики данной сферы, выявляются основные сложности при изучении жаргонизмов различных групп. Жаргонизмы-метафоры проанализированы с точки зрения принадлежности к тематическим группам, обращение к которым позволяет оптимизировать процесс освоения русского языка как иностранного на начальном этапе. Описаны жаргонизмы, выполняющие игровую функцию, снижающую уровень тревожности в сложных армейских и военных условиях и способствующую проявлению творческого начала носителя жаргона. Авторы рассматривают вопрос освоения профессионального жаргона иностранцами с лингводидактических позиций, ни в коей мере не замещая освоение литературного языка профессиональным жаргоном, поскольку у обучающихся из-за незнания жаргонизмов возникают трудности при восприятии содержания коммуникации с представителями военных инженерных профессий. Результаты исследования могут быть использованы при создании словарей военного жаргона (в научный оборот введено 29 жаргонизмов), при обучении русскому языку как иностранному.
Ананьина М. А. Формирование культурологического аспекта вторичной языковой личности старшеклассников при обучении английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 8 (август). – С. 51–65. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211055.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема языковой личности активно разрабатывается в современной лингводидактике. Данная проблема является актуальной в связи с тем, что в настоящее время активной межкультурной коммуникации и взаимодействия между людьми встает вопрос об обучении иностранному языку в целях осуществления трудовой или учебной деятельности в определенные сроки, с достижением конкретного и измеримого уровня развития различных навыков, в том числе межкультурной коммуникации. Необходимо построить такую методическую систему, которая позволила бы сформировать языковую личность учащихся на уровне лингвокультурной компетенции и реализовать на практике лингвокультурный подход в образовании, имеющий в настоящее время особую значимость. Проблема языковой личности позволяет выстроить подобную методическую систему. Цель статьи состоит в теоретическом обобщении научной литературы по вопросу анализа понимания термина языковой личности, выработке аспектов ее изучения, обосновании возможности и необходимости разработки элементов методической системы по формированию лингвокультурологического аспекта языковой личности на основе использования аллюзивных имен. Ведущими подходами к исследованию проблемы являются теория языковой личности, тезауруса и концептуальной картины мира и коммуникативно-деятельностный подход, активно используемый при обучении иностранным языкам на современном этапе развития отечественной и зарубежной лингводидактики. В статье делаются обобщения относительно трехступенчатой структуры языковой личности, о возможности рассмотрения аспектов языковой личности, об особенностях формирования культурологического аспекта языковой личности и ставится вопрос о возможности разработки методической системы по формированию лингвокультурологической компетенции языковой личности. На основе аналитического обобщения выделенного корпуса аллюзивных имен из классической и современной английской литературы автор приходит к выводу о возможности аллюзивных имен выступать в качестве пресуппозиций – единиц обучения иностранному языку на разных уровнях языковой личности. Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в развитие теории вторичной языковой личности; практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практике преподавания английского языка в старших классах школ с углубленным изучением английского языка и на факультетах иностранных языков. Новизна работы заключается в теоретическом обосновании выделения лингвокультурологического аспекта языковой личности и возможности построения методической системы по его формированию на основе корпуса аллюзивных имен, отобранных из классической и современной английской литературы.
Коллегов А. К., Минеев-Ли В. Е., Гнездилова Н. С. Компетентностный подход как основа формирования лингвокультурологических знаний у иностранных студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 8 (август). – С. 66–80. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211056.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена необходимостью анализа особенностей формирования лингвокультурологической компетенции иностранных студентов педагогического вуза на основе компетентностного подхода с точки зрения современных исследований, а также той ситуации, которая складывается в современной системе образования. Целью исследования является анализ особенностей формирования лингвокультурологической компетенции иностранных студентов педагогического вуза на основе компетентностного подхода. Ведущими подходами к исследованию данного процесса являются: анализ понятия и основных составляющих лингвокультурологической компетенции, анализ деятельности методистов и практикующих педагогов в формировании лингвокультурологической компетенции иностранных студентов педагогического вуза на основе компетентностного подхода. В качестве основного результата исследования авторами приводится следующий вывод: формирование лингвокультурологической компетенции иностранных студентов педагогического вуза должно осуществляться не только на основе компетентностного подхода, но также с максимальным погружением в русскую лингвокультуру, чему будут способствовать приведенные авторами примеры заданий для иностранных студентов педагогических специальностей. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем проведен детальный анализ понятия компетентности в целом и лингвокультурологической компетентности в частности, выявлены особенности формирования лингвокультурологической компетенции иностранных студентов педагогического вуза на основе компетентностного подхода, а также приведены примеры конкретных упражнений, направленных на ее формирование. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, а также выводы, к которым пришли авторы, могут быть использованы для разработки циклов занятий, а также отдельных упражнений, направленных на формирование лингвокультурологической компетенции иностранных студентов.
Уютова Е. В., Казакова С. А. Алгоритм создания и применения учебного материала на основе видеоподкаста в практике обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 8 (август). – С. 81–96. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211057.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования определяется тем, что методика обучения иностранному языку посредством учебных видеоподкастов с использованием элементов и ресурсов LMS Moodle имеет свою специфику, которая требует изучения и дальнейшей разработки. Новейшие информационно-коммуникационные технологии, включая интернет-технологии, создают условия для их использования в обучении иностранному языку. Вместе с тем существует ряд противоречий между насущной потребностью в скорейшей информатизации лингвистического образования и традиционными методиками для реализации обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Целью данной статьи является анализ опыта использования возможностей технологии видеоподкастинга и создание методического алгоритма разработки учебных материалов на базе LMS Moodle для обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Рассматривается технический потенциал системы управления обучением Moodle с точки зрения использования ее ресурсов для интеграции видеоподкастов в электронные курсы для использования на занятиях по иностранному языку. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы показывает, что, несмотря на рост научного интереса, обращает на себя внимание небольшое количество диссертаций, монографий, учебно-методических пособий по исследуемой тематике. Методология исследования включает: метод анализа теоретических и эмпирических научных работ в исследуемой области; метод анализа и обобщения опыта, полученного в ходе апробации разработанной методики; метод наблюдения; методы опроса и количественного подсчета. Результатом работы стал созданный и апробированный авторами методический алгоритм использования учебного материала для онлайн- и очного обучения английскому языку на основе видеоподкастов. Результаты опроса, проведенного среди студентов, показывают, что подкасты позволяют эффективнее развивать основные языковые навыки, а также служат мощным стимулом к изучению иностранного языка. Авторы исследования приходят к выводу о том, что технология подкастинга обладает рядом методических преимуществ и ее применение содействует более эффективному процессу обучения и овладения иностранным языком. Кроме того, данная технология позволяет сделать процесс обучения более увлекательным, гибким и индивидуально направленным. Результаты исследования вносят вклад в дидактику и практику применения современных технологий в языковом образовании.
Психология
Куликова Е. А. Роль индивидуально-психологических особенностей работников в инновационных конфликтах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 8 (август). – С. 97–108. – URL: http://e-koncept.ru/2021/212012.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема снижения эффективности деятельности из-за конфликтов актуальна для большинства организаций. В последние годы в производственных подразделениях холдинга «РЖД» уменьшается количество рационализаторских предложений, повышается уровень напряженности между руководителями, отвечающими за выполнение плана, и работниками. Цель работы – обобщение взглядов на природу и сущность конфликтов; исследование личностных причин инновационных конфликтов. Основные результаты исследования: проанализированы факторы, определяющие продуктивность интеллектуальной деятельности и уровень конфликтности в подразделениях компании; даны рекомендации по снижению их негативного влияния.