№ 01 (январь)

Педагогика
Баканова И. Г., Капустина Л. В. Современное развитие системы среднего профессионального образования с учетом исторического опыта России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 1 (январь). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231001.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современный мир акцентирует внимание на повышении благосостояния российских граждан, что невозможно без вклада в развитие человеческого ресурса. Следует отметить, что система среднего профессионального образования (СПО) играет значительную роль в экономическом росте страны. Поэтому представляется важным создать правильные условия для функционирования данной системы и обучения высококвалифицированных специалистов, владеющих достаточным количеством компетенций, навыков, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Целью нашего исследования являлся теоретический анализ истории развития среднего профессионального образования, предпосылок его возникновения, формирования в зависимости от запросов времени, начиная с Киевской Руси и заканчивая современностью. Именно полная историческая картина, дающая возможность сравнивать задачи и их способы решения, положительный опыт на разных временных отрезках позволяют специалистам в системе образования делать отбор лучших практик сегодня. Реалии современного мира требуют принимать во внимание высокую турбулентность во всех сферах деятельности, наличие жестких и мягких навыков для формирования преадаптивного поведения у обучающихся, чтобы быть успешным в личной и профессиональной сферах. Соответственно, внедрение разных конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства, что было распространено в Советском Союзе, и активное в них участие позволяет обучающимся развиваться, оценивать свои достижения, стремиться к лучшему. Также применяемая система дуального обучения в советские времена становится все более актуальной и сегодня. Профессионалитет в современных условиях дает возможность сократить срок обучения за счет большего количества практической работы, как это было в военное и поствоенное время на примере ПТУ И ФЗУ. Анализ статьи базируется на таких методах, как теоретический обзор и рассмотрение отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования и обобщение опыта функционирования системы СПО. Рассмотрение исторической, социально-экономической и педагогической литературы позволило оценить, как запросы времени оказывали влияние на развитие системы СПО. Сделан вывод, что широкое видение исторической ситуации дает возможность применять успешный опыт с учетом современных парадигм. В качестве результатов исследования приводятся перспективные направления развития СПО сегодня: участие в национальной программе «Образование», «Профессионалитет», внедрение дуальной системы образования, демонстрационного экзамена и разного рода конкурсов и чемпионатов по профессиональному мастерству.
Лавриненко И. Ю. Перспективы использования LMS в рамках современного высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 1 (январь). – С. 17–35. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231002.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В работе рассматривается проблема развития систем управления обучения (СУО), которая стала актуальной для современного общества благодаря процессу активного внедрения электронного обучения в образовательный процесс на разных уровнях. Цель исследования – анализ литературы, посвященной применению и тенденциям развития технологии LMS. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых. Пандемия 2019 года заставила образовательную систему поменять ориентиры и за счет развития информационно-коммуникационных технологий перейти от традиционного процесса обучения к обучению, которое может использовать онлайн-среду как основной или вспомогательный инструмент. Для реализации подобного перехода начали активно разрабатываться системы управления обучением – LMS. Теоретический анализ литературы позволил выделить положительные аспекты в использовании технологий LMS: доступность электронного обучения, персонализация онлайн-обучения, возможность отслеживать и измерять прогресс каждого пользователя, более эффективная работа с материалами и модулями образовательных курсов, новый уровень взаимодействия всех участников процесса обучения, преимущество в организации образовательного процесса с позиции учебной организации. В результате изучения также был получен материал, позволяющий выявить отрицательные моменты, связанные с использованием систем управления обучения, в частности ограничение возможностей преподавателя ресурсами используемой платформы, адаптация образовательного процесса к платформе, а не наоборот. Решение проблемы ограничений, навязываемых системами управления обучением, возможно с помощью развития и совершенствования технологий платформ LMS. В исследуемой проблематике улучшения платформ СУО центральными становятся вопросы перспективных направлений разработки систем управления обучением: аналитика обучения, отчетность с использованием больших данных (Big Data), трансформация системы управления обучением в платформу опыта обучения (LXP), развитие в области семантический спецификации для интеграции с другими системами LMS, разработка нового программного интерфейса приложений (xAPI) с целью консолидировать экосистемы различных платформ, применение мобильных технологий и интернета вещей (IoT) в использовании систем СУО, внедрение иммерсивных технологий (VR, AR). Таким образом, обучающая платформа LMS предоставляет широкий спектр ресурсов, которые помогают перейти на более высокий с точки зрения информационно-коммуникационных технологий уровень образовательного процесса.
