№ 09 (сентябрь)
Статей: 9
Читателей: 8910
Педагогика
Ноздров П. А. Развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221060.htm
ART 221060
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11060
Просмотров: 1015
Актуальность исследования обосновывается социальным запросом, выраженным в отечественных и зарубежных нормативно-правовых документах, связанных с развитием профессиональной, коммуникативной компетенций, улучшением качества образования посредством личностно ориентированных технологий обучения и, как следствие, развитием возможности участия граждан в непрерывном образовании. Целью эксперимента являлось изучение эффективности развития иноязычной коммуникативной компетенции педагога посредством применения технологии квазипрофессиональной деятельности. В основу исследования легли компетентностный и личностно ориентированный подходы, теория предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL), технология квазипрофессиональной деятельности, являющаяся частью теории контекстного обучения А. А. Вербицкого, а также отражающая идеи зарубежного подхода к обучению на основе симуляции (simulation-based learning). Эксперимент следует классифицировать как естественный, так как за исключением экспериментального курса учебный план, осваиваемые дисциплины и количество часов обучения оставались идентичными для всех групп, участвующих в исследовании. Программа предмета составлена на основе запросов студентов и диагностической работы с опорой на структуру профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в контексте педагогического образования. Проверка объективности выводов была совершена при помощи вычисления U-критерия Манна – Уитни. Результаты исследования подтвердили гипотезу об эффективном развитии указанной компетенции посредством применения технологии квазипрофессиональной деятельности. Помимо того, было установлено влияние субъективных факторов на результаты квазипрофессиональной деятельности. К их числу относятся: желание продолжить обучение в магистратуре, оценка качества образования в вузе, самооценка уровня развития компонентов компетенции. Студенты, желающие продолжить обучение в магистратуре, а также более высоко оценившие упомянутые факторы, продемонстрировали более высокие результаты по итогам контрольного оценивания. Результаты статьи могут быть использованы для дальнейшего изучения субъективных факторов, влияющих на эффективность квазипрофессиональной деятельности. Модель развития данной компетенции, отраженная в настоящей и предшествующих статьях автора, может быть применена при обучении бакалавров, а также на курсах повышения квалификации.
Мамонтова Н. Ю. Интеграция технологии формирования гибких умений в обучение иностранным языкам в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 17–34. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221061.htm
ART 221061
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11061
Просмотров: 936
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки современных педагогических технологий обучения иностранным языкам в техническом вузе. Очевидна объективная потребность в обновлении содержания, методов и принципов иноязычного обучения, их ориентации на формирование социально и профессионально важных умений, востребованных в динамично меняющемся мире. В современных научно-педагогических исследованиях подобного рода межличностные, коммуникативные и аналитические умения принято называть термином “soft skills”, в контексте данного исследования soft skills интерпретируются как гибкие умения. В результате проведенной работы реализована цель исследования – изучить и интерпретировать концепции, дефиниции, содержание термина “soft skills” (гибкие умения), определить методическое обоснование и возможности их интеграции в структуру универсальной коммуникативной иноязычной компетенции обучающихся в процессе имплементации образовательной технологии формирования гибких умений (soft skills) в обучение иностранному языку в техническом вузе. Описана структура и принципы педагогической технологии с учетом психолого-дидактических, организационно-методических, оценочно-рефлексивных особенностей формирования гибких умений (soft skills) в данном исследовании. Определен научно-методический потенциал исследуемого вопроса в рамках дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе. Теоретической значимостью статьи является предложенная авторская интерпретация термина “soft skills” (гибкие умения) как комплекса надпрофессиональных умений, которые гарантируют качественное межличностное взаимодействие, отвечают за успешные академические результаты, повышают жизненный комфорт и в перспективе обеспечат обучающимся эффективную реализацию в профессиональной деятельности. В новом сочетании обозначены ведущие методы исследования: метод кейса и метод проекта. С научной точки зрения обосновано, что возможность их совместного использования как метода кейс-проекта обеспечивает синергетический образовательный эффект за счет вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность в процессе изучения конкретных кейсов с примерами успешных ситуаций проявления гибких умений. Одновременно с этим происходит совершенствование коммуникативных умений на иностранном языке в процессе реализации проекта. Практическая значимость обеспечена результатами исследования, которые представлены в различных форматах, соответствующих педагогическим, психологическим и методическим целям интеграции технологии формирования гибких умений в образовательный процесс обучения иностранным языкам в техническом вузе.
