Дидактический потенциал интерактивных лент времени для развития творческого мышления школьников в условиях дополнительного образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвеев
В.
В.,
Ефименко
И.
С.,
Грибков
Д.
Н. Дидактический потенциал интерактивных лент времени для развития творческого мышления школьников в условиях дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2023. – № 08 (август). – С.
32–48. – URL:
http://e-koncept.ru/2023/231070.htm.
Аннотация. Важной задачей, стоящей перед педагогом цифровой школы, является подготовка выпускника, способного использовать полученные знания в дальнейшей жизнедеятельности и генерировать новые идеи, предлагать нестандартные решения, выходить за рамки привычных шаблонов и обстоятельств. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности применения сервисов таймлайн для развития творческого мышления школьников в условиях дополнительного образования. Цель исследования – изучить дидактический потенциал интерактивных лент времени на занятиях в системе дополнительного образования для развития творческого мышления школьников. Методология основывается на выявлении возможностей дополнительного образования и информационных технологий для формирования компонентов творческого мышления личности; на уточнении программы занятий и методов организации деятельности в студиях при создании лент времени. Научная новизна заключается в том, что обосновывается дидактический потенциал применения таймлайн как разновидности инфографики в отношении каждого из компонентов в структуре креативности: гибкости, оригинальности, разработанности, беглости. Теоретическая значимость: выявлены дидактические возможности сервисов таймлайн в условиях дополнительного образования, способствующих развитию творческого мышления за счёт интерактивного представления, многократного использования, мультимедийности, технического минимализма. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра креативных индустрий Орловского государственного института культуры, в студиях «В теме» и «Перспектива». Для создания лент времени был выбран сервис Timeline JS. При диагностике и оценке сформированности мышления использовалась методика Ф. Вильямса (адаптированная Е. Е. Туник). В качестве метода статистической обработки использован критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. В результатах представлена программа занятий, методы организации деятельности в студиях при создании лент времени: отображение фактов в хронологическом порядке, составление алгоритмов, создание биографий, представление статистики. Сформулированы трудности, которые осложняют использование сервисов: управление временными ресурсами, необходимость разработки критериев эффективного применения веб-приложений. Полученные результаты могут быть использованы на занятиях в системе дополнительного образования для профориентационной работы, организации свободного времени и поддержки интеллектуального развития школьников.
Ключевые слова:
творческая деятельность, исследование, информационное взаимодействие, интеллектуальное развитие, цифровая технология, шкала времени, timeline js