№ 08 (август)
Статей: 10
Читателей: 7085
Педагогика
Ефремова Н. Ф. Доказательно аргументированный подход к оцениванию компетенций в профессиональном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 1–14. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231068.htm
ART 231068
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11068
Просмотров: 859
В статье на основе анализа научных работ отечественных и зарубежных авторов представлено текущее состояние теории и практики оценки компетенций студентов. Отмечены трудности оценивания сложных, глубоко латентных и междисциплинарных по своей природе образовательных результатов обучающихся в терминах компетенций при освоении основных образовательных программ профессионального образования. Актуальность исследования обусловлена потребностью повышения надежности оценок. Цель исследования – показать новые подходы к проектированию, конструированию и применению оценочных средств по моделям доказательной аргументации с опорой на теорию и практику педагогических измерений, обеспечивающих справедливость оценочного процесса и аутентичность результатов оценки. Новизна исследования заключается в системном представлении алгоритма проектирования и моделирования доказательно аргументированной оценочной процедуры с включением планируемой деятельности студентов при выполнении задания. Расширены представления о методологии доказательно аргументированной оценки компетенций в целях повышения надежности и аутентичности результатов. Показано, что тенденции развития контрольно-оценочной деятельности направлены на укрепление связи между обучением и дизайном оценки, ориентированной на фактические данные. Важным этапом нового подхода к оцениванию компетенций является проектирование инструмента оценки на основе моделирования элементов оценки и использования ситуативных задач. При этом моделирование оценочного конструкта предметной области и планируемой деятельности испытуемых в процессе их взаимодействия с оценочным средством является системообразующим элементом инструмента оценки, деятельность обучающихся в ситуации оценочной процедуры обеспечивается использованием симуляций в цифровой среде. Анализ и самооценка результатов становятся обязательными составляющими в оценочном процессе.
Ключевые слова:
моделирование, доказательства, цифровая среда, оценка компетенции, дизайн оценочных средств, аргументации
Борзова Е. В., Шеманаева М. А. Практические занятия по иностранным языкам в методической теории и в представлении преподавателей университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 15–31. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231069.htm
ART 231069
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11069
Просмотров: 726
В дидактических и методических исследованиях рассматривается широкий спектр вопросов по организации эффективного образовательного процесса. При этом и теоретики, и практики отмечают недостаточную связь между теоретическими и практическими составляющими педагогической науки. Цель данной статьи – выявить и проанализировать на эмпирическом уровне имеющиеся корреляции теоретических положений современной методики иноязычного образования в университете с их практической реализацией на занятиях. Авторы статьи провели обобщенный анализ литературы по ведущим подходам к организации иноязычного образования и, используя метод содержательной интеграции, определили доминирующие теоретические положения, которые должны быть ориентирами для преподавателей при проектировании практических занятий по иностранному языку в университете. Далее проводился опрос преподавателей иностранного языка университета, цель которого – выявить, соответствуют ли их практические решения ведущим теоретическим тенденциям современной методики иноязычного образования. Проведенное исследование показало, что более половины преподавателей университета предпочитают комбинированное использование учебников как стержня всего практического курса по иностранному языку, дополняя его материалами и различными педагогическими инструментами. Основными мотивами преподавателей при этом выступают стремление повысить эффективность занятий за счет ориентации на конкретных обучающихся и повышение их вовлеченности в коммуникативную и интеллектуальную деятельность на занятии. Доминирующей идеей преподавателей при выборе содержания и инструментария выступает рациональное обеспечение вариативности (разнообразие содержания, действий студентов, педагогических инструментов) для культурного насыщения образовательной среды и расширения возможных интеракций посредством изучаемого языка. Результаты исследования показывают, что большинство преподавателей иностранного языка в университете знакомы с ведущими теоретическими тенденциями иноязычного образования и осознают необходимость их практической реализации. Они проявляют определенную автономию и творческий подход при проектировании своих занятий, стремясь вовлечь студентов в образовательную деятельность. Можно также определить, какие теоретические положения методических исследований следует подкрепить более детальными практическими разработками и каким аспектам взаимодействия теории и ее практической реализации необходимо уделять внимание при повышении квалификации преподавателей иностранного языка университета.