Веретенникова В. Б. Карьерные ориентации студентов – будущих педагогов дошкольных образовательных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 1 (январь). – С. 36–47. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231003.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современные тенденции в области педагогического образования будущего определяют необходимость изменения в профессиональной подготовке студентов дошкольных организаций. При этом карьерные ориентации будущих педагогов выступают одним из базовых ресурсов решения проблем педагогического образования, которые помогают студентам формулировать собственные учебные цели, принимать решения с учетом потребностей сферы дошкольного образования и запросов рынка труда. Цель изложенного в статье исследования – в выявлении особенностей карьерных ориентаций обучающихся в учебном процессе для освоения ими профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, компетенций и эффективного формирования профессиональной направленности, связанной с профессионально-личностным самоопределением. Для достижения поставленной цели было проведено опытно-экспериментальное исследование, в котором приняли участие 28 студентов Института психологии и образования Казанского (Приволжского) университета. Методологическую основу исследования определяют методы анализа научно-педагогической литературы, анкетирование и обобщение педагогического опыта. Определение ведущих карьерных ориентаций осуществлялось с использованием опросника Э. Шейна. Обработка полученных данных производилась с помощью лицензионной версии редактора электронных таблиц Microsoft Excel 2010. В результате исследования представлены эмпирические данные по определению карьерных ориентаций будущих педагогов дошкольных организаций, иллюстрирующие индивидуализацию процесса их обучения, обеспечивающего самоуправление и самосовершенствование личности с учетом потребностей и ценностей студентов в сочетании с профильным компонентом. Материалы исследования и его результаты могут быть использованы для совершенствования учебно-методического сопровождения процесса профессионализации, а также для повышения эффективной организации самостоятельной деятельности студентов педагогического вуза, в том числе в рамках индивидуальных образовательных траекторий.
Попова О. В., Беликова Р. М., Новолодская Е. Г. Естественно-научный компонент функциональной грамотности обучающихся: теория и практика формирования и развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 1 (январь). – С. 48–66. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231004.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Вызовы современного общества диктуют новые требования к развитию системы образования в целом, а также к организации процесса обучения в школе. Одновременно с этим происходит смена модели сознания и оценки учебных достижений обучающихся, формируются новые стандарты содержания и формата школьного образования. В данном контексте необходим поиск новых путей формирования и развития функциональной грамотности обучающихся и составляющих ее компонентов. Одним из приоритетных направлений в современном российском образовании стало развитие естественно-научной грамотности школьников. В статье представлен анализ публикаций отечественных и зарубежных исследователей по проблемам понимания сущности естественно-научной грамотности обучающихся, ее формирования и развития в системе образования. Исследование имело цель на основе изучения и анализа отечественного и зарубежного опыта определить оптимальные условия и наиболее эффективные подходы в формировании естественно-научного компонента функциональной грамотности обучающихся при реализации образовательных программ основного общего образования. В исследовании были использованы теоретические методы: изучение данных научно-методической литературы, анализ и обобщение. Авторами статьи рассматривается ряд недостатков в теории и практике естественно-научного образования, актуальность эффективного использования некоторых подходов в преподавании дисциплин естественно-научного направления для повышения уровня достижений российских школьников в области естественно-научной грамотности. Раскрывается роль технопарка как инновационной образовательной среды с точки зрения формирования естественно-научной грамотности через развитие знаний, умений и навыков проектной деятельности школьников в области естественных наук. В статье описаны оптимальные условия формирования естественно-научной грамотности обучающихся, а также опыт применения STEM-подхода в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В. М. Шукшина. Полученные в ходе исследования результаты будут иметь важное теоретическое значение для учителей, преподающих дисциплины естественно-научного цикла, преподавателей организаций дополнительного образования, а также студентов – будущих педагогов, обучающихся по естественно-научным направлениям. Практические результаты могут быть использованы в процессе формирования и развития компетенций естественно-научной грамотности обучающихся.
