№ 12 (декабрь)

Педагогика
Сизова Е. В., Бермус А. Г. Развитие социального интеллекта студентов-журналистов на основе лингводидактических технологий как направление прикладной коммуникативистики образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 1–14. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211077.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Одной из актуальных задач педагогической науки является необходимость сформулировать и теоретически обосновать задачи прикладной коммуникативистики образования как новой отрасли педагогического знания, объектом рефлексии которой является процесс социальной коммуникации в пространстве педагогического дискурса. В данном контексте авторами представлено междисциплинарное психолого-педагогическое исследование, цель которого – осветить возможности развития ключевых компонентов социального интеллекта студентов-журналистов средствами языковых дисциплин с применением лингводидактических технологий. На основе обзора отечественных и зарубежных психолого-педагогических источников классифицируются методологические подходы к пониманию социального интеллекта, перечислены наиболее популярные структурные модели общего и социального интеллекта, описаны особенности его становления в юношеском возрасте. Доказано, что в сфере журналистики социально-коммуникативные навыки являются не только универсальными, но и профессионально необходимыми, поэтому для их развития в условиях высшей школы необходимо в полной мере использовать коммуникативный потенциал языковых дисциплин, поскольку любой язык онтологически укоренен в культуре, обществе и человеческой психике. Авторы перечисляют лингводидактические приемы, которые позволяют эффективно формировать ключевые компоненты социального интеллекта студентов: коммуникативные умения, межкультурную толерантность, эмпатию, социальную чувствительность, метакогнитивные навыки, умение работать в команде и др. Описаны дидактические возможности развития социально-коммуникативных навыков студентов бакалавриата в процессе применения авторского практико-ориентированного учебного курса на метапредметной основе «Профессиональный английский язык для журналистов. Уровни В1-В2». Представлены результаты психолого-педагогического эксперимента, подтвердившего эффективность формирования социально-коммуникативных навыков студентов бакалавриата I–II курсов факультета журналистики в процессе иноязычной подготовки. На основе эмпирических данных экспериментально подтверждена и концептуально обоснована косвенная взаимосвязь между положительной динамикой изменения социометрического статуса обучающихся как показателя социального интеллекта и внедрением в учебный процесс метапредметных образовательных технологий. В практическом плане материалы статьи могут быть полезны для преподавателей гуманитарных и языковых дисциплин, психологов, магистрантов и аспирантов по педагогическим направлениям подготовки.
Приступа Е. Н. Теоретико-методологические основания развития профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 15–28. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211078.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки качественного профессионального образования, учитывающего изменения на современном этапе, которые происходят в обществе. Семья как институт первичной социализации ребенка выполняет важнейшие функции, в том числе воспитательную. При нарушении функционирования семьи с детьми повышаются риски семейного и детского неблагополучия. Специалистами органа опеки и попечительства дети, семья могут признаны находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. В таком случае подключаются специалисты, работающие с семьями с детьми; это могут быть специалисты как системы образования, так и социальной защиты населения (педагоги, педагоги-психологи, тьюторы, педагоги дополнительного образования, воспитатели, специалисты по работе с семьей, специалисты по реабилитационной работе и другие). Решение сложных психологических ситуаций и трудных жизненных ситуаций связано с необходимостью профессиональной подготовки, разработки содержания основных образовательных программ. Развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми, является одной из ключевых проблем социального и профессионального образования. Исследование построено на анализе научных подходов: межведомственном и междисциплинарном, кросс-культурном и аксиологическом, личностно-деятельностном и компетентностном; принципах учета профессиональных интересов обучающихся, включенности в практическую подготовку, развития профессионального мышления и ценностей, связи научной, теоретической и практической подготовки; развития личностного и профессионального «Я» будущих специалистов и уже имеющих практику работы с семьями с детьми. В статье перечислен широкий спектр групп компетенций: от общекультурных и общепрофессиональных до профессиональных (психолого-педагогические, коммуникативные, эмоционального интеллекта, профессиональной устойчивости, тайм-менеджмента, стресс-менеджмента и др.). Определена зависимость от правильно обоснованного содержания образования, учитывающего образовательные и профессиональные стандарты, учебные планы основных образовательных и дополнительных профессиональных программ, специфику организаций образования и социальной защиты населения, их цели и задачи, штатное расписание, особенности контингента обучающихся (воспитанников). Дан описательный анализ опыта реализации основной образовательной программы для уровня бакалавриата направления 44.03.02 – психолого-педагогическое образование, профиль «Семейное воспитание», в Институте педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Представлен аналитический обзор современных отечественных и зарубежных работ по развитию профессиональной компетентности специалистов.