Матвеев В. В., Ефименко И. С., Грибков Д. Н. Дидактический потенциал интерактивных лент времени для развития творческого мышления школьников в условиях дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 32–48. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231070.htm
ART 231070
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11070
Просмотров: 725
Важной задачей, стоящей перед педагогом цифровой школы, является подготовка выпускника, способного использовать полученные знания в дальнейшей жизнедеятельности и генерировать новые идеи, предлагать нестандартные решения, выходить за рамки привычных шаблонов и обстоятельств. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности применения сервисов таймлайн для развития творческого мышления школьников в условиях дополнительного образования. Цель исследования – изучить дидактический потенциал интерактивных лент времени на занятиях в системе дополнительного образования для развития творческого мышления школьников. Методология основывается на выявлении возможностей дополнительного образования и информационных технологий для формирования компонентов творческого мышления личности; на уточнении программы занятий и методов организации деятельности в студиях при создании лент времени. Научная новизна заключается в том, что обосновывается дидактический потенциал применения таймлайн как разновидности инфографики в отношении каждого из компонентов в структуре креативности: гибкости, оригинальности, разработанности, беглости. Теоретическая значимость: выявлены дидактические возможности сервисов таймлайн в условиях дополнительного образования, способствующих развитию творческого мышления за счёт интерактивного представления, многократного использования, мультимедийности, технического минимализма. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра креативных индустрий Орловского государственного института культуры, в студиях «В теме» и «Перспектива». Для создания лент времени был выбран сервис Timeline JS. При диагностике и оценке сформированности мышления использовалась методика Ф. Вильямса (адаптированная Е. Е. Туник). В качестве метода статистической обработки использован критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. В результатах представлена программа занятий, методы организации деятельности в студиях при создании лент времени: отображение фактов в хронологическом порядке, составление алгоритмов, создание биографий, представление статистики. Сформулированы трудности, которые осложняют использование сервисов: управление временными ресурсами, необходимость разработки критериев эффективного применения веб-приложений. Полученные результаты могут быть использованы на занятиях в системе дополнительного образования для профориентационной работы, организации свободного времени и поддержки интеллектуального развития школьников.
Гакаме Ю. Д., Головащенко В. В. Модель организации работы анимационной студии эмоционального развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 49–62. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231071.htm
ART 231071
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11071
Просмотров: 643
Актуальность исследования, представленного в статье, обусловлена потребностью учителей начальных классов в эффективных способах организации работы по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников на основе использования анимации. В современном обществе развитие универсальных компетенций у учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность приобретает особое значение. Однако образовательный процесс все еще ориентирован на предоставление готовой системы знаний, умений и навыков, которые учащиеся осваивают путем успешного прохождения учебных программ. В связи с этим необходима модернизация системы начального образования, чтобы она стала полем формирования и развития личности учащихся, которое отвечает запросам общества. Анимация является эффективным средством эмоционального развития младших школьников. Цель статьи – описание результатов проведенного педагогического эксперимента по апробированию разработанной модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников. Результаты исследования представляют практический интерес для учителей начальных классов, которые могут использовать модель организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников, «Дневник эмоций» в работе. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методических пособий и дидактических материалов для начальной школы. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об эмоциональном развитии; определении структурных компонентов системы, их содержательного наполнения, которые были включены в описанную модель организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников. Практическая значимость данного исследования состоит в разработке модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников, реализованной на практике, учебных заданий для младших школьников, «Дневника эмоций» как средства работы в анимационной студии.