Кошелева И. Н. Формирование автономии студентов, способствующей расширению словарного запаса, в процессе обучения английскому языку на примере неязыкового вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 35–51. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221062.htm
ART 221062
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11062
Просмотров: 1051
В быстро меняющихся условиях как учебного, так и рабочего процесса навыки самостоятельного обучения скорее необходимость, нежели желаемое требование к его участникам. Актуальность исследуемой проблемы определяется спецификой обучения английскому языку в конкретном неязыковом вузе, где от студентов требуется высокий уровень владения языком, а учебная нагрузка подразумевает большой объем самостоятельной работы при освоении лексического материла. Более того, возрастающая тенденция к переходу на онлайн-обучение создает необходимость формирования у студентов навыков автономной деятельности. Следовательно, целью статьи является описание условий развития учебной автономии, способствующих расширению словарного запаса у студентов неязыкового вуза. Исследование проведено с позиции теории конструктивизма, основополагающим принципом которой является то, что знание создается человеком с опорой на имеющийся опыт и во взаимодействии с другими людьми. Кроме этого используются основы лексического подхода, где акцент делается не на значительное количество упражнений с целью полного освоения лексики, а на практику, распределенную во времени. Анализ научной литературы по теме позволил автору статьи выделить основные компоненты учебной автономии, ориентированные на увеличение словарного запаса обучающихся: передача преподавателем контроля студентам над своим обучением, применение студентоцентрированного подхода, овладение стратегиями освоения лексики и навыками саморефлексии, формирование навыков взаимного оценивания, использование принципов коллаборативного обучения, повышение мотивации, фасилитаторский стиль преподавателя. Обсуждение каждого компонента сопровождается практическими рекомендациями. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявленные семь компонентов автономной деятельности закладываются в модель формирования учебной автономии, что способствует переосмыслению отношений преподаватель – студент и предоставлению обучающимся свободы выбора и большей ответственности за свое обучение. Практическая значимость статьи заключается в возможности организации эффективной работы со словарным запасом иностранного языка средствами учебной автономии и адаптации ее компонентов под учебные цели и задачи языковых курсов.
Моисеева Н. А., Полякова Т. А. Задачи информационно-математического моделирования как средство реализации междисциплинарной интеграции в преподавании математики и информатики в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 52–64. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221063.htm
ART 221063
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11063
Просмотров: 987
Одна из особенностей современного этапа развития информационного общества – интенсивная цифровизация, появление которой обусловлено совершенствованием, эволюцией новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и ростом цифровых технологий четвертой промышленной революции (Industry 4.0). В связи с этим дигитализация является одним из факторов трансформации национального инженерного образования. В статье анализируется значимость междисциплинарного подхода к современной подготовке будущих специалистов инженерно-технического профиля, а также обосновывается важность взаимной интеграции знаний на уровне ИКТ и фундаментальных технических наук на примере интеграции дисциплин «Информатика» и «Математика» посредством информационно-математического моделирования. Цель работы – выявить влияние цифровизации на теоретико-методологические основы междисциплинарного подхода в национальном инженерном образовании. В исследовании применялся общенаучный диалектический метод, теоретико-методологический анализ и обобщение содержания математической, информационной, педагогической, методической, научно-технической литературы в области зарубежного и национального инженерного образования. По результатам проведенного исследования предложено понятие интегрированного учебного задания по математике и информатике, в основу которого положен содержательно-деятельностный подход к информационно-математическому моделированию; выявлена и обоснована типология интегрированных учебных заданий по информатике и математике в соответствии с видами профессиональной деятельности специалистов инженерно-технического профиля. Показана значимость и роль информационно-математического моделирования в качестве одного из базисных (фундаментальных) методов решения интегрированных учебных заданий. Выявлена необходимость развития междисциплинарного подхода к подготовке будущих инженеров технического профиля в условиях цифровой экономики России.
Толмачёва М. И., Бакулин В. Н. Методические проблемы омонимии и синонимии при освоении студентами терминологии физической науки как специфического языка, аналогичного новому иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 65–78. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221064.htm
ART 221064
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11064
Просмотров: 880
Актуальность данного исследования обусловлена трудностью распознавания студентами синонимичных и омонимичных физических величин и их обозначений. Язык науки подобен языку иностранному, в нем своя лексика, своя грамматика. Овладение им – залог успешной профессиональной деятельности. Проблеме грамотного использования студентами научной терминологии, а также проблеме ассоциирования бытовых объектов с научными, в частности с техническими, устройствами и посвящена данная статья. Цель исследования: определить у студентов уровень владения терминологическим аппаратом, а также наличие способности идентифицировать физические объекты; выявить эффективные приемы запоминания физических терминов, физических величин и их обозначений. В статье представлен анализ происхождения названий физических и технических устройств, приведены примеры использования синонимов, паронимов, омонимов в физическом языке. Исследование проводилось среди студентов I и II курсов физических и нефизических специальностей. В качестве задания предлагались несколько вариантов тестов: 1) установить ассоциацию предложенных на иллюстрациях бытовых предметов с частями технических устройств; 2) перечислить все возможные значения приведенных слов; 3) перечислить разные обозначения-синонимы для одной и той же физической величины; 4) перечислить физические величины-омонимы, обозначаемые одним и тем же символом. Анализ ассоциаций по картинкам показал лишь частичную осведомленность о технических устройствах и сложность применения синонимов при их описании. Количественные результаты теста без картинок для различных специальностей оказались примерно одинаковыми, однако студенты-физики давали более четкие определения и с большим количеством вариантов интерпретации терминов. Оценка второй группы тестов на проверку и предъявление профессиональных знаний по физической терминологии привела к выводу, что в основном студенты-физики дают верную характеристику предложенным величинам, а некоторые предлагают собственные варианты омонимов и синонимов; в то же время владение терминологическим аппаратом студентами нефизических специальностей гораздо скуднее. Это говорит о том, что остаточные знания даже только об обозначениях физических величин без подкрепления на практике очень быстро теряются. Теоретическая значимость исследования состоит в расширении границ понимания языка физики, в обнаружении фактов сходства научного языка с иностранным, а также в выявлении условий восприятия и применения заимствованных из других языков физических терминов и обозначений. Результаты исследования могут служить основой для разработки рекомендаций по успешному усвоению физической терминологии, а также разработки дидактических средств, включающих материалы межпредметного характера, с возможностью использования на занятиях как по физике, так и по русскому языку.