Байбаков А. М., Никитенко С. Н. Педагогические условия применения произведений современного искусства в воспитательном взаимодействии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 29–42. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211079.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Деятельность педагога по решению воспитательных задач с использованием произведений современного искусства в качестве содержательной основы воспитания представляет собой одно из значимых направлений образовательной практики, поскольку обеспечивает включение учащихся в контекст современной культуры. Однако педагоги испытывают серьезные затруднения при организации воспитательного взаимодействия со школьниками, если в центре такого взаимодействия находится современное искусство. Причиной таких затруднений является отсутствие в современной педагогической науке четко сформулированных и обоснованных условий применения современного искусства в воспитательном взаимодействии. Особенно актуально это положение в отношении духовно-нравственного воспитания учащихся, которое составляет фундамент всей воспитательной деятельности. В статье охарактеризованы педагогические условия, которые целесообразно создавать на разных этапах взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания. Целью исследования является обоснование системы педагогических условий, необходимых для эффективного воспитательного взаимодействия, в рамках которого педагог выступает посредником между ребенком и современным искусством с целью присвоения учащимися ценностей, необходимых для духовного и нравственного развития школьников. Ведущим подходом к изучению проблемы является гуманитарный подход, с позиций которого духовно-нравственное воспитание рассматривается как ценностно-смысловой феномен, обеспечивающий включение ребенка в мир ценностей через «открытие» социокультурных смыслов в разнообразных объектах и явлениях культуры. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в структурированном виде представлены педагогические условия, обусловленные спецификой содержания педагогического взаимодействия, в качестве которого выступают произведения современного искусства. К основным результатам исследования относится выявление трех групп педагогических условий эффективности использования произведений современного искусства для решения задач духовного-нравственного воспитания, применяемых, соответственно, на трех этапах воспитательного взаимодействия. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования для разработки целостной модели деятельности педагога по применению произведений современного искусства в сфере духовно-нравственного воспитания. Практическая ценность представленных в статье результатов заключается в том, что они могут быть применены в воспитательном процессе школы для решения фундаментальной задачи включения учащихся в контекст современной культуры с целью их духовного и нравственного совершенствования.
Гакаме Ю. Д., Сергеева Б. В., Рыбалкина А. А. Развитие социальной компетентности младших школьников в процессе игрового моделирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 43–55. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211080.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Одной из важнейших задач качественного современного образования в условиях стремительно меняющегося социокультурного пространства является формирование творческой личности, умеющей активно взаимодействовать в социуме, находить оптимальные решения в сложных ситуациях, проявлять гибкость и мобильность в системе общественных отношений, учитывая при этом установленные социокультурные нормы, уметь критически их оценивать, вносить конструктивные предложения по их развитию и совершенствованию. В связи с этим особенно актуальной становится проблема формирования социальной компетентности младших школьников. Игровое моделирование является эффективным средством включения обучающихся в решение социальных проблем, погружения в искусственно созданную, безопасную среду, моделирующую социальную реальность. Актуальность представленного в статье исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в уточнении педагогических условий использования игрового моделирования на уроках в начальной школе как способа развития социальной компетентности младших школьников. Цель статьи состоит в описании результатов проведенного естественного педагогического эксперимента по формированию социальной компетентности младших школьников посредством игрового моделирования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе выделены, обоснованы и структурированы педагогические условия по использованию игрового моделирования как способа развития социальной компетентности, соотнесены его этапы и методы с формируемыми социальными компетенциями младших школьников. Практическая значимость проведенного исследования обусловлена разработкой методических материалов, описанием практического использования игрового конструктора на уроках в начальной школе, составленного в соответствии с уровнем вовлеченности учащихся в процесс моделирования. Результаты исследования представляют практический интерес: учителя начальных классов могут применять в своей работе такие разработки, как технологическая карта урока на основе игрового моделирования; комплекс уроков с использованием игрового моделирования по окружающему миру (2 класс, А. А. Плешаков, ФГОС УМК «Школа России»), картотека игр, игровой конструктор, составленный в соответствии с уровнем вовлеченности учащихся в процесс моделирования игры. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методических пособий и дидактических материалов для начальной школы.