Лукашенко Е. С. Практика организации профессионально ориентированного обучения английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 63–76. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231072.htm
ART 231072
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11072
Просмотров: 646
Актуальность статьи обусловлена неослабевающим интересом к проблеме языковой подготовки обучающихся нелингвистических направлений и специальностей. Понимание того, что изучение иностранного языка может и должно быть сопряжено с решением профессиональных задач, делает языковую подготовку неотъемлемым компонентом процесса приобретения обучающимися профессиональных компетенций. Целью исследования является критический анализ разработанной рабочей программы, ее содержания, что позволяет представить целостную картину существующей практики организации профессионально ориентированного обучения. Статья посвящена рассмотрению особенностей организации процесса обучения английскому языку для специальных целей в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова на примере дисциплины «Иностранный (английский) язык в профессиональной сфере» для направления подготовки 38.03.01 Экономика. В основе исследования лежит анализ основных компонентов методического обеспечения учебного процесса. Исследование позволило выявить основные особенности организации процесса обучения английскому языку для студентов-нелингвистов, преимущества профессионально ориентированного обучения, а также основные проблемные аспекты. Хорошо продуманная, рациональная организация процесса обучения значительно повышает уровень мотивации студентов нелингвистических направлений и специальностей к изучению иностранного языка, а также способствует подготовке специалиста, востребованного на рынке труда. В статье делается акцент на необходимости коллаборации преподавателей профильных кафедр и кафедр языковой подготовки путем создания межкафедральных методических объединений, выявляются основные аспекты взаимодействия и направления совместной работы. Профессионально ориентированное обучение английскому языку – это поэтапный, многоступенчатый процесс, при котором занятия по английскому языку становятся все более узконаправленными, с одной стороны, а с другой – представляют собой продуктивное сочетание языка для специальных целей и языка для общих целей. Материал статьи может быть использован для дальнейшей разработки теории и совершенствования методики профессионально ориентированного обучения иностранному языку. Приведенные примеры заданий могут использоваться преподавателями на занятиях по английскому языку.
Алференко Д. А. Среднее профессиональное педагогическое образование как сфера развития человеческого капитала: обновление детерминации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 77–91. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231073.htm
ART 231073
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11073
Просмотров: 625
В современном мире человеческий капитал приобретает все большее значение для личности, работодателей, социума и государства. В связи с этим отечественному среднему профессиональному педагогическому образованию отводится важная роль в развитии такового, что требует осмысления источников обновления его детерминации как сферы развития человеческого капитала. Цель авторского исследования – выявление и классификация факторов, закономерностей и потенциала, обусловливающих обновление детерминации среднего профессионального педагогического образования как сферы развития человеческого капитала. Оно осуществлялось на основе антропологического подхода с использованием методов анализа, синтеза, сравнения, классификации, наблюде¬ния, опроса, экспертной оценки. Его экспериментальной базой выступили учреждения среднего профессионального педагогического образования Кемеровской области и других регионов, а также их социальные партнеры в деле развития человеческого капитала. Исследованием было охвачено 8205 респондентов. В результате установлены состояние и степень разработанности исследуемой проблематики; проанализирована эволюция детерминации отечественного среднего профессионального педагогического образования во взаимосвязи с этапами его генезиса, другими обстоятельствами и факторами; с педагогических позиций раскрыты сущностные характеристики «человеческого капитала студента»; выявлен потен-циал данного вида образования, способный обеспечить развитие человеческого капитала студента. Научная новизна результатов состоит в том, что впервые детерминация среднего профессионального педагогического образования как сферы развития человеческого капитала стала предметом научного исследования; впервые выявлены факторы, закономерности и потенциал, обусловливающие такую детерминацию в контексте педагогической сущности «человеческого капитала студента». Теоретическая значимость результатов: они представляют собой вклад в теорию среднего профессионального педагогического образования как знания об этом явлении. Практическая значимость: они могут служить теоретической основой для проектирования инновационных социально-педагогических систем и технологий развития человеческого капитала студента, для модерни¬зации социально-педагогической деятельности в отечественной системе среднего профессионального образования, в системе повышения квалификации и пе¬реподготовки профессионально-педагогических кадров, для совершенствования управления развитием данного вида образования в регионах Российской Федерации.