Казанкин В. В. Специфика исторического исследования форм общего образования слепых и слабовидящих // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 1 (январь). – С. 67–81. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231005.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Историко-педагогическое исследование форм общего образования лиц с нарушениями зрения находится в проблематике общей педагогики. При этом образование данной категории лиц имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать для получения целостного и достоверного результата исследования. Внедрение инклюзивных практик в РФ, в том числе и в образовании, актуализирует необходимость изучения истории развития форм общего образования слепых и слабовидящих с точки зрения общей педагогики. Мы предполагаем, что полученные результаты могут служить отправной точкой для подобного исследования в рамках изучения форм образования иных категорий лиц, являющихся субъектом-объектом коррекционной педагогики. Целью данной статьи является определение специфики исторического исследования форм общего образования слепых и слабовидящих с точки зрения компонентов общего образования, наиболее значимых для указанной категории учащихся. Для достижения заявленной цели мы поставили следующие задачи: сопоставить цель и задачи общей педагогики и тифлопедагогики; выявить особенности планируемых результатов освоения образовательной программы общего образования лицами с тяжелыми нарушениями зрения (инвалидностью); выделить основные особенности субъекта-объекта общего образования (учащихся с инвалидностью по зрению), влияющие на потребность к исследованию форм их общего образования; сделать вывод о специфике исторического исследования форм общего образования слепых и слабовидящих. В статье проведено сопоставление цели и задач, а также планируемых результатов освоения общеобразовательной программы общей и тифлопедагогики, выделены основные особенности субъекта-объекта общего образования (учащихся с инвалидностью по зрению), влияющие на потребность к исследованию форм общего образования. Исследование истории общего образования слепых и слабовидящих строится на общенаучных подходах к историческому исследованию образования, однако включает в себя и дополнительные вопросы, связанные со спецификой процесса образования лиц с нарушениями зрения. В разрезе этого подхода в проблематику включаются особенности коррекционной работы, формирования общепринятого образа жизни и социокультурного и сенсорного воспитания. Специфика исторического и историко-генетического подхода заключается в необходимости периодизации исследуемого периода. В статье предлагается и обосновывается вариант периодизации развития форм общего образования в РСФСР в период с 1945 до 1991 года. Кроме того, такое исследование будет обусловлено историческими, политическими и социальными факторами, такими как исторические предпосылки (факты, события), государственная идеология и господствующие общественно-философские идеи.
Вылегжанина И. А. Формирование глобальной межкультурной компетентности обучающихся в системе «школа – колледж – вуз» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 1 (январь). – С. 82–99. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231006.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Сейчас миру необходимы глобально компетентные люди – способные разбираться в глобальных проблемах, понимающие и принимающие культурные различия, готовые и способные к взаимодействию. Актуальность исследования обусловлена необходимостью непрерывного формирования глобальной межкультурной компетентности на всех ступенях образования. Если для школы структура глобальной межкультурной компетентности и содержание образования определены, то для среднего профессионального и высшего образования нет: некоторые компоненты глобальной межкультурной компетентности формируются на дисциплинах, связанных с изучением иностранного языка. Системного обучения по формированию глобальной межкультурной компетентности в колледжах и вузах, как правило, не проводится. Цель статьи – обосновать необходимость целенаправленного формирования глобальной межкультурной компетентности обучающихся, определить ее структуру на этапе общего и профессионального образования, представить содержание обучения на каждом этапе системы «школа – колледж – вуз». При исследовании проблемы использовались системный и компетентностный подходы. Ключевой метод исследования – моделирование. Проанализированы категории «глобальная компетентность», «межкультурная компетентность», «глобальная межкультурная компетентность». Доказана необходимость целенаправленного формирования глобальной межкультурной компетентности на уровнях «школа», «колледж», «вуз». Теоретическая значимость статьи: дано определение термина «глобальная межкультурная компетентность», определена структура глобальной межкультурной компетентности на уровнях «школа», «колледж», «вуз» с учетом исследования PISA и требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования. Практическая значимость статьи: представлено содержание образования по формированию глобальной межкультурной компетентности в системе «школа – колледж – вуз»; разработаны курсы «Основы межкультурной коммуникации» для специальностей среднего профессионального образования и «Теория межкультурной коммуникации» для программ высшего образования; определены разделы и темы в рамках содержательных компонентов «Глобальные проблемы», «Межкультурное взаимодействие» для общего, среднего профессионального, высшего образования.
Психология
Горбушина А. В., Азарова Н. Ю. Эмпирическое исследование стратегий совладания субъективно одиноких мужчин и женщин среднего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 1 (январь). – С. 100–107. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232001.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена актуальной современной проблеме психологии личности и связана с тем, что до настоящего времени недостаточно разработаны научные представления о доминирующих стратегиях совладающего поведения у субъективно одиноких людей. В статье показано исследование стратегий совладания у субъективно одиноких мужчин и женщин среднего возраста, которые переживают состояние одиночества, но не имеют статуса одинокого человека. Анализируются особенности стратегий совладания у субъективно одиноких людей, а также различия в переживании субъективного одиночества у мужчин и женщин среднего возраста. Цель статьи – показать результаты исследования стратегий совладания с учетом возраста, пола и отношения к одиночеству. Основными стратегиями у мужчин, переживающих субъективное одиночество, являются: конфронтация, самоконтроль, планирование, позитивная переоценка. У женщин, переживающих субъективное одиночество: дистанцирование, поиск социальной поддержки. Полученные результаты могут быть применимы в психологической практике при консультировании и групповой работе с субъективно одинокими людьми.