Кузьмичева Т. В., Афонькина Ю. А., Морозова Д. А. Новая парадигма повышения квалификации педагогов: индивидуализация в инклюзивном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 56–71. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211081.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность тематики статьи раскрывается через современные приоритеты развития образования, которые предполагают создание инклюзивной образовательной среды, максимально ориентированной на учет в образовательной деятельности особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проблема исследования, представленного в статье, определяется сложившимся противоречием между необходимостью обеспечить качество инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной готовностью педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях разнообразия образовательных потребностей конкретных детей. Целями исследования выступают: разработка концептуальных оснований для новой парадигмы повышения квалификации педагогов разного профиля на основе междисциплинарности и командного взаимодействия; создание модели повышения квалификации педагогов, предполагающей интеграцию знаний и операционализацию коллегиальных умений для повышения их компетентности в сфере выстраивания и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании. Данные стороны готовности педагога к эффективной деятельности в условиях инклюзивного образования рассматриваются как значимые компоненты их профессиональной деятельности в условиях разнообразия образовательных потребностей обучающихся. Представлены авторские идеи, составляющие методологию создания новой парадигмы повышения квалификации работников образования, а именно концептуальное единство содержания программ повышения квалификации педагогов разного профиля; целесообразное единство теоретических знаний как таковых и способов их практического использования педагогами разного профиля; единство и дифференцированность теоретического и операционального компонентов программ повышения квалификации специалистов школы, раскрывающих особенности индивидуализации образования обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Предложена модель повышения квалификации педагогов по проблеме индивидуализации в инклюзивном образовании, конкретизирующая данные идеи в содержательном наполнении. Научная новизна представленного исследования определяется разработкой авторской парадигмы повышения квалификации педагогов с позиции междисциплинарности и командного взаимодействия в процессе создания инклюзивной образовательной среды. Значимость результатов исследования проявляется на теоретическом уровне в плане расширения представлений об инклюзивном образовании, а на практическом – с точки зрения разработки образовательного продукта в виде модели повышения квалификации педагогов школы разного профиля в отношении индивидуализации образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Архипова Т. Н. Система развивающих упражнений и заданий для совершенствования формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 72–86. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211082.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема совершенствования формирования культуры деловой речи курсантов в военных вузах заставляет педагогов задуматься о выборе наиболее эффективных педагогических путей. Цель данной статьи – дать характеристику одному из таких путей за счет использования системы развивающих упражнений и заданий. По мнению автора статьи, осуществление данного пути могут обеспечить следующие педагогические условия: поэтапное введение знаний по культуре деловой речи с постепенным усложнением изучаемого материала; педагогическая подготовка и переподготовка преподавателей военных вузов к реализации формирования культуры деловой речи у курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению; создание «команды» педагогов, осуществляющих данный процесс обучения курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Характеристика рассматриваемого в статье педагогического пути и обеспечивающих его условий тесно связана с научной задачей исследования, которая заключается в разработке научных и прикладных положений формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе развития и совершенствования их общей культуры, культуры военно-профессионального общения, навыков публичных выступлений и грамотного составления деловых текстов различных жанров, усвоения этических и правовых норм, укрепления нравственного сознания будущих офицеров. Упражнения и задания были подобраны с точки зрения традиционного, проблемного и коммуникативно-деятельностного подходов к обучению. Основным в исследовании выбран коммуникативно-деятельностный подход. Система развивающих упражнений и заданий предполагает постепенное повышение уровня знаний, умений и навыков обучающихся в процессе изучения деловой речи за счет усложнения характера предлагаемого материала и форм его подачи в соответствии с основными компонентами культуры деловой речи (военно-профессиональным, нормативно-правовым и нравственно-этическим). При проведении занятий по культуре деловой речи на основе методики определенного подхода учитывается формирование имитативных, моделирующих и спонтанных умений курсантов. Теоретическая значимость статьи состоит в определении научных подходов к формированию культуры деловой речи у курсантов военных вузов. Теоретические выводы работы могут использоваться в качестве научной базы для последующих исследований в области повышения качества культурно-речевой и профессиональной подготовки военных специалистов. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования материала статьи учеными, проводящими исследования в сфере военно-профессиональной и деловой коммуникации, а также интересующимися проблемами самосовершенствования педагогической культуры и методического мастерства.
Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Плеханова Д. Д. Исследование межэтнических отношений студентов в условиях поликультурной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 87–103. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211083.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Межэтнические отношения в образовательной среде характеризуются сложными социальными процессами, которые включают в себя взаимодействие, взаимопонимание и межличностные отношения студентов различных национальностей. Поэтому в образовательных организациях требуется системное психолого-педагогическое сопровождение процесса межэтнического взаимодействия, чтобы отношения строились не на подозрительности, закрытости и вражде, а на основе стремления к сотрудничеству и взаимопониманию. Сказанное определило цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать межэтнические отношения старших подростков в условиях поликультурной среды образовательной организации. Исследование проходило в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий. В качестве методов исследования были задействованы следующие: анализ научной литературы, обобщение, синтез, эксперимент, наблюдение, тест и опрос. Также представлены используемые методики для изучения межэтнических отношений старших подростков: диагностика «Принятие других» (У. Фейя); экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова); методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири). Для проведения расчета и проверки гипотезы исследовательской работы был взят U-критерий Манна – Уитни. Все методики подобраны в соответствии с возрастом испытуемых. Экспериментальное исследование проводилось на базе Южно-Уральского многопрофильного колледжа (металлургический комплекс) города Челябинска, участвовали 26 студентов I курса по специальности «Обработка металлов давлением» в возрасте 16–17 лет. В результате трех проведенных методик выявлено, что подростки-мигранты и подростки – граждане РФ практически находятся на одном уровне межэтнических отношениях и толерантности. По результатам математико-статистического расчета по первой методике уровень принятия других у подростков – граждан РФ не ниже уровня принятия других подростков-мигрантов. По второй методике: уровень толерантности у подростков-мигрантов не ниже уровня толерантности подростков – граждан РФ; статистически значимых различий в уровне принятия других между подростками – гражданами РФ и подростками-мигрантами не выявлено. Обе категории подростков имеют идентичный уровень толерантности, несмотря на этническое разнообразие.
Александрова Н. С., Баженова Ю. А. Эмпирическое исследование эмпатийных качеств младших школьников в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 104–120. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211084.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность работы обоснована поиском и развитием нравственных качеств личности, которые в период гуманизации общества будут способствовать позитивному межличностному взаимодействию. Эта тенденция не обошла стороной и инклюзивное образование. К таким качествам личности могут относиться эмпатийные. Они позволяют понять и принять любого, вне зависимости от его социального статуса, возраста и возможностей, прийти к нему на помощь в затруднительной ситуации. Целенаправленный процесс по развитию эмпатийных качеств может повысить эффективность взаимодействия младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с другими, а также способствовать их включению в общеобразовательный процесс. Цель статьи – описание пилотажного исследования по выявлению способности младших школьников к определению эмоций ровесников, способности к сочувствию и содействию в условиях инклюзивного образования. Для достижения цели исследования были решены задачи: проведен теоретический анализ по проблеме исследования; определены эмпатийные качества; подобраны методики по выявлению этих качеств у младших школьников; представлен количественный и качественный анализ экспериментальных данных по выявлению эмпатийных качеств младших школьников в условиях инклюзивного образования. В процессе решения задач пилотажного исследования использовались различные группы методов: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение научных источников по проблеме развития эмпатийных качеств младших школьников в условиях инклюзивного образования); эмпирические (педагогический эксперимент, опрос, тестирование); обработки эмпирических данных (контент-анализ, методы математического анализа). Теоретическая значимость исследования – уточнение и обобщение научных знаний по проблеме развития эмпатийных качеств младших школьников в условиях инклюзивного образования. Практическая значимость исследования заключается в проведении пилотажного исследования по выявлению эмпатийных качеств младших школьников в условиях инклюзивного образования. Анализ полученных экспериментальных данных был использован при разработке программы развития эмпатийных качеств младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Пазухина С. В. Мышление поколения digital natives в VUCA-мире: особенности исследования soft skill старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 121–132. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211085.