№ 10 (октябрь)
Статей: 7
Читателей: 9961
Педагогика
Книжникова С. В. Научно-педагогические идеи о профилактике девиантного поведения детей в условиях школы: обзор диссертационных исследований за период 2000–2020 гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 10 (октябрь). – С. 1–18. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211064.htm
ART 211064
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11064
Просмотров: 1672
Актуальность статьи определяется необходимостью систематизации результатов исследований, посвященных профилактике девиантного поведения детей. Основная цель статьи заключается в обзоре и анализе современных научно-педагогических разработок, определяющих модели, компоненты, направления и технологии эффективной профилактики девиантного поведения в условиях образовательных учреждений. Для анализа из массива диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора педагогических наук, защищенных в период 2000–2020 гг., были отобраны научно-исследовательские работы, связанные с девиантным поведением и его профилактикой (66 диссертаций). Методами исследования научно-исследовательских работ стали: анализ и синтез смысловых единиц текста; классификация смысловых единиц текста; контент-анализ. Были проанализированы следующие смысловые единицы текстов: понятия, относящиеся к девиантному поведению, и их содержание; признаки или критерии девиантного поведения; представления о видах девиантного поведения; идеи о возможностях, ресурсах профилактики девиантного поведения в детско-молодежной среде; модели профилактики девиантного поведения детей в условиях образовательных организаций; рекомендации и конкретные предложения по реализации профилактической работы. На основе анализа обозначены уровни профилактики (первичная, вторичная, третичная), субъекты и направления, охарактеризованы этапы (целевой, организационный, технологический, оценочный), модули (модуль медицинской информации, модуль социологической информации, модуль правовой информации, модуль социокультурной информации, модуль психологической информации, модуль педагогической информации), компоненты (ценностно-ориентационный, познавательный, эмоционально-волевой, поведенческий, рефлексивный) и технологии профилактики девиантного поведения детей (технология организации социальной среды, информационная технология, технология активного обучения социально важным навыкам и формирования социально важных характеристик, технология организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, технология воспитания здорового образа жизни, технология активации личностных ресурсов). В заключении сформулированы выводы о необходимости разрешения терминологических противоречий и важности дальнейшей систематизации научных данных, связанных с предупреждением и коррекцией девиантного поведения несовершеннолетних.
Веретенникова В. Б. Модель проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов − будущих педагогов дошкольных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 10 (октябрь). – С. 19–35. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211065.htm
ART 211065
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11065
Просмотров: 1522
Одной из актуальных проблем российского высшего педагогического образования является необходимость его индивидуализации как способа повышения мотивации студентов к овладению универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. По мнению автора статьи, решение этой многоаспектной проблемы связано с разработкой индивидуальных учебных планов опережающего характера и проектированием на их основе индивидуальных образовательных траекторий (далее – ИОТ), реализующих обучающий потенциал самостоятельной работы студентов, возможности педагогики сотрудничества и учитывающих наклонности и интересы обучающихся в освоении видов и задач педагогической деятельности. Цель – представить авторскую модель проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов – будущих педагогов дошкольных организаций, предусматривающую использование дистанционных образовательных технологий при организации самостоятельной работы обучающихся. На основе анализа научно-педагогической литературы предложена модель, учитывающая методологические подходы: компетентностный, системный, личностно ориентированный и квалиметрический, позволяющие спроектировать и реализовать ИОТ принципы профессиональной направленности, мотивации, самоорганизации и опережающей подготовки. В качестве главного инструментария исследования был выбран метод педагогической квалиметрии – групповой экспертной оценки, позволяющий алгоритмизировать процедуры оценивания и измерения. Также задействован метод моделирования и проектирования. Предложена модель проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов – будущих педагогов дошкольной организаций на основе индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с преподавателями. Подробно описана разработка этой модели для создания организационно-педагогических условий формирования и развития универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций с учетом личностных интересов и потребностей студентов, которая отличается от большинства других, также позволяющих провести мониторинг качества образовательного процесса. Материалы исследования могут быть полезны администрации и преподавателям вузов при организации образовательного процесса по индивидуальным образовательным траекториям. Проектирование ИОТ может быть использовано при соответствующей адаптации в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных организаций.
Воронина Л. А. Обоснование понятия экстралингвистической (фоновой) интерференции в обучении корейскому языку как иностранному // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 10 (октябрь). – С. 36–47. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211066.htm
ART 211066
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11066
Просмотров: 1193
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью пейоративной интерференции, вследствие чего некоторые ошибки обучающихся корейскому языку русскоязычных студентов остаются непроясненными. Установлено, что большая часть таких ошибок имеет ярко выраженный культурный контекст, поэтому необходимым представляется тщательное исследование уже существующих культурно связанных интерференций, учет которых в отборе и организации обучения корейскому языку позволит предотвратить ряд ошибок в речи русскоязычных обучающихся. Целью статьи является всестороннее описание одного из видов психолингвистических процессов, сопровождающих овладение корейским языком русскоязычными студентами языковых и неязыковых факультетов, которому было дано название «экстралингвистическая (фоновая) интерференция». Для достижения поставленной цели были использованы теоретические (анализ литературы по теории и методике обучения иностранным языкам и смежным наукам; анализ ошибок; синтез результатов исследования и описание; систематизация) и эмпирические (изучение и обобщение опыта обучения; научное наблюдение за процессом усвоения корейского языка русскоязычными обучающимися и беседа с ними; умеренный вариант гипотезы контрастивного анализа; семный и семемный анализ корейских лексических единиц) методы исследования. Сформулирован ряд выводов о характерных особенностях экстралингвистической (фоновой) интерференции, в том числе представлено ее отличие от лексико-семантической интерференции. В результате сделано заключение о необходимости учета нового вида интерференции, который подводит к иному, чем общепринятый подход, отбору и организации содержания обучения. Определено дальнейшее направление исследования по введению нового вида интерференции в теорию и методику обучения иностранным языкам. С теоретической точки зрения материал статьи может быть полезен для проведения дальнейших исследований в рамках соизучения языка и культуры. Представленное в статье понятие экстралингвистической (фоновой) интерференции может выступить ориентиром для сопоставления лингвокультур в методических целях.