Ключевые слова:
развитие, человеческий капитал, сфера, среднее профессиональное педагогическое образование, детерминация
Волкодав Т. В., Волкодав Е. В. Дизайн-мышление как инструмент разработки психологических настольных игр для подростков-билингвов: дидактический потенциал дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 92–105. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231074.htm
ART 231074
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11074
Просмотров: 706
Количество иностранных студентов в Кубанском государственном университете, обучающихся по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», растет ежегодно. Это мотивирует разработчиков рабочей программы дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» постоянно совершенствовать предлагаемые методы обучения. Целью данной статьи является представление базового алгоритма разработки психологических настольных игр для подростков-билингвов с применением дизайн-мышления. В статье описывается авторский опыт методического сопровождения студентов магистерской программы «Психологическое консультирование в образовании» в процессе создания психологической настольной игры в рамках освоения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Доказано, что использование дизайн-мышления в решении кейса в процессе освоения вышеупомянутой дисциплины является эффективным, поскольку студенты учатся анализировать психологические особенности подростков и выбирать наиболее эффективные психологические методы и техники консультирования как на родном, так и на иностранном языке путем креативного подхода к созданию уникального продукта с учетом потребностей аудитории. Научно-методическая ценность работы заключается в том, что впервые предложен базовый алгоритм создания настольных психологических игр с помощью дизайн-мышления. Практическая значимость опыта создания психологических настольных игр для подростков-билингвов заключается в том, что студенты магистратуры получают возможность сформировать и развить свои практические навыки для возможного участия в программе «Стартап как диплом». Кроме того, результаты данной работы можно учитывать при составлении учебных программ и учебно-методических рекомендаций к освоению иностранного языка для специальных целей и других смежных дисциплин для будущих педагогов-психологов с целью их использования в консультативной работе.
Мухтар З. Г., Бахишева С. М. Методологическая концепция и методы интеграции технологических систем управления смешанным обучением в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 106–118. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231075.htm
ART 231075
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11075
Просмотров: 727
В условиях трансформации высшего образования сегодня становятся актуальными вопросы смешанного обучения. Целью исследования является разработка методологической концепции и модели интеграции технологических систем управления смешанным обучением в вузе. В статье проанализирован зарубежный и отечественный опыт смешанного обучения, раскрыт потенциал применения цифровых образовательных технологий на основе разработки интегрированной модели систем управления смешанным обучением в вузе. Теоретическая значимость исследования обусловливается определением методологической концепции интеграции цифровых образовательных ресурсов смешанного обучения на основе анализа мировой науки и практики. Практическая значимость представлена предложенной системой управления смешанным обучением на основе интеграции технологических систем управления LAMS, LMS, CMS, которая позволит обеспечить целостный подход к реализации процедур по организации, контролю, оценке и внесению изменений в образовательный процесс вуза. Наряду с этим в данной работе определены критерии уровня готовности участников образовательного процесса к использованию технологий смешанного обучения и проанализированы полученные результаты. В качестве методологических оснований исследования выступают положения системного, конструктивистского, компетентностного, проектного, мультимодального подходов. На основе методов систематизации и проектирования разработаны технологическая учебная среда, системы управления, компоненты и структура модели смешанного обучения. В результате сопоставления и синтеза изученных нормативных документов и научной литературы сформулированы выводы, проведена систематизация и обработка полученных данных эмпирического исследования. В качестве результата первого этапа исследования выступает определение методологической концепции и методов интеграции технологических систем управления смешанным обучением. Промежуточные результаты являются предпосылкой для дальнейшего моделирования структуры и содержания внедрения смешанного обучения в вузе.