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время на смену предсказуемому, спокойному миру пришел динамичный и сложный VUCA мир, в котором цифровому поколению молодых людей важно использовать «мягкие навыки» – soft skills. Многие из этих навыков опираются на соответствующий уровень развития определенных типов мышления и его качеств. Целью нашего исследования было изучение разных типов мышления старшеклассников, что могло способствовать их личностному самопознанию, своевременной коррекции особенностей, развитых на недостаточном уровне, более осознанному дальнейшему профессиональному самоопределению. Выборку составили естественные учебные группы старшеклассников. В работе применялся комплекс взаимодополняющих методов: организационных, теоретических, эмпирических, методов обработки данных, методов презентации результатов исследования. Для изучения типов мышления на констатирующем и контрольном этапах исследования использовался следующий диагностический инструментарий, отвечающий показателям валидности, достоверности, надежности, стандартизации, репрезентативности тестовых норм: опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» (Дж. Брунер), тест «Логические закономерности» (У. Липпман), методика «сравнение понятий» (Л. С. Выготский и др.), методика «Исключение лишнего» (С. Я. Рубинштейн), методика оценки логического мышления, методика «Значение слов». В ходе формирующего эксперимента использовалась специально разработанная программа, включавшая в себя совокупность занятий, разделенных на несколько блоков, реализация которой сопровождалась введением ряда экспериментальных условий. Полученные результаты позволили выявить тенденцию преобладающего развития у современных старшеклассников мышления образами (что характерно для клипового мышления) и западание показателей логического мышления, что отражается на некритическом восприятии информации, нелогичности совершаемых выборов, отсутствии стремления к поиску наиболее рационального способа решения задачи, способности к обобщению больших баз данных и пр. При целенаправленной систематической работе по развитию разных типов мышления старшеклассников наиболее подвижными в плане изменения оказываются символический и творческий типы мышления. Остальные типы при соответствующей работе также развиваются, но более медленными темпами.
Психология
Валиуллина Е. В. Выбор стиля поведения в конфликте при повышенном уровне психической ригидности личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 133–139. – URL: http://e-koncept.ru/2021/212017.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность изучения конфликтного поведения, способов реагирования на конфликты и способностей разрешать конфликтные ситуации обусловлена значимостью формирования коммуникативных навыков и развития саморегуляции личности. С целью изучения влияния повышенного уровня ригидности на выбор стилей поведения в конфликте было проведено исследование. Выраженная ригидность личности оказывает влияние на выбор пассивных стратегий разрешения конфликтных ситуаций. Из активных способов реагирования на конфликт человек с повышенными показателями психической ригидности реже всего применяет стиль «соперничество».
Кулагина И. В. Исследование особенностей девиантного поведения юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 140–145. – URL: http://e-koncept.ru/2021/212018.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современное медиапространство как новая среда социализации нередко содержит в себе образцы девиантного поведения, которые могут усваиваться участниками виртуальных отношений, поскольку транслируются референтными лицами. Впоследствии подобное поведение может переноситься в реальное взаимодействие и блокировать личностный рост. Цель исследования, обусловленная данным аспектом, состояла в выявлении доминирующих форм девиантного поведения у юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении. Полученные результаты свидетельствуют о том, что преобладающей стратегией респондентов является демонстративное социально желательное поведение.
Втюрина Т. А., Ватычина Т. В. Самоактуализация и её связь с индивидуальным стилем педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 146–152. – URL: http://e-koncept.ru/2021/212019.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье обозначена актуальность изучения самоактуализации личности как стилеобразующего фактора индивидуальной педагогической деятельности. Цель статьи – показать особенности связи самоактуализации и индивидуального стиля педагогической деятельности у учителей с разным педагогическим стажем. Установлено, что респонденты в целом разделяют ценности самоактуализирующейся личности, имеют различия в выраженности стилей педагогической деятельности в зависимости от стажа. Выявлено, что педагоги со стажем до пяти лет, имеющие высокие показатели по шкале ценности, чаще используют в своей работе эмоционально-методичный стиль педагогической деятельности.
Полубоярцева О. Е., Ивутина Е. П. Проблема суверенности психологического пространства младшего школьника в условиях домашней среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 153–159. – URL: http://e-koncept.ru/2021/212020.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена проблеме суверенности психологического пространства личности в младшем школьном возрасте. Этот период детства характеризуется резким расширением круга социального взаимодействия, увеличением требований и ограничений, а также возрастным кризисом семи лет. Учет социально-психологических условий домашней среды позволит реализовать мероприятия, помогающие ребенку успешно адаптироваться в новой роли. Цель работы – определение условий домашней среды, имеющих связь с суверенностью психологического пространства младшего школьника. Основные результаты исследования: найдена связь между показателями суверенности и порядком рождения, количеством детей в семье, наличием или отсутствием признаков нарушений в воспитании.