Психология
Исупова Т. Н. Исследование особенностей применения инфографики для развития креативного мышления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 79–90. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222011.htm
ART 222011
DOI 10.24412/2304-120X-2022-12011
Просмотров: 922
Поддержка формирования креативного мышления личности – одна из составляющих работы педагога-психолога. Необходимость учитывать в плане такой работы особенности и интересы учащихся, требования системы образования обусловливает важность деятельности специалистов по поиску новых средств для развития обучающихся. Цель статьи – исследовать особенности применения сервисов инфографики для развития креативного мышления. Выявленные условия, выполнение которых обеспечивает эффективность включения средств когнитивной визуализации, позволяют говорить об их значительном дидактическом потенциале для формирования креативного мышления.
Ключевые слова:
творчество, визуализация, запоминание информации, мнемические операции и приёмы, сервис wordart
Экономика
Симашенков П. Д. Креативная экономика: панацея или паллиатив? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 91–100. – URL: http://e-koncept.ru/2022/223008.htm
ART 223008
DOI 10.24412/2304-120X-2022-13008
Просмотров: 1032
Актуальность темы определяется усилением интереса к трендам человеко-ориентированной «креативной экономики» и «управления по ценностям». Цель исследования – критический анализ и выявление внутренних противоречий в обозначенных парадигмах. Изучая характеристики человеческого капитала, житейские установки обитателей BANI-мира и специфику их интеракций, автор приводит доказательства утопичности доктрины «Общества 5.0» и паллиативного характера цифровой инноватики и коммерц-креатива. По мнению автора, креативная экономика обладает значительным потенциалом распространения, но не развития – в силу ограниченности задач и экстенсивности методов.
Боровских Н. В. Вовлеченность населения в цифровое пространство: тенденции и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 101–106. – URL: http://e-koncept.ru/2022/223009.htm
ART 223009
DOI 10.24412/2304-120X-2022-13009
Просмотров: 927
Изучение вовлеченности населения в цифровое пространство позволяет принять обоснованные управленческие решения по использованию информационных технологий на всех уровнях власти и работы с населением. Цель исследования состояла в определении тенденций и перспектив развития уровня вовлеченности населения в цифровую среду. В работе проведен анализ доступа к Интернету в домохозяйствах страны, применения различных типов мобильных устройств, используемых при работе в интернет-пространстве, также проведена оценка имеющихся цифровых навыков различного уровня и содержания.
Ключевые слова:
пространство, мобильные устройства, цифровые навыки, цифровая среда, ar-очки, детская аудитория интернета
Артюхина Е. А., Квон Г. М. Реализация инвестиционной политики в системе обеспечения экономической безопасности региона: анализ факторов и угроз // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 107–118. – URL: http://e-koncept.ru/2022/223010.htm
ART 223010
DOI 10.24412/2304-120X-2022-13010
Просмотров: 1160
Актуальность выбранной темы исследования обусловливается важностью обеспечения экономической безопасности региона, которая в данной статье рассмотрена в контексте реализации проводимой инвестиционной политики. Основные мероприятия инвестиционной политики направлены на сохранение и рост уровня экономической безопасности, однако необходимо учитывать тот факт, что она зависит от большого количества внутренних и внешних факторов, оказывающих на нее разнонаправленное влияние. Цель статьи – исследование теоретических подходов к изучению термина «экономическая безопасность» на уровне региона, а также выявление факторов и угроз, влияющих на инвестиционную политику, рассматриваемую в системе обеспечения экономической безопасности региона. В работе также представлен алгоритм оценки критериев уровня экономической безопасности, отражающий непосредственную связь с инвестиционной политикой.