Глузман Н. А., Безносюк Е. В. Научно-теоретический базис проектирования индивидуальной образовательной траектории будущих специалистов в контексте развития высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 119–131. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231076.htm
ART 231076
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11076
Просмотров: 646
Современная система высшего образования находится на этапе активной модернизации ее внутренней структуры в целом, что обусловлено новыми, актуальными требованиями экономической сферы и «социальным заказом» государства на подготовку конкурентоспособных специалистов с развитыми трансверсальными компетенциями и способностью ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях. Цель данной статьи заключается в определении понятия «индивидуальная образовательная траектория» и родственных ей категорий; рассмотрении преимуществ использования индивидуальной образовательной траектории (далее – ИОТ) в учебном процессе высшей школы в историческом контексте. Для достижения поставленной цели использованы ведущие методологические подходы, среди которых важное место отведено системному, аксиологическому, личностно ориентированному и рефлексивному подходам. В статье проведен подробный теоретический анализ проблемы внедрения индивидуальной образовательной траектории в систему высшего образования. Обоснована актуальность реформирования системы высшего образования в контексте внедрения ИОТ с опорой на нормативно-правовой аспект данного направления. Проведен ретроспективный анализ зарубежного и отечественного опыта развития идей индивидуализации высшего профессионального образования в нашей стране. Дан подробный анализ опыта внедрения индивидуальной образовательной траектории в ведущих вузах Российской Федерации с определением структуры программ обучения и преимуществ внедрения ИОТ. Обоснована теоретическая значимость внедрения индивидуальной образовательной траектории в соответствии с программой поддержки университетов «Приоритет-2030». Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании содержательного аспекта дефиниции «индивидуальная образовательная траектория»; анализе семантического соотнесения данного понятия с родственными терминами «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная программа»; синтезе преимуществ внедрения индивидуальной образовательной траектории в ведущих высших образовательных организациях Российской Федерации. Практическая значимость статьи заключается в определении теоретической основы для дальнейшего построения экспериментального исследования внедрения индивидуальной образовательной траектории в ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского».
Жарина О. А., Забазнова Ю. О. Аутентичный видеоконтент как средство обучения английскому языку в старших классах (на примере сериала «Black Mirror») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 132–144. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231077.htm
ART 231077
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11077
Просмотров: 782
Актуальность использования аутентичного видеоконтента в дидактических целях вызвана объективными условиями развития современной образовательной среды, которые влекут за собой необходимость расширения содержания и средств обучения за счет безграничных возможностей информационных технологий. В настоящее время методисты в области преподавания иностранного языка не отрицают наличия методического потенциала у мультимодальных текстов, так как они мотивируют учащихся к изучению иностранного языка, однако в современной методической литературе наблюдается недостаток практических рекомендаций по построению системы обучения на их основе. Цель данного исследования состоит в разработке методических рекомендаций по оптимизации обучения английскому языку в старших классах посредством аутентичного видеоконтента как разновидности мультимодального текста и комплекса коммуникативных заданий на примере сериала “Black Mirror”. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области сериального дискурса и методики работы с мультимодальными текстами. В статье рассматриваются различные аспекты использования англоязычных сериалов в процессе обучения английскому языку как иностранному, а также анализируется роль технологий, значимость видеоконтента в образовательной сфере. Использование видео в обучении иностранному языку открывает широкие возможности как для преподавателя, так и для учащихся в освоении языка и понимании иностранной культуры. Визуальная информация помогает лучше усвоить фактическую информацию и особенности речи ввиду того, что зрительная поддержка способствует полному и точному пониманию смысла, активизирует внимание и память, а также развивает навыки аудирования и говорения. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что она консолидирует теоретические исследования по заявленной теме, вносит вклад в изучение проблемы методического потенциала мультимодальных текстов в преподавании английского языка, а также расширяет современные представления об эффективной работе с англоязычными сериалами. Предложенные авторами задания, разработанные на основе эпизода “Nosedive” англоязычного сериала “Black Mirror”, имеют практическую значимость и могут быть использованы при проведении занятий в 11-м классе в рамках изучения коммуникативной темы “Social Media”.