Ключевые слова:
экстралингвистическая (фоновая) интерференция, обучение корейскому языку
Баклашова Т. А., Булатбаева К. Н. Объединяя теорию и практику в подготовке учителей французского языка в условиях COVID-2019: кейсы университетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 10 (октябрь). – С. 48–63. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211067.htm
ART 211067
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11067
Просмотров: 1114
Актуальность данного компаративного исследования, посвященного теоретико-практической подготовке будущего учителя французского языка в условиях распространения коронавируса (COVID-2019), обусловлена вызовом пандемии для образовательных институтов, мировыми трендами развития педагогического образования, национальными приоритетами реализации профессионально-педагогической подготовки учителя французского языка в России и Казахстане, а также образовательными стратегиями вузов вышеуказанных стран (Казанский федеральный университет, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева). Цель исследования – осуществить анализ институциональных контекстов образования будущих учителей французского языка в условиях распространения коронавируса (COVID-2019), изменений в отношении содержательного и процессуального аспектов, а также оценочного компонента их профессиональной подготовки; осуществить оценку влияния условий пандемии на качество подготовки будущего учителя французского языка, сформированность навыков его преподавания; выявить и обосновать ряд принципов профессиональной подготовки будущего учителя французского языка. Исследование опирается на системный и деятельностный подходы. Данные для исследования предоставили 20 преподавателей и 44 студента университетов России и Казахстана. Авторами осуществлялся анализ научной литературы, рефлексивно-систематический анализ педагогической деятельности, факторный качественный анализ полуструктурированных интервью с агентами образовательного процесса (студентами и педагогами). Результаты исследования свидетельствуют о потенциале интеграции теоретической и практической подготовки будущего учителя французского языка в условиях пандемии при соблюдении принципов модульности, полимодальности (мультимедийности), преемственности контента дисциплин и практик, диалоговости агентов образования, сопряжения оценочных средств теоретических и практических дисциплин. Особую трудность в обучении будущих учителей французского языка представляет переход с очного режима обучения на дистант, наличие лакун в области цифровой дидактики. Результаты исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ по подготовке учителей французского языка, реализации совместных исследований в области сравнительной педагогики.
Психология
Куликова Е. А. Психологические аспекты сопротивления изменениям в организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 10 (октябрь). – С. 64–74. – URL: http://e-koncept.ru/2021/212014.htm
ART 212014
DOI 10.24412/2304-120X-2021-12014
Просмотров: 1402
Для большинства организаций актуальна проблема сопротивления персонала изменениям. Учет социально-психологических факторов позволяет реализовать мероприятия по подготовке работников к преобразованиям и наиболее эффективно осуществлять управление организационными изменениями. Цель работы – обобщение взглядов на природу восприятия людьми изменений и воздействия перемен на личность; определение основных личностных причин неприятия нововведений и факторов, способствующих формированию негативного отношения к ним. Основные результаты исследования: выявлена связь между индивидуально-психологическими характеристиками работника и его готовностью к участию в процессах преобразований; сформулированы рекомендации по снижению сопротивления персонала изменениям в организации.
Экономика
Самотейкина Н. В. Особенности формирования и использования суверенных фондов как государственного денежного ресурса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 10 (октябрь). – С. 75–81. – URL: http://e-koncept.ru/2021/213011.htm
ART 213011
DOI 10.24412/2304-120X-2021-13011
Просмотров: 1148
На сегодняшний день все более актуальным становится развитие инструментов поддержания стабильности экономики в период кризисов, в связи с чем растет интерес к изучению суверенных фондов. Автор характеризует основные особенности формирования и использования суверенных фондов, в частности, как государственного денежного ресурса. Суверенные фонды становятся одним из важнейших инструментов поддержания стабильности экономики и развития страны. Целью данного исследования является определение особенностей современных крупных суверенных фондов и принципов их использования в современных условиях. Все это позволит определить эффективность суверенных фондов в современном мире и выработать рекомендации по их развитию.
Кистанов В. Ю. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости коммерческой организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 10 (октябрь). – С. 82–88. – URL: http://e-koncept.ru/2021/213012.htm
ART 213012
DOI 10.24412/2304-120X-2021-13012
Просмотров: 1910
Информация о финансовой устойчивости коммерческой организации представляет широкий интерес для внутренних (собственники, менеджмент) и внешних (кредиторы, инвесторы) пользователей бухгалтерской отчетности. Целью настоящей статьи послужило рассмотрение методики анализа индикаторов финансовой устойчивости и оценки платежеспособности хозяйствующего субъекта в краткосрочном и долгосрочном периодах. Последовательно изложены приемы исследования основных параметров финансовой стабильности предприятия. Систематизированы базовые финансовые коэффициенты, характеризующие балансовую ликвидность, платежеспособность и устойчивость коммерческой организации.